Главные вкладки

    перспективное планирование организованной образовательной деятельности в старше-подготовительной группе по художественно- эстетическому развитию
    календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа) на тему

    Материал будет интересен воспитателям, рабоитающим в разновозрастных группах

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Перспективное планирование непосредственной организованной образовательной деятельности в старше- подготовительной группе ДОУ (дети 5-7 лет) по художественно- эстетическому развитию

    Сентябрь

    Рисование

    1. «Что такое лето?» (Цветные карандаши)

    Ц: Вызвать у детей воспоминания о лете, развивать замысел, умение передавать свои впечатления, использовать различные материалы (цветные карандаши, восковые мелки).

    Подготовительная: закреплять умение отражать в рисунках характерные признаки лета. Закреплять умение располагать изображение на всей плоскости листа.

    Материал: листы бумаги ½ альбомного для старшей и форма А4 для подготовительной, карандаши цветные, восковые мелки.

    Методы: рассматривание иллюстраций, беседа, вопросы, анализ работ.

    Рисование

    1. «Знакомство с акварелью».

    Познакомить детей с акварельными красками, их особенностями: краски разводят водой, цвет пробуется на палитре, можно получить более светлый тон любого цвета, разбавляя краску водой и т.д. Учить способам работы с акварелью: смачиванию красок перед рисованием, разведение водой для получения разных оттенков, тщательному промыванию кисти.

    Подготовительная: «Что могут рассказать краски?»

    Ц: закрепить умение пользоваться акварельными красками, создавать изображение, используя разные цвета красок, умение различать теплые и холодные оттенки цветов.

    Материал: акварельные краски, палитры, баночки с водой, листы бумаги (1/2 альбомного)-старшая, формат А4 – подготовительная.

    Методы: показ, объяснения, уточнения.

    Лепка

    3.«Грибы» ( стр.34.Т.С.Комарова)

    Ц: развивать восприятие, умение замечать отличия от основной эталонной формы. Закреплять умение лепить предметы или их части округлой, овальной, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев. Ф.у. передавать некоторые характерные признаки: углубления, загнутые края шляпок грибов, утолщающиеся ножки.

    Подготовительная:  «Корзина с грибами»

    Ц: ф.у. лепить корзину из длинных жгутиков и ручку корзины путем переплетения двух жгутиков. Закреплять умение лепить грибы разнообразной формы.

    Материал: иллюстрации с изображением разнообразных грибов, муляжи грибов, корзиночка, доски, пластилин, стеки.

    Методы: обследование образцов, чтение загадок, вопросы, частичный показ способа лепки, поощрение, анализ.

    Рисование

    4.Что ты больше всего любишь рисовать?

    Ц: формировать умение задумывать содержание своей работы, вспоминать необходимые способы изображения. Воспитывать стремление доводить начатое до конца. Развивать изобразительное творчество. Учить анализировать и оценивать свои рисунки и рисунки сверстников.

    Подготовительная: ф.у. отбирать из полученных впечатлений наиболее интересные, развивать стремление отображать эти впечатления в рисунке. Закреплять умение рисовать простыми карандашами и красками. Учить наиболее полно выражать свой замысел.

    Методы:  беседа, вопросы, поощрение, индивидуальный подход.

    Материал: цветные карандаши, ½ альбомного листа.

    Рисование

    5.«Что созрело в огороде?»

    Ц: формировать умение передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности. Работать над композицией рисунка – равномерно располагать предметы по всему листу бумаги, оставляя между ними немного свободного пространства, закрашивать предметы по форме широкими закругленными линиями, держа кисть плашмя.

    Подготовительная: «Веселое Пугало огородное»

    Ц:  ф.у. рассматривать разнообразные изображения пугала, обращая внимание на его основные общие характерные признаки и создавать свой образ. Развивать творческую инициативу, воображение.

    Методы: рассматривание картинок, загадывание загадок, вопросы, беседа, анализ.

    Материал: предметные картинки с изображением овощей, Пугала, краски, кисти, альбомные листы бумаги.

                                                   

                                                        Аппликация

             6.  «Грибы»  (стр.35.Т.С.Комарова)

    Ц: формировать умение передавать в аппликации композицию из трех грибов на траве. Большой гриб располагать посередине, два одинаковых маленьких справа и слева от него. Познакомить детей со способом парного вырезывания одинаковых частей предметов из листа бумаги, сложенной вдвое. Закреплять приемы плавного закругления углов.

    Подготовительная: « Грибы в осеннем лесу»

    Ц: закреплять умение вырезать готовые контуры деревьев (елочек) из иллюстративного материала, для дополнения композиции.

    Материал: тонированные листы бумаги ½ альбомного, прямоугольники 7*3,5см (шляпка), 6*4см (ножка)-большой гриб; прямоугольник 6*5см (шляпки), 7*2,5 см (ножки) – маленькие грибы; полоска для травы  зеленого цвета 21*2 см., картинки с изображением елочек, клей, ножницы, клеенки, салфетки, кисти, картинки с изображением грибов.

    Методы: вопросы, рассматривание грибов, показ способа вырезывания, объяснения, напоминания, индивидуальный подход

    Рисование

    7.«Сочное, румяное, для всех ребят желанное»

    Ц: продолжать ф.у. передавать в рисунке характерную форму и окраску фруктов, продолжать вырабатывать навыки закрашивания карандашом в одном направлении неотрывными движениями, не выходя за контур с равномерным нажимом.

    Подготовительная:  «Натюрморт с яблоком»

    Ц: закрепить понятие «натюрморт», ф.у. создавать свою композицию из отдельных предметов и элементов, совершенствовать навыки равномерного закрашивания. Развивать творчество, инициативу.

    Материал: листы бумаги ½ альбомного листа, муляж яблока, картина «Натюрморт с фруктами», карандаши цветные.

    Методы: чтение стих., рассматривание фрукта, вопросы, анализ.

    Рисование

    8.«Осеннее дерево»

    Ц: Ф.у. передавать в рисунке строение дерева: соотношение частей по величине и их расположение относительно друг друга; упражнять в рисовании концом кисти тонких веток и листвы дерева, приемам вертикального мазка.

    Подготовительная: продолжать учить рисовать разные по строению, размеру деревья (высокие и низкие, прямые и искривленные). Закреплять умение по-разному изображать крону дерева.

    Материал: альбомные листа, краски, кисти, рисунки с изображением дерева.

    Методы: рассматривание рисунков, сравнение, вопросы, анализ, показ способа изображения.

    Лепка

    9.«Вылепи какие хочешь овощи фрукты для игры в магазин» (стр.37 Т.С.Комарова)

    Ц: закреплять умения детей передавать в лепке форму разных овощей и фруктов. Ф.у. сопоставлять форму овощей (фруктов) с геометрическими формами (помидор-круг, огурец-овал), находить сходства и различия. Учить передавать в лепке характерные особенности каждого овоща или фрукта, пользуясь приемами раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания.

    Подготовительная: «Натюрморт из овощей и фруктов»

    Ц: закрепить понятие натюрморта, ф.у. создавать композицию из отдельных предметов, красиво располагая их на плоскости, добавляя отдельные украшающие элементы (осенние листья, цветы, кисти рябины)

    Материал: поднос, корзина с овощами и фруктами, осенние листья, ягоды рябины, ваза с цветами), пластилин, стеки, доски.

    Методы: художественное слово (загадки), обследование предметов, беседа, вопросы, частичный показ приемов лепки, анализ.

    Рисование

    10.Знакомство с изделиями хохломской росписи.

    Ц: Ф.у. узнавать и выделять предметы народного прикладного искусства хохломы. Дать начальные знания об изделиях хохломской росписи, о фабрике «Хохломская роспись», о художниках, их работе. Учить анализировать узор на образцах.

    Материал: образцы изделий, фотографии о работе фабрики, художниц.

    Методы: беседа, показ хохломских изделий, иллюстраций, художественное слово.

    Рисование

    11. Рисование элементов хохломского узора «Перышки»

    Ц: учить рисовать «перышки», ставя кисть в разное положение. Начинать элемент «перышки» концом кисти, затем полный нажим и снова переходить на конец кисти. Воспитывать эстетические чувства от восприятия красивого.

     Подготовительная: упражнять детей в рисовании элемента хохломской росписи «перышки», отрабатывать четкость, аккуратность рисования элемента.

    Методы: БЕСЕДА, ПОКАЗ СПОСОБА ВЫПОЛНЕНИЯ, ОБЬЯСНЕНИ, АНАЛИЗ.

    Материал:  ½ альбомного листа, кисти, черная гуашь.

