Статья на тему :Природоведческая литература как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Азаматова Диана Муаедовна

В статье раскрывается понятие развития образной речи детей старшего дошкольного возраста; рассматривается влияние природоведческой литературы на образную речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Природоведческая литература как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.

Введение.

Закон об образовании Российской Федерации прописывает и конкретизирует цели дошкольного образования,  говоря, в том числе  о важности формирования общей культуры личности,  отражением которой является  родной язык, так как, в нем показывается  восприятие мира. Поэтому важной задачей формирования современного образованного человека является воспитание у ребёнка бережного отношения к языковому богатству родного языка, умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи, создавать на их основе собственные сочинения.

Об уровне  речевого развития ребенка,  можно судить по тому, как он строит свои высказывания, насколько интересно, живо, образно он умеет рассказывать, сочинять и  владеть богатством родного языка.

Важным периодом для развития речи ребенка является дошкольный возраст. Речь  детей к концу старшего дошкольного возраста, приобретает удельный вес простых распространенных и сложных предложений. У старшего дошкольника накапливается значительный запас слов. Развитие речи тесно связано с характером их деятельности и общения, с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Актуальность: Актуальность проблемы исследования, заключается в потребности государства в грамотных людях  и направленности программ дошкольного образования, утвержденных Министерством Образования РФ, на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных способностей. (Обращение к 46 статье Закона об образовании в РФ. Под редакцией от 29.07.2017).

Цель: Теоретическое обоснование использования природоведческой литературы в процессе развития образной речи старших дошкольников; разработка и апробация серии мероприятий с использованием природоведческой литературы.

Задачи:

1.        Проанализировать современные научные подходы к проблеме исследования, обосновать содержание и сущность понятий «развитие образной речи», «природоведческая литература», «педагогическая поддержка».

2.        Выявить первоначальный уровень развития образной речи детей у старшего дошкольного возраста.

3.        Разработать и апробировать комплекс мероприятий с использованием природоведческой литературы в развитии образной речи старших дошкольников.

4.        Выявить эффективность развития образной речи детей старшего дошкольного возраста при помощи выявления динамики изменений уровня развития образной речи в процессе экспериментальной работы.

Научная новизна исследования состоит в разработке новых конспектов занятий по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературы, направленной на понимание новых слов.

Образная речь – это речь, насыщенная поэтическими средствами, оживляющими при восприятии ее смысла живые образы, эмоции, наглядные картины. Образная речь богата метафорами, сравнениями, эпитетами, афоризмами, гиперболами, символами и т.д. В отличие от образной литературной речи, народная речь богата еще и пословицами, поговорками, фразеологизмами, загадками. Владение образной речью делает человека самобытным, характеризует его связь с народом и его историческим прошлым, помогает доходчивее донести мысли до слушателей. Образная речь ребенка делает его более востребованным  в общении для сверстников и взрослых, он становится  более интересным собеседником.

Выразительность речи — это её эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.

Исследования психологов (Д.Б.  Эльконин, А.Н, Гвоздев, Л.С. Выготский и др.) и методистов (О.С. Ушакова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др.) показали, что старшие дошкольники свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи с разной интонацией: грустно, весело, торжественно. Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями. Речь старших дошкольников насыщается словами, обозначающими все части речи. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием, создавая множество неологизмов. К.И. Чуковский называл это особым «языковым чутьем».

В старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки произвольного использования грамматических средств и анализа грамматических фактов. Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.

Согласно исследованиям А.А. Леонтьева, А.А Люблинской, Д.Б, Эльконина, А.Н. Гвоздева мышление и восприятие старших дошкольников находятся на таком уровне, который позволяет им хорошо понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, выделять из художественного текста средства выразительности.

С.Л. Рубинштейн указывал на то, что выразительность является важным качеством речи. Ее развитие проходит длинный и своеобразный путь. Речь дошкольников часто обладает яркой выразительностью. Она нередко изобилует итерациями (усиливающимися повторениями), инверсиями - нарушением обычного порядка слов, восклицательными оборотами, прерывистыми конструкциями, гиперболами и т.д., - словом, всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность .

Образная речь является составной частью культуры речи в широком смысле этого слова. Культура речи – соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.

Речь становится образной, непосредственной и живой, если у ребёнка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в речи самые разнообразные выразительные средства. Высокий уровень речевой культуры включает такие признаки, как богатство, точность и выразительность.

Богатство речи предполагает большой объём словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых языковых средств.

Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности.

У любого образованного человека речь должна быть красочной, разнообразной и образной. С таким человеком интересно общаться, к нему тянутся и прислушиваются. Владение образной речью делает человека самобытным, характеризует его связь с народом и его историческим прошлым, помогает доходчивее донести мысли до слушателей. Образная речь, насыщенная поэтическими средствами, оживляющими при восприятии ее смысла живые образы, эмоции, наглядные картины. Образная речь свидетельствует об интеллектуальном потенциале человека.

Заключение:  Использование природоведческой литературы помогает развивать образную речь старших дошкольников, так как различные методы организации  работы по ее формированию благоприятно влияют на развитие образности речи в целом.

Список литературы:

  1. https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fdidacts.ru%2Ftermin%2Fobraznaja-rech.html&cc_key
  2. https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fculture.wikireading.ru%2F44282&cc_key
  3. https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Feuroasia-science.ru%2Fpedagogicheskie-nauki%2Fosobennosti-razvitiya-obraznoj-rechi-detej-v-starshem-doshkolnom-vozraste%2F&cc_key=
  4. https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fdetskiy-sad%2Flogopediya%2F2014%2F05%2F29%2Fchto-takoe-obraznaya-rech&cc_key=


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи.Именно в русской народной сказке имеется нали...

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья из опыта работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Методы, приёмы....

"Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста"

Статья  "Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста"...

Театрализованные игры как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.

В статье говорится о том, как театрализованные игры могут влиять на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста....

Статья на тему: " Художественная литература как средство развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста( на содержании сказок)

В статье анализируется характеристика сказки как средства развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя на тему: «Средства развития образной речи детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад 53 комбинированного вида   Индивидуальный план профессионального развития воспитателя  на тему: «Сре...

«Сказка, как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте огромное значение в развитии ребенка  играет становление  образной речи, т.е. умение правильно использовать  выразительные средства  как метафора, сравнение, ...