Статья на тему: " Художественная литература как средство развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста( на содержании сказок)
статья по развитию речи (старшая группа)

слесаренко татьяна владимировна

В статье анализируется характеристика сказки как средства развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА СОДЕРЖАНИИ СКАЗОК)

Современное общество испытывает потребность в творческих личностях, способных быстро и целенаправленно оперировать имеющими знаниями для реализации новых идей.

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. 

Воспитание творческой активной личности должно начинаться с раннего возраста и интенсивно продолжаться на протяжении всего дошкольного возраста.

В дошкольной педагогике и психологии вопросам развития детског творчества уделялось пристальное внимание. Л.С.Выготский , А.Н.Леонтьев , Б.М.Теплов, Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко и другие подчеркивали, что дошкольный возраст – это период активного творческого развития личности ребенка в целом. Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением.

Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех, случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда, но и его промежуточные продукты. Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточных продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению. 

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Вместе с тем аппарат воображения может быть использован и используется не только как условие творческой деятельности личности, направленной на преобразование окружающего. Воображение в некоторых обстоятельствах может выступать как замена деятельности. Данная форма воображения называется пассивным воображением. Если пассивное воображение может быть подразделено на преднамеренное и непреднамеренное, то активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей. Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре.

Таким образом, несмотря на кажущуюся легкость, произвольность, непредсказуемость возникающих образов, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. В конечном счете, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т. е. носят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы при формировании обычных образов воображения. Воображение всегда строит из материалов, данных действительностью, может создавать все новые и новые степени комбинации, комбинируя сперва первичные элементы действительности, вторично комбинируя затем уже образы фантазий. Последними элементами, из которых создается самое отдаленное от действительности фантастическое представление, этими последними элементами всегда будут впечатления действительности. Здесь мы находим первый и самый важный закон, которому подчиняется деятельность воображения. Этот закон можно формулировать так: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.

Педагогический вывод, который можно отсюда сделать, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Дошкольное детство, когда ведущей деятельностью ребенка остается игра, характеризуется бурным развитием процессов воображения. Воображение, имеющее исключительно важное значение для осуществления и организации деятельности, само формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребенок перестает действовать. На протяжении дошкольного детства происходит постепенное превращение воображения ребенка из деятельности, которая нуждается во внешней опоре в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществлять элементарную словесную (сочинение сказок, историй и стихов). По определению Л.С.Выготского воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.

Развитие у детей творческого воображения тесно связано с усвоением речи. Речь позволяет детям представлять предметы, которые они никогда до этого не видели. 

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Овладение родным языком важнейшее условие благополучия ребенка в социальном, интеллектуальном развитии, в освоении детских видов деятельности, в развитии творчества. 

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замысла.

Речевое творчество детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Вопросы формирования детского речевого творчества исследовались Е.И.Тихеевой, Е.А.Флериной, М.М.Кониной, Л.А.Пеньевской, Н.А.Орлановой , О.С.Ушаковой , Л.М.Ворошниной, Э.П.Коротковой, А.Е.Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения.

Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

Как показали исследования Н.А.Орлановой, Л.В.Ворошниной и др., характерными признаками (или показателями) творческого рассказывания являются:

- увлеченность деятельностью;

- умение видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления и создавать на их основе новые образы и ситуации;

- умение представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями; 

- использование соответствующих  языковых средств в целях создания  образа;

- самостоятельность в поисках  образов и развитии сюжета;

- вариативность, т. е. умение придумывать несколько вариантов сочинений на одну тему.

 В творческом рассказывании важен  не только результат – сам рассказ, но и процесс его создания.

Проблема развития словесного творчества включает в себя все направления работы над словом – лексическую, грамматическую, фонетическую.

О.С.Ушаковой отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха. Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований), в сочинении рассказов, сказок.

Таким образом, художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и дает прекрасные образцы русского литературного языка.

 Характеристика сказки как средства развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста

С первых лет жизни прививается любовь к родному слову, и тогда же происходит знакомство со сказкой. Со сказки начинается знакомство малыша с миром литературы, с миром взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Сказки учат ребят различать вымысел и реальность, задают нравственные нормы, преподносят многогранные образы своих героев, оставляя простор воображению и фантазии.

Сказка способствует формированию характера ребенка, развитию мышления и речи, творческой фантазии и художественного вкуса, заставляет переживать вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Множество сказок, запечатленных в памяти ребенка, - богатая почва для творчества. Знание содержания сказок и творческое рассказывание взаимосвязаны, ведь только имея собственный опыт в познании сказочных историй, ребенок может использовать его в сочинительстве, включая и свои сказки и истории знакомых сказочных персонажей и используя волшебные предметы для построения сюжета. И тогда такое рассказывание – сочинительство доступно и интересно детям.

