Обучение детей чтению в детском саду
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Патапова Светлана Валентиновна

В данной статье описан  опыт работы по обучению чтению детей второй младшей группы  по методике Глена Домина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_detey_chteniyu.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей чтению в детском саду, используя методику Глена Домана

Рубрика: Статьи

Дети 3-летнего возраста способны справиться с этой задачей. В более раннем возрасте внимание детей отвлекается на сверстников, воспитатель еще не воспринимается как родной человек, отвлекает и предметная среда группы. А в 3-летнем возрасте дети не отвлекаются на предметную среду, достаточно привыкли к воспитателю, т.к. сейчас родители определяют детей в детский сад в 1,6 — 2 года.

Учебный материал.

Первый набор карточек

Это карточки размером 10×50 см. На них написаны слова печатным шрифтом (шрифт красного цвета, высота букв – 7,5см, толщина шрифта 1,5см, везде одинаковый). Слово размещено на карточке так, чтобы оно было окаймлено полями в 1,5см – это необходимо для того, чтобы пальцами не закрывать часть буквы. Оборотная сторона карточки подписана, чтобы не заглядывать на лицевую сторону карточки. Выбираются самые знакомые детям слова, приятные для их восприятия:

  1. мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя, дядя;
  2. сок, апельсин, банан, яблоко, молоко, вода, хлеб, мороженое;
  3. велосипед, грузовик, кукла, мяч, ведро, совок, кубик, пирамидка.

Второй набор карточек

Это карточки размером 10×50 см. На них написаны слова печатным шрифтом (шрифт красного цвета, высота букв – 7,5см, толщина шрифта 1см, везде одинаковый). На этих карточках пишутся слова:

  1. Обозначающие части тела: рука, колено, ухо, нос, рот, лицо, голова, ладонь, туловище, шея, спина, волосы, ступня, язык, глаз, брови, губы, палец, живот и т.д.
  2. Обозначающие знакомых животных: слон, кошка, жираф, обезьяна, тигр, собака, белка, лиса, волк, медведь и т.д.
  3. Насекомые: бабочка, стрекоза, муха, паук, муравей и т.д.
  4. Овощи: помидор, огурец, капуста, кабачок и т.д.
  5. Растения: дерево, гриб, цветок, трава, кустарник и т.д.
  6. Корнеплоды: морковь, свекла, репа и т.д.
  7. Ягоды: смородина, клубника, малина, виноград и т.д.
  8. Продукты питания: суп, конфета, печенье, макароны, сахар, чай и т.д.
  9. Виды деревьев: береза, клен, липа, сосна, ель и т.д.

Третий набор карточек

Это слова, так называемого «домашнего словаря»: стул, стол, окно, стена, шкаф. Карточки с такими словами размещаются в группе на уровне глаз ребенка. Например, слово ДВЕРЬ прикрепляется на двери группы на уровне глаз ребенка (цвет, размер букв и толщина шрифта прежние).

Это позволяет играть с детьми в игры: «Путаница», «Слово заблудилось», «Ветер-проказник» (сдул все слова, а дети возвращают их на места, предварительно узнав — прочитав их).

Четвертый набор карточек

Слова:

  1. Обозначающие предметы одежды и обуви: платье, брюки, туфли, рубашка, ботинки и т.д
  2. Игрушки: юла, флажок, конструктор, мозаика и т.д.
  3. Транспорт пассажирский: троллейбус, автобус, самолет и т.д.
  4. Грузовой: самосвал, баржа и т.д.
  5. Цветы луговые, садовые: незабудка, ромашка, василёк, ландыш и т.д.

(цвет шрифта черный, размер карточек, высота букв и толщину шрифта прежний.)

Вводятся слова, обозначающие действия (глаголы):

  1. Мыть, прыгать, плавать, рисовать, читать, убирать, работать, танцевать, стирать, лепить и т.д.

Это позволило играть с детьми в игру «Найди нужное слово». (Девочка взяла карандаши, лист бумаги и собралась... Дети находят нужное слово из 5 предложенных и т.д.)

Пятый набор карточек

(шрифт черного цвета, высота шрифта 7,5 см и размер карточек 10×50 см)

Слова:

  1. Обозначающие окружающую действительность: дорога, мост, площадь, тропинка, улица, озеро, картина, утро, лед, дождь, снег, погода, дом и т.д.

Вводятся имена прилагательные

  1. Солнечный, открытый, глубокий, стройный, высокий, пасмурный и т.д.

