Раннее обучение детей чтению 2 год обучения
рабочая программа (подготовительная группа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности

«Раннее обучение детей чтению»

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №5

города Лебедянь Липецкой области

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Составитель:

                                              воспитатель первой  квалификационной категории 

                                              Рябова В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Содержание

 

  1. Пояснительная записка………………………………………………….  3-7

 

2. Календарно-тематическое планирование ……………………..…………7-9  

 

3. Содержание программы………………………………………………….. 9-23

 

4. Методическое обеспечение………………………………………………  24-28

 

5. Литература………………………………………………………………… 28  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.                                                                               

 

 

 

 

                                                            

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Раннее обучение детей чтению» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №5 города Лебедянь Липецкой области (далее – Учреждение) разработана в соответствии с:

- Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Минобразования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 г. «О
введении ФГОС дошкольного образования»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

- Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 №1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;

- Приказом Минобразования и науки РФ от 31.07.2020 г. №373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам -
образовательным программам дошкольного образования»;

- Уставом Учреждения

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхожде­ние в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период приспособления к учебной  деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности, они не умеют задавать вопросы, сравнивать предме­ты, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.

Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.

Раннее обучение чтению - не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенден­ция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа дошкольного обучения и воспитания, успешность их освоения зависит от интеллектуального развития ребенка, в том числе и от умения читать.

Дополнительная общеразвивающая программа «Раннее обучение  детей чтению»  социально – педагогической направленности ориентирует на общее всестороннее, гармоничное развитие ребёнка, на обеспечение эмоционального благополучия, на полноценное владение навыками осознанного чтения и на совершенствование устной речи.

 

 

Актуальность

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Школа  и родители заинтересованы в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению, то есть имели бы развитый фонематический  слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели правильно держать карандаш и свободно ориентироваться в тетради. Дети, получившие такую подготовку,  легко  овладеют в школе процессом чтения и письма. Актуальность  данной программы обусловлена  поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению чтению детей старшего дошкольного возраста. Программа «Раннее обучение детей чтению» - это курс занимательных занятий, направленных на то, чтобы сделать для ребенка процесс обучения чтению увлекательным, привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению, способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи.

 

Новизна

В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. В деятельности педагога они становятся перспективным средством работы с детьми и по развитию речи.

Терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. На занятиях планируется использовать здоровьесберегающие технологии, такие как: пальчиковая, артикуляционная, дыхательная и зрительная гимнастика.

Цель программы «Раннее обучение детей чтению» - развитие активной мыслительной деятельности дошкольников в процессе введения в звуковую систему родного языка, обучения навыкам звукового анализа, формирования слогового и слитного навыков чтения на уровне возможностей каждого ребёнка.

 Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:  

образовательные:

- обучать правильному слоговому чтению ;

- учить определять место звука в трех позициях (в начале, середине и в конце слова);

- учить определять количество слов в предложении и составлять предложения;

- учить называть слова с заданным звуком, слогом;

- учить читать прямые и обратные слоги, затем трёхбуквенные, односложные и  двусложные слова;

- учить ориентироваться на листе бумаги ;

- формировать умение проводить звуковой анализ;

развивающие:

- обогащать словарный запас;

- развивать речь детей;

- развивать фонематический и речевой слух;

- развивать слуховое восприятие, произвольное внимание, память, мышление;

- развивать навык чтения целыми словами и небольшими предложениями;

- развивать умение различать на слух гласные, твердые и  мягкие согласные;

- развивать мелкую моторику и координацию движений руки;

воспитательные:

- формировать позитивное эмоционально - ценностное отношение к родному языку;

- воспитывать уважение и интерес литературе и чтению;

- способствовать развитию аккуратности, коммуникабельности, любознательности.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что в ходе  реализации программы дети знакомятся со следующими техниками: складывание букв в слоги, слоговое чтение, осмысленное чтение слов в  предложении. Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи, а основным содержанием – звуко - слоговой анализ слов. Работа по звуко - слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи, обучению чтению, которая ведётся по всем направлениям.

1.Звуки

 Раскрывается понятие «звук», проводится работа с органами артикуляции, по произнесению звука. Проводится работа по его условному обозначению.

* Акустические характеристики звука (согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные);

* Выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

* Выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

* Звуковой анализ состава слогов и слов;

* «Чтение» и составление слогов и слов с помощью звуковых обозначений.

2. Слоги

* Раскрывается понятие «слог»;  слоговой анализ слов;

* Подбор слов на заданное количество слогов;

* Выделение в словах первого и последнего слогов;

* Подбор слов на заданный слог;

* Составление прямых и обратных слогов;

3. Слова

* Выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;

* Составление слова из звуков  и слогов;

* Из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;

* Изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;

* Выявление повторяющихся в словах  слогов с последующим их добавлением к другим словам;

* Восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;

* Последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава;

* Чтение слов, осмысливание значения слов.

4. Буквы

* Знакомство с буквами;

* Дифференциация понятий «звук» и «буква»;

* Согласные и гласные буквы;

* Соотнесение букв и звуков;

* Чтение букв, соединение в слоги, слова.

5. Связная устная речь

* Обучение ответам на вопросы диалогической речи;

* Обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;

6. Работа по развитию мышления, внимания, памяти

* Выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;

* Выделение одинаковых предметов из группы предметов;

* Выделение лишнего предмета;

* Объединение различных предметов в группы;

*  Выявление логических не соответствий в рисунке или рассказе.

7. Работа над общей и мелкой моторикой

* Работа в тетрадях;

* Пальчиковая гимнастика.

Занятия строятся в занимательной игровой форме с использованием дидактических игр, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности- творческое мышление ребенка, на основе которого постоянно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствование речи.

Срок реализации программы  октябрь - май.

Периодичность занятий –  два раза в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий – 30 минут.

Занятия по программе начинаются с октября и заканчиваются в мае.

Формы проведения занятия: занятие – игра, занятие – путешествие, конкурс, показ инсценировок, диалог, викторина, экскурсия, самостоятельная и практическая работа.

 Сетка занятий:   вторник 15.40- 16.10

                               четверг: 15.40- 16.10

 

Ожидаемые (прогнозируемые) результаты к 6 годам

В конце года дети должны:

- хорошо овладеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;

- различать гласные и согласные звуки;

- самостоятельно называть слова с заданным звуком;

- различать на слух твёрдые и мягкие согласные;

- производить звуковой анализ слова.

