Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) по теме

Богданова Екатерина Владимировна

В статье указаны данные диагностического исследования  творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на примере МКДОУ № 4 "Колосок", приведён  систематизированный и апробированный комплекс игр и упражнений для развития творческих способностей у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokumentword.statya.docx697.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №4 «Колосок»

Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Воспитатели:

Екатерина Владимировна Богданова

Эльвира Ивановна Матвейко

П.Новочернореченский, 2013 год

Для дошкольного возраста особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности. Как и все качества личности, творческая активность возникает и развивается в процессе творческой деятельности, в игре. К сожалению, в практике дошкольных учреждений воспитатели часто не знают, как развивать творчество ребенка в игре,  это обусловливает актуальность нашей темы.

  Цель: разработать, систематизировать и апробировать комплекс театрализованных игр, развивающих творческие способности детей старшего дошкольного возраста.  

Известный ученый-психолог Л. С. Выготский в своих работах отмечал, что творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития. Его результатом является инициативность и самостоятельность мышления, способность к самовыражению в творческом акте. В связи с этим одним из важнейших вопросов детской педагогики и психологии Л. С. Выготский считал вопрос о развитии творчества у дошкольников, его значимость для общего развития и формирования личности ребенка[1].

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И воспитатели, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочению его интересов, развитию речи. В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюма.  По утверждению К. Д. Ушинского, в игре ребенок « живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни…» [5]. Игра – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью. У детей старшего дошкольного возраста  игры претерпевают изменения различного характера по отношению к тем же играм детей  младшего возраста. У детей 5-6 лет содержание игр динамичное, с преобладанием собственного литературного творчества. Дети этой возрастной группы объединяются по 2-3 человека для совместной режиссерской игры, вместе придумывают сюжет, мастерят игрушки и предметы, исполняют роли.

Старший дошкольный возраст – период расцвета игры-фантазирования. Образы, созданные воображением, получают оформление благодаря таким выразительным средствам, как речевые характеристики, движения, мимика, жесты, экспрессивные проявления. Основа игры-фантазирования – сотворчество педагога и детей в придумывании игровых событий, последовательно связанных между собой.

В нашем диагностическом исследовании принимало участие двадцать два ребенка 5-6 лет. Данные дети были разделены на две группы (контрольная и экспериментальная).  Нами были использованы  метод наблюдения, методики О. М. Дьяченко. Методики О. М. Дьяченко включают пять заданий на дополнение или интерпретацию стимульного материала и отслеживает такие проявления творческого воображения как: оригинальность выполнения творческих задач, использование  реструктурирования образов.   Для оценки игровых проявлений детей выделены критерии развития творческих способностей, разработанные Е. Торренсом и Дж. Гилфордом: оригинальность замысла, способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации, способность предложить новое использование для известного объекта, вариативность.

Результаты исследования первого констатирующего эксперимента, проведенного 13-15.02.2013 (см. Приложение 1), представлены в таблице 1.

Данные результатов диагностики в контрольной и экспериментальной группах совпадают. Это подтверждает, что существует необходимость целенаправленного  развития  творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. С этой целью был подобран комплекс игровых упражнений и заданий, направленных на развитие таких основных составляющих творческих способностей, как способность нестандартно подходить к решению поставленных задач, проявляя самостоятельность и инициативу, искать собственные пути их решения и т. д.

В течение февраля-апреля 2013г. проведен формирующий эксперимент (26. 02. – 23. 04. 2013г.). Его цель - создание эмоционально-благополучной атмосферы в экспериментальной группе, апробация комплекса игр, выявление их эффективности. 

