Проект: Театрализованные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
проект по развитию речи (старшая группа)

Хураськина Елена Леонидовна

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_proekt.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения.

 Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое»

(Л.С.Выготский)

 

Педагогический проект:

Театрализованные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

  

Актуальность проблемы

 

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей.

При этом в качестве приоритетного используется деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания  и всестороннего развития детей, является театрализованная деятельность, которая в полной мере позволяет реализовывать все принципы воспитания.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны,  у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя  любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды театрализованной деятельности, способствуют расширению детского опыта.

 А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей.

 Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству.

 И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал уже взрослого человека.

 

 Постановка проблемы:

Сейчас дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10−15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают.

Всё чаще дети проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы, как правило, ограничены, а игры отличаются однообразностью. Многие дошкольники увлечены компьютерами, и взрослые, зачастую идут на поводу у детей, приобретая компьютерные игры-войны с монстрами, вампирами, не задумываясь о том, какой вред это наносит личностному развитию ребёнка.

Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы.

Цель проекта: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр.

 

 Задачи проекта:

1. Побуждать детей к фантазированию, придумывать свой сюжет.

2. Развивать способность предлагать новый замысел игры.

3. Учить детей перевоплощаться в роли, импровизировать.

4. Учить вживаться в художественный образ, творчески подходить к изображению сюжета.

 5. Развивать у детей творческую выразительность интонации, мимики, движений.

 

Задачи педагогической деятельности воспитателя:

 1. Использовать театрализованные игры для решения основных задач образовательных областей в соответствии с ФГОС.

2. Через театрализованные игры развивать творческие способности.

 3. Усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более творческих задач.

 4. Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность высказываться по поводу процесса игры

5. Поощрять импровизацию, умение свободно чувствовать себя в роли.

6. Раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные виды деятельности и театрализованные представления

 

Проект рекомендован для реализации с сентября по май (в течение 9 месяцев).

 

 Этапы и сроки проведения проекта

 1. Подготовительный (формирующий) - (сентябрь)

2. Основной (практический) - (октябрь-апрель)

3. Заключительный - (май)

 

Условия реализации проектной деятельности

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. В группе созданы благоприятные условия для самостоятельной театрализованной деятельности детей:

 - создан уголок театрализованной деятельности, в котором размещены 

атрибуты для различных игровых позиций:

 1. «актер» (костюмы, маски, куклы, театральный реквизит);

 2. «режиссер» (декорации, различный материал для изготовления театральных атрибутов, книги, кассеты с записью музыки, театральных шумов, книги со сказками - аудиозапись);

3. «зритель» (места для зрителей, афиши, театральная касса, билеты, бинокль, «деньги», реквизит для буфета);

 4. «оформитель» (виды бумаги, клей, краски, фломастеры, карандаши, ткани, нитки, пуговицы, коробки, природный материал).

 

 

ПЕРВЫЙ БЛОК «Знакомство с театром».

 Цель этого блока – расширение кругозора детей, воспитание людей любящих и понимающих искусство, стремящихся к театральному творчеству.

Наш ДОУ в партнерстве работает с выездными театрами (кукольными «Сказки Лукоморья», «Куклы смеются», «Потешки», драматическим «Заводной апельсин», театром «Волшебная магия», которые приезжают в сад, где происходит непосредственное знакомство с «театром», артистами театра.

 С родителями и детьми также организовываются поездки в разные театры: «Старый дом», Театр «Музыкальной комедии». Очень занимательна экскурсия в Кукольный театр, где есть музей игрушки.

