Алгоритм технологии способствующий развитию речевого творчества детей с помощью сказок в старшем дошкольном возрасте.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Сошникова Лариса Александровна

В соответствии с ФГОС ДО (п.4.6.) одним из целевых ориентировов на этапе завершения дошкольного образования является:

..."ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;..."

Для успешного овладения устной речью предлагаю алгоритм технологии способствующий развитию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста с помощью сказок, которые с раннего возраста знакомы и близки детям. Именно сказки могут помочь развить фантазию у детей, а игровые приемы и творческие игры - обучить способам создания художественного образа в сказке. Совместная деятельность взрослых и детей страшего дошкольного возраста никого  не оставят равнодушными и доставят массу удовольствия всем участникам взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                              © Разработано Сошниковой Ларисой Александровной

Алгоритм технологии способствующий        развитию речевого творчества детей с помощью сказок в старшем дошкольном возрасте.

I Этап. Программа работы по развитию речевого творчества детей включает направления:

1. Выявить  степень осведомленности детей о русских народных сказок и формирование знаний о жанре сказки. Сказка – это устное фантастическое произведение, в сказке есть вымысел, действие, герои. Она имеет свое построение: зачин, развитие событий, в конце сказки добро побеждает зло. Они учат трудолюбию, добру. Русская народная сказка – это устное произведение, которое придумал русский народ. У них нет автора, потому что сказки не записывались, а рассказывались друг другу и каждый мог рассказывать сказку немного изменяя ее. В сказках заключена народная мудрость. Сказки бывают о животных, волшебные и бытовые.

Методы работы.

1) Беседа.  Любишь ты русские народные сказки?

        Нравится ли тебе играть в русские народные сказки? Как ты играешь?

                     Любишь ли ты сам придумывать сказки?

2) Наблюдение за деятельностью в уголках книги и театрализованной (частота, активность и самостоятельность обращения детей к книгам с произведениями устного народного творчества, использование сказочного материала самостоятельной игровой деятельности).

2.  Формирование знаний об окружающей действительности

Методы работы: экскурсии, наблюдения, экспериментирование «Заюшкина избушка», рассматривание альбомов, прослушивание аудиозаписей).    

3. Развитие образно-речевых умений

Методы работы: использование приема «заведомой ошибки» (выбираются интонационный средства выразительности, не соответствующие содержанию и эмоциональному подтексту).

4. Развитие эмоционально-образных умений (работа с пиктограммами основных эмоций).

II Этап. Программа работы по развитию речевого творчества детей включает направления:

1. Воспитывать у детей интереса к жанру, желание включить в творческую деятельность по придумыванию сказки.

1) Учить детей отличать сказку от стихотворения и рассказа;

     2) Обогащать и расширять представлений детей о средствах речевой выразительности и развивать умения сознательно использовать их , вызывать положительное отношение к образу в сказке:

  • чему учит сказка?
  • «Словесное рисование картин» (сравнение «видений» на основе фразиологических оборотов «богатырский конь бежит, земля под ним дрожит, пар из ноздрей валит» и «злотогривый конь как стрела летит над темными лесами да над чистыми полями»).;
  • участие детей в ролевых диалогах по сказкам «Заюшкина избушка» (постоянный диалог),    «Крошечка-Ховрошечка» (слова автора),  «Гуси-лебе-ди» (девочка когда идет за братцем и убегает от гусей говорит с печкой, яблоней и речкой по-разному), «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (братец по разному просит сестренку попить: 1-ый раз говорит, 2-ой раз – просит, 3-ий раз- умоляет).

3) Формировать начальные эмоционально-образные и эмоционально-речевые умения:

  • «конкурс на лучшее исполнение прибаутки»,
  •  «выбор артистов для постановки спектакля по сказке», макет экрана телевизора (ребенок рассказывает сказку) и слушатели;
  •  предварительная беседа с обсуждением содержания, образного и эмоционального подтекста;
  • совместные со взрослым ролевые диалоги по сказкам «Заюшкина избушка» (постоянный диалог), «Крошечка-Ховрошечка» (слова автора), «Гуси-лебеди» (девочка когда идет за братцем и убегает от гусей говорит с печкой, яблоней и речкой по-разному)       «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (братец по разному просит сестренку попить: 1-ый раз говорит, 2-ой раз – просит, 3-ий раз- умоляет).

4) Воспитывать устойчивый интерес к русским народным сказкам и развитие театрализованной деятельности на основе русских народных сказок.

- Прием «предположение» К.С. Станиславского (воспринять текст на позицию героя, «пропустить через себя» его мотивы и переживания. «Если бы ты стоял во дворе, где живут животные и птицы из прибаутки «Бегут, бегут со двора…», что бы ты услышал? Или «Представь, как будто ты оказалась одна в зимнем лесу ночью, как девочка из сказки «Морозко», что бы ты почувствовала?).

- образно-игровые этюды «Заклятие Бабы-Яги» (для воплощения образов героев русских народных сказок) обеспечение постепенного усложнения театрализованных игр: ролевые диалоги по русским народным волшебным сказкам «Морозко», «По щучьему веленью», «Сивка-Бурка», «Марья Моревна» и др.

- постановка спектакля по одной сказке («Царевна лягушка»).

- соединение сказок на тему «Чудесные встречи в заповедном лесу».

- драматизация способами: «Живые картины», «Говорящая книга»- показывается картинка, а ребенок должен изобразить, «Листаем страницы сказок», «Озвучиваем диафильмы» -рисунки детей скрепляются.

- усложнение режиссерской игры за счет перехода от плоскостного театра на фланелеграфе           кукольный и перчаточный театр         настольный театр с готовыми атрибутами и фигурками, изготовленными из бумаги (вырезанные и оригами), из природного и бросового материала        игра «Тридевятое царство, тридесятое государство» по сказкам «Василиса Прекрасная», «Финист- Ясный сокол», «Иван-царевич и Серый волк».

        

III этап. Непосредственное обучение детей способам создания художественного образа в сказке.

  1. Опережающее прогнозирование последующих событий.

      2. Объединение известных фольклорных сюжетов для создания нового творческого рассказывания разной степени сложности.

Методы и приемы этапа. 

  1. Творческие игры и задания

- «Что будет дальше?»,

- «Неожиданная встреча в заповедном лесу»,

-  «Наши новые герои и чудеса»,

-  «Что было бы, если…» («Что было бы, если марьюшка из сказки «Финист – Ясный сокол» встретит в темном лесу Серого волка (Змею Скарапею, говорящую пчелу, дудочку самопесенную и т.п.»).        

     2) Игры-фантазирования.

- на наглядной основе (модель, на карточках которой схематично изображались отдельные мини-сюжеты волшебной сказки):

          * рассказ по всему набору карточек модели, по 5-7 карточек, отражающим объективную последовательность сюжета, по случайно отобранным.

        * «Сочиняем сказку». Материал: игровое поле из 36 частей, в верхнем ряду кот. схематично изображались все герои сказки (главный, искомый, антагонист, даритель), волшебный предмет и возможное место сказочного действия, в следующих 5-ти рядах эти обобщенные изображения конкретизировались на примере сказок «Иван-царевич и Серый волк», «Волшебное кольцо», «Пойди туда, не знаю куда», «Марья Моревна», «Финист- Ясный сокол».

        * игра-фантазирование на словесной основе: придумывание сказки с опорой на название, «говорящее» имя главного героя сказки (принц Быстроног), кульминационное событие.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития коммуникации у детей с детским церебральным параличом старшего дошкольного возраста.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжёлое заболевание, ведущим нарушением является нарушение двигательных функций, кроме этого имеются нарушения речи, слуха, зрения, интеллекта.Для детей ...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: Педагогические условия развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок

ВЫПУСКНАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАТема: Педагогические условия развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...

Речевое творчество детей. Сказка «Приключения Зайчонка» для старшего дошкольного возраста

На протяжении старшего дошкольного возраста ребенок обогащает и накапливает словарный запас, развивает грамматический строй речи, что в свою очередь активно отражается в его речи. Особым компонентом в...

Статья на тему: " Художественная литература как средство развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста( на содержании сказок)

В статье анализируется характеристика сказки как средства развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста...

Коррекционно-развивающее занятие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в город Настроения» (старший дошкольный возраст)

Коррекционно-развивающее занятие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в город Настроения» (старший дошкольный возраст) Цель: развитие и обогащение эмоциональной сферы де...

Буклет "Игры, способствующие развитию речевого творчества детей"

Буклет "Игры, способствующие развитию речевого творчества детей"...