Эксперимент проводился в естественных условиях групповой комнаты детского сада, где создавали обстановку, позволяющую ребенку чувствовать себя раскованно: детям разрешали свободно пользоваться игровым материалом и материалами для творческой деятельности; весь материал располагали в доступных местах; не допускали использования критики самостоятельных проявлений детей; создавали условия для налаживания партнерских отношений с взрослым в игровой деятельности. В игре экспериментатор брал на себя одну из ролей (не обязательно главную) и выполнял игровые действия в соответствии с ней, не навязывая детям свое мнение о развитии сюжета и поведении героев, но принимая  участие в обсуждении и планировании дальнейшего хода игры. В ходе формирующего эксперимента вовлекались в игру малоактивные дети, которые предпочитают отмалчиваться, придерживаться того, что в предлагаемых заданиях не существует одного решения и правильными могут оказаться разные ответы, иногда не похожие друг на друга.  Главным условием проведения формирующего эксперимента и развития творчества у дошкольников явилось руководство игрой со стороны воспитателя и при этом предоставление детям свободы и самостоятельности в игре.

24-26.04.2013 был проведен второй констатирующий эксперимент (см. Приложение 1), его результаты представлены в таблице 2.

Данные таблицы 2 показывают, что создание эмоционально-положительной обстановки, применение разработанного комплекса игр, направленных на развитие творческих способностей детей, позволило в экспериментальной группе улучшить показатели.

Сравнительные результаты исследования первого и второго констатирующих экспериментов на контрольной и экспериментальной группах представлены в таблицах 3,4. (Приложение 1).

В результате проведённой работы, было отмечено изменение отношения детей к процессу и результату творческой деятельности, появление инициативы и самостоятельности при выполнении предложенных заданий, умение разрешать проблемные творческие задачи. Это выразилось в повышенной заинтересованности детей занятиями театрализованной деятельностью в ДОУ и за его пределами, успешности в выполнении предлагаемых заданий, улучшения коммуникативных навыков, уверенности в себе. (Приложение 1, таблица 5)

Таким образом, мы пришли к выводу, что приведённый  комплекс театрализованных игр (Приложение 2) эффективен в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и может быть успешно применен в практической деятельности воспитателей и педагогов ДОУ.

Приложение 1

Таблица 1

Уровни развития креативности

                           первый констатирующий эксперимент

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Число детей

% соотношение

Число детей

% соотношение

высокий

2

18,2%

2

18,2%

средний

6

54,5%

6

54,5%

низкий

3

27,3%

3

27,3%

Таблица 2

Уровни развития креативности

                           второй констатирующий эксперимент

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Число детей

% соотношение

Число детей

% соотношение

высокий

7

63,6%

3

27,3%

средний

3

27,3%

6

54,5%

низкий

1

9,1%

2

18,2%

Таблица 3 и 4

Уровни развития творческих способностей

Контрольная группа

1 констатирующий эксперимент

2 констатирующий эксперимент

динамика

Число детей

% соотношение

Число детей

% соотношение

высокий

2

18,2%

3

27,3%

+ 9,1%

средний

6

54,5%

6

54,5%

  0%

низкий

3

27,3%

2

18,2%

- 9,1%

Уровни развития творческих способностей

Экспериментальная группа

динамика

1 констатирующий эксперимент

2 констатирующий

эксперимент

Число детей

% соотношение

Число детей

% соотношение

высокий

2

18,2%

7

63,6%

+ 45,4%

средний

6

54,5%

3

27,3%

- 27,3%

низкий

3

27,3%

1

9,1%

- 18,2%

Таблица 5

Уровни развития творческих способностей

Динамика экспериментальной группы

Динамика контрольной группы

высокий

+ 45,4%

+ 9,1%

средний

- 27,3%

   0%

низкий

- 18,2%

- 9,1%

Приложение 2

Комплекс игр и упражнений для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

1. Игра «На что похоже?»

Цель: изучение умения выделять информативные точки и по ним воспроизводить образ предмета, выявить творческие способности ребенка, развитие умения находить оригинальные решения.

         Материал: карточки с контурным изображением предметов, цветные карандаши.

Предварительная работа: наблюдение за облаками,  образное рисование, рассматривание фигурок и игрушек животных, беседа.

Проведение: ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов.

2. «Дорисуй»

Задание: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая –злой.

 

3. "Волшебные кляксы ".

