Главные вкладки

    «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
    статья (старшая группа) по теме

     Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл из опыта работы45.36 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                   

                             

                                               «Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать

                                               создание детского театра с детского возраста?

                                                 Ведь инстинкт игры с перевоплощением

                                                  есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться

                                                                 у многих детей звучит ярко, талантливо,

                                                                 вызывает подчас недоумение у нас,

                                                                 профессиональных артистов».

                                                                                                 К.С.Станиславский

          Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно! Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки,  знакомит  детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.

     Актуальность  моих исследований в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь.. Все это может дать театрализованная деятельность, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

      Главная цель моей работы – развивать у детей эмпатию, т.е. умение распознавать эмоциональное состояние человека, и научить передавать словами, жестами, мимикой ,интонацией, пантомимой его исполнение, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, быть активными в игровой деятельности со сверстниками, находить адекватные способы содействия. 

    В работе с детьми в начале года были выявлены следующие проблемы: - дети несколько пассивны, зажаты, не могли полностью раскрепоститься,

     «вжиться в роль», инициаторами игр выступали  одни и те же дети, они же играли главные роли. Воображение развито не в достаточной степени, дети не могли объединить несколько сюжетов, выстроить сюжетную линию. Отсутствовал опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Актерские умения у детей были развиты  не в достаточной степени.    Большинство детей с радостью принимали роль, но не могли активно пользоваться своей речью, движением, мимикой и пантомимой, мало импровизировали.

    Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Семья не готова была на тот момент осуществлять помощь, поддержку, участие так как для воспитывающих взрослых театральная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний, ощущений, где развивается адекватное восприятие, понимание взрослым действий ребенка, приобретается опыт совместных переживаний, изменяется характер поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми.

    Для достижения своей цели, исходя из выявленных проблем и результатов мониторинга, мною было принято решение изучить методическую литературу по этой теме,  поставив для себя следующие задачи:

                 1.Разработать систему работы по формированию у детей художественно-  

                    образных исполнительских умений.

                 2. Усовершенствовать предметно-развивающую среду для развития
                   творческой активности детей в театрализованной деятельности   

                       (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и                    

                    раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации  

                    средствами мимики, выразительных движений и интонации, используя  

                    разные виды театра, костюмы, атрибуты и т.д.);

            3.Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра,      

                    театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

                 4.Обеспечивать        взаимосвязь театрализованной  с  другими   видами    

                    деятельности в едином педагогическом процессе;

                5.Создавать условия  для  совместной театрализованной деятельности детей и
                   взрослых.

                6.Определить систему мониторинга, для отслеживания результативности  

                   проводимой работы.

        Современным детям, избалованным фильмами, красивыми игрушками, всевозможными развлечениями, театр нужен не меньше, чем детям прошлых поколений. Ведь театр - один из самых таинственных и прекрасных видов искусства.

        Получится ли у ребенка играть в театре? Теперь я с уверенностью могу сказать - обязательно получится. Подвижные дети, шалуны, рассеянные дети, занимаются в театре не хуже усердных «умниц», а тихони становятся увереннее в себе. Я считаю, что  только в театре человек может раскрыться полностью, выразить свои эмоции, не боясь стать смешным, прожить не одну, а сотни жизней - таких разных и загадочных.

    К.С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей, поскольку дети очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре. В группе, поставленные в ряд стулья у нас превращаются в салон автобуса или самолета, любое платье в уголке ряжанья — в бальный наряд принцессы, а комната становится то сказочным лесом, то королевским замком. Но почему-то, выступая перед детьми других групп, ребята как бы утрачивают свои способности, превращаясь в деревянных кукол с заученными жестами, невыразительной речью, неоправданным кривляньем. Таким образом, передо мной стояла сложная задача — сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которые проявляются в игре, при выступлении  перед зрителями.

    Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским мастерством детей. С ребятами уделяла внимание отражению сказочных образов животных, анализировала характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю, также  использовала упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча. Я работала над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику.

    При  работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание я уделяла речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, старалась обогатить речь. Вместе с детьми мы  сочиняли маленькие истории,  придумывали диалоги героев. Дети могли самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю.

