Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы, обучение детей чтению. "Слово".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Кемерова Любовь Александровна

Помочь детям осознать, что слово звучит, т.е. оно состоит из звуков. Познакомить со звуковой схемой слов, способствовать формированию умению самостоятельно определять количество звуков в звукоподражательных и односложных словах. Способствовать развитию речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_obuchenie_detey_chteniyu._slovo.docx16.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению детей чтению. «Слово».  

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: помочь осознать детям, что слово звучит, т.е. оно состоит из звуков (его можно слушать и произносить, оно может быть коротким и длинным, в слове есть начало и конец, в слове звуки стоят в определённом порядке).

Задачи:

 - познакомить со звуковой схемой слов («звуковыми домиками»);

 - способствовать формированию умению самостоятельно определять количество звуков в звукоподражательных и односложных словах;

 - способствовать развитию речи детей;

 - воспитывать навыки самостоятельной деятельности, умение работать с коллективом, терпеливо выслушивать вопросы воспитателя, ответы детей и уважать их мнение;  

Материал и оборудование: звуковые схемы для каждого ребёнка, полоски бумаги короткие и длинные, картинки с изображение птиц и животных.

Содержание ООД.

1.Организационный момент.

Дети стоят возле воспитателя. Педагог читает стихотворение:

Где-то собаки рычали: РРР!  

В стойле коровы мычали: МММ!

В комнате мухи жужжали: ЖЖЖ!

Мимо машины бежали: РРР!

Листья в лесу шумели: ШШШ!  

А комары все пели: ЗЗЗ!

Вы все внимательно слушали? А сейчас сядет тот, кто вспомнит, как рычали собаки? Какие звуки издавали коровы?  Как жужжали мухи? Как пели комары? Как шумели листья в лесу?  

2.Основная часть.

 - Ребятишки, вы любите открывать тайны, узнавать секреты?

 - Да.

 - Сегодня мы откроем необычные секреты – секреты слов. Итак, начнём.

(Воспитатель зачитывает отрывки из стихотворения А. Барто)

Скажи погромче слово «гром».

Грохочет слово, словно гром.

Скажи потише: «шесть мышат».

И сразу мыши зашуршат.

 - Почему грохочет слово гром и шуршит слово мыши?

 - В словах есть грохочущие и шуршащие звуки, как «р» и «ш».

 - А какие ещё звуки живут в этих словах?

 (Дети определяют звуки в словах гром и мыши с помощью интонационного проговаривания, делают вывод, что слова состоят из разных звуков.)

 - Как вы думаете, все ли звуки нужны в словах?

 - Да.

 - А можно ли в словах один звук заменить на другой?

 - Нет.

 - Давайте проверим. Заменим в слове гром звук «р» на звук «н». Что получится?   

 - Новое слово. (дети объясняют значение нового слова.)

 - Можем сделать с вами вывод, что звуки в словах нельзя пропускать и заменять, иначе меняются значения слов. Встанем на ножки и отдохнём немножко.

Физ. минутка «Дикие животные».

Встанем, надо отдохнуть, наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх, шевелитесь, пальчики,

– Так шевелят ушками серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках, как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом, и мы головки повернем.

Ходил медведь по лесу, топтался и рычал.

Хотел он очень меда, а где достать – не знал.

 Теперь садимся тише, тише – притихнем, словно в норках мыши.

 - А теперь предлагаю вам игру «Звук заблудился». Слушайте внимательно.

(отрывки из стихотворения А. Шибаева.)

Миша дров не напилил,                              Мы собрали васильки

Печку кепками топил.                                 На головах у нас щенки. 

(щепками.)                                                    (венки.)

 - Можно ли назвать это стихотворение весёлым, смешным? Почему?

(ответы детей.)

 - А в обычном общении можно переставлять звуки в слове?

 - Нельзя, так как люди перестанут понимать друг друга; каждый звук дложен быть на своём месте.

 - Молодцы. Послушайте, я вам назову птиц: аис…, воро.., …ница, ..кушка. Вы знаете, таких птиц? Почему вы их не узнали?

 - Пропущены звуки в словах.

 - Какие звуки и куда надо поставить, чтобы получились правильные названия птиц?

(Дети делают вывод о том, что у слова есть начало и конец и в каждом слове добавляют определённые звуки.)

 - Умницы! Слово может быть коротким и длинным. Послушайте: сон, ночь, кит – это короткие слова, в них мало звуков. Электричество, муравейник, мороженое – это длинные слова, в них много звуков. Поиграем с вами в игру «Длинное – короткое.»

(Воспитатель называет слова, а дети при помощи полосок, показывают длинное это слово или короткое. Примерные слова: аист, воробей, кот, крокодил, мышь, обезьяна, бегемот, лев и др. Дети должны отвлечься от предметного значения слов и сравнивать слова только по их звучанию.)

 - Хорошо мы с вами потрудились, можно и отдохнуть.

Физминутка «Лягушки.»

На болоте две подружки две зелёные лягушки.

Рано утром умывались, полотенцем вытирались,

Лапками хлопали, ножками топали.

Вправо – влево наклонились и обратно возвратились.

3 часть. Заключительная. «Звуковые домики.»

(знакомство и работа со схемой.)  

Воспитатель раздаёт волшебные звуковые домики, которые помогут детям научиться слышать каждый звук в слове. Каждый получает по три звуковые схемы для слов из трёх, четырёх и пяти звуков.

 - Ребята, сейчас мы будем с вами проговаривать (интонационно) определённые слова и определим, какое слово к какому «домику» относится.

(Примерные слова: кот, кит, нос, река, нога, лапа, домик, книга, маска и др.)

Дети работают со схемами.

 - Молодцы! Хорошо мы сегодня с вами поработали. Давайте повторим: что же такое слово?

 - Слово состоит из различных звуков, имеет начало и конец; звуки в слове выстраиваются в определённом порядке (следует один за другим); их нельзя пропускать и заменять на другие звуки, так как может получится слово с другим значением.

                             

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сказка А.С.Пушкина в звуках и красках» Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по художественно- эстетическому развитию.

Цель: Формирование художественно- эстетического восприятия сказочных образов через восприятие  музыки, поэзию, и живопись.Задачи:1.Закрепить знания детей о видах искусства. Приобщать детей к...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему: "Создаем рекламное агенство"

В педагогической практике, в том числе и дошкольной, давно применяется термин "активные методы и формы обучения", объединяющий целую группу педагогических технологий. Одной из таких технолог...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Плавание тел. Изготовление корабля»

Цель: приобщать детей к навыкам экспериментирования: манипулировать предметами,  высказывать предположения, делать выводы; подвести детей к выводу: тяжелые предметы тонут, легкие - плавают....

Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Новосибирск – столица Сибири»

В данном конспекте представлен материал по истории возникновения Новосибирска, информация о гербе города...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по подготовке к обучению грамоте в школе

Тема: «Путешествие на поиски сокровищ»Цель: подготовка детей к обучению грамоте в школе.Задачи:- Закрепить умение различать понятия «звук», «слог», «слово&raq...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ "СПАСЕНИЕ ПРИНЦЕССЫ СОФИ"

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ "СПАСЕНИЕ ПРИНЦЕССЫ СОФИ"....