Цель: развивать воображение ребенка, побуждать его к оригинальным высказываниям.

Материал: «кляксы» на листе бумаги.

Программное содержание: перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов. Можно предложить детям дорисовать фигуры.

Задание 4. «Что ты можешь нарисовать с помощью этих фигур?»

Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Дорисуй её.

Задание 5. «Волшебный лес».

Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.

                                                                                                         

6.Игра «Что мы делали – не скажем, а что сделали - покажем».

 Цель: развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

         Ход игры. Комната делится пополам шнуром или чертой. С одной стороны находятся выбранные с помощью считалки «Дедушка и трое—пятеро внучат», с другой стороны — остальные дети и педагог, которые будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».

Дети: Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!

Дедушка: Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где вы побывали? Что вы повидали?

Дети: Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!

 Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумываю новую загадку. Если разгадка дана неправильно, дети говорят верный ответ и после слов «Раз, два, три – догони!» бегут за черту, в свой дом, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока те не пересекли спасательные линии. После двух загадок выбираются новые «дедушки» и «внуки».  В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают  пол, и т.п.

7. «Подумай, что может произойти, если ...»

"... дождь будет идти, не переставая."

 "... люди научатся летать, как птицы."

 "... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."

 "... оживут все сказочные герои."

 "... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."

8.«Превращение детей».

Цель: развивать воображение детей, активизировать словарь, развивать коммуникативные качества.

Материал: шапочки (условные обозначения различных зверей), музыка П. И. Чайковского «Зимнее утро».

Ход игры:  звучит музыкальное сопровождение, дети сидят на стульчиках. Воспитатель: «Представьте себе, что мы зайчики, мишки и другие звери. Для этого закроем глаза, и попробуем представить себя каким-то животным». Далее детям предлагается рассказать, что могло с ними произойти в сказочном лесу утром.

Вариант игры: - Вообрази, что ты превратился в тигра, который пробирается в джунглях; робота; парящего над скалами орла; королеву Франции; инопланетянина; кипящую кастрюлю; авторучку, в которой кончились чернила. Изобрази все это в движении.

9."Отгадай название сказки".

Цель: будить воображение детей, развивать память, мышление, речь, воспитывать коммуникативные навыки.

Материал: мяч

Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, инсценирование сказки, рисование главных героев, викторина «Какая сказка» и др.

Ход игры: дети стоят в кругу, передают мяч по кругу, водящий(воспитатель) читает строки из сказки до тех пор, пока какой-то ребёнок не поднимет мяч вверх и не ответит, из какой сказки эти строки.

 10.«Назови сказочных персонажей».

Ход игры: Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.

Примерные слова для игры: Сивка… Заюшкина… Конек… Гадкий… Мороз… Царевна… Гуси… Мальчик… Красная… Крошечка…  Дюй… Цветик… Аленький… Золотой… Бременские… Доктор…

 11. «Повтори скороговорку»  (Вариант «ручного мяча»).

Ход игры:— дети стоят в кругу, в центре —ведущий с мячом. Он бросает мяч любому ребенку, тот должен его поймать и быстро произнести скороговорку. Если ребенок не сумел поймать мяч или не смог четко произнести скороговорку, он получает штрафное очко или выбывает из игры.

  1. Кукушка кукушонку купила капюшон.
  2. Слишком много ножек у сороконожек.
  3. Испугались медвежонка еж с ежихой и ежонком.
  4. Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ужа.
  5. Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

 6.  Наш Полкан попал в капкан.

 7.  От топота копыт пыль по полю летит.

 8. Три сороки-тараторки тараторили на горке.

 9. Три сороки, три трещотки, потеряли по три щетки.

10. Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.

11. Улов у Поликарпа — три карася, три карпа.

12. Вбили кол в частокол, подприколошматили.

12. «Потешки» с инсценированием.

Материал: шапочка для Ворона; Козлика

1.Ой, ребята, та-ра-ра! На горе стоит гора,

   А на той горе дубок, а на дубе воронок.

   Ворон в красных сапогах, позолоченных серьгах,

   Черный ворон на дубу, он играет во трубу.

