Консультация для воспитателей "Музыкальная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".
консультация (старшая, подготовительная группа)

Липчинская Елена Илларионовна

В консультации  "Музыкальная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста" раскрывается значение музыкальных игр для развития творческого потенциала детей, влияние игры на развитие музыкальных способностей, приведены примеры игр, которые воспитатель может организовать с детьми в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_2.docx21.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей. Музыкальная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель: содействовать повышению музыкальной компетентности педагогов.

  1. Вводная часть.

Особенности психического развития старших дошкольников свидетельствуют: в этом возрасте появляется реальная возможность для обогащения их музыкального и жизненного опыта. Согласно современным исследованиям, к семи годам у ребёнка

  • складывается полный комплекс музыкальных способностей;
  • музыкальное восприятие-мышление развивается в единстве и взаимодействии осознания музыки и её индивидуальной интерпретации;
  • более явно, чем ранее, проявляется интерес к музыке: дети не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным её видам;
  • формируется оценочное отношение к музыке и исполнительской деятельности;
  • на основе опыта восприятия музыки развивается способность к обобщению несложных музыкальных явлений, обогащается эмоциональная сфера, активизируется творческий потенциал.

       Музыкальные игры способствуют развитию творческой активности детей, стимулируют воображение, желание включиться в творческую деятельность. В ходе игры ребёнок приобретает опыт переживания музыки как эмоционального наслаждения, развивает музыкальные способности, реализует потребность в действенном художественно-образном освоении впечатлений окружающей жизни, приобретает способность эстетического мировосприятия.

    Эффективность развития музыкального творчества в процессе музыкальной игры обеспечивается адекватностью переживания ребёнком музыкально-игрового образа, активным восприятием музыки. Овладевая игровыми умениями, дети старшего дошкольного возраста сознательно участвуют в создании игровой ситуации и выполнении игровых правил и действий, способствующих решению поставленных в игре задач.

     Музыкальные игры старших дошкольников, сохраняя преемственность с играми детей младшего дошкольного возраста. Имеют ряд особенностей, проявляющихся в следующих показателях.

  • Усложнение задач и способов познавательной музыкальной деятельности;
  • Обогащение содержания представлений о свойствах и качествах чувственно воспринимаемых явлений.
  • Изменение игрового характера общения детей и педагога. Более активное использование таких моделей взаимодействия педагога и ребёнка, как взрослый ведомый, взрослый консультант, взрослый наблюдатель.

    Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства выступает музыкально-дидактическая игра.

    В отличие от младших дошкольников дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно играть друг с другом в музыкально-дидактические игры, составлять их. Придумывать последовательность действий, формулировать правила игры.

    Следует отметить многофункциональный характер музыкально-дидактических игр. Которые можно рассматривать как игровой метод обучения, как самостоятельную игровую деятельность; как средство музыкального общения и развития ребёнка.

  1. Практическая часть

Музыкально-дидактические игры для развития музыкального творчества.

Дидактическая игра «Магазин игрушек»

Цель: развитие песенного творчества

Ход игры. Среди участников выбираются продавец и первый покупатель. Остальные дети – куклы. Они могут сидеть или стоять в какой-либо позе. Продавец предлагает покупателю кукол, а тот просит послушать, что может каждая кукла спеть. Дети, изображающие кукол, пропевают своё имя и какие-нибудь слова. (Например «мама», «здравствуйте» и т.п.)

   Ребёнок,  играющий роль выбранной куклы. Становится покупателем и игра продолжается.

Дидактическая игра «Музыкальный телефон»

Цель: развитие песенного творчества

Ход игры. Дети (4-5) человек садятся в один ряд. Педагог поёт небольшие фразы. Которые все участники игры по очереди передают друг другу. Последний играющий  импровизирует ответ и его так же, но в обратном порядке передают все дети. Так происходит своеобразный «разговор» по телефону.

Дидактическая игра «Магазин музыкальных инструментов»

Ход игры. Среди играющих выбирается «продавец» и  «покупатель». Каждый из оставшихся детей берёт себе какой-нибудь музыкальный инструмент по желанию (бубен, треугольник, металлофон, ложки, барабан). До прихода «покупателя» дети сочиняют небольшие ритмические пьески. Например: «Пляска», «Дождик», «Ручеек». Затем продавец демонстрирует музыкальные инструменты покупателю, и он выбирает их. Следующим покупателем становится ребёнок, игравший на выбранном инструменте.

Дидактическая игра «Музыкальная тропинка»

Цель: развитие элементарных ритмических импровизаций

Ход игры. Мелом на полу обозначается заколдованное поле, которое дети должны перейти. Путь через поле один – музыкальная тропинка. Педагог показывает музыкальную тропинку: исполняет на бубне или треугольнике определённый ритмический рисунок. Дети, повторив и запомнив услышанное, по очереди переходят заколдованное поле, шагая в соответствии с ритмом. Тот, кто ошибется, остается внутри поля. Его должен выручить следующий играющий, правильно выполнивший задание. В последующих играх варианты музыкальной тропинки предлагают сами дети.

