Статья на тему:Конструктивные игры ,как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста
статья по математике (старшая группа)

Петрова Зоя Александровна
конструктивные игры ,как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Статья на тему :Конструктивные игры как средство развития математических способностей детей старшего  дошкольного возраста

Дошкольное детство – особенный период развития, когда перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Это время активного познания окружающего мира. В первые семь лет жизни ребенка закладываются основы здоровья, и всестороннего развития (умственного, физического, эстетического, речевого). Деятельность, через которую максимально развивается ребенок и познает окружающий мир – это, безусловно, деятельность игровая. Не случайно Л.С. Выготский называет игру «девятым валом детского развития»

Игра – это практически единственная область, где ребёнок может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательный субъект жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинение правилам складывается именно в игре, затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками, учится подчинять свои импульсивные желания правилам игры. В игре интенсивно развиваются все психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие, речь), формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо). Формируются новые мотивы и потребности (познавательные, соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности). В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Таким образом, игра для детей дошкольного возраста – это неиссякаемый источник знаний. Ребенок осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем, что дает импульс к развитию всей личности в целом.

Обучение математике детей дошкольного возраста, развитие математических способностей немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. И здесь не обойтись без дидактических, творческих, конструктивных игр, так как эти игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, временных и пространственных представлений.

Детям интересно играть в математические игры, они занимательны и эмоционально захватывают детей. Процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к заданию, невозможен без активной работы мысли, а, следовательно, выполняет развивающую функцию.

Дидактическая игра – это один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. При этом у детей развиваются произвольные память и внимание.

Конструктивные игры – это вид дидактических и творческих игр, где дети отражают свои впечатления, знания об окружающих предметах, самостоятельно делают разные постройки, сооружения, здания, дороги, но делают это в схематичном, обобщенном виде. В конструктивных играх предметы замещаются другими предметами, то есть постройки возводятся из специальных конструкторов, строительных наборов, природного материала. Поэтому конструктивные игры зачастую относят к творческим играм.

Для овладения навыками конструктивной игры ребенку нужны следующие навыки и умения:

  1. Умение создать образ предмета в его пространственном выражении. Так развивается чувство ориентирования в пространстве, умение различать и устанавливать пропорции и величину предмета, его пространственные отношения.
  2. Умение оценивать и учитывать при постройке свойства и качества используемых материалов, предвидеть и выполнять последовательность действий. Поэтому конструктивные игры приучают детей к постановке цели и планированию своих действий.
  3. Конструктивные игры формируют у детей умение сравнивать и сопоставлять созданную ими постройку с реальными предметами, на основе которых возводилась постройка. Это развивает у детей наблюдательность и внимательность.

Конструктивная игра развивается поэтапно:

  1. Дети 3-5 лет изображают единичные предметы, небольшие сооружения. Темы их построек связаны с их сюжетно-ролевыми играми, например, гараж для машины, дом для куклы. Их конструкции очень простые. Их постройки расположены горизонтально, как рисунок на бумаге. Тот же дом для куклы – это некое пространство, которое отгорожено несколькими кубиками, а сверху лежит какая-либо пластинка или дощечка, называемые крышей. Дети в этом возрасте возводят постройку, потом разрушают ее и начинают строить вновь. Им интересен сам процесс строительства, а не результат, получаемый в конце этой деятельности. Очень часто бывает так, что строительство опережает замысел: ребенок начинает что-то строить, а лишь потом узнает в своей постройке какой-нибудь предмет.
  2. Дети 5-7 лет постепенно расширяют темы построек. У них появляются корабли, дороги, мосты, здания, машины. В своих конструкциях дети стараются передать своеобразие конкретного сооружения. Например, строят не просто дом, а свой дом, в котором живут или свой детский сад. В этом возрасте они начинают усложнять саму конструкцию. Постройки растут вверх. Дети украшают их колоннами, башнями, окнами, используя различные перекрытия.

Взрослые (воспитатели в детском саду, родители) должны обучать детей конструктивным навыкам и умениям. Существует несколько приемов, с помощью которых взрослые могут учить детей нужным для конструктивных игр навыкам.

  1. Рассматривание предметов, сооружений, зданий. Во время рассматривания надо обратить внимание детей на назначение предмета, особенности его конструкции, на части и их пропорции. Все это должно сопровождаться беседой с детьми (именно беседой, а не монологом взрослого). Можно также дополнительно рассмотреть фотографии или рисунки аналогичных предметов.
  2. Косвенное руководство взрослого – это обогащение и обновление знаний детей о предметах и особенностях материалов, из которых они возводят свои постройки.
  3. Прямое руководство — это ролевое участие взрослого в игре, объяснения, советы в ходе игры.

Конструктивная игровая деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. В процессе овладения конструктивной игрой осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.

Успех игры целиком зависит от воспитателя, его умения живо провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям.

Опыт педагогической работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

В статье указаны данные диагностического исследования  творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на примере МКДОУ № 4 "Колосок", приведён  систематизированный и апробированный комп...

Игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Статья. Дошкольный возраст – возраст игр. Дети играют всегда и везде, в одиночку, с родителями, со сверстниками. Игра – главное содержание жизни ребенка, она позволяет проявлять ему терпим...

Консультация для воспитателей "Музыкальная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".

В консультации  "Музыкальная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста" раскрывается значение музыкальных игр для развития творческого потен...

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: Логические блоки Дьенеша как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВТема: Логические блоки Дьенеша как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста...

статья "ИНТЕРАКТИВНАЯ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Статья была опубликована в журнале "Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС" в 2019 г. В статье подробно рассматривается деятельность музыкального руководителя ДОУ по внедрен...

Представление опыта работы "Интерактивная игра как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста"

Нам необходимо создать комфортные условия обучения, при которых ребенок чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. И одним из составляющ...