Ожидаемые (прогнозируемые) результаты к 8 годам

В конце года дети должны:

- правильно, плавно читать по слогам;

- правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры;

- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (.!?);

- ориентироваться на странице тетради;

- проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.

  

 

 

Календарно – тематическое планирование

подготовительная группа

 

№ п/п

Тема

Кол-во

Дата по плану

Дата по факту

1

«Читаем предложения с изученными буквами».

2

05.10.21

07.10.21

 

2

«Звук Г. Буква Г».

2

12.10.21

14.10.21

 

3

«Буква Г-К ».

2

19.10.21

21.10.21

 

4

«Звук В. Буква В».  

2

26.10.21

28.10.21

 

5

«Читаем слитно!»

2

02.11.21

04.11.21

 

6

«Звук Д. Буква Д».

2

09.11.21

11.11.21

 

7

«Буква Д-Т».

2

16.11.21

18.11.21

 

8

«Звук Б. Буква Б». 

2

23.11.21

25.11.21

 

9

«Читаем предложения с изученными буквами ».

2

07.12.21

09.12.21

 

10

«Читаем предложения».

2

14.12.21

16.12.21

 

11

«Звук Ж. Буква Ж». 

2

21.12.21

23.12.21

 

12

«Буквы Ж-З, Ж-Ш». 

2

28.12.21

30.12.21

 

13

«Буква Е».

2

11.01.22

13.01.22

 

14

«Читаем предложения с изученными буквами».

2

18.01.22

20.01.22

 

15

«Буква Ь». 

2

25.01.22

27.01.22

 

16

«Читаем предложения».

2

01.02.22

03.02.22

 

17

«Буква Я».

2

08.02.22

10.02.22

 

18

«Читаем текст! Вопросы по тексту».

2

15.02.22

17.02.22

 

19

«Буква Ю». 

2

22.02.22

24.02.22

 

20

«Буква Ё».

2

01.03.22

03.03.22

 

21

«Читаем предложения!»

2

08.03.22

10.03.22

 

22

«Читаем предложения с изученными буквами».

2

15.03.22

17.03.22

 

23

«Звук Ч. Буква Ч». 

2

22.03.22

24.03.22

 

24

«Звук Э. Буква Э»!

2

05.04.22

07.04.22

 

25

«Звук Ц. Буква Ц».

2

12.04.22

14.04.22

 

26

«Читаем предложения с изученными буквами ( Ц-Ч)».

2

19.04.22

21.04.22

 

27

«Звук Ф. Буква Ф».

2

26.04.22

28.04.22

 

28

«Звук Щ. Буква Щ».

2

03.05.22

05.05.22

 

29

«Читаем предложения».

2

10.05.22

12.05.22

 

30

«Буква Ъ».

2

17.05.22

19.05.22

 

31

«Чтение предложений».

2

24.05.22

27.05.22

 

 

 

62

 

 

 

 

Содержание программы

(подготовительная группа)

            

№ п/п

Тема

Задачи

1.

Читаем предложения с изученными буквами.

Разучивание чистоговорок.

Закрашивание картинок на определённый звук.

Игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин», «Читали», «Составь предложение».

Закрепить навык схематичного изображения предложений. Деления слов на слоги.

2.

Звук Г. Буква Г.

Учить выделять звук Г в ряду звуков, в слогах, словах.

Учить выделять первый и последний звук в словах, называть гласные звуки в этих словах.

Познакомить с буквой Г.

Читать слоги и слова по таблицам.

Самостоятельно подбирать слова со звуком Г.

3.

Буква Г-К.

Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ.

Обогащать словарный запас.

Развивать навык чтения слогов.

Продолжать формировать навык правильного слогового чтения.

Учить составлять звуковые схемы слов.

Отрабатывать навык звуко-буквенного анализа слов.

4.

Звук В. Буква В.

Учить выделять звук В в ряду слогов, слов, определять место звука В в словах, познакомить с буквой  В.

Формировать навык подбора слов со звуком  составлять и читать слоги и слова. В.

Учить отбирать картинки со звуком В.

Знакомство с буквой В.

Упражнять с разрезной азбукой составлять и читать слоги и слова.

Большая буква в начале предложения.

Читать по таблице слогов и слов.

5.

Читаем слитно!.

 

Игра «Чудесный мешочек».

Разучивание  чистоговорок.

Чтение слогов, слов, предложений.

«Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Мама пошла в магазин».

6.

Звук Д. Буква Д.

Учить выделять первый и последний согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах.

Знакомство с буквой Д.

Самостоятельно подбирать слова со звуком Д.

Упражнять с разрезной азбукой составлять и читать слоги и слова, читать слоги и слова по таблицам.

Большая буква в начале предложения и в именах собственных.

7.

Буква Д-Т.

Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ.

Обогащать словарный запас.

Развивать навык чтения слогов.

Продолжать формировать навык правильного слогового чтения.

Учить составлять звуковые схемы слов.

Отрабатывать навык звуко - буквенного анализа слов.

8.

Звук Б. Буква Б.

Подбирать картинки, названия которых начинается на звук Б.

Определять место звука Б в словах ( по картинкам).

Знакомство с буквой Б.

Упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова.

Большая буква в начале предложения.

Читать слоги и слова по таблицам.

9.

Читаем предложения с изученными  буквами.

Разучивание чистоговорок.

Закрашивание картинок на определённый звук.

Игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин»,Читатели», «Составь предложение».

10.

Читаем предложения!

Разучивание чистоговорок.

Закрашивание картинок на определённый звук.

Игры «Сложи слово из букв , «Магнитной азбуки», «Найди слово», « Мама пошла в магазин, «Читатели», «Составь предложение».

Чтение предложений. Учить анализировать прочитанные предложения.

11.

Звук Ж. Буква Ж.        

Учить отбирать картинки со звуком Ж.

Определять место звука ж в словах.

Знакомство  с буквой Ж.

Упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова.

Читать по таблице, индивидуальным картинкам слоги и слова.

12.

Буквы Ж-З, Ж-Ш.

Разучивание чистоговорок.

Закрашивание картинок на определённый звук.

Игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин», «Читатели», «Составь предложение».

Учить составлять звуковые схемы слов.

Отрабатывать навык звуко-буквенного анализа слов.

13.

Буква Е.

Знакомство с буквой  Е.

Читать обратные и прямые слоги. Слова.