   Труба точеная, позолоченная, труба ладная, песня складная!

2. Вышел козлик погулять, свои ножки поразмять.

    Козлик ножками стучит, по-козлинному  кричит: «Бе-е-е, бе-е-е!»

13. « Загадки».

Цель: развивать способность к активной поисковой деятельности, воображение, воспитывать эмоциональный отклик, коммуникативные навыки.

Оборудование. Предлагается два варианта: первый (рис. см. ниже) с картинками-отгадками (с 5 лет), второй — без картинок (с 6 лет).

Ход игры: перед ребенком кладут рисунок с изображенными отгадками и дают время рассмотреть картинки.

Инструкция: "Сейчас я буду читать загадки, а ты отгадай, о чем (о ком) говорится". Загадки читаются медленно, выразительно и не в порядке расположения картинок-отгадок.

Загадки:

1. На стене висят, тик-так говорят. (Часы)                                                                                2. Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

3. Под соснами, под ёлками сидит мешок с иголками. (Ёжик)                                                          4. Его бьют, а он не плачет, только выше-выше скачет. (Мяч)

5. Идет пароход взад и вперёд, а за ним такая гладь – ни морщинки не видать.(Утюг)                                                      

6. Живу в дупле в густом лесу, в пушистой шубке я хожу. (Белка)

В следующем задании предлагаются варианты ответов. Дети должны найти верную отгадку:        

7. Сложишь — клин, а раскроешь — блин     (забор, блины, зонт).

8. Хвост длинный, сама крошка, боится очень кошки        (репа, мышь, рыба).

9. Один говорит, двое глядят, двое слушают           (глаза, уши, язык, нос, брови, лоб).

10. Летит орлица по синему небу, крылья раскрыла, солнышко закрыла  (птица, самолет, туча).

14.Игра «Бывает - не бывает».  

Цель: развитие воображения, внимания.

Ход: педагог говорит предложения. Если это бывает – дети хлопают в ладоши, не бывает – топают ногами.

Примеры: Волк бродит по лесу. Волк сидит на дереве. В кастрюле чашка варится. Кошка по крыше гуляет. Собака по небу плывет. Девочка ласкает собаку. Домик девочку рисует и т.д.

15. «Фраза по кругу».

Цель: развивать творческие способности детей, закреплять умение рассказывать знакомое стихотворение выразительно, учить менять интонации.

Ребенку предлагается передать содержание фразы, интонационно показать, что указывает данный текст (вопросительно, жалобно, скучно, радостно и т.д.):

 Ход игры: дети, сидя по кругу, произносят одну и ту же фразу  с различной интонацией.

 Педагог: Киска, как тебя зовут?

 Ребенок: Мяу! (Нежно)

 Педагог: Стережешь ты мышку тут?

 Ребенок:  Мяу! (Утвердительно)    Педагог. Киска, хочешь молока?

 Ребенок: Мяу! (С удовлетворением)

 Педагог: А в товарищи щенка?

 Ребенок: Мяу! Ффф-ррр! (Изобразить: трусливо, пугливо...)

Можно использовать стихи: «Наша Таня громко плачет», «Идет бычок качается», «Грузовик» А. Барто, «Кораблик» Д. Хармса и др.

 16.«Цепочка слов».

Цель: учить подбирать слова, характеризующих какой-либо объект сходными качественными признаками, развивать умение строить словесные цепочки, развивать умение взаимодействовать друг с другом, будить творческое воображение.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в цепочку, состоящую из слов (холодный, мокрый, не умеет плавать, прямой и т.д.) и связанных друг с другом по смыслу.

 Воспитатель: Вадим, что может быть холодным?(холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.). Дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово — «кошка». 1. Кошка бывает какая? 2. Пушистая, ласковая, разноцветная... 3. Что еще бывает разноцветным? 4. Радуга, платье, телевизор... 5. Каким еще может быть платье? 6. Шелковым, новым, прямым... 7. Что еще может быть прямым? 8. Линия, дорога, взгляд... и т. д.