     В танцевальном творчестве, внимание я уделяла воспитанию интереса и желания двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек, цветов, активно использовала различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики, к изготовлению которых активно привлекались родители воспитанников. Добиваясь яркой передачи образа использовала игры на внимание, фантазию.

           Мои  воспитанники научились исполнять мини-монологи и диалоги  между   персонажами,   разыгрывать   действия   с   применением  разнообразных   движений, умеют  согласовывать  свои  действия   с действиями  партнеров,  не  заслоняя   их. Этому способствовали специальные упражнения, направленные на выработку выразительности жестов.  

         На занятиях я использую театральные  этюды. Театральные   игры-этюды   развивают   у   детей  творческое воображение,   фантазию,  мышление,   восприятие,   память. В   процессе   игр  у детей   вырабатываются  навыки, необходимые   для   отображения   различных   эмоций,   настроений,   отдельных   черт  характера («трусливый заяц», «хитрая лиса»).   Такие   игры   рассчитаны   на   активное   участие   в   них   ребенка,   который  становится   не   пассивным   исполнителем   моих указаний   ,   а   соучастником  педагогического   процесса.   .

        Любимый   литературный   жанр  детей в   любом   возрасте   –   сказка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Не только познает, но и выражает с помощью воображения свое собственное отношение к добру и злу. Сказка в музыке – это интереснейший вид представления, ведь   музыка  «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей».

     Продуманный подбор музыкальных произведений создаёт необходимое  настроение, усиливает впечатления, вызывает эмоциональный отклик.  Я стараюсь разнообразить сюжет и вовлекать в них  больше   детей.   Часто   сама   сочиняю   небольшие   песенки и сказки.   Подбирая сказки, шла от простого к сложному. При распределении ролей я учитывала   пожелания детей быть тем или  иным   персонажем,   одобряла   выбор.   Иногда,   тактично   направляла   ребёнка   на  изменение   роли,   стараясь   не   обидеть   его   и   убедить      в   том,   что   он   неправ,  выражая   уверенность , что все юные актеры прекрасно справятся с ролью, например, зайца, потому, что хорошо представляют себе, как он выглядит, какой он  трусливый, какой быстроногий (поэтому их и называют - «побегайками»). Очень  часто   я   использовала   в   своей   работе   прием,   который   мастерски   применял   С.Я. Маршак, описывая движения кошки: «прыг», «шмыг», «кувырком», «клубком». Эти  выразительные   слова   очень   точно   характеризуют   каждое   движение   кошки.   Для  лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, которые присутствуют  почти во  всех   сказках,   я   применяла   двигательные   импровизации,   которые   проводила   без  предварительной   подготовки.     Эти   двигательные  импровизации на практике оказались очень эффективными:

         -  Кошки  умываются; гоняются за мышкой; ссорятся из-за сосиски;  прячутся от  хозяйки,   которая   их   хочет   наказать;   просят   у   своих   хозяев   чего-нибудь  вкусненького.

        -   Гуси  идут к водоёму для купания;   плавают и ныряют; выходят на берег и  отряхиваются от воды; нападают на обидчика; зовут свою  хозяйку,   чтобы   она   их  накормила.

          - Куры увидели корм и бегут к нему; подзывают цыплят; пьют воду; сидят на  жердочке.

           Двигательные импровизации, в которых участвуют все дети, положительно  влияют на качество исполнительской деятельности маленьких актёров. Работая над  выражением лица, постигая язык тела , дети чувствуют уверенность в себе и в своих возможностях. Исполняя   роль,   ребенок   может   не   только   представлять,   но   и   реально  эмоционально переживать поступки изображаемого им персонажа.                       Работу   маленьких   актёров     над   ролью   организовывала   следующим   образом:

    1. Вначале они знакомились с  инсценировкой (О чём она? Какие   события   в   ней главные?).
    2. Затем я представляла  детям  героев инсценировки  (Где они  живут? Как  выглядит  их  дом? Внешность героев, одежда, манера поведения, их  взаимоотношения  друг  с другом и т.п.).
    3. Далее распределялись роли и шла работа  над   ролью:   составлялся   словесный   портрет   героя,   описывалось   его   жилище,  любимые блюда, игры.

    Затем, проанализировав поступки сказочных персонажей,  дети пересказывали отдельные фрагменты сказки.