Чтение предложений из двух- трёх слов.

Составлять из букв слова.

14.

Читаем предложения с изученными буквами.

Разучивание чистоговорок.

Закрашивание картинок на определённый звук.

Игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин», «Читатели», «Составь предложение».

Чтение предложений из двух-трёх слов.

Учить анализировать прочитанные предложения.

15.

Буква Ь.

Познакомить с буквой Ь.

Читать обратные и прямые слоги, слова.

Чтение предложений из двух-трёх слов.

Учить анализировать прочитанные предложения.

Учить составлять звуковые схемы слов.

Отрабатывать навык звуко-буквенного анализа слов.

16.

Читаем предложения!

 

Чтение предложений из двух-трёх слов.

Учить анализировать прочитанные предложения.

17.

Буква Я.

Знакомство с буквой Я.

Читать обратные и прямые слоги, слова.

Составлять из букв разрезной азбуки слова.

18.

Читаем текст! Вопросы по тексту.

Чтение предложений из двух-трёх слов.

Учимся анализировать прочитанные предложения.

19.

Буква Ю.

Знакомство с буквой Ю.

Читать обратные и прямые слоги, слова.

Составлять из букв разрезной азбуки слова.

Учить составлять звуковые схемы слов.

Отрабатывать навыки звуко-буквенного анализа слов.

20.

Буква Ё

Знакомство с буквой Ё.

Читать обратные и прямые слоги, слова.

Составлять из букв разрезной азбуки слова.

Учить составлять звуковые схемы слов.

Отрабатывать навыки звуко-буквенного анализа слов.

21.

Читаем предложения!

Чтение предложений из двух-трёх слов.

Учить анализировать прочитанные предложения.

22.

Читаем предложения с изученными буквами.    

Разучивание  чистоговорок.

Закрашивание картинок на определённый звук.

Игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин», «Читатели». «Составь предложение».

23.

Звук Ч. Буква Ч.

Чётко произносить звук Ч.

Учить отбирать картинки со звуком Ч.

Определять место звука Ч в словах.

Знакомство с буквой Ч.

Упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова.

Читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.

24.

Звук Э. Буква Э.

Закрепить значения о различиях между гласными и согласными звуками.

Чётко произносить звук Э.

Учить выделять звук Э в ряду звуков,  слогов, слов.

Формировать навык подбора слов со звуком Э.

Продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

Знакомство с буквой Э.

Упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова.

Учить составлять звуковые схемы слов.

Отрабатывать навык звуко - буквенного анализа слов.

25.

Звук Ц. Буква Ц.

Учить отбирать картинки со звуком Ц.

Определять место звука Ц в словах.

Знакомство с буквой Ц.

Упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова.

Читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.

26.

Читаем предложения с изученными буквами  (Ц-Ч)

 

Чтение предложений из двух- трёх слов.

Учить анализировать прочитанные предложения.

27.

Звук Ф.Буква Ф.

Продолжать анализировать слоги и слова.

Подбирать картинки, названия которых начинается на  звук Ф.

Знакомство с буквой Ф.

Упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова.

Читать слоги и слова по таблице.

28.

Звук Щ. Буква Щ.

Учить отбирать картинки со звуком Щ.

Определять место звука Щ в словах.

Знакомство с буквой Щ.

Упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова.

Читать по таблицам, индивидуальным карточкам слоги и слова.

29.

Читаем предложения!

Чтение предложений.

Игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки»,  «Найди слово», «Мама пошла в магазин»,  «Составь предложение».

30.

Буква Ъ

Дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки с слогах и словах, по картинкам.

Познакомить с буквой Ъ.

Читать обратные и прямые слоги и слова.

Продолжать учить сопоставлять букву и её графический образ.

Учить читать слова с данной буквой.

Формировать навыки правильного осознанного чтения.

Чтение слогов и слов с изучаемой буквой.

Составлять из букв разрезной азбуки слова.

Учить составлять звуковые схемы слов.

Отрабатывать навык звуко- буквенного анализа слов.

31.

Читаем предложения!

Составление предложений на заданную тему.

Чтение предложений.

Анализ слов в предложениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Методическое обеспечение программы

Содержание программы представлено следующими разделами: звуковой анализ, словесные дидактические игры, работа над предложением, чтение. Выбор форм работы и дидактического материала по разделам программы обусловлен возрастными и психологическими особенностями детей, а также целями  и задачами программы. Соотношение теоретических и практических частей занятия по каждому разделу программы описано в учебно - тематическом плане.

 

№ п/п

Название разделов

Формы и способы работы

Дидактический материал

1.

Звуковой анализ

Организованная образовательная деятельность

Теория + практика

 

Демонстрационный материал:

 - карточки-схемы для работы над словом, состоящим из 3х звуков;

- карточки-схемы для работы над словом, состоящим из 4х звуков;

- карточки-схемы для работы над словом, состоящим из 5ти звуков;

- наглядное пособие «Звуковой поезд»;

- наглядное пособие «Звуковые часы».

Раздаточный материал: фишки красные, синие, зеленые.

Предметные картинки.

Полоски – схемы для работы над словом, состоящим из 3х (4-5) звуков.

Букварь Н.С. Жуковой.

2.

Словесные дидактические игры

Организованная образовательная деятельность

Индивидуальная работа с детьми

Теория + практика

Мелкие игрушки, мяч, предметные картинки.

3.

Работа над предложением

Организованная образовательная деятельность

Индивидуальная работа

Теория + практика

Касса букв (демонстрационная, раздаточные).

Букварь Н.С. Жуковой.

4.

Чтение

Организованная образовательная деятельность

Индивидуальная работа с детьми

Теория + практика

 

Демонстрационный материал:

касса букв.

Раздаточный материал: фишки красные, синие, зеленые;

пособие «окошечки»,  детские книги с короткими текстами и крупным шрифтом.

Букварь Н.С. Жуковой.

Рекомендации по проведению занятий по программе

На занятиях по обучению чтению следует уделять особое внимание интонационной выразительности речи. Важно научить дошкольника выделять интонационно звук в слове, слово в предложении. Формирование мелодики речи, навыков постановки логического ударения, умение управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного чтения, научит ребенка выделять значимую информацию, точно передавать в речи свои мысли и чувства.