    Аппликация

    12.«Огурцы и помидоры лежат на тарелке» ( стр.40Т.С.Комарова.)

    Ц: продолжать отрабатывать умение вырезывать предметы круглой и овальной формы из бумаги в виде квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления. Развивать координацию движения рук. Закреплять умение аккуратно наклеивать изображение.

    Подготовительная: ф.у. украшать тарелочку по – своему усмотрению (листочкам, ягодами) из бумаги сложенной гармошкой.

    Материал: круги диаметром 18 см белой бумаги, заготовки из цветной бумаги зеленого (прямоугольники) и красного (круги) цвета для овощей, овощи для рассматривания.

    Методы: загадки, беседа, рассматривание овощей, показ способа действий, анализ.

                                                                   Октябрь

    1.Знакомство с искусством – рассматривание картины Левитана «Золотая Осень»

    Ц: познакомить с миром живописи – пейзажем; ф.у видеть в картине средства выразительности6 цвет и форму предметов, особенности композиции, подвести к пониманию, что через средства выразительности художник может выразить определенное настроение; вызвать  эмоциональное отношение картине, помочь увидеть красоту осенней природы, изображенной художником.

    Материал: репродукция картины Левитана «Золотая осень».

    Методы: художественное слово, беседа, вопросы, пояснение, показ.

    Рисование

    2.«Пасмурный осенний день»

    Ц: продолжать развивать умение, передавать в рисунке связное содержание; развивать представление о том, что через подбор красок можно передать в рисунке определенную погоду и настроение; закреплять умение рисовать предметы на широкой полосе земли.

    Подготовительная: учить использовать для создания выразительного рисунка разные материалы: краски, цветные восковые мелки, простой карандаш; формировать представления о нейтральных цветах- белый, черный, светло- серый, умение использовать их при создании картины поздней осени.

    Материал: 2 репродукции с изображение ясного и пасмурного дня, альбомные листы, акварельные краски, кисти, палитры, восковые мелки, простые карандаши.

    Методы: рассматривание репродукций, художественное слово, вопросы, частичный

    показ, анализ.

    Лепка

    3. «Как мишутка увидел, что из его мисочки все съедено» ( стр.45.Т.С.Комарова))

    Ц: ф.у. создавать в лепке сказочный образ. Учить лепить фигуру медвежонка, передавая форму частей, их относительную величину, расположение по отношению друг к другу. Подводить к выразительному изображению персонажа сказки.

    Подготовительная: познакомить детей со способом лепки фигуры животного из целого куска пластилина.

    Материал: иллюстрации к сказке «Три медведя», пластилин, стеки, доски.

    Методы: чтение отрывка из сказки, беседа, вопросы, показ способа лепки из целого куска, анализ.

    Рисование

    4. «Унылая пора, очей очарованье!»

    Ц: ф.у. отражать в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим строкам; закреплять умение рисовать деревья, создавать композицию, подбирать цветовую гамму согласно настроению. Развивать эмоциональность, воображение. Закреплять умение отличать пейзаж от картины другого содержания.

    Материал:  репродукции картин «Золотая осень» Левитана,  «Золотая осень» И.Остроухова. Краски, кисти, альбомные листы бумаги.

    Методы: рассматривание репродукций, вопросы, советы, анализ.

    Рисование

        5.« Девочка в нарядном платье».

    Ц: развивать умение рисовать фигуру человека, передавать форму платья, расположение частей, соотношение их по величине. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунка карандашами. Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других детей, отмечать интересное решение.

    Подготовительная:  «Девочка в нарядном платье танцует»

    Ц: продолжать учить рисовать фигуру человека в движении, рисовать контур фигур простым карандашом и красиво, аккуратно закрашивать.

    Методы:  обследование образца, уточнение, напоминание, частичный показ, анализ.

    Материал: листы бумаги ½ альбомного, простой карандаш, цветные карандаши, образцы рисунков.

    Аппликация

    6.«Наш любимый мишка»

    Ц: ф.у. передавать изображение любимой игрушки из частей, правильно передавая их относительную величину. Закреплять умение вырезать части круглой и прямоугольной формы, аккуратно наклеивать изображение, красиво располагать его на листе бумаги.

    Подготовительная: закреплять умение вырезать парные части изображения из бумаги, сложенной вдвое.

    Методы: обследование образца, вопросы, уточнение, анализ.

    Материал:  ½ альбомного листа, квадраты и прямоугольники коричневого, черного и белого цвета, клей, кисти, салфетки, клеенки.

    Рисование

       7.Рисование элементов хохломской росписи. «Кустики-травки»

    Ц: учить детей рисовать кустики-травки с поворотом кисточки в пальцах; рисовать красивые криули и перышки. Воспитывать эстетический вкус.

    Методы: беседа, показ выполнения, вопросы, напоминания, индивидуальный подход.

    Материал: ½ альбомного листа вдоль, кисти, гуашь черная.

    Рисование

    8.  «Семейный портрет»  (стр.146. ВОП.)

    Ц: подводить детей к созданию сюжетных композиций, познакомить с понятием портрет, воспитывать любовь к членам семьи, выражать свое отношение к ним в своем рисунке. Закреплять умение рисовать всем ворсом и концом кисти.

    Подготовительная:  продолжать ф.у. удачно располагать фигуры на листе, рисовать крупно. Упражнять в рисовании контуров простым карандашом с последующим закрашивании красками.

    Материал: репродукции портретов, альбомные листы бумаги, краски, кисти, баночки с водой, салфетки.

    Методы: рассматривание портретов, беседа о семье, загадка о семье.

    Лепка

    9. «Вылепи свою любимую игрушку» (стр.57. Т.С.Комарова)

    Ц:  формировать умение создавать в лепке образ любимой игрушки. Закреплять разнообразные приемы лепки ладошками и пальцами. Воспитывать стремление доводить начатое до конца. Формировать эстетическое отношение к своим работам.

    Подготовительная: продолжать учить лепить предметы из целого куска пластилина, закреплять умение плотно соединять части путем примазывания, сглаживать поверхность пальцами.

    Материал: пластилин, доски, стеки.

    Методы: беседа, напоминание, вопросы.

    Рисование

    10. «Завитки» (хохломская  роспись)                                                      

    Ц: учить детей рисовать завиток, начинать элемент завитка концом кисти, затем полный нажим и опять переходить на конец кисти. Учить находить завитки на элементах хохломской росписи. Воспитывать аккуратность и настойчивость.

    Методы:  беседа, вопросы, анализ образца, показ выполнения образца, упражнения, словесные указания, анализ.

    Материал:  ½ альбомного листа, (полосой вдоль), гуашь черная, кисти, образец.

    Рисование

      11. «Мишка» (тычком)

    Ц: продолжать учить составлять изображение из частей приемом тычка, правильно передавая их относительную величину. Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других детей, отмечать интересные работы.

    Подготовительная: ф.у. рисовать фигуру мишки кисточкой светлым тоном краски и тычком более темного тона прорисовывать мех пушистого медвежонка.

    Методы: загадка, обследование объекта, частичный показ приемов изображения, анализ.

    Материал: гуашь, ватные палочки, палитра, акварельные краски.

    Аппликация

    12.«Наш любимый мишка»

    Ц: ф.у. передавать изображение любимой игрушки из частей, правильно передавая их относительную величину. Закреплять умение вырезать части круглой и прямоугольной формы, аккуратно наклеивать изображение, красиво располагать его на листе бумаги.

    Подготовительная: закреплять умение вырезать парные части изображения из бумаги, сложенной вдвое.

    Методы: обследование образца, вопросы, уточнение, анализ.

    Материал:  ½ альбомного листа, квадраты и прямоугольники коричневого, черного и белого цвета, клей, кисти, салфетки, клеенки.

    Ноябрь

    Рисование

    1.  «Краски радуги – дуги»  (Посылка от короля Палитры)

    Ц: продолжать знакомить детей с художественными материалами – акварель, палитра. Познакомить с расположением цветов в спектре. Учить чисто промывать кисть после каждой краски, промокать лишнюю воду о салфетку.

    Материал: Акварельные краски, палитры, альбомные листы бумаги, посылка (краски, кисти, палитра, образец радуги).

    Методы: игровая ситуация, вопросы, беседа, сравнения, напоминание, анализ.

    Рисование

    2.«Кукла в русском костюме»

    Ц: ф.у. изображать фигуру человека, передавать форму одежды, тела (платье, голова, руки, ноги), их расположение, относительную величину. Упражнять в красивом расположении на листе бумаги и аккуратном закрашивании. Учить создавать крупное изображение.

