Консультация к педсовету "игровое и занимательное обучение детей чтению с использованием интенсивной технологии Н.А.Зайцева
методическая разработка по обучению грамоте по теме

Сатарина Галина Николаевна

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №15 «Сказка»

 

 

 

 

Консультация к педсовету по развитию речи и обучению грамоте

 

                                           «Игровое и занимательное обучение детей чтению с использованием интенсивной технологии Н.А. Зайцева»

 

 

 

 

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Сатарина Г.Н.

 

 

 

 

 

 

 

с. Дивное 2009 год

Обучение чтению по кубикам и таблицам Н.А. Зайцева проводится в 3 этапа:

 

1 этап – Знакомство с кубиками и таблицами, изучение складов.

2 этап – Чтение одного слова.

3 этап – Чтение текста. Игры-тесты с кубиками.

 

В средней группе приступила к обучению детей чтению по этой методике. Занятия провожу один раз в неделю с каждой подгруппой детей по 15-20 минут. Первый этап – знакомство и изучение кубиков и таблиц – планирую закончить в мае. Второй и третий этапы – пройти в старшей и подготовительной группе.

На первых занятиях, когда знакомила ребят с кубиками и таблицами, старалась заинтересовать детей, чтобы у них возникло желание играть с кубиками. Следуя рекомендациям автора этой методики, начинать обучение нужно с самого ребенка. В своей семье дети окружены вниманием и заботой с самого рождения. Ребенок привыкает, что он самый главный в семье. Поэтому дети с большим желанием показывают свое имя на карточках. Любят дети показывать и те слова,  которые сами придумали. Занятия проходят в игровой форме, а игра интересна для ребенка только тогда, где есть его выбор, его поиск. А то, что детям интересно, они лучше запоминают.

Чтобы поддерживать интерес детей, постепенно вводила атрибуты к детским играм:

- собачка и котенок  - для пропевания складов,

- солнышко с длинным лучом, гусеницу, домик с окошком, бабочку, телевизор – для показа складов по таблице,

- карточки и именами детей,

- складовые картинки по темам: «Овощи», «Цветы», «Птицы», «Домашние животные», «Дикие животные».

Когда дети познакомились с этими играми, перед занятием интересуюсь, в какие игры ребята хотят сегодня поиграть по желанию. Занятие тогда проходит интереснее.

Если же на занятии мне предстоим ввести новую игру, стараюсь так ее описать, объяснить правила, чтобы дети загорелись желанием играть в нее.

На каждом занятии использую 4-5 игр, для работы с кубиками, карточками, таблицами, складовыми картинками. Смена деятельности поддерживает интерес детей на занятии.

В ходе проведения занятий по этой методике прошло своеобразное тестирование на обучаемость. Выявилась группа детей, которая всю новую, интересную информацию схватывает на лету. Эти ребята побуждают меня давать им новые задания, ход их мысли и ответы, бывает, опережают задания, которые планирую на данное занятие. Удивляют и радуют меня своими необычными решениями, вопросами и предложениями. Дети освоили таблицу №1, знают все складовые песенки, и предлагают мне познакомить их с таблицей №2, уже показывают на ней свои имена. Вот, где детей узнаешь, себя узнаешь. Выявились и слабые дети, которым больше времени требуется на обдумывание ответа и решение задания, а также часто болеющие дети. С ними провожу индивидуальную работу.

Проводя занятия по этой методике очень сблизилась с детьми, узнала много об их интересах и желаниях. Ребятам предлагаю указкой написать по таблице, что они хотят получить себе в подарок, а также подарить на праздник маме и папе. Рассказывают дети и о своей семье: «Кто в домике живет?». Провели анкетирование среди родителей. Узнали имена, фамилии и отчества близких для ребенка людей: мамы, папы, дедушки, бабушки, сестры, брата, тети, дяди, крестной.

Дети с радостью показывают на таблице и выкладывают из кубиков имена родственников, и еще предлагаю ребенку изготовить поздравительную открытку в день рождения своим близким. Все это поможет укрепить отношения между ними.

Дети с раннего возраста привыкнут доставлять радость, оказывать внимание своим родственникам. Ребятам нравится подписывать свои подарки, а чтобы буквы получались ровные и красивые, необходимо больше тренироваться по пособию «Пишу красиво». Это служит дополнительным стимулом в работе с этим пособием. А также печатают буквы на доске мелом.

 

Детские игры, используемые для знакомства детей с кубиками Н.А. Зайцева (на первом этапе)

1.     Озвучивание кубиков (имя и фамилия кубика).

2.     Угадай, какой кубик звучит? (железный – звонкий, деревянный - глухой).

3.     Классификация кубиков (принести только железные большие, железные маленькие, деревянные большие, деревянные маленькие и т.п.).

4.     Найди пару (к большому маленький).

5.     Построй паровоз (все кубики с буквой А и Я).

6.     Найди на своем кубике букву золотого кубика и назови склад.

7.     Чудесный мешочек (узнай наощупь большой или маленький, по звучанию – золотой, железный или деревянный).

8.     Сложи свое имя.

9.     Игра-эстафета «Кто больше кубиков знает». Ребят разделить на 2 команды.

 

 

Приемы работы по таблицам на 1 этапе обучения

1.     Пропевание складов и песенок всех кубиков.

2.     Чтение имен детей, мамы, папы и т.д., названия любимой игрушки.

3.     Читаем отгадки к загадкам.

4.     Назови любое слово, и мы прочитаем его по таблице.

5.     Найди по таблице песенку кубика, который выберет (Оля).

6.     У какого склада остановилась гусеница?

7.     На какой склад села бабочка?

8.     Кто в домике живет?

9.     Передачи разные по телевизору: спортивная, наш сад, в мире животных.

 

Складовые картинки

1.     Чтение слов по складам, определить ударный склад (выделен черным), чтение слова по первому складу. Формируем навык прочитать слово по определенным ориентирам (ударный склад или первый склад), развиваем интерес к чтению.

2.     Карточки с именами детей и первыми словами: мама, папа, дядя, тетя и т.д.

3.     Дети называют любые слова, я пишу их на доске цветными мелками, по складам с ударением. Затем ребята отгадывают, где, какое слово написано.