  1.  Подготовка к обучению чтению   

                                 

 Основное содержание обучения детей чтению представлено следующими направлениями работы:      

                                                               

1. Звуки речи.  Учить вслушиваться в звучание слов; узнавать, различать и выделять из них отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина, конец).      Уточнять звучание звуков и их артикуляцию. Учить анализировать особенности произношения и звучания звука (положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи). Упражнять в умении различать твердые и мягкие согласные. Дифференцировать звуки, близкие в произношении и по звучанию. Учить детей устанавливать последовательность звуков в слове.      Познакомить с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка — гласных и согласных.      

 

2. Образ буквы. Познакомить с образами букв русского языка (печатный шрифт). Способствовать запоминанию ее целостного образа. Упражнять в умении соотносить букву с соответствующим звуком (звуками). Дифференцировать схожие по изображению буквы.    

  

3. Первоначальное чтение.   Дать практическое представление об основном механизме чтения слогов (с введением согласных звуков и букв), т. е. путем упражнений учить ориентироваться на гласную в слоге при его чтении.      

 

4. Предложение. Слово.  Дать первоначальное представление о предложении и слове (составление нераспространенных и распространенных предложений; правильное и отчетливое их произнесение; умение слышать отдельные предложения в потоке речи; членение предложений на слова, последовательное выделение слов из предложений; определение количества слов). Дать первоначальные представления о слоге и ударении.

 

  1. Подготовка к обучению письму

      Процесс подготовки дошкольников к обучению письму не должен быть механической тренировкой руки ребенка. Письмо, прежде всего, является умственным процессом, аналитико-синтетической деятельностью. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого.      Предлагаемая система подготовки к обучению письму включает в себя четыре основных направления, которые являются составной частью занятий по основам грамоты и развитию речи. Каждое направление наполнено своими задачами и учебным содержанием.     

 

  1. Развивать руку.

Сформировать правильный захват орудия письма. Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный — сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает.  Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев рук), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя (тремя) пальцами»), игровые упражнения типа «Посолим суп» и др.

 Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.   Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение (для удержания орудия письма в руке) и чередование силового напряжения и расслабления. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме.

Развивать мелкую моторику рук.

Систематически развивать мелкую моторику доминирующей руки, сопровождая движения стихами, чистоговорками, рассказами. Пальчиковая гимнастика в данном случае – это самые простые упражнения, основанные на сгибании и разгибании пальцев, сжимании кисти в кулак, постукивании пальцев по поверхности стола. Цель таких упражнений – укрепить мышцы кисти, снять их излишнее напряжение, исключить дрожание руки. В результате выполнения графических упражнений дети учатся:

а) свободно регулировать движения по размаху, направленности, степени нажима на карандаш, по ритму;

б) ориентироваться на листе бумаги;

в) воспроизводить линии различных конфигураций безотрывным движением руки.

 

2. Начать подготовку к технике письма.

Развивать пространственную ориентировку.

В зависимости от возрастных возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве, определять пространственные взаимоотношения относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив.

Воспитывать чувство ритма в движении и в изображениях на плоскости.      

Развитое чувство ритма является одной из предпосылок обучения детей технике письма. Работа начинается с разнообразных упражнений, связанных с отхлопыванием ритмических рисунков (на слух по образцу взрослого; с опорой на схематичный рисунок). Постепенно дети переходят к рисованию элементарных бордюров, в основе которых лежит ритмическое расположение отдельных элементов.

 

3. Упражнять в аналитико-синтетической деятельности. Письмо подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребенок проводит анализ и синтез графических условных изображений предметов, а затем переходит к аналогичной работе с образами букв.   

   

Приемы и методы, используемые на занятиях:

  • Эмоциональный настрой,  использование музыкальных произведений.
  • Артикуляционная, зрительная, дыхательная, пальчиковая гимнастики.
  • Использование куклотерапии.
  • Практические – упражнения, игровые методы.
  • Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка.
  • Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др. 
  • Все методы используются в комплексе.

При проведении занятий педагог придерживается основных правил:

  1. Использование приема транслирования информации.
  2. Отбор тематического содержания.
  3. Главный герой занятия – ребенок.
  4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка.
  5. В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.

 

Все занятия строятся по коммуникативному принципу:

  1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.
  2. Обеспечение главных условий общения.
  3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы.
  4. Использование различных коммуникативных средств.

Материально- техническое обеспечение программы

Мольберт демонстрационный, доска магнитная, азбука магнитная, столы двухместные, стулья детские, пособие «Говорящая азбука», игрушки – персонажи, магнитофон, мяч, наборное полотно, детские  книги с крупным шрифтом, букварь Н.С. Жуковой, демонстрационные наборы по темам.

 

Заключение

 

Обучение чтению в старшем дошкольном возрасте является  первоначальным этапом системы обучения. Знакомясь с буквами, звуками дошкольники познают окружающий мир самостоятельно. Данная программа даёт возможность не только обучать детей чтению в дошкольном учреждении, но и закреплять материал в домашних условиях.

В обучении чтению различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения чтению определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение печатания букв  идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.

Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

Важную роль в программе «Раннее обучение детей чтению» играет целенаправленная работа по формированию у дошкольников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой.

 

 

 

 

Литература

 

1. Как подготовить ребёнка к школе: методическое пособие для воспитателей/ Гризик Т.И. -М: «Просвещение», 2011.

2. Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению/ Шумаева Д.Г. -СПб: «Детство – Пресс», 2000.

3. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте/ Гризик Т.И.- М.: Просвещение, 2006.

4. Учусь говорить: Пособие для детей старшего дошкольного возраста/ Гербова В.В.- М.: Просвещение, 2002.

5. Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета и движения/ Гордеева С.Е. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

6.Учимся правильно употреблять предлоги в речи/ Яцель О.С.- М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2011.

7. Обучаем дошкольников пересказыванию/ Гуськова А.А. – М: ТЦ Сфера, 2014.

8. Речевые игры и упражнения/ Невская В.П. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma_chtenie.doc216.5 КБ

Предварительный просмотр:


Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности

«Раннее обучение детей чтению»

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №5

города Лебедянь Липецкой области

        Составитель:

                                              воспитатель первой  квалификационной категории  

                                              Рябова В.В.