    Подготовительная:  ф.у. передавать в рисунке колорит и своеобразность русского костюма.

    Методы: обследование образца, вопросы, пояснения, уточнения.

    Материал: ½ альбомного листа бумаги, цветные карандаши, восковые мелки, кукла в русском костюме.

    Лепка

    3. «Красивые птички» (стр.42. Т.С.Комарова)

    Ц: Развивать эстетическое восприятие. Вызвать положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам. Закреплять приемы лепки: раскатывание, оттягивание, сплющивание, прищипывание. Развивать творчество.

    Подготовительная: ф.у. лепить из крупного куска, украшать с помощью стеки фигуру узорами.

    Материал: народная игрушка птичка (по мотивам дымковской игрушки), пластилин, стеки, доски.

    Методы: обследование образца, показ способа лепки, вопросы, анализ.

    Рисование

    4. «Сказочные птицы»

    Ц: ф.у. рисовать птиц по представлениям, передавать в рисунке правильную посадку головы, туловища, необычный хвост, перья. Развивать творческое воображение.

    Материал: тонированная бумага, краски, иллюстрации с изображение птиц.

    Методы: вопросы, рассматривание сказочных птиц, выкладывание отдельных частей на фланелеграфе, обследование, художественное слово.

    Рисование

     5. «Российский флаг» (Старшая), «Спасская башня Кремля» (подготовительная)

    Ц: продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, вырабатывать навык рисования контура карандашом с легким нажимом; закреплять умение рисовать акварелью, развивать чувство цвета.

    Подготовительная: продолжать знакомить с достопримечательностями главного города Москвы-  Спасской башней Кремля. Ф.у. рисовать по образцу, прорисовывать контур простым карандашом, аккуратно закрашивать цветными карандашами в одном направлении.

    Материал: Российский флаг, изображение Спасской башни Кремля, простые карандаши, цветные карандаши, краски акварельные, кисти, вода, альбомные листы бумаги.

    Методы: рассматривание образцов, вопросы, беседа, показ детьми способа закрашивания красками.

    Аппликация

    6.«Люблю березку русскую»

    Ц: закреплять умение разрезать бумагу на длинные и короткие полоски (высокое дерево и низкое), вырезать крону дерева из прямоугольника целиком. Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

    Подготовительная:  побуждать создавать сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображениями. Выполнять крону дерева способом обрыва бумаги.

    Методы: показ предметов, показ образца, рассматривание, художественное слово, анализ.

    Материал:  альбомные листы бумаги голубого цвета, бумага для вырезывания белого, зеленого, черного цвета, клей, кисти, ножницы, клеенки, салфетки.

    Рисование

    7.  «Вот эта улица, вот этот дом»

    Ц: познакомить детей с понятием  - архитектор, архитектура, фасад, торец. Формировать умение передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, закрепить знания об основных частях здания (стена, крыша, окна, дверь, балкон). Учить создавать несложную композицию улицы; закрепить приемы рисования красками.

    Подготовительная:  «Село вечером»

    Ц:  учить передавать в рисунке картину вечернего села, цветовой колорит: дома светлее ночного воздуха, в домах горят огни. Учить оценивать выразительное решение темы.

    Материал:  фото различных зданий, альбомные листы бумаги, краски, кисти, палитры, вода.

    Методы: рассматривание, вопросы, напоминание, беседа, анализ.

    Рисование

    8. «На свете есть такое чудо..»

    Ц: ф.у. создавать сказочный образ, рисуя основу здания и придумывать украшающие детали, подчеркнуть возможности необычной формы окон, дверей, красивых куполообразных крыш, закреплять приемы рисования красками.

    Подготовительная: совершенствовать приемы работы красками и простым карандашом, способы получения новых цветов и оттенков. Развивать умение оценивать рисунки в соответствии с задачей изображения.

     Материал: краски, палитры, кисти, вода, простые карандаши,  альбомные листы бумаги, образцы разнообразных сказочных домов.

    Методы: игровая ситуация, художественное слово, беседа, вопросы, анализ.

    Лепка

    9. «Дружные человечки» стр.231. ВОП.

    Ц: Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из пластилина, продолжать учить лепить фигуру человека, формировать навыки аккуратной лепки, привычку тщательно мыть руки после лепки.

    Подготовительная: продолжать учить лепить фигуру человека в движении, закреплять умение точно передавать пропорции тела человека.

    Материал: пластилин, стеки, модели человечков, вылепленных из пластилина, доски.

    Методы: показ предметов, показ образца, частичный показ способа лепки.

    Рисование

    10. «Никакой на свете зверь не ворвется в эту дверь»

    Ц: ф.у. отражать в рисунке несложный сюжет, передавать характерные особенности предметов, красиво располагать их на бумаге, использовать в работе разный материал: цветные и восковые карандаши, фломастеры. З.у. закрашивать рисунки в одном направлении, аккуратно, не выходя за контур. Продолжать знакомить с жилищной архитектурой. Учить передавать штрихами фактуру соломы, кирпичей, из которых построены домики поросят.

    Материал: Альбомные листы бумаги, цветные и восковые карандаши, фломастеры, иллюстрации домиков трех поросят.

    Методы: напоминание сказки, вопросы на сравнение домов поросят, показ приемов рисования, анализ.

    Рисование

     11.«Узор из кустиков и  травки» (Хохломская роспись)

    Ц: ф.у. составлять узор на полосе, включая следующие элементы: перышки, завитки, кустики и реснички. Закреплять навыки рисования этих элементов; з.у. находить эти элементы на готовых изделиях, воспитывать аккуратность.

    Подготовительная:  ф.у. выполнять хохломской рисунок из перышек, завитков, ресничек, кустиков на плоскостных предметах посуды: чаша, поднос, ваза.

    Материал: листы бумаги ½ альбомного вдоль, плоскостные изображения посуды (чаша, поднос, ваза), кисти, палитры, гуашь, баночки с водой, образцы изделий хохломской росписи.

    Методы: беседа, объяснения, частичный показ, анализ.

    Аппликация

    12.«Дома на нашей улице»

    Ц: ф.у. передавать в аппликации образ сельской улицы. Уточнять представления о величине предметов: высокий -низкий, большой -маленький. Упражнять в приемах вырезывания по прямой, косой. Закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточкой, клеем. Вызвать удовольствие от созданной коллективной работы.

    Подготовительная : р.у. красиво располагать готовые изделия на поверхности листа, создавая определенную композицию (улица), формировать пространственные представления.

    Методы: рассматривание иллюстраций, беседа, вопросы, напоминание способа безопасной работы с ножницами, анализ.

    Материал:  цветная бумага для вырезывания домов, крыш, окон, дверей, ножницы, клей, кисти, салфетки, клеенки.

                                                                      Декабрь

    Рисование

    1. «Зимушка – зима» (стр.61.Т.С.Комарова.)

    Ц: ф.у. передавать в рисунке картину зимы. Закреплять умение рисовать разные дома и деревья. Учить сочетать в рисунке разные материалы- восковые мелки и белила. Развивать образные восприятия, образные представления, творчество.

    Подготовительная: закреплять умение передавать в рисунке пейзаж, закрепить знания о пейзажной живописи. Продолжать развивать умение располагать части изображения на всем пространстве листа, отображать перспективу: отдаленные предметы мелко, расположенные близко - крупно.

    Материал: восковые мелки, белила, баночки с водой, кисти, картины с изображением зимнего пейзажа.

    Рисование

    1. «Зимние забавы» (стр.8 ВОП. Черноиванова)

    Ц:  подводить детей к созданию сюжетной композиции; продолжать развивать свободу и одновременно точность руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность; развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов.

    Подготовительная: закреплять умение рисовать фигуры людей в движении, передавать различные позы, движения.

    Материал: краски, цветные карандаши на выбор, кисти, баночки с водой, листы бумаги формата А4.

    Лепка

    3. «Девочка в зимней шубке» стр.67. Комарова.

    Ц: продолжать формировать умение лепить фигуру человека, правильно передавая форму одежды, (шубка в виде конуса) частей тела; соблюдая пропорции. Закреплять умение использовать усвоенные ранее приемы соединения частей, сглаживания поверхностей. Продолжать развивать умение оценивать созданные изображения.

    Подготовительная: «Дети гуляют на прогулке»

    Ц: продолжать учить создавать коллективную работу, договариваться, обсуждать, определять кто что будет лепить, высказывать свои пожелания и прислушиваться к желаниям товарищей. Закреплять умение лепить фигуру человека в движении.

    Материал:  картина «На прогулке», пластилин, стеки, доски, кукла в зимней одежде.

