Буклет "Игры, способствующие развитию речевого творчества детей"
материал по развитию речи (старшая группа)

Войтехович Юлия Александровна

Буклет "Игры, способствующие развитию речевого творчества детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_igry_po_razvitiyu_rechi.doc709 КБ

Предварительный просмотр:

У человека пять органов чувств. Нос воспринимает запах, ухо - звук. То и другое может быть приятным - неприятным, опасным - неопасным, резким - слабым, смешанным - однородным. Язык ощущает вкус, рука - дает тактильные ощущения (то и другое дает информацию о признаках материала, влажности, температуре, форме, количестве, частях). Глаз дает представления о зрительном образе объекта, уточняет все предыдущие признаки - о пространственном расположении объекта, размере и цвете.

При составлении рассказа-описания с помощью слухового и обонятельного анализаторов необходимо представить возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине, так и предполагаемых за ее пределами, представить и передать возможные диалоги между объектами и их внутренние мысли. С помощью вкусового анализатора можно определить на картине съедобное - несъедобное, оценочное отношение героев картины к этому признаку. Словесная зарисовка на основе осязания объектов на картине даст представления о температуре, влажности, материале, форме объектов и т.д.

Очень интересны детям игры на основе прочитанных сказок. Д/И «Волшебники» учит детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы. ПР: Синичка на круге встретилась с Волшебником Окаменения: «Птичка летает. Место, куда она сядет, становится каменным. Это хорошо, если птичка сядет на руки мальчишке, который стреляет из рогатки и плохо, если она сядет на растущий цветок». Вывод: в сказке волшебным может быть любой предмет. Волшебство может приносить добро и зло. Варианты: Волшебник Оживления, Увеличения,Уменьшения.                           Упражнение «Где-то, кто-то…» - взрослый предлагает ребенку представлять  сказочный объект или героя в каком-либо месте и составить про него небольшой сюжет сказочного содержания. Например, Красная шапочка попала в Изумрудный город.  Придумываем новую сказку                                  

Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в "Чудесном мешочке" (игрушки или картинки).Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Ведущий открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальчиком на любое слово (например: "Жил-был... карандаш!") Значит, история будет про карандаш, который попал в беду. Задается вопрос детям. Следующий "ответ" на вопрос ищется на любой другой странице. Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3«Ручеёк»

Игры, способствующие развитию речевого творчества.

http://marypop.ru/wp-content/uploads/39.jpg

Подготовила:

Воспитатель

Войтехович Ю.А.

Городской округ г.Выкса 2022 г.

Речевое творчество – это проявление творчества в речевой деятельности. Это деятельность ребенка по созданию новых оригинальных речевых образцов. Как правило, речевое творчество характерно для детей старшего дошкольного возраста.                                                     Речевое творчество включает в себя:

•- словотворчество

•- пересказ

•- сочинительство

•- речевую импровизацию

Словотворчество появление новых слов в речи ребенка.

Пересказ – творческая речевая деятельность по переработке и воспроизведению основной идеи литературного произведения.

Сочинительство – самостоятельная речевая деятельность ребенка по созданию целостного литературного текста соответствующее особенностям жанра.

Речевая импровизация – высказывания, самостоятельно построенные ребенком в новой ситуации с активным использованием активных речевых умений.

Игры, способствующие развитию речевого творчества.

Развитие речевого творчества немыслимо без развития воображения, которое тесно связано с развитием чувств, так же важную роль в развитии речевого творчества  играет объем активного словаря ребенка.

Д/и «Скажи иначе» - Подбор синонимов: 

Например, Баба Яга в сказке злая. А как можно сказать иначе? –сердитая, грозная;

Д/и  «Скажи наоборот» - Подбор антонимов:

Например, добрый-злой, большой-маленький;

Упражнения на словоизменение и словообразование:

Д/и «Назови ласково» - гриб – грибочек;

Д/и «Подбери действия» - шел – зашел, пошел, ушел.

Д/и «Придумай слово» - белый снег – белоснежный.

Упражнение «Придумай предложение по картинкам или с заданным словом».

Упражнение «Придумай сравнение» -

Модель составления сравнений:

Взрослый называет какой-либо объект;

обозначает его признак;

определяет значение этого признака;

сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

ПР:

цыпленок (объект №1);

по цвету (признак);

желтый (значение признака);

такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).

ПР: подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег

Упражнение «Подбери рифму» или «Придумай рифмованную строчку» -

ПР:

- называется глагол "бежали"; дети добавляют глаголы "лежали, звали";

- называется существительное "улица", подбирается рифма "курица";

- называется прилагательное "пшеничный", добавляется прилагательное "яичный";

- называется наречие "широко", добавляется рифмовка "далеко".

Задание: Жил-был кто-то и был похож на что-то

ПР: "Жил-был рак и был похож на мак" - жил-был мак, он был, как красный рак - жил-был веселый рак, и он часто глядел на алый мак.

При рассматривании иллюстраций в книге можно предложить ребенку описать картинку на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств. Для создания речевых зарисовок на основе возможного восприятия объекта через разные ощущения, необходимо уточнить какие признаки объектов могут быть "считаны" разными органами чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого творчества детей на логопедических занятиях

В последнее время чрезвычайное увлечение обучению грамоте – чтению и письму привело к тому, что взрослые стали мало внимания уделять развитию собственной речи детей. В результ...

Работа над предложно-падежными конструкциями в процессе развития речевого творчества детей

Данная работа освещает проблемы нарушения фонетического и фонемотического восприятия, а также формирования лексико-грамматического строя речи и, как следствие, связной речи. Особенные затруднения вызы...

Развитие речевого творчества детей

Консультация для воспитателей и родителей...

"О развитии речевого творчества детей. Приемы ТРИЗ"

Описано несколько приемов работы со сказкой, которые помогают развивать речь ребенка, обогащать его словарный запас, мышление, воображение....

Методы и приемы, способствующие развитию речевого творчества ребенка в словесно – дидактической игре (при ознакомлении со сказками А.С. Пушкина)

Методы и приемы, способствующиеразвитию речевого творчества ребенкав словесно – дидактической  игре(при  ознакомлении  со  сказками А.С. Пушкина)Составила старший воспитатель...

Алгоритм технологии способствующий развитию речевого творчества детей с помощью сказок в старшем дошкольном возрасте.

В соответствии с ФГОС ДО (п.4.6.) одним из целевых ориентировов на этапе завершения дошкольного образования является:..."ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и жел...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...