 

                                    Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………….  3-7

2. Календарно-тематическое планирование ……………………..…………7-9  

3. Содержание программы………………………………………………….. 9-23

4. Методическое обеспечение………………………………………………  24-28

5. Литература………………………………………………………………… 28  

.                                                                               

                                                             

   

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Раннее обучение детей чтению» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №5 города Лебедянь Липецкой области (далее – Учреждение) разработана в соответствии с:

- Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Минобразования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 г. «О
введении ФГОС дошкольного образования»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

- Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 №1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;

- Приказом Минобразования и науки РФ от 31.07.2020 г. №373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам -
образовательным программам дошкольного образования»;

- Уставом Учреждения

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период приспособления к учебной  деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности, они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.

Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.

Раннее обучение чтению - не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа дошкольного обучения и воспитания, успешность их освоения зависит от интеллектуального развития ребенка, в том числе и от умения читать.

Дополнительная общеразвивающая программа «Раннее обучение  детей чтению»  социально – педагогической направленности ориентирует на общее всестороннее, гармоничное развитие ребёнка, на обеспечение эмоционального благополучия, на полноценное владение навыками осознанного чтения и на совершенствование устной речи.

Актуальность

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Школа  и родители заинтересованы в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению, то есть имели бы развитый фонематический  слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели правильно держать карандаш и свободно ориентироваться в тетради. Дети, получившие такую подготовку,  легко  овладеют в школе процессом чтения и письма. Актуальность  данной программы обусловлена  поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению чтению детей старшего дошкольного возраста. Программа «Раннее обучение детей чтению» - это курс занимательных занятий, направленных на то, чтобы сделать для ребенка процесс обучения чтению увлекательным, привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению, способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи.

Новизна

В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. В деятельности педагога они становятся перспективным средством работы с детьми и по развитию речи.

Терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. На занятиях планируется использовать здоровьесберегающие технологии, такие как: пальчиковая, артикуляционная, дыхательная и зрительная гимнастика.

Цель программы «Раннее обучение детей чтению» - развитие активной мыслительной деятельности дошкольников в процессе введения в звуковую систему родного языка, обучения навыкам звукового анализа, формирования слогового и слитного навыков чтения на уровне возможностей каждого ребёнка.

 Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:  

образовательные:

- обучать правильному слоговому чтению ;

- учить определять место звука в трех позициях (в начале, середине и в конце слова);

- учить определять количество слов в предложении и составлять предложения;

- учить называть слова с заданным звуком, слогом;

- учить читать прямые и обратные слоги, затем трёхбуквенные, односложные и  двусложные слова;

- учить ориентироваться на листе бумаги ;

- формировать умение проводить звуковой анализ;

развивающие:

- обогащать словарный запас;

- развивать речь детей;

- развивать фонематический и речевой слух;

- развивать слуховое восприятие, произвольное внимание, память, мышление;

- развивать навык чтения целыми словами и небольшими предложениями;

- развивать умение различать на слух гласные, твердые и  мягкие согласные;

- развивать мелкую моторику и координацию движений руки;

воспитательные:

- формировать позитивное эмоционально - ценностное отношение к родному языку;

- воспитывать уважение и интерес литературе и чтению;

- способствовать развитию аккуратности, коммуникабельности, любознательности.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что в ходе  реализации программы дети знакомятся со следующими техниками: складывание букв в слоги, слоговое чтение, осмысленное чтение слов в  предложении. Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи, а основным содержанием – звуко - слоговой анализ слов. Работа по звуко - слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи, обучению чтению, которая ведётся по всем направлениям.

1.Звуки

 Раскрывается понятие «звук», проводится работа с органами артикуляции, по произнесению звука. Проводится работа по его условному обозначению.

* Акустические характеристики звука (согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные);

* Выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

* Выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

* Звуковой анализ состава слогов и слов;

* «Чтение» и составление слогов и слов с помощью звуковых обозначений.

2. Слоги

* Раскрывается понятие «слог»;  слоговой анализ слов;

* Подбор слов на заданное количество слогов;

* Выделение в словах первого и последнего слогов;

* Подбор слов на заданный слог;

* Составление прямых и обратных слогов;

3. Слова

* Выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;

* Составление слова из звуков  и слогов;

* Из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;

* Изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;

* Выявление повторяющихся в словах  слогов с последующим их добавлением к другим словам;

* Восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;

* Последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава;

* Чтение слов, осмысливание значения слов.

4. Буквы

* Знакомство с буквами;

* Дифференциация понятий «звук» и «буква»;

* Согласные и гласные буквы;

* Соотнесение букв и звуков;

* Чтение букв, соединение в слоги, слова.

5. Связная устная речь

* Обучение ответам на вопросы диалогической речи;

* Обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;

6. Работа по развитию мышления, внимания, памяти

* Выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;

* Выделение одинаковых предметов из группы предметов;

* Выделение лишнего предмета;

* Объединение различных предметов в группы;

*  Выявление логических не соответствий в рисунке или рассказе.

7. Работа над общей и мелкой моторикой

* Работа в тетрадях;

* Пальчиковая гимнастика.

Занятия строятся в занимательной игровой форме с использованием дидактических игр, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности- творческое мышление ребенка, на основе которого постоянно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствование речи.

Срок реализации программы  октябрь - май.

Периодичность занятий –  два раза в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий – 30 минут.

Занятия по программе начинаются с октября и заканчиваются в мае.

Формы проведения занятия: занятие – игра, занятие – путешествие, конкурс, показ инсценировок, диалог, викторина, экскурсия, самостоятельная и практическая работа.

 Сетка занятий:   вторник 15.40- 16.10

                               четверг: 15.40- 16.10

Ожидаемые (прогнозируемые) результаты к 6 годам

В конце года дети должны:

- хорошо овладеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;

- различать гласные и согласные звуки;

- самостоятельно называть слова с заданным звуком;

- различать на слух твёрдые и мягкие согласные;

- производить звуковой анализ слова.

Ожидаемые (прогнозируемые) результаты к 8 годам

В конце года дети должны:

- правильно, плавно читать по слогам;

- правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры;

- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (.!?);

- ориентироваться на странице тетради;

- проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.

   

Календарно – тематическое планирование

подготовительная группа

№ п/п

Тема

Кол-во

Дата по плану

Дата по факту

1

«Читаем предложения с изученными буквами».

2

05.10.21

07.10.21

2

«Звук Г. Буква Г».

2

12.10.21

14.10.21

3

«Буква Г-К ».

2

19.10.21

21.10.21

4

«Звук В. Буква В».  

2

26.10.21

28.10.21

5

«Читаем слитно!»

