"Обучение детей чтению в дестком саду на Марсовом поле"
методическая разработка

Раскина Екатерина Юрьевна

"Обучение детей чтению в дестком саду на Марсовом поле"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_na_marsovom_pole_wecompress.com_.pptx2.86 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста Кузнецова Марина Ивановна , доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Обучение чтению дошкольников в детском саду на Марсовом поле

Слайд 2

Подготовка к обучению чтению и обучение чтению

Слайд 3

ОСНОВА ДЛЯ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ И ПИСЬМОМ – ОВЛАДЕНИЕ ДЕЙСТВИЕМ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Слайд 4

Подготовка к обучению чтению и письму Готовность к обучению чтению и письму Обучение чтению и письму Развитие навыков чтения и письма Дошкольное образование Начальное образование ?

Слайд 6

Основные этапы обучения грамоте ^ Первый этап – отработка умений: интонационно выделять звук в слове; называть слова с заданным звуком; выделять и называть первый звук в слове; различать твердые и мягкие парные согласные (без введения терминологии ).

Слайд 7

Чему необходимо научить ребенка в процессе подготовки к овладению чтением и письмом? Выделять часто встречающийся в словах звук Называть слова по определенному фонематическому признаку

Слайд 8

Чтобы объяснить ребёнку различие между гласными и согласными звуками, предложите их пропеть. У него легко получится протянуть « ууу », « ааа », « эээ ». А вот «к», «с», «т» не получится. Если малыш попытается вам продемонстрировать, как он поёт звук «р», или «н», попросите его прислушаться к пению. Гласные и согласные звуки Начинать будем не с гласных и согласных звуков. Сначала обратим внимание ребёнка на то, что вокруг нас много разных звуков: шелест листвы, щебет птиц, грохот машин, скрип двери, телефонный звонок и т. д. На этом этапе, я предлагаю ребёнку игру: «Угадай, что звучит». Приготовим «арсенал» звучащих игрушек. Например, бубен, колокольчик, маракасы, деревянные палочки и даже листы бумаги подойдут. Каждый предмет даём ребёнку потрогать, пошуметь, погреметь, бумагой пошуршать и т. д. Потом садимся спиной друг к другу и начинаем угадывать. Обязательно меняемся ролями. Поговорим с ребёнком о том, что все предметы сделаны из разных материалов. Поэтому и звучат по-разному: колокольчик из металла, палочки из дерева…А вот из чего сделаны слова, которые мы произносим? Вот и добрались до самого главного! А слова состоят из звуков. Но не из любых, а из звуков человеческой речи. Эти звуки возникают тогда, когда «работают» органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки . И звуки человеческой речи РАЗНЫЕ.

Слайд 12

Подводить детей к звуковому анализу начинают в средней группе. 4-5 лет - научить слышать в слове отдельные звуки. Ребенка нужно научить особому протяжному произнесению звука, интонационному выделению его ( дддом , кккот ). При этом слово следует произносить слитно – нельзя отрывать один звук от другого. Овладению способом интонационного выделения звука помогают приемы сравнения звуков речи с «песенками» ветра – шшш , насоса – ссс . Постепенно вместо слова песенка начинает употребляться слово звук. Умение произносить слова с интонированием звука закрепляется в игровых заданиях «Скажи, как я», «Скажи, чтобы все услышали в слове масло звук с», «Назови слова». Когда дети освоят способ интонационного выделения звука в слове, их начинают учить определять, на каком месте находится нужный звук – в начале, середине или конце слова. 5-6 лет - Обращаем внимание ребёнка на то, что звуки речи можно только слышать и произносить. Их нельзя увидеть, потрогать. Но звуки речи можно обозначить. Например, разноцветными квадратиками или кружочками. Красные для обозначения гласных звуков, синие и зелёные для согласных. Потому что согласные делятся на твёрдые и мягкие.

Слайд 15

Второй этап – обучение детей действию звукового состава слова. В ходе проведения звукового анализа слов идет моделирование звукового состава слова с помощью фишек.

Слайд 16

Перечислим операции действия звукового анализа: 1) произнесение слова произнесение слова с интонационным выделением первого звука ; произнесение первого звука изолированно, так, как он слышится в слове; обозначение звука фишкой (фишка ставится в первую клеточку); продолжение работы с последующими звуками слова в указанной логике : ребенок ведет указкой по схеме, произносит все слово, задерживает указку во второй клеточке, интонационно выделяет второй звук, называет второй звук изолированно и фиксирует его фишкой, затем также выделяет третий звук ; после обозначения фишкой последнего звука обязательное называние всего слова целиком.

Слайд 17

Чему необходимо научить ребенка в процессе подготовки к овладению чтением и письмом? Проводить в процессе моделирования звуковой анализ слов из 3-5 звуков Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава

Слайд 18

Чему необходимо научить ребенка в процессе подготовки к овладению чтением и письмом? В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова Называть слова с определенным звуком, слова заданной звуковой структуры

Слайд 19

Чему необходимо научить ребенка в процессе подготовки к овладению чтением и письмом? Подбирать слова, близкие и противоположные по значению ; При описании предметов пользоваться словами, характеризующими качества; их свойства и

Слайд 20

Чему необходимо научить ребенка в процессе подготовки к овладению чтением и письмом? Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы; Составлять рассказ по серии сюжетных картинок; Участвовать в коллективной беседе, задавать вопросы;

Слайд 21

Развитие связной речи

Слайд 23

Знакомство с буквами в 3-4 года

Слайд 24

Знакомство с буквами 4-5 лет

Слайд 25

Третий этап – это этап знакомства с буквами, обозначающими гласные звуки.

Слайд 26

Одной из важных задач обучения детей звуко –буквенному анализу является формирование умения обозначать твердость–мягкость с помощью гласных букв. Дети должны усвоить, что буквы А, О, У, Ы, Э пишутся после твердых согласных, а буквы Я, Е, Ё, Ю, И – после мягких согласных. В связи с этим изучение букв должно начинаться с гласных. Буквы обозначающие один и тот же гласный звук изучаются парами А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е. это необходимо для того, чтобы дети усвоили: один гласный звук, например [ а ], может обозначаться буквой «А», если звук [ а ] находится после твердого согласного, и буквой «Я», если звук [ а ] находится после мягкого согласного. Звук [ и ] в русском языке всегда находится после мягких согласных, поэтому и буква «И» пишется только после мягких согласных звуков. Звук [ ы ] наоборот всегда находится после твердых согласных, значит и буква «Ы» пишется после твердых согласных звуков.

Слайд 27

На схеме ребенок четко видит, что буква «А» стоит после синей фишки (согласного твердого звука), а буква «Я» после зеленой фишки (согласного мягкого звука. Г ласные буквы выполняют два очень важных дела: обозначают гласные звуки и командуют согласными буквами, которые находятся перед ними. Буквы А, О, У, Ы, Э дают команду «Читай твердо!», а буквы Я, Ё, Ю, И, Е – «Читай мягко!»

Слайд 28

Слогослияние гласных

Слайд 29

Четвертый этап – это этап знакомства с буквами, обозначающими согласные звуки, и освоение механизма чтения . Буквы произносятся звуками!!!!!!!!!!

Слайд 30

Слогослияние сначала закрытые, затем открытые слоги !!!! Жукова Н.С.

Слайд 31

Косинова Е. М.

Слайд 32

Молчанова О.Г.

Слайд 33

Грамматические основы и орфограммы Деление слов на слоги 1.Развивать умение делить слова на слоги (на слух, при помощи хлопков) 2. Развивать умение определять количество слогов в слове и их последовательность. Познакомить с понятием «начало» и «конец» слова 3.Учить определять местонахождение ударного слова в двухсложных и трехсложных словах 4.Развивать и закреплять навык составления слова из заданных слогов

Слайд 34

Деление слов на слоги облегчает обучение чтению. Даже взрослые, когда наталкиваются на незнакомое слово, мысленно читают его по слогам. Деление слов на слоги для дошкольников – способ лучше понять фонетическую структуру речи. Этот навык поможет в дальнейшем делать фонетический анализ слов на уроках русского языка. Деление на слоги также нужно на уроках русского в теме «Перенос слов». Дети, плохо усвоившие слоги, сталкиваются с ошибками, когда оставляют на строчке стечение согласных. Слог может состоять из гласного либо гласного и одного или нескольких согласных. . 5-6 лет. Чтобы объяснить ребёнку различие между гласными и согласными звуками, предложите их пропеть. У него легко получится протянуть « ууу », « ааа », « эээ ». А вот «к», «с», «т» не получится. Если малыш попытается вам продемонстрировать, как он поёт звук «р», или «н», попросите его прислушаться к пению. Окажется, для того чтобы пропеть согласный звук, к нему нужно присоединить гласный («мы», « ны » и другие варианты). Вот это и будет слог. Нужно объяснить ребёнку, что для образования слогов звуки становятся парами. В паре всегда только один гласный звук, а вот согласный может быть один, а может быть и несколько. А бывает, что согласного и нет вовсе. Обязательное условие для образования слога — наличие одной гласной

Слайд 35

Грамматические основы и орфограммы Ударный слог, маленькая и большая буквы 6-7 лет Каждый слог — это один выдох. На произнесение одного слога требуется один толчок воздуха. И почувствовать этот толчок воздуха легко, если следить за движением губ, подбородка. Покажите ребёнку на своём примере, как двигается ваш рот на каждый слог. Назовите слова (ко- ро - ва , мя -со, пень, ю-ла). Попробуйте произнести слоги вместе, намеренно чётко и медленно артикулируя. Поучитесь вместе считать слоги в произносимых вами словах.