Слова:

  1. Обозначающие названия основных цветов.

Это самая простая и полезная группа слов, которая легко усваивается детьми и является подготовкой и переходом к изучению словосочетаний. На оборотной стороне карточки наклеивается квадрат из цветной бумаги размером 10×10 см., обозначающий написанный на карточке цвет. Затем, когда дети усвоили эти цвета в играх «Цветик-семицветик», «Найди такой же цвет и назови», «Сделай пары», предлагается образовать словосочетания в игре «Что бывает оранжевым?» Дети выбирают из предложенных пяти карточек одну. На этих карточках написаны слова: огурец, картофель, апельсин, виноград, яблоко. Когда выбрано  нужное слово, соединяются две карточки вместе (оранжевый апельсин). Так же идет работа и с другим цветом и предметом. (желтый банан, зеленый огурец, белый снег и т.д.).

 Эта работа требует определенного времени и не всегда идет гладко.

Все занятия с детьми должны проходить весело, активно, у детей должно возникать желание побаловаться, посмеяться (в этом нет ничего страшного, не надо этого боятся и останавливать детей). Могут в результате возникать словосочетания (зеленая собака, красный крокодил и т.д.). Чтобы поддержать интерес детей к составлению словосочетаний, можно ввести  игры «Чего на свете не бывает», «Сказочные животные», «Нелепицы». Главное, что детям было весело, и они могли составить словосочетания и прочитать — узнать их.

Цель обязательно будет  достигнута: дети обязательно поймут, что из комбинации двух знакомых слов возникает новое понятие.

На словосочетаниях нужно задержаться до тех пор, пока детям будет интересно составлять новые, этим самым открывая и новые понятия. 

Далее готовится новый набор карточек.

Шестой набор карточек

(Это карточки размером 10×50 см, шрифт черного цвета, высота букв – 5см, толщина шрифта 1см)

Написаны по два слова на одной карточке:

  1. оранжевый слон,
  2. красная малина,
  3. розовые пальцы,
  4. белая стена,
  5. коричневая ручка,
  6. голубые глаза,
  7. черные ботинки,
  8. зеленое яблоко,
  9. серая собака и т.д.

после этого перейти к антонимам:

  1. большой — маленький,
  2. длинный — короткий,
  3. толстый — тонкий и др.

Данные слова используются в играх «Что каким бывает?» (свет, чай, хлеб и т.д.), «Противоречия» (холодный — горячий).

Дети сами отыскивают нужные карточки и группируют их. Число карточек с антонимами лучше подбирать по количеству детей в группе, чтобы каждый ребенок смог найти нужные слова противоположного смысла в игре «Противоречия».

Затем нужно опять перейти к словосочетаниям:

  1. пустая чашка — полная чашка,
  2. большой стул — маленький стул и т.д.

К концу второй младшей группы используя данную методику можно дойти до составления простых предложений: мама стирает, мальчик рисует и др.

Детям предлагаются сюжетные картинки, по которым они сами составляли предложения. Воспитатель записывает их за детьми и на следующий день предлагает детям уже готовые книжки. Размер книги — 20×45 см. Страницы с текстом (простым предложением) предшествуют картинке. Цвет шрифта черный, высота букв — 5 см, толщина шрифта уменьшается, т.к. книги на ксероксе изготавливаются по количеству детей, и они рассматривают их достаточно близко. К концу второй младшей группы дети уже имеют свои книги, умеют читать их, составляют все новые и новые предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей плаванию в детском саду. Консультации инструктора по плаванию

В данном материале описываются: режим работы бассейна детского сада,этапы обучения по возрастным группам,методическое обеспечение занятий по обучению плаванию,упражнения на суше,упражнения на воде....

Методика обучения детей пению в детском саду

Методика обучения детей пению в детском саду...

Конспект итогового занятия по обучению детей плаванию в детском саду в старшей группе № 8 «Маленькая страна» Тема: «В гостях у Водокрута»

Тема: «В гостях у Водокрута»Цель. Организация активного отдыха детей, закрепление двигательных   навыков  и умений на занятиях по плаванию....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ

     Программа обеспечивает всестороннее развитие на основе психологических особенностей, создает оптимальные условия для реализации активности.  Основываясь на собственном ...

"Обучение детей чтению в дестком саду на Марсовом поле"

quot;Обучение детей чтению в дестком саду на Марсовом поле"...