Словесные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
картотека (старшая, подготовительная группа) на тему

Макеева Светлана Михайловна

В материале представлены словесные дидактические игры, котрые помогут сформировать у детей интерес и желание творить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Словесные игры для развития творческих способностей детей

             В дошкольном периоде закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, восприятие, мышление, речь, воображение, память), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности. Дошкольное детство становится переломным моментом в развитии внимания, когда дети впервые начинают сознательно управлять им. В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи.  Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи явления и предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности.

Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес. Во многом развитию произвольного запоминания способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения приводит к достижению успеха. Становление мышления в этом возрасте в большей степени связано с возможностью оперировать представлениями на произвольном уровне, которая существенно повышается к 6-7 годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий. Цель предлагаемых вашему вниманию  словесных игр, в развитии творческих способностей детей  5 – 7 лет.

 «Придумай название рассказу»

Цель: развивать умение подбирать названия к заданным объектам.

Педагог читает детям рассказ (на выбор), затем они придумывают к нему название.

  «Придумай имя»

Цель: та же.

Педагог показывает детям рисунок, на котором изображен портрет фантастического животного и предлагает придумать ему имя.

  «Какие бывают иголки? (кисти   и т.п.)»

Цель: Дать представление о многозначности слов.

Педагог задает детям вопросы: Какие иглы вы знаете? (швейные, сосновые, медицинские, ежовые). Чем они похожи?(острые, тонкие, колючие) Чем отличаются?(назначением)

«Картина-корзина»

Цель: учить подбирать слова, сходные по звучанию, развивать вариативность мышления, творческого сочинительства.

1 вариант.

Педагог просит подобрать слова похожие по звучанию: лягушка- квакушка, ракета- карета, роза…. И т. п.

2 вариант. С этой парой слов придумать небольшое стихотворение.

«Где что можно делать?»

Цель: активизировать глаголы, употребляющиеся в определенной ситуации.

Педагог. Что можно делать в лесу? (гулять, слушать птиц, собирать, отдыхать)

Педагог. Что можно делать  на реке? (нырять, плавать, купаться, кататься…)

«Фантастические гипотезы»

Цель: Развивать связную речь, творческое воображение и теоретическое мышление.

Что было бы,  если… (город умел летать, часы шли наоборот и т.п.)

«Перепутавшиеся сказки»

Цель: учить составлять сказки с опорой на название

Педагог говорит детям, что названия сказок «Красная шапочка», «Три медведя», «Снежная королева», «Бременские музыканты» перепутались. Дети должны сочинить и рассказать сказки, у которых теперь новые названия «Снежные музыканты», «Три королевы», «Красные медведи».

«Сказка по кругу»

Цель: учить использовать сюжетно-смысловые повторы.

Педагог предлагает детям придумать сказку в которой Емеля должен семь раз встретиться с персонажами других сказок.

« Дразнилки»

Цель: Учить словотворчеству.

Педагог предлагает детям придумать, как можно с юмором назвать обычные предметы: нос ( раздувалка, сморкалка…), зубы (кусалка, разгрызалка, пережевалка….),  хвост (махалка, укрывалка…).

«Придумай слова»

Цель: Развивать умение подбирать различные варианты слов на заданный слог.

Педагог дает задание придумать слова, начинающиеся на слоги ( СА, МА, РЕ…) и заканчивающиеся  на (ТА, КА и т.п.)

 «Придумай предложение»

Цель: развивать вариативность мышления при составлении предложений по опорным словам.

Педагог предлагает детям придумать предложение или составить небольшой рассказ, используя следующие слова: автобус, город, случай, море, дельфин, песок, дети. Поощряются предложения, имеющие необычное содержание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре.

ОглавлениеВведениеГлава I Особенности развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной педагогике и психологии.1.1.Понятие «творчество» и «творческие способности»...

Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

В статье указаны данные диагностического исследования  творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на примере МКДОУ № 4 "Колосок", приведён  систематизированный и апробированный комп...

Доклад на тему: «Создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре»

Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медве...

Игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Статья. Дошкольный возраст – возраст игр. Дети играют всегда и везде, в одиночку, с родителями, со сверстниками. Игра – главное содержание жизни ребенка, она позволяет проявлять ему терпим...

Консультация для воспитателей "Музыкальная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".

В консультации  "Музыкальная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста" раскрывается значение музыкальных игр для развития творческого потен...

Интеграция игры и изобразительной деятельности, как основное условие развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для ребенка дошкольного возраста...

Проект: Театрализованные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр....