статья "Способы увлекательного чтения в дестком саду"
статья по художественной литературе (подготовительная группа)

Анна Витальевна Яковлева

В данной статье рассказывается о способах чтения в детском саду и о том как лучше заинтересовать книгами детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья про чтение20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Способы увлекательного чтения в детском саду.

Авторы:

 Яковлева А.В.

Приучая ребенка к книге, вы не просто учите его читать, но и делаете его будущую жизнь ярче, интереснее и богаче.

Олег Рой

Всем известно о пользе чтения в целом: развитие мышления, пополнение словарного запаса, развитие воображения, грамотность, обучение и т.д. Но как же развить интерес к чтению в мире современных технологий и изобилия информации? Как заинтересовать детей чтением, если их интересуют только мультики и видеоролики в интернете? Конечно многие скажут, что много е зависит от родителей, от воспитателей в конце концов. Но вот что я вам скажу. Конечно это все правда. Самое главное - это заинтересованность в чтении взрослого человека, находящегося рядом с ребенком. Но как же заинтересовать ребенка, если и родители не очень увлекаются чтением книг?

Работая в дошкольном образовательном учреждении, могу сказать, что чтение является одним из основных видов деятельности, начиная с младших групп заканчивая подготовительной. В течении всего времени пребывания в детском саду прочитывается много разных сказок, стихов, знакомятся с выдающимися писателями и просто интересными рассказами. В подбор идут самые увлекательные и забавные, веселые, занимательные и поучительные истории как по программе обучения и так по выбору воспитателя. Во многих источниках для развития интереса к чтению указывается такой пункт для чтения: «ЧИТАЙТЕ ПЕРЕД СНОМ». Думаю, это срабатывает, когда ты с детьми дома и у тебя их не более двух или трех. Но что же делать если у тебя их тридцать? Скажу вам откровенно: «Ни разу мне удавалось уложить спать детей, читая им сказку перед тихим часом! Ни разу!» После чтения книги возникает куча вопросов. И рассмотреть картинки надо. А что там за следующий рассказ, почему этот персонаж поступил так, а не по-другому?! В общем все возможные вопросы на которые нужны ответы и которые не позволили бы им спать. Конечно же спасение есть. Можно рассказать все наизусть или же включить аудиокнигу или аудиоверсию сказки это и правда работает. Проверено на собственном опыте. В таком случае я переформулирую свой вопрос: «Как заинтересовать ребенка книгой и ее содержанием?». Почему меня заинтересовал данный вопрос? Я вам отвечу.  Одним из способов для легкой адаптации в школе, является умение читать. И конечно, образовательные программы, воспитатели и сами родители стараются дать все возможное детям, чтобы обучения детей в школе началось более спокойно, и адаптация прошла успешно.

Итак, позвольте представить вашему вниманию несколько интересных способов для знакомства детей с книгами:

  1. Читайте детям вслух. И начинайте делать это как можно раньше. Многие специалисты, опираясь на научные исследования, советуют начинать буквально с первого дня жизни ребёнка. Чем больше вы разговариваете с ним, чем больше он слышит слов вокруг себя, тем быстрее он заговорит и проникнется интересом к книгам[1].

 2. Проявите свои актёрские таланты. При этом надо не бубнить что-то несвязное себе под нос, а читать «с чувством, с толком, с расстановкой». Читайте так, словно вы — единственный актёр в большом спектакле, играющий все роли одновременно. Слова ребёнка произносите милым и забавным детским голосом, слова бабушки — старческим женским голосом, речь какого-нибудь чудовища разбавьте устрашающими нотками.

Если автор пишет, что герой прокричал, — кричите, если он прошептал — сделайте то же самое! А если он воет — то почему бы на несколько секунд не разыграть роль волка при свете луны? Вам кажется это смешным? Да, так оно и есть. Но кто сказал, что если это выглядит комичным, то это плохо? Поверьте, дети будут в полном восторге, а их искренний и заразительный смех будет разливаться по всей группе[1].

 3. Дочитайте до самого интересного места — и остановитесь. Используйте тот же приём, что и сценаристы с режиссёрами хороших сериалов. Обычно серия или весь сезон заканчивается на каком-то неожиданном, кульминационном моменте, заставляя зрителей неделями или месяцами ждать продолжения, обсуждая едва ли не каждый кадр последнего эпизода. То же самое можно сделать и в чтении книг: ребёнок будет с нетерпением ждать продолжения. А многие просто не выдержат и будут просить научить их читать как можно быстрее, чтобы узнать, чем все закончилось. Если же применить этот метод к ребёнку, который уже умеет читать, то наверняка он уже на следующее утро будет разыскивать книжку и читать её сам[1].

4. Пусть ребёнок выбирает книги сам. Сегодня издатели делают такие красивые обложки для детских книг, так красочно их оформляют, что они обязательно привлекут внимание даже самого избирательного ребёнка. Старайтесь приучать ребёнка к тому, что их везде окружают книги. Ходите с ними в книжные магазины и давайте им вдоволь побродить по рядам книг, изучить все полки. Сводите детей в библиотеку, покажите им, как там может быть красиво. А если библиотека окажется большой, то любой дошкольник или ученик будет надолго впечатлен её размерами, красотой и видами из окон[1].

5. Проводите параллели между героями и собой, находите общее и отличное. Сравнивайте литературных персонажей с собой, родными, знакомыми и, конечно, с самим ребёнком. Задайте ему вопрос: «Чем ты похож на Маленького принца? А чем ты отличаешься? А что бы ты сделал на его месте, встретив Лиса?» Эти и подобные вопросы подогревают интерес к содержанию романа, рассказа или сказки[1].

6. Делайте из книги приключение и ищите в ней тайные смыслы. В хорошей книге всегда есть место загадкам[1].

7. Иллюстрации к книге могут изменить отношение к ней. Иногда юному читателю важно увидеть главных героев и места, где они обитают. Картинки, рисунки, графика — все это может оказать большую помощь. В книгах они настолько красивые, яркие и захватывающие, что их всё время хочется разглядывать и изучать. Они заинтересовывают и увлекают, давая простор фантазии и воображению. А это то, что нам нужно[1].

8. Правильно подбирайте книги или говоря по-другому, подбирайте по возрасту и заинтересованности детей. Например, в младших группах лучше читать короткие рассказы с яркими красочными или объемными иллюстрациями: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения. А в подготовительных группах большие и яркие книги с интересным и динамичным развитием событий.

9. Разыгрывайте персонажи по ролям, одеваясь в костюмы и изучая реплики. Превращая чтение в театрализованную деятельность, дети более полно прочувствуют историю героев и само событие, описанную в книге.

И самое главное – не заставляйте ребенка читать. Пусть он не ассоциирует книги с обязаловкой и чем-то таким, что его заставляют делать.  Силой тут никак не поможешь. Лучше сказать, что сегодня будет очень интересная книга, если они ведут себя примерно и послушно. Тогда книга будет восприниматься как награда.

Источники информации:

  1. https://mel.fm/blog/alikhan-dinayev/63182-10-neskuchnykh-sposobov-kak-uvlech-detey-chteniyem.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускной в дестком саду

Сценарий выпускного вечра для детского сада...

СПЕЦИФИКА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В ДЕСТКОМ САДУ

СПЕЦИФИКА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В ДЕСТКОМ САДУ...

Игра по патриотическому воспитанию "Профессии десткого сада"

В игре представлены карточки с профессиями детского сада....

"Развивающие музыкальные игры в дестком саду

Консультация для воспитателей ДОУ....

Консультация для родителей адаптация ребёнка к десткому саду

Предлагаю вам Консультацтю для родителей на тему адаптация ребёнка к десткому саду...

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА В ДЕСТКОМ САДУ 8 МАРТА

1.                      Создание положительного эмоционального настроя детей;2....

"Обучение детей чтению в дестком саду на Марсовом поле"

quot;Обучение детей чтению в дестком саду на Марсовом поле"...