         Второй вариант игры «Цепочка слов»

         Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах, развивать память, мышление, речь.

Материал: карточки с изображением предметов.

Ход: На столах у детей карточки (одна на двоих). У воспитателя - карточка с изображением карандаша. Детям предлагается выложить цепочку из предметов. Цепочка начинается со слова карандаш. Следующим звеном щепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким заканчивается слово карандаш. Игра продолжается по типу «Домино».

17. «Подскажи словечко».

Цель: побуждать детей вступать в диалог с взрослым, рассуждать, аргументировать свое мнение,   воспитывать эмоционально-практическое общение со сверстниками, побуждать к играм со словами, звуками, рифмами. Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат, воображение.

У бабушки - на грядке выросли загадки:

Там и тут, там и тут что за зонтики растут?

Наша внучка морщит лоб. Это, милая... (укроп).

Пушистый и зеленый хвост на грядках горделиво рос.

Ухватился Ваня ловко: - Вылезай на свет ... (морковка).

Сорвала я стручок, надавила на бочок.

Он раскрылся. Ах! Ох! Покатился ... (горох).

Он из тыквенной родни, на боку лежит все дни,

Как зеленый чурбачок под названьем ... (кабачок).

Круглолица, белолица, любит вдоволь пить водицы.

У нее листочки с хрустом, а зовут ее ... (капуста).

А на этой грядке разыгрались в прятки

Зеленые хитрецы, молодые ... (огурцы).

Верите - не верите, мы родом из Америки.

В сказке мы синьоры, на грядке ... (помидоры).

18.«Телефон».

Цель: побуждать детей вступать в диалог с взрослыми; поддерживать игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Развивать речевое внимание, творческие способности, учить находить нестандартное решение при разговоре.

Ход игры: воспитатель предлагает вести разговор от лица сказочного персонажа и человека привычной профессии (Баба Яга и воспитатель, Дед Мороз и продавец и т.д.) В случае затруднения взрослый направляет игру детей, выступает в роли какого-либо игрока, помогает вести диалог. Баба Яга звонит в детский сад.

Баба Яга: Здравствуйте, это куда я попала?

Воспитатель: Вы звоните в детский сад. Кто вы и что хотели?

Баба Яга: Я хотела бы прийти к вам в детский сад на экскурсию, посмотреть, как вы проводите время в этом самом саду. Можно? И т.д.

19.Игра-драматизация «Козлята и волк».

Цель: учить детей продолжать сказку самостоятельно, придумывать оригинальный сюжет, развивать воображение, активизировать речь.

Материал: фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик (мягкая игрушка).

Ход: Воспитатель начинает рассказывать сказку, демонстрируя фигурки персонажей.

- Слушайте, что было дальше: Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь  постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький /показ/…(Дети договаривают: зайчик)

Воспитатель: зайчик говорит….

Дети: не бойтесь меня, это я – маленький зайчик.

Воспитатель: Козлята угостили его….

Дети: морковкой, капустой…

Воспитатель: потом они стали…И т.д.

20.«Придумай сказку» (посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи).

Цель: развивать воображение, творческие способности детей, внимание, поддерживать игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Учить находить нестандартное решение при разговоре.

 21.  «Хорошо-плохо».

Цель: развивать диалектичность мышления, творческое воображение, активизировать речь.

Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например, утюг: хорошо – белье будет поглажено, плохо – можно обжечься, ветер: хорошо – не будет жарко в солнечный день, плохо – можно простыть. Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. Например, хорошо, что утюг  сделан из металла, тяжелый - может служить каким-то грузом, но плохо, если упадет кому-то на ногу.

Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной субъективной оценке (конфеты - хорошо, лекарство - плохо). Обсуждение идёт также как и в варианте 1.

Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению "положительных" и "отрицательных" качеств в зависимости от конкретных условий, в которые ставятся эти объекты и явления. Например: громкая музыка.- Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью - мешает уснуть.

Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому варианту игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объект игры постоянно меняется, получается своеобразная "цепочка". Например:

- Есть конфеты хорошо - вкусно, но могут разболеться зубы;

- Зубы болят - это хорошо, можно в детский сад не ходить и сидеть дома с мамой;

- Сидеть дома - плохо, скучно;

- Можно пригласить друзей - и т.д.

Одним из возможных вариантов игры "Хорошо - плохо"  может быть ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количественных измерений в качественные. Например, конфеты: если съесть одну конфету - вкусно и приято, а если много - заболят зубы, придётся их лечить. Следующим этапом формирования диалектичности мышления будет выработка у детей умения чётко формулировать противоречие. Можно взять любую пару слов, например, острый - тупой, и попросить детей найти такой объект, в котором эти свойства присутствуют одновременно. В случае "острый - тупой " - это нож, игла, все режущие, пилящие инструменты.

22. «Слова-ассоциации».

Цель: развивать словотворчество, воображение.

Инструкция. Взять любое слово, например, картина. Оно ассоциируется:

-с пейзажем, рисунком, фильмом;

-с созвучными словами: корзина, Карина, квартира;

-с рифмующимися словами: осина, Мальвина, калина и др.

Задача детей старшего дошкольного возраста - создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме.

23. «Продолжи рассказ».

Цель: развивать воображение детей, мышление, активизировать речь, побуждать детей оригинально и неповторимо продолжать рассказ на заданную тему.

Материал: фигурки кукольного настольного театра из различных сказок (король, старик, три поросенка, медведь, заяц, кот и др.), декорации (лес, замок, изба).

Ход игры: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости. (Дети называют героев сказок). Как вы думаете, могут ли эти герои жить в одной сказке? Педагог предлагает составить свою сказку, непохожую на другие.

Воспитатель: я начну рассказ, а вы по очереди продолжите. За мной будет рассказывать свою волшебную историю Вадим С. Далеко ли, близко ли, в тридесятом государстве жил-был король. Он часто грустил, потому что у него не было друзей. И вот однажды…(ребенок продолжает свою историю).

 24. «Назови действие».                                                                                              

Цель: развивать речь детей, активизировать мышление, внимание.

Ход игры. Детям предлагается набор слов-предметов, к которым они должны подобрать слова-действия.

Чайник …(стоит, наливают, выливают, доливают, моют, сушат, вытирают, чистят). Сахарница …(кладут, высыпают, берут, насыпают, рассыпают). Кастрюля …(закрывают, ставят, чистят, наливают). Чашка… (пьют, наливают, разливают, выпивают).

25. «Скажи наоборот».

Цель: развивать творческое воображение, активизировать речь детей, побуждать самостоятельно включаться в игру, высказывать свое оригинальное мнение.

Детям предложены слова, к которым они должны подобрать слова-противоположности: зима, жарко, правда, богач, горький, полезный, грусть, девочка, верх, большой.

Задание 26. «Как бы ты использовал предметы…»

Предметы: мел, кирпич, газета, коробка, веревка, стул, ложка, конфета-тягучка, бант, зеркало, открытка, топор.

         На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются.

 Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.

          Варианты задач:

1. В город приехал цирк, но в городе не оказалось ни одной капли клея. Как расклеить афиши, чтобы о приезде цирка узнали все жители?

2. Вся семья собралась идти в лес, взяли с собой консервы, хлеб, чай. Но когда пришли в лес, то вспомнили, что забыли дома нож для открытия консервы. Что делать? Как открыть банку?

3. Маше на день рождения подарили несколько одинаковых игрушек (бантов, открыток и т. д.). Что ей с ними делать?

Задание 27. «Придумай сам».

В этом задании ребенку предлагалось придумать сюжет по условию. В задании требуется определить причины  возникновения событий. Дети должны придумать каждый свою историю.

1. Утром Дима проснулся раньше, чем обычно.

 2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.

 3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.

 Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.

  Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

28. «Представьте себе»

Цель: развивать импровизацию, внимание.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, солнышко нужно всем – цветам, муравьям, лягушкам. А кому ещё нужно солнце? (Дети перечисляют). Сейчас вы придумаете, в кого превратиться и под музыку изобразите то, что загадали. А я попытаюсь отгадать. Подсказывать нельзя, изображаем задуманное только с помощью мимики, позы, жестов и движений. (Звучит музыка, дети имитируют движения задуманного персонажа. Это могут быть цветы, животные, деревья, люди и т. д.). Педагог отгадывает, уточняет изображаемое детьми. После слов воспитателя: «Солнышко спряталось за тучку, начался дождь. Все под зонт!», дети подбегают к воспитателю и становятся под воображаемый зонт.

29. «Доктор Айболит» (по произведению К. И. Чуковского).

Цель: развивать мышление, творческие способности, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, развивать импровизационные навыки, артикуляционный аппарат.

Ход игры. Роль доктора берёт на себя педагог (при хорошем освоении игры роль доктора может брать на себя ребёнок). На нём белый халат, шапочка, в кармане трубка. Дети выбирают куклы пальчикового театра и подходят к доктору, по очереди голосом выбранного персонажа просят Айболита полечить лапку, носик, животик и т. д. По ходу игры педагог задаёт вопросы, побуждая детей живо и эмоционально включаться в игру. По окончании игры дети могут вместе спеть песенку о дружбе, здоровье и т. д.

30. «Превращение предмета»

Цель: развивать воображение, фантазию детей.

Педагог поясняет детям: «В театре зритель верит в то, во что верит актёр. Сейчас мы с вами будем великими актёрами и будем фантазировать, представлять, что обычный предмет стал необычным!» Педагог берёт какой-либо предмет и кладёт его на стол или передаёт по кругу от одного ребёнка к другому. Каждый ребёнок должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения.

Варианты превращения различных предметов: карандаш или палочка (ключ, отвёртка, вилка, ложка, градусник, зубная щётка, кисть для рисования, дудочка, расчёска и др.); маленький мячик (яблоко, ракушка, снежный комок, камень, ёжик, колобок, картофель и др.); записная книжка (зеркало, мыло, фонарик, плитка шоколада, обувная щётка, пейджер и др.); стул (пенёк, трон, памятник, домик, т. д.).

31. «Король».

Цель: развивать умение детей действовать с воображаемыми предметами, творческие способности, воспитывать эмоциональность.

Ход игры. На роль Короля выбирается ребёнок по считалке, знакомой детям. Король садится на «трон», у него корона на голове. Дети делятся на несколько групп. Каждая группа представляет Королю свою профессию, действуя с воображаемыми предметами (повара, швеи, прачка, косари, рыбаки и др.). Первая группа подходит к Королю со словами:

- Здравствуй, Король!

- Здравствуйте!

- Нужны Вам работники?

- А что вы умеете делать?

- А Вы отгадайте, Король!

Король должен отгадать по движениям изображаемую профессию. Если он отгадал верно,  дети разбегаются в разные стороны, а Король их догоняет. Первый пойманный ребёнок становится Королём. В процессе игры педагог усложняет характер Короля – то он жадный, то злой, то трусливый (характер изображается мимикой, жестами). Если роль играет девочка, то она становится Королевой. Она может быть сварливой, доброй, легкомысленной и т. д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2007.   486 с.
  2.   Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2005. - №2. – С. 28.
  3.  Дьяченко О. М. Пути активизации воображения дошкольников// Вопр. психологии. – 2001 - №1. – С. 44-51.
  4.  Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста.// Вопр. психологии.  - 2008. -№2. – С. 107-114.
  5.   Ушинский К. Д. Собрание сочинений. М., 2004. Т.5. 445 с.
  6.   Эльконин Д. Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей// Дошкольное воспитание. – 2007. -  №5. – С. 44-46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Данная консультация поможет родителям в воспитании творческого потенциала ребёнка....

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает ли...

Опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста». Теория и практика....

Опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста». Теория и практика....

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"....

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая ...