«Сказка А.С.Пушкина в звуках и красках» Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по художественно- эстетическому развитию.
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Никулина Ольга Владимировна

Цель: Формирование художественно- эстетического восприятия сказочных образов через восприятие  музыки, поэзию, и живопись.

Задачи:

1.Закрепить знания детей о видах искусства. Приобщать детей к культуре русского народа.  Побуждать детей выражать свои мысли и чувства в движении,     

музыке, рисунке,  опираясь на иллюстрации, опыт знания и умения.

Способствовать в развитии образной речи.

2. Развивать познавательные и  художественно- творческие  способности детей.

Развивать культуру слушания классических произведений ,   рассматривания произведений живописи.

Развивать воображение, креативное мышление, память, умение сравнивать, анализировать.

   3. Воспитывать чувство гордости за культурное наследие нашей       Родины.

Оборудование:

  Аудиозапись музыкальных произведений три чуда: «Белка», «33   богатыря», «Царевна лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане»    Н.Римского-Корсакова;

музыкальные инструменты: металлофон, шумовые инструменты;

иллюстрации художника И.Я Билибина,  «Сказке о царе Салтане», репродукция картины «Царевна- Лебедь», костюмы богатырей, ленты, раскраски по сказке.

 

Ход ООД.

На фоне музыки «В гостях у сказки».

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;

Восп.- Кто написал это прекрасные строки?

Воспитатель: А какие сказки Пушкина вы знаете?

Дети(ответы детей).

Воспитатель: послушайте стихотворение о сказках.

Когда я не умел еще читать,

Мне довелось от бабушки узнать,

Как старуху рыбка наказала,

Мне бабушка однажды рассказала.

Про царевну-лебедь и Гвидона

И про жадного царя Дадона.

Я из сказок Пушкина узнал,

Много их уже я прочитал.

Какие сказки упоминаются в этом стихотворении?

Дети(ответы детей).

 

Вам знакомы эти сказки? Если да, назовите их.

Дети: да «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»

Воспит. : А.С.Пушкина по праву считается лучшим русским сказочником . Многие композиторы создавали музыкальные произведения на сюжеты сказок Пушкина. Среди них Н.А.Римский – Корсаков, русский композитор, которого в дальнейшем назвали музыкальный сказочник, потому что он написал много музыкальных произведений на сюжеты сказок А.С.Пушкина, и других писателей. Будучи морским офицером его привлекала тема моря . Сказка Пушкина Заинтересовала композитора и он решил написать Оперу «Сказка о царе Салтане».Итак, Н.А.Римский – Корсаков – опера «Сказка царе Салтане».Опера- это музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют. Давайте вспомним, о чем же «Сказка о Царе Салтане»

Дети:  О царе Салтане, о том, как его сын князь Гвидон жил на дивном  волшебном острове.

Восп. : Опера необычная, сказочная, правдиво передаёт поэтические образы А.С Пушкина. Вспомните, какие чудеса происходят в этой сказке.

Дети: белка, 33 богатыря, царевна-лебедь

А хотите побывать в этой замечательной сказке и увидеть три  удивительных чуда , которые были у царя Гвидона?

 Сказку можно не только прочитать, но и услышать , и увидеть.

Услышать сказку вам поможет музыка .Ее сочиняют кто композиторы.

 А увидеть сказку  поможет живопись и художники – сказочники.

Проблемная ситуация. Так как путь туда долгий, через море-океан, на чем мы можем  добраться  до сказочного острова? (предложения детей)

Восп. А полетим на ковре-самолете, располагайтесь поудобнее. Скажем волшебные слова:

Бим-бом, бим-бом

В сказку мы сейчас войдем

(Звучит музыка, дети имитируют полет»

 

Восп.  Кажется, мы приземлились на сказочный остров  Буян.

А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нем князь Гвидон;

Давайте рассмотрим картину  известного русского художника И.Я Билибина.

(Обсуждение)

На острове есть три чуда. Сейчас мы их и услышим, и увидим.

 

1.Первое чудо- волшебная белочка. Давайте послушаем музыкальный  отрывок  под названием «Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане» великого русского композитора Н.А. Римского- Корсакова. (рассматривают портрет)

 

Восп. А лежит  в основе этого произведения  русская народная песня «Во саду ли, в огороде».

- Какая эта музыка по характеру? (легкая, воздушная, танцевальная, светлая и т.д.)

- Ребята, давайте найдем к этому произведению иллюстрацию. (Дети находят)

Белка песенки поёт

И орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Белку слуги стерегут.

- Какие краски мы видим на этих иллюстрациях?

- Как художник подчеркнул легкость этой картины (горы изумруда, хрустальный домик), свежесть, воздушность?

Предлагаю сыграть эту песню на инструментах.

. Дети берут металлофон  и шумовые инструменты ..

 

2. Восп.: Предлагаю послушать другой отрывок и угадать, о каком чуде идет речь.

Дети слушают отрывок «33 богатыря».

- Узнали? («33 богатыря»)

- А как звучит тема богатырей? (Смело, громко, решительно, грозно, торжественно и т.д.)

- Предлагаю вам с помощью движений изобразить эти две темы: по желанию можете изображать море или грозных богатырей.

- Девочки, какого цвета ленты могут нам помочь изобразить волны моря? (Голубые, синие, фиолетовые, цвета морской волны)

2.Девочки берут ленточки, садятся на колени и импровизируют танец волн, а мальчики маршируют, подражая богатырям.

 

Вос-ль : А сейчас предлагаю посмотреть на картины  художников. Как они изобразили это чудо.

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

 

Рассматривание репродукций.

Восп.- Как изображены богатыри? (Огромными, важными, грозными, молодыми, со строгими лицами)

- Какие у них одежды, оружие? (Богатыри в кольчугах и шлемах, в руках шиты и мечи)

- Какой пейзаж окружает? (Бурлящее море, взволнованное и пенное)

богатырей?

- Какие чувства вызывает у вас эта иллюстрация? («Становится не страшно, так как богатыри могут защитить»; «Видно, что они ничего и  никого не боятся»; «Если охраняют такие богатыри, значит не страшны никакие враги»; «Мне нравится, что они красивые и одинаковые» и т.д.

- Предлагаю посмотреть, на иллюстрации разных художников и сравнить как по-разному видят художники.

 

3.  Восп. : А сейчас послушайте о третьем чуде.

Вот как о ней  красиво написал А.С.Пушкин:

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

- А Н.Римский – Корсаков изобразил это чудо так.

 

Дети слушают отрывок «Царевна - Лебедь».

Восп. Расскажите о характере этого отрывка. Давайте представим  какая она царевна - лебедь? (Волшебная, сказочная, красивая, таинственная, гордая, спокойная, неторопливая )

 

. Мелодия царевны Лебедь вобрала в себя интонацию народных песен, развиваясь и изменяясь. В финале симфонической картины она звучит мощно  - как гимн красоте, добру.  К образу Царевны Лебедь обращались не только поэты и композиторы, но и великие  художники. Посмотрите на картину Врубеля "Царевна- Лебедь". Скажите, какой видит Царевну художник?

Дети: Нежной, хрупкой, беззащитной.

 Восп.: Скажите, а картина Врубеля по характеру созвучна музыке Н. А. Римского-Корсакова?

Предлагаю вам стать настоящими художниками  и раскрасить иллюстрации к сказке.

Восп. : Пора возвращаться в детский сад.(летят на ковре). Я предлагаю вам поучаствовать в викторине.

Викторина.

1.Назовите музыкальное произведение ,написанное на сюжет сказки А.С.Пушкина. «Сказка о царе Салтане»?

2.Назовите композитора?

3. Какие художники рисовали картины и иллюстрации к сказке А.С Пушкина?

Вос-ль : Вы, наверное, поняли, что характеры произведений, музыку и живопись объединяет поэтическое слово, а именно сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Муз. рук-ль: Ребята, понравилось ли вам наше путешествие? Если у вас сегодня все получилось и вы со всеми заданиями справлялись, повесьте на дерево зеленый листок, если у вас были затруднения и не все получилось – желтый листок. А если вам было очень трудно, но пока у вас ничего не получается – повесьте красный листок. (Дети вешают листочки )

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_pokaz-_iskusstvo.doc51.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цель: Формирование художественно- эстетического восприятия сказочных образов через восприятие  музыки, поэзию, и живопись.

Задачи:

1.Закрепить знания детей о видах искусства. Приобщать детей к культуре русского народа.  Побуждать детей выражать свои мысли и чувства в движении,    

музыке, рисунке,  опираясь на иллюстрации, опыт знания и умения.

Способствовать в развитии образной речи.

2. Развивать познавательные и  художественно- творческие  способности детей.