    Методы: рассматривание картины, обследование образца, беседа, частичный показ способа лепки.

    Рисование

    4.«Ягоды» (Элементы хохломской росписи)

    Ц: учить рисовать элемент хохломской росписи – ягоды кистью и тычком, сравнивать их с настоящими ягодами. Совершенствовать изобразительные навыки. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и изделиям хохломской росписи. Развивать умение находить элементы-ягоды на хохломских изделиях.

    Материал: образцы ягод на изделиях и на бумаге, 1\2 альбомного листа вдоль, кисти, гуашь красная, ватные палочки.

    Методы: беседа, обследование образцов, сравнение, показ способа изображения, анализ.

    Рисование

    5. Узор на полосе. (хохломская роспись)

    Ц: ф.у. составлять узор на полосе из знакомых элементов хохломской росписи (перышки, кустики, травку, ягоды, завиток) по образцу воспитателя. Закреплять навыки выполнения этих элементов. Воспитывать любовь к своему краю.

    Подготовительная:  закреплять умение рисовать волнистые линии, завитки слитным, плавным движением, равномерно чередовать ягоды и листья на полосе.

    Методы:  рассматривание образца, частичный показ способа выполнения элементов, анализ.

    Материал:  ½ альбомного листа вдоль, образец, кисти, гуашь черная, красная, зеленая, баночки с водой.

    Аппликация

    6. «Новогодняя елка» ( стр.70 ВОП)

    Ц: ф.у. вырезать предметы из бумаги, сложенной вдвое, добавлять их деталями, обогащающими изображение; формировать аккуратное и бережное отношение к материалам; совершенствовать навыки вырезывания и наклеивания.

    Подготовительная:  побуждать дополнять аппликацию нарисованными фигурками детей самостоятельно выбранными материалами (фломастеры, цветные карандаши)

    Материал: ½ альбомного листа старшая группа, лист формата А4-подготовительная, прямоугольники зеленого цвета для елки, квадратики цветной бумаги для украшения елки, фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки, ножницы, клей, кисти, салфетки, клеенки.

    Методы: беседа, показ способа вырезывания путем сгибания листа пополам по трафарету, вопросы, уточнения, индивидуальный подход, анализ

    Рисование

    7.«Моя любимая сказка»( стр.57. .Т.С.Комарова.)

    Ц: ф.у. передавать в рисунке эпизоды из любимой сказки (рисовать несколько персонажей сказки в определенной обстановке.) Развивать воображение, творчество. Формировать эстетическую оценку, эстетическое отношение к созданному образу сказки.

     Подготовительная: развивать слитные, легкие движения руки при рисовании контура, зрительный контроль за движением.

    Материал: альбомные листы бумаги, простые карандаши, краски, кисти, вода, салфетки.

    Методы: чтение отрывков из сказок, вопросы, индивидуальный подход, анализ.

    Рисование

    8. «Снежинка» (стр.67.Т.С.Комарова)

    Ц: ф.у. рисовать узор на бумаге в форме розетты, располагать узор в соответствии з данной формой; придумывать детали узора по своему желанию. Закреплять умение рисовать концом кисти. Воспитывать самостоятельность. Развивать образные представления, воображение. Вызвать радость от создания тонкого, изящного рисунка.

    Подготовительная:  ф.у. самостоятельно выбирать форму для изображения (круглая, ромбовидная, многоугольная), рисовать 2 разных снежинки на разных формах.

    Материал: листы бумаги голубого цвета в форме ромба, многоугольника, круга, белила, кисти, баночки с водой, образцы снежинок.

    Методы: рассматривание образцов, художественное слово (загадка), частичный показ ребенком способа рисования концом кисти, анализ.

    Лепка

    9. «Котенок» стр.63. Комарова.

    Ц:  продолжать формировать умение передавать в лепке фигуру животного. Закреплять умение лепить фигурку животного по частям (голова, хвост), из целого куска (туловище, лапы) путем разрезания цилиндра стекой с двух сторон, использовать разные приемы: раскатывание пластилина между ладонями, оттягивание мелких деталей, сглаживание. Учить передавать в лепке позу котенка.

    Подготовительная:  «Котенок играет»

    Ц: продолжать ф.у. передавать в лепке озорной характер котенка через его позы и движения. Приучать самостоятельно прибирать рабочее место, очищать доски от пластилина, мыть руки после занятия.

    Материал: картинки с изображением котят, пластилин, стеки, доски.

    Методы: рассматривание иллюстраций, напоминание способа и последовательности лепки.

    Рисование

    10.«Новогодняя открытка» (стр.85. ВОП Черноиванова.)

    Ц:  совершенствовать умения изображать предметы по памяти и с натуры, продолжать развивать свободу  и точность движения руки под контролем зрения, использовать различные цвета и оттенки для создания выразительности образов.

    Подготовительная: закреплять умение создавать выразительную композицию из отдельных элементов, опираясь на образец и, добавляя свои собственные элементы для украшения открытки.

    Материал: набор новогодних открыток, листы бумаги ½ альбомного, кисти, краски, баночки с водой, салфетки.

    Методы: рассматривание открыток, вопросы на уточнение способа изображения, частичный показ отдельных элементов, вызывающих затруднения,  индивидуальный подход, анализ.

    Рисование

    11. «Усатый -полосатый» стр.70 Комарова.

    Ц: формировать умение передавать в рисунке образ котенка. Закреплять умение рисовать фигуру животного, используя навыки рисования кистью и красками (или цветными восковыми мелками). Развивать образное восприятие и воображение. Вызвать радость от созданного изображения. Учить видеть разнообразие изображений, выразительность образа.

    Подготовительная: «Девочка играет с котенком»

    Ц:  формировать умение изображать несложную сценку, передавая движения фигур человека и животного. Закреплять умение передавать пропорции тела животного и человека. Закреплять умение самостоятельно подбирать материал для рисования.

    Материал: альбомные листы бумаги, краски, цветные мелки, цветные карандаши, кисти, баночки с водой, игрушка котенка.

    Методы:  рассматривание игрушки котенка, вопросы, чтение отрывка из стих. С.Маршака «Усатый – полосатый», уточнение последовательности рисования, анализ.

    Январь

    Рисование

    1. «Что мне больше понравилось на новогоднем празднике» (стр.109. ВОП)

    Ц: продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, вырабатывать навыки рисования контура простым карандашом с легким нажимом на него. Закреплять умение рисовать акварелью, развивать чувство цвета.

    Подготовительная: развивать умение намечать содержание рисунка, планировать; закреплять умение рисовать аккуратно концом кисти; воспитывать самостоятельность в процессе подготовки к занятию.

    Материал: краски, баночки с водой, кисти, простые карандаши, восковые мелки.

    Методы: беседа, вопросы, художественное слово.

    Аппликация

    2. «Петрушка на елке (Коллективная работа) стр.72. Комарова

    Ц: формировать умение создавать изображения из бумаги. Закреплять умение вырезывать части овальной и круглой формы. Упражнять в вырезывании симметричных частей одежды из бумаги, сложенной вдвое(рукава, штаны Петрушки). За4креплять умение вырезывать на глаз мелкие детали (шапка, пуговицы), аккуратно наклеивать изображения на большой лист. Формировать навыки коллективной работы. Развивать чувство цвета, композиции.

    Подготовительная: «Праздничный хоровод»: формировать умения составлять из деталей аппликации изображения человека, по своему выбору, находить место своей работе среди других. Развивать чувство композиции. Воспитывать вкус при подборе хорошо сочетающихся цветов бумаги.

    Материал:  бумага разных цветов, ножницы, клей, кисти, салфетки, большой лист бумаги с нарисованной елкой, иллюстрация «Новогодний хоровод», иллюстрации с изображением Петрушек.

      Методы: беседа о празднике, рассматривание изображений Петрушек, напоминание способов вырезывания и напоминание последовательности работы, индивидуальный подход, анализ.

    Рисование

    3. «Деревья в инее» стр.83. Комарова.

    Ц: развивать эстетическое восприятие. Закреплять умение передавать  в рисунке красоту природы. Упражнять в рисовании акварельными красками и гуашью (всей кистью и ее концом). Вызвать эстетические чувства, развивать умение любоваться красотой природы и созданными изображениями.

    Подготовительная: формировать умение передавать в рисунке красоту зимней природы, характерные особенности с натуры (строение деревьев, толстые и тонкие ветви, их расположение, цвет). Закреплять умение красиво располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании акварелью и гуашью. Воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие.

    Материал: картины с изображением зимних пейзажей, альбомные листы бумаги, краски акварельные, гуашь белая, кисти, баночки с водой, салфетки.

    Методы: рассматривание картин, вопросы на уточнение способов изображения и последовательности рисования, показ ребенком способа рисования деревьев кистью, индивидуальный подход, анализ.

                                                                  Рисование

        4.Знакомство с Городецкой росписью. Стр.67. Грибовская А.А.

    Ц:  знакомить детей с городецким промыслом, его историей, особенностями изделий из дерева, их назначением, украшением, цветосочетанием. Воспитывать интерес к народным промыслам, народным мастерам.

    Материал: городецкие изделия, иллюстрации с их изображениями, подборка стихотворений.

    Методы: художественное слово (стихи, загадки), беседа, рассматривание, сравнение, рассказ воспитателя.

                                                                         Лепка

    5.Ц:  «Снегурочка» стр.71. Комарова.

    Ц: формировать умение передавать в лепке образ Снегурочки. Закреплять умение изображать фигуру человека: форму, расположение и величину частей. Упражнять в приемах лепки (раскатывание, оттягивание, сглаживание мест скрепления и всей фигуры). Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. Развивать умение оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения.

    Подготовительная: «Дед Мороз»

    Ц: формировать умение передавать в лепке образ Деда Мороза. Учить лепить полые формы (шуба Деда Мороза), передавать детали, используя различные приемы лепки: прищипывание, оттягивание, сглаживание поверхности.

    Материал:  Игрушки Деда Мороза и Снегурочки, пластилин, доски, стеки.

    Методы: художественное слово(загадки), рассматривание игрушек, вопросы, частичный показ способа лепки, анализ.

                                                                Рисование

    6. «Городецкие узоры на полосе» стр.50 А.А. Грибовская.

    Ц: формировать умение рассматривать городецкие узоры, выделять чередование разных бутонов. Учить рисовать узор на полосе, чередуя бутоны –«купавки» и «ромашки», выбирать цвет и оттенок, концом кисти украшать белым цветом цветы, листья черным.

    Подготовительная:  «Городецкая доска» стр.69. А.А.Грибовская.

    Ц: продолжать знакомство с городецкой росписью. Формировать умение выделять новый элемент узора – птицу, особенности ее формы, украшения, сочетания цветов. Учить составлять узор на бумаге в форме доски, украшать птицей и цветами.

     Материал: городецкие изделия, бумага цвета дерева (10*21), гуашь, палитра.

    Методы: рассматривание изделий, выделение  элементов и показ способа рисования элементов(бутоны и ромашки), анализ.

    Рисование

    7. «Дети гуляют зимой на участке» стр.73. Комарова

    Ц: формировать умение передавать в рисунке несложный сюжет. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать форму, пропорции, расположение частей, простые движения рук и ног. Упражнять в рисовании и закрашивании карандашами.

    Подготовительная: формировать умение отбирать из личного опыта интересное содержание для рисунка, воплощать задуманное. Закреплять  приемы рисования контура простым карандашом и оформление его в цвете. Развивать чувство композиции.  Учить выбирать при оценке работ наиболее интересные, выразительные. Развивать воображение, творчество.

    Материал:  альбомные листы, цветные и простые карандаши.

    Методы: беседа, рассматривание различных поз человека в движении, анализ.

    Февраль

    Аппликация

    1. «Красивые рыбки в аквариуме» стр.77. Комарова.

    Ц: развивать цветовое восприятие. Упражнять детей в подборе разных оттенков одного цвета. Развивать чувство композиции (учить красиво располагать рыбок по цвету). Закреплять приемы вырезания и аккуратного наклеивания.

    Подготовительная: закреплять умение вырезать фигурки по шаблону, аккуратно обводить шаблон и вырезать фигурку по контуру.

    Материал: изображение аквариума, цветная бумага, шаблоны рыбок, клей, кисти, салфетки, ножницы.

    Рисование

    2. «Нарисуй свое любимое животное» стр.78. Комарова

    Ц:  формировать умение выразительно передавать в рисунке образы животных; выбирать материал для рисования по своему желанию, развивать представление о выразительных возможностях выбранного материала. Закреплять технические навыки и умения в рисовании. Учить рассказывать о своих рисунках.

    Подготовительная: «Я с моим любимым животным»

    Ц:  формировать умение задумывать содержание работы в определенном направлении. Развивать самостоятельность, творчество. Отрабатывать и закреплять приемы рисования и закрашивания цветными карандашами.

    Материал: цветные карандаши, восковые мелки, краски, кисти, баночки с водой, альбомные листы бумаги, иллюстрации с изображением животных,

    Методы: беседа, рассматривание иллюстраций, художественное слово, анализ.

    Рисование

    3. «Составление узора на квадрате» (Городецкая роспись) стр.51. А.А. Грибовская.

    Ц: продолжать знакомить с городецкой росписью, выделять новые элементы, их чередование и варианты колорита- сочетание цвета и оттенка. Формировать умение составлять узор на квадрате, выделяя середину розаном, углы, кайму – бутонами по выбору. Совершенствовать технические навыки рисования.

    Подготовительная: «Городецкие кони» стр.70 А.А.Грибовская.

    Ц: расширять представления детей об искусстве городецких мастеров. Учить выделять коня, видеть варианты выполнения.

    Материал: изделия городецкой росписи, квадратные листы бумаги, гуашь, палитра, кисти, баночки с водой.

    Лепка

    4. «Щенок» стр.63. Комарова.

    Ц: формировать умение рисовать фигуру собаки, щенят, передавая их характерные особенности (тело овальное, голова круглая, морда вытянутая, короткие толстые лапы и хвост). Закреплять приемы лепки: раскатывание между ладонями, оттягивание, соединение частей приемом прижимания и сглаживания мест скрепления.

    Подготовительная:  «Собака со щенком» продолжать формировать умение лепить фигуру животного из целого куска пластилина, передавать характерные признаки большой собаки и щенка, их относительную величину.

    Материал: картина «Собака со щенятами, пластилин, доски, стеки, салфетки.

    Методы: рассматривание картины, вопросы, , сравнение, анализ.

    Рисование

    5. «Составление городецкого узора на бумаге разной формы» стр.51. А.А.Грибовская.

    Ц:  продолжать формировать умение рассматривать изделия с городецкой росписью, выделять средства выразительности, составлять узор на бумаге разной формы (круг, полоса, прямоугольник, квадрат, разделочная доска). Использовать знакомые элементы, сочетание цветов, расположение на форме.

    Материал: предметы с городецкой росписью, бумага в разной формы цвета дерева (круг диаметром 20см., прямоугольник А4, разделочная доска (10*20), гуашь, кисти, вода, палитра.

    Методы: рассматривание образцов, вопросы, напоминание, художественное слово.

    Рисование

    6. «Солдат на посту» стр.83. Комарова.

    Ц: формировать умение создавать в рисунке образ воина, передавая характерные особенности костюма, позы, оружия. Закреплять умения детей располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно. Использовать навыки рисования и закрашивания изображения. Воспитывать интерес и уважение к Российской армии.

    Подготовительная: «Наша армия родная».

    Ц: закреплять умение создавать рисунки по мотивам литературных произведений, передавая образы солдат, летчиков, моряков; изображать их жизнь и службу. Упражнять в рисовании и аккуратном закрашивании рисунков цветными карандашами.

    Материал: альбомные листы бумаги, цветные карандаши, восковые мелки, иллюстрации с изображением солдат.

    Методы: художественное слово, вопросы, рассматривание иллюстраций, анализ.

    Аппликация

    7. «Пароход» стр. 84. Комарова.

    Ц: формировать умение создавать образную картину, применяя полученные ранее навыки: срезание углов у прямоугольника, вырезывание других частей и деталей корабля разной формы. Упражнять в вырезывании одинаковых частей из бумаги, сложенной гармошкой. Развивать воображение.

    Подготовительная: «Корабли на рейде» 

    Ц: закреплять умение детей создавать коллективную композицию. Упражнять в вырезывании и составлении изображения корабля, передавая основную форму и детали. Воспитывать желание участвовать в общей работе, добиваться хорошего качества изображения.

    Материал: большой лист бумаги голубого цвета, иллюстрации с изображением кораблей, цветная бумага, ножницы, кисти, клей, салфетки

    Методы: рассматривание иллюстраций, показ ребенком способов вырезывания частей корабля, показ воспитателем способа вырезывания из бумаги, сложенной гармошкой, напоминание, анализ.

    Рисование

    8. «Пограничник с собакой» стр.70. Комарова.

    Ц: упражнять детей в рисовании человека и животного, в передаче характерных особенностей (одежда, поза), относительной величины фигуры и частей. Учить удачно располагать изображение на листе. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков цветными карандашами и восковыми мелками.