2

02.11.21

04.11.21

6

«Звук Д. Буква Д».

2

09.11.21

11.11.21

7

«Буква Д-Т».

2

16.11.21

18.11.21

8

«Звук Б. Буква Б». 

2

23.11.21

25.11.21

9

«Читаем предложения с изученными буквами ».

2

07.12.21

09.12.21

10

«Читаем предложения».

2

14.12.21

16.12.21

11

«Звук Ж. Буква Ж». 

2

21.12.21

23.12.21

12

«Буквы Ж-З, Ж-Ш». 

2

28.12.21

30.12.21

13

«Буква Е».

2

11.01.22

13.01.22

14

«Читаем предложения с изученными буквами».

2

18.01.22

20.01.22

15

«Буква Ь». 

2

25.01.22

27.01.22

16

«Читаем предложения».

2

01.02.22

03.02.22

17

«Буква Я».

2

08.02.22

10.02.22

18

«Читаем текст! Вопросы по тексту».

2

15.02.22

17.02.22

19

«Буква Ю». 

2

22.02.22

24.02.22

20

«Буква Ё».

2

01.03.22

03.03.22

21

«Читаем предложения!»

2

08.03.22

10.03.22

22

«Читаем предложения с изученными буквами».

2

15.03.22

17.03.22

23

«Звук Ч. Буква Ч». 

2

22.03.22

24.03.22

24

«Звук Э. Буква Э»!

2

05.04.22

07.04.22

25

«Звук Ц. Буква Ц».

2

12.04.22

14.04.22

26

«Читаем предложения с изученными буквами ( Ц-Ч)».

2

19.04.22

21.04.22

27

«Звук Ф. Буква Ф».

2

26.04.22

28.04.22

28

«Звук Щ. Буква Щ».

2

03.05.22

05.05.22

29

«Читаем предложения».

2

10.05.22

12.05.22

30

«Буква Ъ».

2

17.05.22

19.05.22

31

«Чтение предложений».

2

24.05.22

27.05.22

62

Содержание программы

(подготовительная группа)

                

№ п/п

Тема

Задачи

1.

Читаем предложения с изученными буквами.

Разучивание чистоговорок.

Закрашивание картинок на определённый звук.

Игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин», «Читали», «Составь предложение».

Закрепить навык схематичного изображения предложений. Деления слов на слоги.

2.

Звук Г. Буква Г.

Учить выделять звук Г в ряду звуков, в слогах, словах.

Учить выделять первый и последний звук в словах, называть гласные звуки в этих словах.

Познакомить с буквой Г.

Читать слоги и слова по таблицам.

Самостоятельно подбирать слова со звуком Г.

3.

Буква Г-К.

Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ.

Обогащать словарный запас.

Развивать навык чтения слогов.

Продолжать формировать навык правильного слогового чтения.

Учить составлять звуковые схемы слов.

Отрабатывать навык звуко-буквенного анализа слов.

4.

Звук В. Буква В.

Учить выделять звук В в ряду слогов, слов, определять место звука В в словах, познакомить с буквой  В.

Формировать навык подбора слов со звуком  составлять и читать слоги и слова. В.

Учить отбирать картинки со звуком В.

Знакомство с буквой В.

Упражнять с разрезной азбукой составлять и читать слоги и слова.

Большая буква в начале предложения.

Читать по таблице слогов и слов.

5.

Читаем слитно!.

Игра «Чудесный мешочек».

Разучивание  чистоговорок.

Чтение слогов, слов, предложений.

«Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Мама пошла в магазин».

6.

Звук Д. Буква Д.

Учить выделять первый и последний согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах.

Знакомство с буквой Д.

Самостоятельно подбирать слова со звуком Д.

Упражнять с разрезной азбукой составлять и читать слоги и слова, читать слоги и слова по таблицам.

Большая буква в начале предложения и в именах собственных.

7.

Буква Д-Т.

Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ.

Обогащать словарный запас.

Развивать навык чтения слогов.

Продолжать формировать навык правильного слогового чтения.

Учить составлять звуковые схемы слов.

Отрабатывать навык звуко-буквенного анализа слов.

8.

Звук Б. Буква Б.

Подбирать картинки, названия которых начинается на звук Б.

Определять место звука Б в словах ( по картинкам).

Знакомство с буквой Б.

Упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова.

Большая буква в начале предложения.

Читать слоги и слова по таблицам.

9.

Читаем предложения с изученными  буквами.

Разучивание чистоговорок.

Закрашивание картинок на определённый звук.

Игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин»,Читатели», «Составь предложение».

10.

Читаем предложения!

Разучивание чистоговорок.

Закрашивание картинок на определённый звук.

Игры «Сложи слово из букв , «Магнитной азбуки», «Найди слово», « Мама пошла в магазин, «Читатели», «Составь предложение».

Чтение предложений. Учить анализировать прочитанные предложения.

11.

Звук Ж. Буква Ж.        

Учить отбирать картинки со звуком Ж.

Определять место звука ж в словах.

Знакомство  с буквой Ж.

Упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова.

Читать по таблице, индивидуальным картинкам слоги и слова.

12.

Буквы Ж-З, Ж-Ш.

Разучивание чистоговорок.

Закрашивание картинок на определённый звук.

Игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин», «Читатели», «Составь предложение».

Учить составлять звуковые схемы слов.

Отрабатывать навык звуко-буквенного анализа слов.

13.

Буква Е.

Знакомство с буквой  Е.

Читать обратные и прямые слоги. Слова.

Чтение предложений из двух- трёх слов.

Составлять из букв слова.

14.

Читаем предложения с изученными буквами.

Разучивание чистоговорок.

Закрашивание картинок на определённый звук.

Игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин», «Читатели», «Составь предложение».

Чтение предложений из двух-трёх слов.

Учить анализировать прочитанные предложения.

15.

Буква Ь.

Познакомить с буквой Ь.

Читать обратные и прямые слоги, слова.

Чтение предложений из двух-трёх слов.

Учить анализировать прочитанные предложения.

Учить составлять звуковые схемы слов.

Отрабатывать навык звуко-буквенного анализа слов.

16.

Читаем предложения!

Чтение предложений из двух-трёх слов.

Учить анализировать прочитанные предложения.

17.

Буква Я.

Знакомство с буквой Я.

Читать обратные и прямые слоги, слова.

Составлять из букв разрезной азбуки слова.