Слайд 36

Письменные упражнения для закрепления навыка деления слов на слоги Предложите в словах расставить красным карандашом над буквами, обозначающими гласные звуки, точки. Посчитайте, сколько точек получилось над каждым словом. Столько же и слогов в этих словах. Попробуйте разделить слова на слоги, расставив вертикальные линии карандашом. Не путайте деление на слоги с правилами переноса, где действуют другие законы. При делении на слоги в середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный (несколько согласных) отходят к последующему слогу: па-стух, ди -ре- ктор . Исключение — сонорные звуки [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’]: май-ка, со-лом-ка, кор -ка. Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о- тте - пель , да- нный , ра-ссвет .

Слайд 37

Система образования сильно изменилась за последние годы. Появились другие требования и к школьной программе. Правила деления слов на слоги несколько поменялись с тех пор, когда современные родители 80-х и 90-х годов рождения обучались в начальной школе. Рекомендуем ознакомиться с ними, чтобы сразу начинать учить ребёнка в соответствии с требованиями государственных стандартов образования. 1. Слог начинается с согласного звука, если в нём несколько букв. Примеры: КАР-ТИ-НА, ТВО-РОГ, ПОД-СТАВ-КА. Исключением является буква Й. Её относят к предыдущему слогу: РАЙ-ОН, РЕЙ-КА, МАЙ-КА. 2. Звонкие сонорные согласные и Й относятся к первому слогу при делении: ГАЛ-КА, СКАЛ-КА, ТУМ-БА. 3. Глухие, звонкие несонорные и шипящие звуки относятся ко второму слогу: ША-ПКА, ШИ-ШКА, МИ-ШКА. 4. Двойные согласные переходят во второй слог: ТОР-ЖЕСТ-ВЕ-ННЫЙ, ДЛИ-ННЫЙ, А-ККУ-РАТ-НЫЙ. Однако для переноса старое правило деления сохранилось: ТОРЖЕСТВЕН-НЫЙ, ДЛИН-НЫЙ, АК-КУРАТНЫЙ .

Слайд 38

Грамматические основы и орфограммы Предложение, схема предложения.

Слайд 39

Пятый этап – отработка механизма чтения На первом этапе чтение должно быть слоговым. Овладение слоговым чтением основывается на слогозвуковом анализе и синтезе. Второй этап формирования навыка чтения связан с чтением слов. Дети читают слова сначала по слогам, затем с ударением. На этом этапе дети переходят к чтению целыми словами на основе фонетического ударения.

Слайд 40

На любом этапе формирования навыка чтения следует уделять внимание сознательности и выразительности чтения. Понимание прочитанного проверяется с помощью вопросов. Этой же цели служат беседы – как подготовительные, проводимые до чтения, так и по прочитанному тексту Следующий этап формирования навыка чтения характеризуется чтением предложений. При этом ученик нередко теряет строчку, ему приходится возвращаться, перечитывать слова и слоги. Но эта трудность исчезает по мере того, как расширяется "поле чтения" ребёнка .

Слайд 44

Показатели сформированности навыка чтения Скорость. Хорошая скорость чтения обеспечивается правильным способом чтения . Правильность . Правильный способ чтения: читать слогами, слогами + целыми словами и целыми словами. Неправильный способ чтения: повторы (при чтении предложения предыдущее слово повторяется вместе с последующим несколько раз), возвраты («м — а — ма — м — мам — а — мама»), побуквенное чтение (« мэ — а — мэ — а — мама» или «м — а — м — а — мама»), чтение мысленно, а потом Осмысленность . При осмысленном чтении ребёнок понимает смысл прочитанного с первого прочтения и может пересказать то, о чём прочитал. Механизм осмысленного чтения достаточно сложен: читаю — соотношу с грамматическими нормами и правилами — понимаю — запоминаю. Осмысленность чтения достигается умением видеть и понимать знаки препинания, ведь знаки препинания влияют на интонацию и эмоциональную окраску текста. Плавность. Хорошее, правильно сформированное чтение должно быть плавным (неторопливым), а значит, выразительным. Выразительное чтение незнакомого текста — показатель хорошей техники чтения. Если чтение ребёнка соответствует этим четырём показателям — с навыком чтения всё в порядке! Тогда чтение до школы — это хорошо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей чтению в детском саду

В данной статье описан  опыт работы по обучению чтению детей второй младшей группы  по методике Глена Домина...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы, обучение детей чтению. "Слово".

Помочь детям осознать, что слово звучит, т.е. оно состоит из звуков. Познакомить со звуковой схемой слов, способствовать формированию умению самостоятельно определять количество звуков в звукоподражат...

План по самообразованию "Гендерное воспитание детей в условиях десткого сада"

quot;Гендерное воспитание детей в условиях десткого сада"...

Раннее обучение детей чтению 2 год обучения

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Раннее обучение детей чтению»Муниципальног...

статья "Способы увлекательного чтения в дестком саду"

В данной статье рассказывается о способах чтения в детском саду и о том как лучше заинтересовать книгами детей....

Конспект открытого интегрированноого занятия по теме: «По следам пирата Флинта», для детей подготовительной группы по обучению детей чтению по технологии «Словолодочки»

Открытое интегрированное занятия по теме: «По следам пирата Флинта», для детей подготовительной группыпо обучению детей чтению по технологии  «Словолодочки» Цель...