Создание сказки – это деятельность, интересная ребенку, дающая возможность мысленно пережить разнообразные ситуации, вызвать эмоциональные переживания (Д.М.Арановская – Дубовис, Л.М.Гурович, Л.М.Панкратова и др.). Содержанием творческой деятельности по сочинению сказок являются знания и впечатления о событиях и явлениях окружающей жизни. Обыгрывая любимые сказки, дошкольник учится не только пересказывать, но и получает ряд новых для него навыков, необходимых в дальнейшем для успешной подготовки к обучению в школе.

В дошкольной педагогике изучению роли сказки в воспитании детей, развитию их творчества посвящено немало работ педагогов – исследователей: И.Е.Тихеевой, Е.А.Флериной, З.А.Гриценко, Л.П.Стрелковой, Л.Б.Фесюковой  и др. Они показали, как сказки помогают обогащать ребенка эмоциями, развивать воображение, творческое мышление, речь.

Творческое рассказывание на основе сказки - один из самых привлекательных и вместе с тем сложных видов художественно-речевой деятельности старших дошкольников, поскольку ребенку предстоит не только самому выбирать тему своей сказочной истории, создавать образы, раскрывать замысел, но и отбирать изобразительно-выразительные средства языка, помогающие в процессе рассказывания выражать отношение к персонажам и отражать свою авторскую позицию.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста по обучению творческому рассказыванию используются самые разнообразные формы работы со сказкой:

  1. Слушанье и чтение народных и авторских сказок;
  2. Просмотр мультфильмов по мотивам знакомых сказок;
  3. Пересказ сказок по вопросам;
  4. Подсказка слова или фразы из знакомых сказок;
  5. Совместный пересказ ребенка и воспитателя;
  6. Хоровое проговаривание отдельных фраз и предложений из знакомых сказок;
  7. Использование приемов мнемотехники в пересказе знакомых сказок;
  8. Придумывание нового названия сказки;
  9. Игры-драматизации;
  10. Инсценирование сказок и другие формы;

Развитие словесного творчества детей под влиянием сказки происходит поэтапно. На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов. На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждают использовать эти элементы в их собственных сочинениях. Воспитатель обращается к приемам совместного творчества: выбирает тему, называет персонажей – героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие сюжета. На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования: детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет, персонажей.

Для создания нового сюжета большое значение имеют объем и качество литературного опыта ребенка: чем больше сказок знает ребенок, тем больше у него материала для комбинирования, тем богаче и неожиданнее будет сюжет придуманной сказки. Накопление литературного опыта способствует формированию у детей представлений о законах сказочного жанра, об особенностях композиции, стиля, языка сказки.

На примере знакомых сказок, с использованием знаний об особенностях структуры сказки, дети учатся с помощью педагога или самостоятельно:

  1. Последовательно излагать события в сказке;
  2. Пересказывать сказку по сюжетным картинкам;
  3. Анализировать поступки героев;
  4. Придумывать краткое продолжение к пересказанному тексту;
  5. Воспроизводить сюжет сказки с помощью мнемотаблицы;
  6. Придумывать продолжение к действию, изображенному на иллюстрации;
  7. Моделировать знакомые сказки, используя свои схемы и модели;
  8. Сочинять сказки на заданную тему.

Основными средствами деятельности детей выступают разные группы умений: интеллектуально-познавательные, образно-речевые, эмоционально-образные. Они заключаются  в умении ребенка отобрать для сказки случаи из жизни и литературных произведений, скомбинировать их, представить образы героев сказки, найти адекватные жанру речевые формы, средства языковой выразительности, передать свое отношение к героям, их действиям. Результатом творческой деятельности детей будет самостоятельно придуманная сказка.

При подборе произведений необходимо учитывать следующие требования:

  1. Высокая художественная ценность произведений;
  2. Идейная направленность;
  3. Видимая возможность изменения конца повествования.

Таким образом, в дошкольной педагогике изучению роли сказки в воспитании детей, развитию их творчества посвящено немало работ педагогов. Они показали, как сказки помогают обогащать ребенка эмоциями, развивать воображение, творческое мышление и речь. 

Вывод

Анализ литературы показал, что в основе речевого творчества лежит восприятие литературного произведения, индивидуальное для каждого ребенка, и деятельность воображения. С этой точки зрения создание рассказа или сказки ребенком происходит на основе творческой переработки наглядных образов-представлений, полученных при восприятии художественного произведения, и последующего их перевода в словесную знаковую систему.

 В ряде педагогических исследований, посвященных проблеме развития речевого творчества, доказывается, что данная деятельность успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте в результате направленного обучения творческому рассказыванию. Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире. У них возникает возможность действовать по замыслу, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.

Деятельная природа ребенка предполагает активное использование накопленного опыта в разных видах деятельности. Дошкольник как бы воплощает в реальные образы, возникающие в его воображении события, связанные с сюжетом литературных произведений.

В дошкольной педагогике изучению роли сказки в воспитании детей, развитию их творчества посвящено немало работ педагогов. Они показали, что сказка представляет собой литературный жанр, соответствующий особенностям возрастного развития дошкольников и является важным средством развития речевого творчества детей.