 Здесь происходит знакомство с историей игрушки, как игрушки «играют роли». Также мы знакомим ребят с профессиями людей работающих в театре. Дети с интересом слушают рассказ о различных театрах, рассматривают иллюстрации. Были разработаны дидактические игры и наглядный материал для подготовки детей к театрализованным играм

 

ВТОРОЙ БЛОК «Волшебный мир театра». Игры и этюды, знакомящие детей с основными эмоциями человека, средствами понимания детьми друг друга и мира взрослых. Для подведения итога по каждой эмоции проводилась игра с картинками «Эмоции для всех»: даются ситуации, которые ребенок должен, как бы пропустить через себя и дать ответ. Таким образом, корректировалось поведение ребенка, развивалось способность быть открытым и чутким, понимать чувства и эмоции других людей.

 

ТРЕТИЙ БЛОК «Я маленький актер». Цель: тренировка речевого аппарата, различных групп мышц, дыхания. Сюда входят творческие игры со словами, упражнения на дикцию, интонацию, пальчиковые игры, игры на развитие выразительности речи. Одним из видов игр этого блока является ритмопластика. Игры по ритмопластике позволяют достичь:

· раскрепощения ребенка, почувствовать возможности своего тела;

· развития выразительности телодвижений; · развития двигательных способностей;

 · мышечной свободы, снять перенапряжение мышц.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


1.1 этап подготовительный

 

1.Диагностика уровня творческих способностей у детей.

2.Изучение методической литературы.

3.Создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада, специальных педагогических условий по развитию творчества детей.

 4.Организация предметно-развивающей среды.

 5.Составление перспективного плана работы по развитию творческих способностей у старших дошкольников средствами театрализованных игр).

 6. Создание интереса у участников проекта

 7. Разработка циклограммы совместной деятельности специалистов с включением разнообразных форм работы.

 8. Анкетирование родителей.

2 этап – практический 

1. Развитие речевого творчества, выразительности речи

2. Развитие творчества в двигательной деятельности

3. Продуктивное творчество. Занимательные игры и упражнения, игры-эксперименты с материалами и инструментами, игровые задания. (Проводятся во всех формах организации продуктивной деятельности, в любое свободное время, в разных режимных моментах).

4.Театрализованные игры.

 5. Работа над постановкой театрализованного представления: Выразительное чтение произведения и беседы о прочитанном; право свободного выбора и добровольного участия в спектакле: Работа над ролью.

6.«Творческая мастерская» (совместно с родителями создать необходимые костюмы или элементы костюмов, декорации, и т.д.), октябрь - апрель воспитатели старший воспитатель музыкальный руководитель 

3 этап – заключительный

1. Выступление на педсовете с темой «Театрализованные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

2 Драматизация сказки «Красная шапочка на новый лад» (для родителей).

3. Выставка творческих работ «Наше творчество» .

4. Создание книжной выставки «Наши сказки

 5. Анализ результатов диагностики творческих способностей у детей старшей группы.

6.Анкетирование родителей.

Ожидаемые результаты

Реализация проекта по развитию творческих способностей детей посредством театрализованных игр в совместной и самостоятельной деятельности поможет:

· развитию психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения,

фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог, грамматический строй речи, экспрессивная сторона речи, развитие речевого дыхания); творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

 · обогащению театрального опыта: знаний детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

· решению основных задач в соответствии с ФГОС (любая задача любой образовательной деятельности решается детьми легче, проще и быстрее, если дети ее обыгрывают).

 

Практическая значимость проекта

 По завершении проекта работа над развитием творческих способностей детей не прекращается.  Обогащается предметно-развивающая среда, развивается сотрудничество с педагогами других групп, родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре.

ОглавлениеВведениеГлава I Особенности развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной педагогике и психологии.1.1.Понятие «творчество» и «творческие способности»...

Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

В статье указаны данные диагностического исследования  творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на примере МКДОУ № 4 "Колосок", приведён  систематизированный и апробированный комп...

Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ

Педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ c презентацией...

"Влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей. Решение зада...

Словесные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

В материале представлены словесные дидактические игры, котрые помогут сформировать у детей интерес и желание творить....

Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГОС

Краткая аннотация проекта.В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо  использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного  развития ребёнка. Современн...