     Участие   детей   в   действиях,   которые  происходят в сказке, расширяет их кругозор, улучшает мыслительную деятельность, развивает творческие способности.  Заканчивали мы сказочный спектакль заключительной песней о дружбе, выученной  на музыкальном  занятии.

    В жизни ребенка - дошкольника очень много эмоций и впечатлений, которыми порой сложно управлять. Работая с детьми уже более 20 лет, я научилась находить подход к любому ребенку, помочь выразить эмоции в движении, словами, мимикой. Раскрыться перед большой аудиторией и получить удовольствие от своей игры, насладиться своим успехом.

    Мои занятия театрализованной деятельностью основываются на следующих принципах:

    - Отношения "на равных";

    - Свобода действий и слова;

    - Приоритет "каждый ребенок - личность";

    - Принцип неожиданности;

    - Принцип включенности ребенка в процесс режиссуры.

    Формы проведения занятий различны. Мною предусмотрены как теоретические, так и практические.  Для качественного усвоения материала использую следующие методы и приемы обучения:

                методы:                                                  приемы:

    -рассказывание сказок                                                -выбор детьми ролей по желанию

    -просмотр мультф. и диафильмов                             -назначение на глав. роли робких, застенчивых

    -пересказ сказок, рассказов                                       -распред. ролей по карточкам (схем. персонаж)

    -слушание сказок(тех.средств)                                          -проигрывание ролей в парах

    -чтение худож. литературы

    -просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним

    - знакомство не только с текстом сказки, но и со средствами ее драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит) и т.д.

    -разыгрывание разнообразных сказок и инсценировки

    -упражнение по формированию выразительности исполнений

    - пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного        

      кукловождения;

     -упражнения по социально-эмоциональному  развитию детей

     -игры-превращения    («учись   владеть    своим   телом»),    образные упражнения;

    - упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

    -игры-драматизации

    -ролевые диалоги по иллюстрациям

    -музыкальные игры

    -эмоционально-экспрессивные игры

    -народно-хороводные игры

    Все методы и приемы использую в комплексе, чередуя и дополняя друг друга, что позволяет дать детям знания в формировании партнерских отношений, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, творческое воображение.

    Используя такой подход, я получаю уникальную возможность попробовать себя и дать возможность детям( они не просто слушатели и исполнители моих указаний, а полноправные участники постановки) в роли сценариста, режиссера, музыкального редактора и звукооператора, а также художника –костюмера и декоратора. Дети учатся двигаться, говорить, петь. Они учатся быть личностью и одновременно чувствовать плечо друг друга, т.к. поддержка коллектива очень важна.

    Мной используются театрализованные игры, элементы актерского мастерства, психогимнастика <Приложение 1>

    За период работы в данном направлении в моей методической копилке собралось огромное количество сказок (<Приложение 2>,).

    Помимо вышеназванных элементов своей работы, на занятиях в качестве средства формирования познавательного интереса я использую компьютерные презентации(<Приложение 6>)., с помощью которых провожу тематические занятия.

    Важную роль в развитии ребенка играет предметно-развивающая среда. Она должна предоставлять ребенку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя. Доказано, что предметный мир, а не воспитатель побуждает дошкольника к активным самостоятельным действиям. Так как яркие впечатления дает не только спектакль, но и сама атмосфера театра: сцена, занавес, кулисы, декорации, костюмы актеров, куклы и т.д., то в соответствии с намеченными планами мною, совместно с родителями, был усовершенствован театральный уголок «В гостях у сказки», где дети в свободное время самостоятельно играют в «артистов». В уголке собран весь необходимый материал для театральной деятельности: разные виды театров, шапочки героев, атрибуты, элементы костюмов, настольные игры, этюды, декорации к сказкам.

    Особое внимание уделяла родителям, использовала чаще всего нетрадиционные формы работы (см. прилож № ), через которую повышала педагогическую культуру родителей, расширяла их педагогический кругозор, давала возможность родителям (анкетирование) оценить работу нашего  группового театра, через совместные праздники и развлечения развивала интерес к театрализованной деятельности. Проводила родительские собрания :« Нужна ли взрослым сказка», «В гостях у «Колобка» и «Репки»», « Театральный КВН» и т.д. А в творческой мастерской родители не только помогали в подготовке к спектаклям, но и изготавливали самые  различные виды театров: театр «дисков», игрушки из цилиндров и конусов, коробочек разной высоты, театр «оригами», театр «кружек», театр на палочке, «киндер-театр»,театр «мочалки» и  магнитиков ,забавных настольных актёров вязали крючком и на спицах.