Развивать культуру слушания классических произведений ,   рассматривания произведений живописи.

Развивать воображение, креативное мышление, память, умение сравнивать, анализировать.

   3. Воспитывать чувство гордости за культурное наследие нашей       Родины.

Оборудование:

  Аудиозапись музыкальных произведений три чуда: «Белка», «33   богатыря», «Царевна лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане»    Н.Римского-Корсакова;

музыкальные инструменты: металлофон, шумовые инструменты;

иллюстрации художника И.Я Билибина,  «Сказке о царе Салтане», репродукция картины «Царевна- Лебедь», костюмы богатырей, ленты, раскраски по сказке.

Ход ООД.

На фоне музыки «В гостях у сказки».

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;

Восп.- Кто написал это прекрасные строки?

Воспитатель: А какие сказки Пушкина вы знаете?

Дети(ответы детей).

Воспитатель: послушайте стихотворение о сказках.

Когда я не умел еще читать,

Мне довелось от бабушки узнать,

Как старуху рыбка наказала,

Мне бабушка однажды рассказала.

Про царевну-лебедь и Гвидона

И про жадного царя Дадона.

Я из сказок Пушкина узнал,

Много их уже я прочитал.

Какие сказки упоминаются в этом стихотворении?

Дети(ответы детей).

Вам знакомы эти сказки? Если да, назовите их.

Дети: да «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»

Воспит. : А.С.Пушкина по праву считается лучшим русским сказочником . Многие композиторы создавали музыкальные произведения на сюжеты сказок Пушкина. Среди них Н.А.Римский – Корсаков, русский композитор, которого в дальнейшем назвали музыкальный сказочник, потому что он написал много музыкальных произведений на сюжеты сказок А.С.Пушкина, и других писателей. Будучи морским офицером его привлекала тема моря . Сказка Пушкина Заинтересовала композитора и он решил написать Оперу «Сказка о царе Салтане».Итак, Н.А.Римский – Корсаков – опера «Сказка царе Салтане».Опера- это музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют. Давайте вспомним, о чем же «Сказка о Царе Салтане»

Дети:  О царе Салтане, о том, как его сын князь Гвидон жил на дивном  волшебном острове.

Восп. : Опера необычная, сказочная, правдиво передаёт поэтические образы А.С Пушкина. Вспомните, какие чудеса происходят в этой сказке.

Дети: белка, 33 богатыря, царевна-лебедь

А хотите побывать в этой замечательной сказке и увидеть три  удивительных чуда , которые были у царя Гвидона?

 Сказку можно не только прочитать, но и услышать , и увидеть.

Услышать сказку вам поможет музыка .Ее сочиняют кто композиторы.

 А увидеть сказку  поможет живопись и художники – сказочники.

Проблемная ситуация. Так как путь туда долгий, через море-океан, на чем мы можем  добраться  до сказочного острова? (предложения детей)

Восп. А полетим на ковре-самолете, располагайтесь поудобнее. Скажем волшебные слова:

Бим-бом, бим-бом

В сказку мы сейчас войдем

(Звучит музыка, дети имитируют полет»

Восп.  Кажется, мы приземлились на сказочный остров  Буян.

А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нем князь Гвидон;

Давайте рассмотрим картину  известного русского художника И.Я Билибина.

(Обсуждение)

На острове есть три чуда. Сейчас мы их и услышим, и увидим.

1.Первое чудо- волшебная белочка. Давайте послушаем музыкальный  отрывок  под названием «Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане» великого русского композитора Н.А. Римского- Корсакова. (рассматривают портрет)

Восп. А лежит  в основе этого произведения  русская народная песня «Во саду ли, в огороде».

- Какая эта музыка по характеру? (легкая, воздушная, танцевальная, светлая и т.д.)

- Ребята, давайте найдем к этому произведению иллюстрацию. (Дети находят)

Белка песенки поёт

И орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Белку слуги стерегут.

- Какие краски мы видим на этих иллюстрациях?

- Как художник подчеркнул легкость этой картины (горы изумруда, хрустальный домик), свежесть, воздушность?

Предлагаю сыграть эту песню на инструментах.

. Дети берут металлофон  и шумовые инструменты ..

2. Восп.: Предлагаю послушать другой отрывок и угадать, о каком чуде идет речь.

Дети слушают отрывок «33 богатыря».