Дидактическая игра «Волшебная палочка»

Цель: развитие элементарных ритмических импровизаций.

Ход игры. Перед началом игры педагог объясняя детям, что после слов «спать пора, усни скорее»…все буду заколдованы и уснут. Расколдовать ребят можно только с помощью волшебной палочки и волшебных слов. Для этого необходимо произнести их, одновременно ударяя их в том же ритме полочкой по треугольнику.

Затем проводится игра.

Педагог.

Дует, дует ветерок,

Заколдует всех детей.

Шепчет, шепчет ветерок:

«Спать пора, уснуть скорей…»

    Дети делают вид, что заснули. Педагог «расколдовывает» первого ребёнка и передает палочку и треугольник ему. Он таким же образом будит следующего ребёнка и т.д.

Дидактическая игра «Передай, что сказал бубен»

Ход игры. Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Педагог исполняет на бубне или треугольнике определённый ритмический рисунок. Дети, передавая, друг другу музыкальный инструмент. По очереди повторяют, что сказал бубен.

   Педагог может постоянно менять своё местоположение и исполнять другой ритмический рисунок для следующей передачи.

Дидактическая игра «Композитор»

Цель: развивать образные представления, фантазию. Воображение и мышление ребёнка.

Ход игры. Игра проводится с каждым ребёнком индивидуально. Ход игры строится по образцу творческого процесса. Ребёнку предлагается исходная задача: передать в инструментальном воплощении один из понравившихся сюжетов, предложенных педагогом. Сюжет ребёнок может выбирать сам или даже придумать. Для активизации ассоциативного мышления и фантазии ребёнка сюжет должен иметь программный подзаголовок: «В гостях у любимых героев сказок», «Весеннее пробуждение природы», «Гроза» и т.д. после выбора сюжета ребёнок самостоятельно или с помощью педагога размышляет о логике его построения и разрабатывает последовательность развития. Далее он выбирает средства выразительности и приёмы. С помощью которых хотел бы воплотить задуманный музыкально-игровой образ и музыкальные инструменты для воплощения своего художественного замысла, а затем оформляет результаты творческого процесса в импровизации на музыкальных инструментах.

   Музыкально-дидактические игры необходимо использоваться не только на музыкальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности с учетом индивидуальных особенностей детей. Организуются такие игры под руководством воспитателя.

   Для развития самостоятельной музыкальной деятельности нужны условия, т.е. центры самостоятельной музыкальной деятельности. Где дети могли бы самостоятельно музицировать, организовывать различные музыкально-дидактические игры.

   Музыкальные уголки должны создаваться с учетом возрастных особенностей детей. В уголках старших групп помещается картина или фотография, изображающая самостоятельную музыкальную деятельность детей. Например, дети играют на каком-либо музыкальном инструменте, танцуют или поют. Здесь же находятся различные музыкальные инструменты: дудочки, домры. Колокольчики. Погремушки, бубны и т.д. самодельные музыкальные инструменты, которые будят творческую мысль. Помогают понять, откуда и как берутся звуки. Для изготовления самодельных музыкальных инструментов подойдёт все что угодно: бумага, деревянные палочки, карандаши, катушки. Пуговицы, коробочки из разных материалов, природные материалы и многое другое из чего можно извлечь звуки.

   В уголках также, должны находиться музыкально-дидактические игры. Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности. Необходимо время от времени обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новые пособия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

В статье указаны данные диагностического исследования  творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на примере МКДОУ № 4 "Колосок", приведён  систематизированный и апробированный комп...

ОПЫТ РАБОТЫ по ОО «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

«Творчество – это деятельность,в которой раскрываетсядуховный мир личности»В. А. Сухомлинский       Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших ...

Игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Статья. Дошкольный возраст – возраст игр. Дети играют всегда и везде, в одиночку, с родителями, со сверстниками. Игра – главное содержание жизни ребенка, она позволяет проявлять ему терпим...

Консультация для педагогов детского сада "Художественный труд - средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции, радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораб...

Методическая разработка. Статья "Игра- драматизация как эффективное средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".

Играя в драматизацию у детей старшего дошкольного возраста развивается воображение, речь, координация движений. Данные игры способствуют организованность, сообразительности, развивается чувство коллек...

Методическая разработка. Статья "Игра- драматизация как эффективное средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".

Игры - драматизации хорошо организуют детский коллектив, не требуют специальных условий – их можно проводить и в помещении, и на улице. Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но...

Консультация "Пластилинография как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи котор...