    Такая работа помогла мне повысить активность родителей, и по традиции стала продолжаться в школе.

    Для успешной реализации использую следующие средства:

    • музыкальный зал; группа.
    • музыкальное сопровождение ( магнитофон, фортепиано, телевизор, DVD-проигрыватель, шумовые инструменты)
    • наличие необходимого инвентаря (декорация, атрибуты и т.д.)  

       В своей работе я стремлюсь:

     – воспитывать у детей любовь и интерес к сказке;

     – развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость, которые дают               возможность широко использовать воспитательное воздействие сказки;

    – обогащать   впечатления   детей,   знакомя   их   с   разнообразными   сказками   и  средствами их выразительной сценической трактовки;

     – пополнять словарный запас детей и развивать выразительность речи, правильность произношения;

     – развивать     артистические     способности     детей     и     взрослых     через  театрализованную деятельность;

     – прививать навыки вежливого поведения;

     – совершенствовать двигательные способности  детей, вырабатывать гибкость  и выносливость.    

       Разработанное перспективное планирование   работы позволило   мне  рационально, с наименьшими затратами сил и времени, осуществлять руководство  работой.

           Счастливые улыбки  и радостные  лица детей после театрализованного представления говорят  о том, что этот вид деятельности им очень нравится.      

           Для   того   чтобы   научиться   понимать   прекрасное   в   искусстве   и   в   жизни, научиться творить,  необходимо     пройти     длинный     путь     накопления     эстетических     впечатлений,  зрительных и слуховых ощущений. Очень важно создать условия для определенного  развития эмоциональных и познавательных процессов у дошкольников, в том числе  и при помощи театрализованной деятельности.

    Вывод: В течение всего периода мной  велась  систематическая работа по формированию у детей художественно-образных исполнительских умений в театральной деятельности согласно программе. Для определения эффективности своей работы  я  ориентировалась на требования программы , а также на результаты мониторинга.

      Итоговая диагностика показала:

     1.У детей сформированность  исполнительных умений   оказалась на более высоком уровне  ;

    2.Значительно улучшилась способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным).

    3.Дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения);

    4. Повысилась эмоциональная отзывчивость, развилась  ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их  с соответствующими актерскими проявлениями;

           С учётом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведённой  работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в моей практической деятельности с детьми и может быть использована другими педагогами – практиками в работе.

      В будущем планирую:

    1. Продолжить знакомство детей с различными видами театра.

    2. Разнообразить методы и приемы обучения с учетом индивидуальных особенностей детей.

    3. Совершенствовать  артистические  навыки  детей посредством переживания и воплощения образов в сказках.

    4. Работать над повышением своего профессионального и творческого уровня.

    5. Привлекать родителей воспитанников к активному участию в процессе подготовки и показа спектакля (родители – исполнители взрослых ролей).

    Многолетний опыт доказывает, что в соприкосновении с театром вырастают активные творческие личности, способные выходить на прямое общение с другим человеком, имеющие внутреннюю потребность и возможность изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.

    Закончить свое выступление хочу словами:

                                                                    Введите в мир театра малыша,

                                                                      И он узнает, как сказка хороша!

                                                                      Проникнется  и мудростью, и  

                                                                      добротой,

                                                                      И с чувством сказочным пойдет              

                                                                      он

                                                                      Жизненной тропой!

                                                                                                 Г. Попова  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Театрализованной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

    Данная консультация поможет родителям в воспитании творческого потенциала ребёнка....

    Рабочая программа в соответствии с ФГОС ДО по теме: «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2013 – 2015 учебный год

    Дополнительная образовательная программа «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» составлена в соот...

    "Влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

    Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей. Решение зада...

    Проект: Театрализованные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

    Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр....

    Конспекты образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности

    Конспекты образовательной деятельности   по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности...

    Консультация для родителей «Влияние нетрадиционных техник изобразительной деятельности на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на примере аппликации»

    Консультация содержит интересный и разнообразный материал  для родителей, который поможет раскрыть творческие способности детей через различные вилы аппликации...