- Узнали? («33 богатыря»)

- А как звучит тема богатырей? (Смело, громко, решительно, грозно, торжественно и т.д.)

- Предлагаю вам с помощью движений изобразить эти две темы: по желанию можете изображать море или грозных богатырей.

- Девочки, какого цвета ленты могут нам помочь изобразить волны моря? (Голубые, синие, фиолетовые, цвета морской волны)

2.Девочки берут ленточки, садятся на колени и импровизируют танец волн, а мальчики маршируют, подражая богатырям.

Вос-ль : А сейчас предлагаю посмотреть на картины  художников. Как они изобразили это чудо.

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Рассматривание репродукций.

Восп.- Как изображены богатыри? (Огромными, важными, грозными, молодыми, со строгими лицами)

- Какие у них одежды, оружие? (Богатыри в кольчугах и шлемах, в руках шиты и мечи)

- Какой пейзаж окружает? (Бурлящее море, взволнованное и пенное)

богатырей?

- Какие чувства вызывает у вас эта иллюстрация? («Становится не страшно, так как богатыри могут защитить»; «Видно, что они ничего и  никого не боятся»; «Если охраняют такие богатыри, значит не страшны никакие враги»; «Мне нравится, что они красивые и одинаковые» и т.д.

- Предлагаю посмотреть, на иллюстрации разных художников и сравнить как по-разному видят художники.

3.  Восп. : А сейчас послушайте о третьем чуде.

Вот как о ней  красиво написал А.С.Пушкин:

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

- А Н.Римский – Корсаков изобразил это чудо так.

Дети слушают отрывок «Царевна - Лебедь».

Восп. Расскажите о характере этого отрывка. Давайте представим  какая она царевна - лебедь? (Волшебная, сказочная, красивая, таинственная, гордая, спокойная, неторопливая )

. Мелодия царевны Лебедь вобрала в себя интонацию народных песен, развиваясь и изменяясь. В финале симфонической картины она звучит мощно  - как гимн красоте, добру.  К образу Царевны Лебедь обращались не только поэты и композиторы, но и великие  художники. Посмотрите на картину Врубеля "Царевна- Лебедь". Скажите, какой видит Царевну художник?

Дети: Нежной, хрупкой, беззащитной.

 Восп.: Скажите, а картина Врубеля по характеру созвучна музыке Н. А. Римского-Корсакова?

Предлагаю вам стать настоящими художниками  и раскрасить иллюстрации к сказке.

Восп. : Пора возвращаться в детский сад.(летят на ковре). Я предлагаю вам поучаствовать в викторине.

Викторина.

1.Назовите музыкальное произведение ,написанное на сюжет сказки А.С.Пушкина. «Сказка о царе Салтане»?

2.Назовите композитора?

3. Какие художники рисовали картины и иллюстрации к сказке А.С Пушкина?

Вос-ль : Вы, наверное, поняли, что характеры произведений, музыку и живопись объединяет поэтическое слово, а именно сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Муз. рук-ль: Ребята, понравилось ли вам наше путешествие? Если у вас сегодня все получилось и вы со всеми заданиями справлялись, повесьте на дерево зеленый листок, если у вас были затруднения и не все получилось – желтый листок. А если вам было очень трудно, но пока у вас ничего не получается – повесьте красный листок. (Дети вешают листочки )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы по художественно-эстетическому развитию Тема: «Приключения капельки»

Тема: «Приключения капельки» Задачи эстетического развития: Музыка-развивать чувство литра и ритма, творческие способности, внимание, прививать коммуникативные навыки, расширять певческий диапозон...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности во второй младшей группе по художественному эстетическому развитию «Выпал первый снег»

Предварительная работа:Наблюдение за снегом; Рассматривание снежинок; Игры со снегом; Чтение стихов о зиме; Пальчиковые игры. Задачи:- Закреплять навыки рисования красками при помощи пальцев.- Ут...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности для детей младшей группы по художественно-эстетическому развитию на тему «Сосиски для котика» (лепка).

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности  для  детей  младшей группы по художественно-эстетическому развитию на тему «Сосиски для котика» (лепка)....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно эстетическому развитию. Спектакль «Заюшкина избушка»

Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастант из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте не удовлетворяются  только воспроизведени...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по художественно-эстетическому развитию на тему "Зимующие птицы"

Здесь представлен конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в разделе "Ручной труд" (в частности, оригами) на тему "Зимующие птицы". Это интегрированное занятие, кот...