    Подготовительная: формировать умение передавать в рисунке фигуру человека и животного в движении (идет по следу, учит собаку, кормит собаку).

    Материал:  альбомные листы, цветные карандаши, восковые мелки, простые карандаши.

    Методы: беседа, частичный показ способа изображения человека и собаки воспитателем, рассматривание иллюстраций, анализ.

    Рисование

    9. Рисование по замыслу « Нарисуй, что интересного было в детском саду» стр.87. Комарова.

    Ц:  формировать умение задумывать содержание рисунка на основе полученных впечатлений , подбирать материалы в соответствии с содержанием изображения. Развивать фантазию, творческую активность. Закреплять технические навыки и умения рисования разными материалами. Развивать умение при анализе замечать интересные темы, выделять и высказывать суждения о них.

    Подготовительная: «Рисование иллюстраций к сказке «Серая шейка».

    Ц: воспитывать интерес  к созданию иллюстраций к литературному произведению. Формировать умение выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке. Закреплять приемы рисования красками, использования простого карандаша для набросков при рисовании сложных фигур (лиса, уточка, охотник). Вызвать у детей интерес к рисункам, желание рассказывать о них.

    Материал: альбомные листы бумаги, краски, цветные карандаши и мелки, баночки с водой, кисти, иллюстрации к сказке  «Серая шейка».

    Методы: беседа, рассматривание иллюстраций, художественное слово, анализ.

    Лепка

    10. «Птицы на кормушке» стр.92. Комарова.

    Ц: развивать восприятие детей, умение видеть  и выделять разнообразные свойства птиц (форма, величина, расположение частей тела); сравнивать разных птиц. Учить лепить птицу по частям, передавать различие в величине разных птиц, правильное положение головы, крыльев, хвоста. Развивать умение оценивать результаты лепки, радоваться созданным изображениям.

    Подготовительная: закреплять умение лепить фигуру птиц из целого куска.

    Материал: иллюстрации с изображением птиц, пластилин, доски, кормушка.

    Методы: рассматривание иллюстраций с изображением разнообразных птиц, вопросы, сравнение, частичный показ ребенком способа соединения частей, показ воспитателем способа лепки из целого куска, художественное слово (загадки).

    Рисование

    11. «Знакомство с дымковской игрушкой. Стр.37. А.А.Грибовская.

    Ц: познакомить с народным промыслом «Дымковская игрушка». Развивать умение видеть красоту глиняной игрушки, ее выразительность, образность, яркость узора. Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

    Материал: дымковские игрушки, слайды, иллюстрации.

    Методы: рассказ воспитателя, вопросы, рассматривание слайдов, художественное слово.

    Рисование

    12. «Ткань для дымковских игрушек» стр.40 А.А.Грибовская.

    Ц:  продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Формировать умение составлять узор , чередуя широкие линии и круги другого цвета, выбирать украшения для кругов. Развивать чувство цвета, учить видеть колорит росписи.

    Подготовительная: «Выставка дымковских игрушек» стр.59. Грибовская.

    Ц:  закреплять навыки рисования основных элементов росписи, передавать особенности и своеобразие колорита. Развивать композиционные навыки. Способствовать развитию творческих способностей.

    Материал: дымковские игрушки, силуэты дымковских игрушек (кони, индюки, петухи, козлики), альбомные листы бумаги, гуашь, кисти, палитры, игрушка Петрушки.

    Методы: игровая ситуация (внесение Петрушки с дымковскими игрушками), художественное слово (загадки), рассматривание игрушек, показ способа и последовательности рисования узора, анализ.

    Март

     Аппликация

    1Рисование  с элементами аппликации «Панно «Красивые цветы для украшения группы к 8 марта» стр.90 Комарова

    Ц: развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение и творчество, умение использовать усвоенные приемы рисования. Формировать стремление преобразовывать окружающую среду, вносить в нее элементы красоты, созданной своими руками. Продолжать закреплять навыки коллективной работы.

    Материал: большие полосы бумаги (30-70см)светлого оттенка для панно, квадраты белой бумаги (7-7) по 4 на каждого ребенка, ножницы, клей, салфетки, гуашь, кисти, баночки с водой.

    Методы: объединение детей в группы по 3-4 человека, объяснение способа изготовления панно, показ ребенком способа вырезывания кругов, уточнения, вопросы, анализ.

    Рисование

    2. «Портрет моей мамы»

    Ц: познакомить детей с понятием «портрет»; формировать умение рисовать портрет близкого человека, передавая некоторые характерные и индивидуальные признаки. Закреплять умение рисовать крупно, во весь лист.

    Подготовительная: «Мы с мамой гуляем» стр.50 Т.С.Комарова подгот. гр.

    Ц:  закреплять умение рисовать фигуру человека , передавать относительную величину ребенка и взрослого. Формировать умение располагать изображение на всем листе в соответствии с содержанием рисунка. Упражнять в рисовании контура простым карандашом с последующим закрашиванием цветными карандашами.

    Материал: листы бумаги 1\2 альбомного листа для старшей группы и в альбомный лист подготовительная, простые и цветные карандаши, образцы портретов.

    Методы: рассматривание портретов, рассматривание отличий по величине взрослого и ребенка, вопросы, напоминание плана работы, анализ.

    Рисование

    3.»Дети делают зарядку» стр.88 Т.С.Комарова

    Ц: формировать умение определять и передавать относительную величину частей тела, общее строение фигуры человека , изменение положения рук во время физических упражнений. Закреплять приемы изображения и закрашивания карандашом. Развивать самостоятельность, творчество, умение рассказывать о своих рисунках и рисунках сверстников.

    Материал: альбомные листы, графитные и простые карандаши, иллюстрации с изображением детей, делающих зарядку.

    Методы: рассматривание иллюстраций, рассматривание ребенка в движении, вопросы, уточнение последовательности рисования, расположения фигур на листе, анализ.

    Лепка

    4. «Дымковская барышня» стр.58. А.А.Грибовская.

    Ц: продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знания о промысле. Формировать умение лепить фигурку барышни, передавать форму частей, плотно их соединяя. Передавать характерные признаки дымковской игрушки (кокошник, оборки и т.д.)

    Подготовительная: развивать умение дополнять фигурку отдельными деталями (дать в руки барышне собачку, младенца, цветы).

    Материал: дымковские барышни, пластилин, стеки, доски, салфетка.

    Методы: художественное слово (загадка), рассматривание игрушки, напоминание последовательности лепки, частичный показ, анализ.

    Рисование

    5. «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы ледяная» стр.91 Т.С.Комарова

    Ц: продолжать развивать у детей образные представления , воображение. Формировать умения передавать в рисунке образ сказок, строить сюжетную композицию, изображая основные объекты произведения. Закреплять приемы рисования цветными и восковыми мелками.

    Подготовительная: развивать интерес к созданию иллюстраций к сказке с последовательно развивающимся действием; формировать умение объединяться в мини группы и договариваться, кто что будет рисовать, чтобы затем составить книгу от начала до конца.

    Материал: иллюстрированная книга со сказкой, склеенные гармошкой листы бумаги, альбомные листы бумаги, цветные карандаши, восковые мелки.

    Методы:  чтение отрывка из сказки, беседа по содержанию, вопросы, мотивация(заполнить книгу иллюстрациями ), анализ.

    Рисование

    6.  «Ярмарка» стр. 59 А.А.Грибовская.

    Ц: продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Закреплять навыки рисования основных элементов росписи, передавать особенности и своеобразие ее колорита. Развивать композиционные навыки. Способствовать развитию творческих способностей. Развивать умение получать радость от коллективной работы.

    Материал: дымковские игрушки, силуэты дымковских игрушек (барышня, петух, козлик, индюк), гуашь, кисти.

    Методы: сюрпризный момент( появление скоморохов), чтение стихов о дымковской росписи, выбор силуэтов детьми, роспись силуэтов игрушек, анализ.

    Аппликация

    7. «Сказочная птица» стр.92. Т.С.Комарова.

    Ц: закреплять умение вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение. Формировать умение передавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения. Закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое. Развивать воображение, активность, умение выделять красивые работы, рассказывать о них.

    Материал:  бумага для фона разного тона, наборы разной цветной бумаги, ножницы, клей, кисти, салфетки, клееночки, образцы предметов народных промыслов с изображением птиц.

    Методы:  рассматривание предметов народных промыслов с изображением птиц, вопросы, художественное слово (стих-е), показ способа вырезания симметричных частей из бумаги, сложенной вдвое, анализ.