18.

Читаем текст! Вопросы по тексту.

Чтение предложений из двух-трёх слов.

Учимся анализировать прочитанные предложения.

19.

Буква Ю.

Знакомство с буквой Ю.

Читать обратные и прямые слоги, слова.

Составлять из букв разрезной азбуки слова.

Учить составлять звуковые схемы слов.

Отрабатывать навыки звуко-буквенного анализа слов.

20.

Буква Ё

Знакомство с буквой Ё.

Читать обратные и прямые слоги, слова.

Составлять из букв разрезной азбуки слова.

Учить составлять звуковые схемы слов.

Отрабатывать навыки звуко-буквенного анализа слов.

21.

Читаем предложения!

Чтение предложений из двух-трёх слов.

Учить анализировать прочитанные предложения.

22.

Читаем предложения с изученными буквами.    

Разучивание  чистоговорок.

Закрашивание картинок на определённый звук.

Игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин», «Читатели». «Составь предложение».

23.

Звук Ч. Буква Ч.

Чётко произносить звук Ч.

Учить отбирать картинки со звуком Ч.

Определять место звука Ч в словах.

Знакомство с буквой Ч.

Упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова.

Читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.

24.

Звук Э. Буква Э.

Закрепить значения о различиях между гласными и согласными звуками.

Чётко произносить звук Э.

Учить выделять звук Э в ряду звуков,  слогов, слов.

Формировать навык подбора слов со звуком Э.

Продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

Знакомство с буквой Э.

Упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова.

Учить составлять звуковые схемы слов.

Отрабатывать навык звуко - буквенного анализа слов.

25.

Звук Ц. Буква Ц.

Учить отбирать картинки со звуком Ц.

Определять место звука Ц в словах.

Знакомство с буквой Ц.

Упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова.

Читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.

26.

Читаем предложения с изученными буквами  (Ц-Ч)

Чтение предложений из двух- трёх слов.

Учить анализировать прочитанные предложения.

27.

Звук Ф.Буква Ф.

Продолжать анализировать слоги и слова.

Подбирать картинки, названия которых начинается на  звук Ф.

Знакомство с буквой Ф.

Упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова.

Читать слоги и слова по таблице.

28.

Звук Щ. Буква Щ.

Учить отбирать картинки со звуком Щ.

Определять место звука Щ в словах.

Знакомство с буквой Щ.

Упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова.

Читать по таблицам, индивидуальным карточкам слоги и слова.

29.

Читаем предложения!

Чтение предложений.

Игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки»,  «Найди слово», «Мама пошла в магазин»,  «Составь предложение».

30.

Буква Ъ

Дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки с слогах и словах, по картинкам.

Познакомить с буквой Ъ.

Читать обратные и прямые слоги и слова.

Продолжать учить сопоставлять букву и её графический образ.

Учить читать слова с данной буквой.

Формировать навыки правильного осознанного чтения.

Чтение слогов и слов с изучаемой буквой.

Составлять из букв разрезной азбуки слова.

Учить составлять звуковые схемы слов.

Отрабатывать навык звуко- буквенного анализа слов.

31.

Читаем предложения!

Составление предложений на заданную тему.

Чтение предложений.

Анализ слов в предложениях.

4. Методическое обеспечение программы

Содержание программы представлено следующими разделами: звуковой анализ, словесные дидактические игры, работа над предложением, чтение. Выбор форм работы и дидактического материала по разделам программы обусловлен возрастными и психологическими особенностями детей, а также целями  и задачами программы. Соотношение теоретических и практических частей занятия по каждому разделу программы описано в учебно - тематическом плане.

№ п/п

Название разделов

Формы и способы работы

Дидактический материал

1.

Звуковой анализ

Организованная образовательная деятельность

Теория + практика

Демонстрационный материал:

 - карточки-схемы для работы над словом, состоящим из 3х звуков;

- карточки-схемы для работы над словом, состоящим из 4х звуков;

- карточки-схемы для работы над словом, состоящим из 5ти звуков;

- наглядное пособие «Звуковой поезд»;

- наглядное пособие «Звуковые часы».

Раздаточный материал: фишки красные, синие, зеленые.

Предметные картинки.

Полоски – схемы для работы над словом, состоящим из 3х (4-5) звуков.

Букварь Н.С. Жуковой.

2.

Словесные дидактические игры

Организованная образовательная деятельность

Индивидуальная работа с детьми

Теория + практика

Мелкие игрушки, мяч, предметные картинки.

3.

Работа над предложением

Организованная образовательная деятельность

Индивидуальная работа

Теория + практика

Касса букв (демонстрационная, раздаточные).

Букварь Н.С. Жуковой.

4.

Чтение

Организованная образовательная деятельность

Индивидуальная работа с детьми

Теория + практика

Демонстрационный материал:

касса букв.

Раздаточный материал: фишки красные, синие, зеленые;

пособие «окошечки»,  детские книги с короткими текстами и крупным шрифтом.

Букварь Н.С. Жуковой.

Рекомендации по проведению занятий по программе

На занятиях по обучению чтению следует уделять особое внимание интонационной выразительности речи. Важно научить дошкольника выделять интонационно звук в слове, слово в предложении. Формирование мелодики речи, навыков постановки логического ударения, умение управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного чтения, научит ребенка выделять значимую информацию, точно передавать в речи свои мысли и чувства.

  1.  Подготовка к обучению чтению    

                                 

 Основное содержание обучения детей чтению представлено следующими направлениями работы:     

                                                               

1. Звуки речи.  Учить вслушиваться в звучание слов; узнавать, различать и выделять из них отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина, конец).      Уточнять звучание звуков и их артикуляцию. Учить анализировать особенности произношения и звучания звука (положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи). Упражнять в умении различать твердые и мягкие согласные. Дифференцировать звуки, близкие в произношении и по звучанию. Учить детей устанавливать последовательность звуков в слове.      Познакомить с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка — гласных и согласных.      

2. Образ буквы. Познакомить с образами букв русского языка (печатный шрифт). Способствовать запоминанию ее целостного образа. Упражнять в умении соотносить букву с соответствующим звуком (звуками). Дифференцировать схожие по изображению буквы.    

  

3. Первоначальное чтение.   Дать практическое представление об основном механизме чтения слогов (с введением согласных звуков и букв), т. е. путем упражнений учить ориентироваться на гласную в слоге при его чтении.      

