Викторина "Что за прелесть эти сказки" по мотивам тофаларских сказок для старшего дошкольного возраста
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)

Ильина Оксана Валерьевна

игра- викторина для детей старшего дошкольного возраста  тема викторины тофаларские сказки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина «Что за прелесть эти сказки»

для детей старшего дошкольного возраста

Цель:

Создание условий для формирования познавательных интересов к истории и культуре  тофаларов у детей старшего дошкольного возраста  через народные сказки.

Задачи:

  • Обобщить и закрепить знания о тофаларских сказках, их  героях.
  • Развивать умение узнавать и рассказывать сказки по мнемотаблицам.
  • Воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость.
  • Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в викторине.

Материал и оборудование:  презентация «Угадай сказку»; мнемотаблицы по сказкам «Кедровка», «Сказка о добром человеке», пазлы по иллюстрациям к сказкам «Тер-окыш -долина цветов», «Айгуль», жетоны и коробочки -2 шт., эмблемы команд, медали «Лучший знаток сказок» - 12 шт.,  дипломы «Знатоки сказок»  I и II степени, призы.

Форма: игра-викторина, соревнование, участвуют 2 команды.

Ход викторины:

Организационный момент. 

Звучит песня «Сказки гуляют по свету»

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Рады приветствовать Вас у нас в гостях. Сегодня мы с вами окунёмся в мир сказок и приключений.

Верить в сказку – это счастье.
И тому, кто верит,
Сказка обязательно
Отворит все двери.                       

Ведущий: Мы проведем  викторину, посвященную  сказкам народов, проживающих в Иркутской области. А по сказкам, каких народов мы сейчас с вами и узнаем. Кто знает, какие народы проживают  в Иркутской области?

Ответы детей

Ведущий:. Все эти народы- братья, россияне. Они могут различаться языками,  на которых говорят, одеждой, которую носят, пищей, которую едят. Но все народы объединяла  любовь к сказкам. В древности у всех народов сказки  имели большое значение. При помощи сказок люди передавали свою мудрость младшему поколению. 

 Викторина под названием «Что за прелесть эти сказки» будет посвящена  тофаларским народным сказкам Герои большинства тофаларских сказок – животные. Тофалары очень наблюдательный народ. В сказках они объясняют, например, откуда у бурундука полоски на спине, или почему весной у глухаря и рябчика хвосты будто подстрижены. Сказки тофов отражают жизнь народа. Тофалары считают человека частью природы, Человек и животное равны в праве на жизнь. У животных, как и у людей, есть достоинства и недостатки.

 

Ведущий: Сказку нередко наполняют разные чудеса. И сейчас мы вспомним сказки, а для этого пригласим наших участников сегодняшней викторины. Итак, давайте приоткроем дверь в прекрасный мир сказки и посмотрим, кто к нам пришел.

Команды  проходят и занимают свои места за столами

под музыкальное сопровождение.

Ведущий: Сегодня в викторине принимают участие две команды: «Кедровка» и «Добрые человечки»

 Команды будет оценивать наше уважаемое жюри в состав, которого входят: заведующий детского сада, заместитель заведующего по ВМР, дефектолог.

В команде: «Кедровка» принимают участие: (называет фамилии и имена участников, капитана  команды )

 В команде «Добрые человечки» принимают участие: (называет фамилии и имена участников,  капитана команды).

 Сегодня у нас интересная и необычная викторина, на которой вам пригодятся ваши знания и умения. Узнаем, какая команда самая дружная, самая находчивая, сообразительная.

Поприветствуем наше жюри, которое будет оценивать конкурсы.

Вы жюри, нас не журите,
Справедливее судите!
Чтобы счет не потерять,
Вот вам счеты, чтоб считать

 (выносят для жюри счеты)

Ведущий: А теперь вы представите свои команды и поприветствуете друг друга.

Представление команд:

Капитан: Мы команда «Кедровка».

Команда наш девиз:

Капитан: Мы команда «Добрые человечки»

Команда наш девиз:

1 тур  «Быстрый ответ» 

(1 балл за правильный ответ)

Ведущий: Командам предлагается быстро ответить на вопросы.

Вопросы  для команды «Кедровка»

  1. Кого избрали судьёй на суде над медведем, в сказке «Как наказали медведя»? (Сохатого).

2. Как звали мальчика в сказке «Тер-окыш-долина цветов»? (Улугэн)

3. Кого первого повстречал на своем пути человек в сказке «Сказка о добром человеке»? (Собаку).

4. Кто заколдовал отца Улугэна? (Злая волшебница)

5. Что взял Улугэн у девушки? (красивый, блестящий женский Кушак)

6. Чем потёр Улугэн отцу и людям глаза, чтобы они стали видеть? (Пеплом).

7. Кто помог Улугену найти отца? (Сова).

8. Сколько ночей летела сова и шёл Улугэн, пока нашли заколдованное место волшебницы? (Три ночи, на четвёртую ночь).

             9. Куда Улугэн с отцом и девушкой вернулись? (в свой чум).

             10. Как называли маленькую мышь в сказке « Хун-кызы»?  (Хун-кызы)

Вопросы  команды«Добрые человечки»

  1. Какое дерево живёт в Саянах дольше всех? (Кедр).
  2. С чем сравнивают стройный и гордый красавец кедр тофалары? (С могучими горами Саянами)
  3. Кто является добрым другом кедра? (Кедровка).

4. Куда прячет кедровка орехи в тайге? (В землю).

5. Как звали дочь старого Саяна? (Айгуль).

6. В кого влюбилась Айгуль? (В молодого охотника).