    Рисование

    8. Рисование по замыслу. Стр.93. Т.С.Комарова

    Ц: развивать творчество, образные представления, воображение детей, вспоминая, что интересного они видели, о чем им читали, рассказывали. Учить доводить начатое дело до конца. Упражнять в рисовании восковыми и цветными карандашами или красками по выбору. Закреплять умение радоваться красивым и разнообразным рисункам, рассказывать о том, что в них больше всего понравилось.

    Материал: альбомные листы бумаги, цветные карандаши, восковые мелки, краски, кисти, баночки с водой.

    Методы: беседа, вопросы, уточнения, анализ.

    Рисование

    9. «Нарисуй какой хочешь узор» стр.96 Т.С.Комарова

    Ц: формировать умение задумывать и выполнять узор в стиле знакомой народной росписи (хохлома, дымка, городец), передавая ее колорит, элементы. Закреплять умение строить узор, подбирать нужный формат бумаги. Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к народным мастерам.

    Материал: бумага разной формы, палитры, гуашь, кисти, баночки с водой.

    Методы: беседа, вопросы на уточнение характерных особенностей каждой росписи, анализ.

    Лепка

    10. По замыслу стр.87. Т.С. Комарова.

    Ц:развивать умение самостоятельно задумывать содержание своей работы и доводить замысел до конца, используя разнообразные приемы лепки.

    Подготовительная: вызвать желание дополнять созданное изображение соответствующими содержанию лепки деталями, предметами.

    Материал: пластилин, доски, стеки, салфетки.

    Методы: вопросы на уточнение темы и содержания детских работ, наводящие вопросы,  анализ.

    Рисование

    11. «Моя любимая подвижная игра» стр.76 Т.С.Комарова

    Ц:  развивать образные представления детей. Закреплять умение создавать в рисунке выразительные образы игры. Упражнять в рисовании разными, самостоятельно выбранными материалами. Развивать художественное творчество.

    Подготовительная: закреплять умение отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни, передавать простые движения персонажей, удачно располагать фигуры на листе, рисовать крупно. Упражнять в создании контуров простым карандашом с последующим закрашиванием.

    Материал: альбомные листы бумаги, простые карандаши, цветные карандаши, восковые мелки, краски, кисти, баночки с водой.

    Рисование

    12. «Знакомство с искусством гжельской росписи»стр.95. Т.С. Комарова

    Ц: познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме. Развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй, ритм, характер элементов. Формировать умение передавать элементы росписи. Воспитывать интерес к  народному декоративному искусству. Закреплять умение рисовать акварелью.

    Подготовительная:  «Гжельская посуда в подарок Снегурочке».

    Ц:  продолжать формировать умение рассматривать предметы с гжельской росписью, выделять особенности узора. Воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность.

    Материал:  1\2 альбомного листа вдоль бумага в форме посуды (чайник, чаша, кувшин), краски, кисти, баночки с водой, палитры.

    Методы: рассказ воспитателя, рассматривание предметов посуды, рассматривание элементов, показ способа изображения, анализ.

    Апрель

    Аппликация

    1. «Вырежи и наклей какую хочешь картинку».стр. 95. Т.С. Комарова.

    Ц: формировать умение задумывать несложный сюжет для передачи в аппликации. Закреплять усвоенные ранее приемы вырезывания. Развивать умение выбирать наиболее выразительные работы, объяснять свой выбор. Воспитывать активность, самостоятельность, творчество.

     Подготовительная: формировать вкус при подборе хорошо сочетающихся цветов бумаги, развивать умение соотносить размер изображения с величиной листа.

    Материал: цветная бумага, альбомные листы бумаги, кисти, клей, салфетки, клееночки, ножницы.

    Методы и приемы: вопросы, уточнения, индивидуальный подход, анализ работ.

    Рисование

    2 «Весна идет, весне дорогу»

    Ц: закреплять умение передавать в рисунке картину природы., характерные признаки весны. Развивать чувство композиции, эстетическое восприятие, чувство цвета.

    Подготовительная: продолжать формировать умение использовать прием размывки, рисовать пот сырой бумаге.

    Материал: иллюстрации о весне, альбомные листы бумаги, акварельные краски, кисти, палитры, баночки с водой.

    Методы и приемы: беседа, рассматривание иллюстраций, художественное слово, показ способа рисования по сырой бумаге, анализ работ.

    Рисование

    3 «Украсим тарелку гжельским цветком» стр.55 А.А.Грибовская

    Ц: продолжать знакомить  детей с гжельским промыслом. Продолжать формировать умение рассматривать узор, выделять цветок, его элементы. Выделять украшения – пружинки, веточки, капельки. Учить рисовать цветок на круге, используя цвет и оттенок. Дополнять цветок мелкими деталями.

    Подготовительная: «Букет для Снегурочки» стр.100. А.А.Грибовская

    Ц: продолжать знакомить с элементами гжельской росписи. Формировать умение составлять композицию из гжельских цветов. Развивать художественный вкус при составлении букетов. Закреплять умение рисовать всей кистью, концом кисти, составлять оттенки.

                Материал: гжельская посуда, образцы цветов, круги диаметром 15 см., гуашь, кисти

    Методы и приемы:  вопросы, художественное слово, рассматривание посуды, рассматривание образцов, частичный показ выполнения элементов.

    Лепка

    4. «Петух» стр.98. Т.С.Комарова.

    Ц: формировать умение передавать в лепке фигуру петуха, его характерное строение; самостоятельно решать, как лепить петуха из целого куска, какие части можно присоединить. Закрепить умение пользоваться стекой, сглаживать поверхность фигуры Развивать эстетическое восприятие. Вызвать положительный эмоциональный отклик на красивые предметы, созданные изображения.

    Подготовительная: «Петушок и курочка»

    Ц: формировать умение передавать отличие в строении и изображении и отдельных деталях петуха и курочки, закреплять знакомые приемы лепки из целого куска.

    Материал: игрушка петушка и курочки,иллюстрации с изображением петуха и курочки, пластилин, доски, стеки.

    Методы и приемы: рассматривание иллюстраций, загадки, частичный показ, анализ

    Рисование

    5.Это он, это он, ленинградский почтальон стр.97 Т.С.Комарова»

    Ц: развивать восприятие образа человека. Формировать умение создавать в рисунке образ героя литературного произведения. Упражнять в изображении человека, в умении передавать характерные особенности одежды, пропорции. Закреплять умение рисовать контур простым карандашом тонкой линией. Отрабатывать навык аккуратного закрашивания. Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки товарищей.

    Подготовительная:  продолжать  формировать умение передавать движение фигуры человека, дополнять рисунок отдельными элементами композиции: дома, деревья, люди.

    Материал: Иллюстрации к книге Маршака «Это он, это он, Ленинградский почтальон», ½ альбомного листа, цветные карандаши.

    Методы: художественное слово (чтение отрывка), рассматривание иллюстрации, вопросы, частичный показ, анализ.

    Рисование

    6 «Космос»

    Ц: уточнить знания детей о космосе. Развивать художественное восприятие космического пространства, желание передавать свои впечатления. Совершенствовать умение организовывать свое рабочее место и выбирать необходимые материалы. Развивать фантазию, воображение.

    Подготовительная: развивать умение самостоятельно составлять сюжет рисунка в заданной теме. Развивать умение создавать многоплановую композицию, выделять главное размером и цветом.

    Материал: иллюстрации о космосе, альбомные листы бумаги, краски, карандаши, цветные мелки, баночки с водой, палитры, макет ракеты.

    Методы: игровая ситуация, беседа, рассматривание иллюстраций, загадки, стихи, анализ.

    Аппликация

    7. «Ракета»

    Ц: формировать умение вырезать силуэт ракеты из бумаги, сложенной вдвое, располагать ракету на листе так, чтобы было понятно куда она летит. Закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу деталями и предметами подходящими по смыслу.

    Подготовительная: «Полет на луну»

    Ц: продолжать формировать умение вырезать фигуру космонавта в скафандре и ракеты из бумаги, сложенной вдвое. Развивать чувство композиции, цвета, умение передавать несложный сюжет.

    Материал: иллюстрации о космосе, альбомные листы бумаги, ножницы, цветная бумага, клей, кисти, клееночки, салфетки.

    Методы: рассматривание иллюстраций, загадки, показ способа вырезывания из листа, сложенного вдвое.

    Рисование

    8. «Как я с мамой иду из детского сада домой» стр.99. Т.С. Комарова.