4. Предложение. Слово.  Дать первоначальное представление о предложении и слове (составление нераспространенных и распространенных предложений; правильное и отчетливое их произнесение; умение слышать отдельные предложения в потоке речи; членение предложений на слова, последовательное выделение слов из предложений; определение количества слов). Дать первоначальные представления о слоге и ударении.

  1. Подготовка к обучению письму

      Процесс подготовки дошкольников к обучению письму не должен быть механической тренировкой руки ребенка. Письмо, прежде всего, является умственным процессом, аналитико-синтетической деятельностью. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого.      Предлагаемая система подготовки к обучению письму включает в себя четыре основных направления, которые являются составной частью занятий по основам грамоты и развитию речи. Каждое направление наполнено своими задачами и учебным содержанием.     

 

  1. Развивать руку.

Сформировать правильный захват орудия письма. Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный — сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает.  Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев рук), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя (тремя) пальцами»), игровые упражнения типа «Посолим суп» и др.

 Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.   Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение (для удержания орудия письма в руке) и чередование силового напряжения и расслабления. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме.

Развивать мелкую моторику рук.

Систематически развивать мелкую моторику доминирующей руки, сопровождая движения стихами, чистоговорками, рассказами. Пальчиковая гимнастика в данном случае – это самые простые упражнения, основанные на сгибании и разгибании пальцев, сжимании кисти в кулак, постукивании пальцев по поверхности стола. Цель таких упражнений – укрепить мышцы кисти, снять их излишнее напряжение, исключить дрожание руки. В результате выполнения графических упражнений дети учатся:

а) свободно регулировать движения по размаху, направленности, степени нажима на карандаш, по ритму;

б) ориентироваться на листе бумаги;

в) воспроизводить линии различных конфигураций безотрывным движением руки.

2. Начать подготовку к технике письма.

Развивать пространственную ориентировку. 

В зависимости от возрастных возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве, определять пространственные взаимоотношения относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив.

Воспитывать чувство ритма в движении и в изображениях на плоскости.      

Развитое чувство ритма является одной из предпосылок обучения детей технике письма. Работа начинается с разнообразных упражнений, связанных с отхлопыванием ритмических рисунков (на слух по образцу взрослого; с опорой на схематичный рисунок). Постепенно дети переходят к рисованию элементарных бордюров, в основе которых лежит ритмическое расположение отдельных элементов.

3. Упражнять в аналитико-синтетической деятельности. Письмо подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребенок проводит анализ и синтез графических условных изображений предметов, а затем переходит к аналогичной работе с образами букв.   

   

Приемы и методы, используемые на занятиях:

  • Эмоциональный настрой,  использование музыкальных произведений.
  • Артикуляционная, зрительная, дыхательная, пальчиковая гимнастики.
  • Использование куклотерапии.
  • Практические – упражнения, игровые методы.
  • Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка.
  • Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.  
  • Все методы используются в комплексе.

При проведении занятий педагог придерживается основных правил:

  1. Использование приема транслирования информации.
  2. Отбор тематического содержания.
  3. Главный герой занятия – ребенок.
  4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка.
  5. В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.

Все занятия строятся по коммуникативному принципу:

  1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.
  2. Обеспечение главных условий общения.
  3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы.
  4. Использование различных коммуникативных средств.

Материально- техническое обеспечение программы

Мольберт демонстрационный, доска магнитная, азбука магнитная, столы двухместные, стулья детские, пособие «Говорящая азбука», игрушки – персонажи, магнитофон, мяч, наборное полотно, детские  книги с крупным шрифтом, букварь Н.С. Жуковой, демонстрационные наборы по темам.

Заключение

Обучение чтению в старшем дошкольном возрасте является  первоначальным этапом системы обучения. Знакомясь с буквами, звуками дошкольники познают окружающий мир самостоятельно. Данная программа даёт возможность не только обучать детей чтению в дошкольном учреждении, но и закреплять материал в домашних условиях.

В обучении чтению различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения чтению определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение печатания букв  идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.

Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

Важную роль в программе «Раннее обучение детей чтению» играет целенаправленная работа по формированию у дошкольников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой.

Литература

1. Как подготовить ребёнка к школе: методическое пособие для воспитателей/ Гризик Т.И. -М: «Просвещение», 2011.

2. Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению/ Шумаева Д.Г. -СПб: «Детство – Пресс», 2000.

3. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте/ Гризик Т.И.- М.: Просвещение, 2006.

4. Учусь говорить: Пособие для детей старшего дошкольного возраста/ Гербова В.В.- М.: Просвещение, 2002.

5. Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета и движения/ Гордеева С.Е. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

6.Учимся правильно употреблять предлоги в речи/ Яцель О.С.- М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2011.

7. Обучаем дошкольников пересказыванию/ Гуськова А.А. – М: ТЦ Сфера, 2014.

8. Речевые игры и упражнения/ Невская В.П. – М.: ТЦ Сфера, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Обучение детей чтению по кубикам Н.А.Зайцева».

                              Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  ...

Консультация к педсовету "игровое и занимательное обучение детей чтению с использованием интенсивной технологии Н.А.Зайцева

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №15 «Сказка»    Консультация к педсовету по развитию речи и обучению грамоте...

Самые распространенные ошибки при обучении детей чтению

В статье описаны самые распространенные ошибки, допускаемые родителями при обучению детей чтению в домашних условиях. Взрослый, обучающий ребенка чтению, должен сосредоточить усилия на открытии перед ...

Авторские методические пособия по обучению детей чтению: "Уроки грамоты" и "Азбука в картинках".

Прелагаю вашему вниманию дидактический материал для обучения чтению. Играя с детьми самое эффективное обучение. На ваш суд выставляю две игры. 1. "Азбука в картинках" и 2. "Уроки грамоты". Доступен ма...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы, обучение детей чтению. "Слово".

Помочь детям осознать, что слово звучит, т.е. оно состоит из звуков. Познакомить со звуковой схемой слов, способствовать формированию умению самостоятельно определять количество звуков в звукоподражат...

Конспект открытого интегрированноого занятия по теме: «По следам пирата Флинта», для детей подготовительной группы по обучению детей чтению по технологии «Словолодочки»

Открытое интегрированное занятия по теме: «По следам пирата Флинта», для детей подготовительной группыпо обучению детей чтению по технологии  «Словолодочки» Цель...