7. В кого превратилась Айгуль? ( В птицу-гагару).

8. В кого превратился старый Саян? (В скалу).

 9. Кого  повстречал на своем пути человек в сказке «Сказка о добром   человеке»? (Оленя).

           10. Кого называли хозяином тайги в сказке «Как был наказан медведь»?  (Медведя).

2 тур «Угадай-ка»

(2 балла за правильный ответ)

  Ведущий: Командам  по очереди читает отрывки из сказок, участники называют сказку, если затрудняются, отвечают участники другой команды.

1. – Ты что так тяжело дышишь? Олень ответил: – Мой хозяин очень ленивый человек, вьючил на меня много, кормил плохо и никогда не заботился обо мне, даже подстилку не стряхивал. Я от него убежал. (Сказка о добром человеке)

2. Попытались как-то звери подсказать и унять хозяина тайги. Ну, куда там, и слушать их не стал. "Не учите меня, – ответил он, – я сам знаю... Что хочу, то и делаю... (Как был наказан медведь)

3. – Сейчас мы будем на заколдованном месте у волшебницы. Она напустит на тебя сон, но ты не спи, а то сам пропадешь и отца не спасешь. (Тер-окыш –долина цвов)

4. Это – птица особенная и благородная. Большая труженица. Она имеет защечные мешки, что твоя сумочка, и собирает туда орехи, а потом надежно, в запас, прячет их в землю по всей тайге. (Кедровка).

5. Не смог удержать Саян свою дочь. По диким звериным тропам убежала она от отца, но упрямый старик догнал ее и вернул в чум. (Айгуль).

6. Оба бросаются разом в воду. Состязание, значит. Маленькая мышь плыла-плыла и скоро оказалась на том берегу. А медведь, грузный, тяжелый, как камень, барахтался в воде и чуть не утонул. (Хун-кызы).

Ведущий: 

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем — и снова в путь!

(Все выходят в круг и участники команд и болельщики)

Физминутка «У оленя дом большой»

Все садятся на свои места.

3 тур «Гость из сказки» 

(2 балла за правильный ответ)

Ведущий: Командам предлагается по набору предметов отгадать сказку или сказочного героя. Все предметы накрыты платками. Из команд выходят по одному участнику, вытягивают цифры на разносе, какой платок будут снимать.

  1. Кедровая шишка, птичка… (Кедровка)
  2. Собака, олень… (Сказка о добром человеке)
  3. Мышка, медведь… (Хун -кызы)
  4. Кушак, сова … (Тер-окыш-долина цветов)

Предоставляется слово ЖЮРИ.

4 тур «Собери картинку»

(2 балла за правильный ответ + 1 балл за собранную картинку)

Ведущий:  Капитаны по картинкам, показанные на слайдах, отгадывают название сказки, берут конверт с пазлами и идут к команде собирать пазлы, команды начинают собирать пазлы одновременно.

 для первой команды: сказка «Айгуль».

 для второй команды: сказка «Тер –окыш-долина цветов»

5 тур:   «Узнай сказку» 

Ведущий (1 балл за правильный ответ) 

На слайдах мнемотаблицы. Команды должны узнать сказки по мнемотаблицам.

  1. Мнемотаблица по сказке «Сказка о добром человеке».
  2. Мнемотаблица по сказке «Кедровка».

6 тур «Назови и объясни»

(2 балла за правильный ответ)

Ведущий:  Многие из тофаларских сказок заканчиваются пословицами и поговорками. 

И сейчас командам нужно угадать  сказку по пословице и объяснить, как вы понимаете  пословицу.

  1. Маленькая птичка делает большое дело. (Сказка «Кедровка»)
  2. Ты сделала добро, тебе отплатили злом. («Сказка о добром человеке»)

Показ инсценировки сказки «Сказка о добром человеке».

Ведущий: Предоставляем слово нашему уважаемому жюри.

Итоги жюри, награждения, вручение дипломов и медалей

 за активное участие в викторине.

Ведущий:

Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете.
Станет легче людям жить.

    Мы желаем вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!». А теперь пора прощаться. До свидания, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм технологии способствующий развитию речевого творчества детей с помощью сказок в старшем дошкольном возрасте.

В соответствии с ФГОС ДО (п.4.6.) одним из целевых ориентировов на этапе завершения дошкольного образования является:..."ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и жел...

Методы и приемы художественного чтения и рассказывания русских народных сказок детям старшего дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, русские народные сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.Перед воспитателем ...

Картотека "Дидактические игры по мотивам народного творчества для старшего дошкольного возраста"

Картотека "Дидактические игры по мотивам народного творчества для старшего дошкольного возраста" создана в рамках реализации проекта  "Золотые россыпи России" и содержит описание игр, дидактическ...

Сценарий новогоднего праздника по мотивам сказки « Щелкунчик» для старшего дошкольного возраста.

Я предлагаю вашему вниманию новогодний праздник по мотивам знакомой сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”. Он был подготовлен и проведен в канун новогодних праз...

Дидактические игры по мотивам народного творчества для старшего дошкольного возраста

Игры направлены на уточнение и закрепление представления об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реа...

Протокол «Формирование познавательных интересов и мотивов обучения у детей старшего дошкольного возраста»

Протокол родительского собрания«Формирование познавательных интересов и мотивов обучения у детей старшего дошкольного возраста»Повестка родительского собрания:1. Формирование познавательны...

Сценарий праздника для мам по мотивам сказки "Федорино горе" старший дошкольный возраст

Сценарий праздника для мам по мотивам сказки "Федорино горе" старший дошкольный возраст...