    Ц:  вызвать у детей желание передать в рисунке радость от встречи с родителями. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавая различие величины фигуры взрослого и ребенка. Закреплять умение сначала легко прорисовывать простым карандашом основные части, а затем закрашивать, используя разные приемы. Вызвать радость от созданного изображения.

    Подготовительная: формировать умение передавать настроение изображаемых людей через мимику и позы.

    Материал: альбомные листы, простые карандаши, краски, кисти, баночки с водой.

    Методы: беседа, вопросы, частичный показ, анализ.

    9. «Украшение кокошника гжельским узором» стр.104  А.А.Грибовская

    Ц: продолжать знакомить с русским костюмом, его элементами, конструктивными особенностями. Закрепить умение составлять узор из элементов гжельской росписи, передавая ее оттенки, колорит.

    Материал: силуэты русских кокошников, иллюстрации с изображением русских костюмов с кокошниками, гуашь, кисти, баночки с водой, палитры.

    Методы и приемы: беседа, рассматривание иллюстраций, вопросы на уточнение особенностей гжельской росписи, на расположение элементов по кокошнику, анализ.

    Лепка

    10. «Белочка грызет орешки» стр.101. Т.С.Комарова

    Ц: закреплять умение лепить зверька, передавая его характерные особенности (маленькое тело, заостренная мордочка, острые ушки), позу (белочка сидит на задних лапках). Отрабатывать приемы лепки пальцами (прищипывание, оттягивание). Развивать образное восприятие, образные представления.

    Подготовительная: «Персонаж любимой сказки»

    Ц: формировать умение выделять и передавать в лепке характерные особенности персонажей известных сказок, пользуясь освоенными ранее приемами лепки и умением устанавливать персонажи на ноги, передавая то или иное положение, движение рук и ног.

    Материал: иллюстрации к русским народным сказкам, иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о Царе Салтане», пластилин, стеки, доски.

    Методы и приемы: художественное слово (чтение отрывков), рассматривание иллюстраций, напоминание способа лепки, анализ.

    Рисование

    11. «Красивые цветы» (по мотивам народного декоративного искусства) стр.105 Комарова

    Ц: закреплять представления и знания детей о разных видах декоративного прикладного искусства (городецкая, гжельская роспись, хохлома). Формировать умение задумывать красивый необычный цветок. Закреплять умение передавать цвета и их оттенки. Развивать творчество, воображение. Закреплять технические навыки рисования.

    Подготовительная: формировать умение делать коллаж из  готовых цветов, развивать самостоятельность, творческую инициативу.

    Материал: Альбомные листы бумаги, краски, кисти, баночки с водой, ножницы, лист ватмана, клей, клеенки.

    Методы и приемы: рассматривание образцов цветов, вопросы, художественное слово (стихи), анализ.

    Рисование

    12. «Дети танцуют на празднике в детском саду» стр.105 Комарова

    Ц: отрабатывать умение изображать фигуру человека в движении. Формировать умение добиваться выразительности образа (хорошо переданные движения, их разнообразие, нарядные платья) Закреплять приемы рисования карандашами, умение использовать при закрашивании нажим разной силы. Развивать эмоционально положительное отношение к созданию изображения.

    Материал: альбомные листы, цветные карандаши, простые карандаши, картинки с изображением танцующих детей.

    Методы и приемы: беседа, рассматривание различных поз детей во время танцев, частичный показ изображения, напоминание, анализ.

    Май

    Аппликация

    1. «Весенний ковер» стр.107 Т.С.Комарова.

    Ц: Закреплять умение создавать части коллективной композиции. Упражнять  в симметричном расположении на квадрате, в различных приемах вырезывания. Развивать эстетические чувства.

    Подготовительная: развивать умение составлять композицию из цветов на квадрате, симметрично и красиво располагая их. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение прислушиваться к мнению своих товарищей, тактично доказывать свою точку зрения.

    Материал: лист ватмана, цветная бумага для цветов, ножницы, клей, кисти, клеенки, образцы весенних цветов (тюльпаны, нарциссы, подснежники)

    Методы и приемы: художественное слово(загадки о цветах), рассматривание картинок с изображением цветов, напоминание способа вырезания из бумаги, сложенной гармошкой, составление общей композиции, анализ)

    Рисование

    2. «Салют над городом в честь Дня Победы» стр.106. Т.С.Комарова.

    Ц: Формировать умение отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка, располагая внизу дома или Кремлевскую башню, а вверху – салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

    Материал: альбомные листы бумаги серого или синего цвета, краски, кисти, баночки с водой, палитры.

    Методы: рассматривание иллюстраций, беседа, вопросы на уточнение композиции, анализ.

    Рисование

    3. «Парад военной техники на Красной площади»

    Ц: формировать умение передавать впечатления от окружающей действительности в своих рисунках. Закрепить умение рисовать военные машины, самолеты, передавать праздничное настроение яркими красками.

    Подготовительная: развивать умение составлять общий коллаж на заданную тему, закреплять умение договариваться друг с другом, распределять, кто и что будет рисовать, прислушиваться к мнению товарищей, радоваться созданной общей композицией.

    Материал: лист ватмана, иллюстрации с изображением военного парада, простые карандаши, краски, цветные мелки, цветные карандаши, кисти, баночки с водой, альбомные листы бумаги.

    Лепка

    4. «Сказочные животные» стр.106 Т.С.Комарова

    Ц: продолжать формировать умение лепить фигуры сказочных животных, передавая их характерные признаки (Чебурашка, Винни – Пух, слоненок и т.д.)Развивать воображение и творчество.

    Подготовительная: формировать умение лепить сюжетную композицию из нескольких сказочных героев, передавая их характерные и индивидуальные признаки, соотношение по величине, позы.

    Материал: пластилин, стеки, доски, салфетки.

    Рисование

    5. «Цветут сады» стр.109. Т.С.Комарова

    Ц:  Закреплять умения детей передавать картины природы, передавая ее характерные и сезонные особенности. Формировать умение располагать изображение по всему листу (ближе к нижнему краю и дальше от него. Развивать умение рисовать разными красками. Развивать эстетическое восприятие, образные представления.

    Материал: альбомные листы бумаги, краски, кисти, палитры.

    Методы: Рассматривание иллюстраций, беседа, вопросы, художественное слово, анализ.

    Рисование

    6. «Бабочки летают над лугом» стр.110, Комарова

    Ц: продолжать формировать умение отражать в рисунках несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни; располагать изображение на широкой полосе; передавать колорит того или иного явления на основе наблюдений. Закреплять умение рисовать акварелью; развивать умение готовить нужные цвета, смешивая акварель и белила. Развивать умение видеть красоту окружающей природы, умение отражать ее в своих рисунках.

    Материал:  альбомные листы бумаги, гуашь, акварельные краски, палитры, кисти, баночки с водой.

    Аппликация

    7. «Цветы в вазе»

    Ц: формировать умение выполнять аппликацию с натуры. Развивать умение передавать характерные особенности весенних цветов, форму вазы. Закреплять приемы вырезывания из бумаги, сложенной вдвое (ваза) и гармошкой (листья).

    Материал: букет цветов в вазе, цветная бумага, ножниц, кисти, клей, салфетки, клеенки.

    Методы: рассматривание натуры, обследование, вопросы, напоминание способов вырезывания, анализ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развёрнутое планирование образовательной деятельности в 1 младшей группе по художественно эстетическому развитию

    Комплексно тематическое планирование организованно образовательной деятельности по программе "От Рождения до школы". Виды деятельности - изобразительная деятельность (рисование, лепка) и музыкально-ху...

    Перспективное планирование организованной образовательной деятельности во второй младшей группе по программе "От рождения до школы"

    Данное планирование содержит темы и цели каждого занятия. Планирование составлено по предметам: ФЭМП (по Помораевой И.А., Позиной В.А), ознакомление с окружающим миром (по Соломенниковой О.А., Дыбиной...

    Перспективное планирование организованной образовательной деятельности во второй младшей группе

    Тема недели,датаОбразовательная область  Вид организованной образовательной деятельности(Программные задачи. Используемая литература)  Итоговое мероприятие...

    ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Во II младшей группе

    ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  Во II младшей  группе( Художественно- эстетическое развитие/ лепка)Составила : воспитатель МБДОУ № 105 &la...

    «Сказка А.С.Пушкина в звуках и красках» Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по художественно- эстетическому развитию.

    Цель: Формирование художественно- эстетического восприятия сказочных образов через восприятие  музыки, поэзию, и живопись.Задачи:1.Закрепить знания детей о видах искусства. Приобщать детей к...

    Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно эстетическому развитию. Спектакль «Заюшкина избушка»

    Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастант из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте не удовлетворяются  только воспроизведени...