«Сказка, как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста».
статья по художественной литературе
В дошкольном возрасте огромное значение в развитии ребенка играет становление образной речи, т.е. умение правильно использовать выразительные средства как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства. Такой жанр литературного произведения как сказка является могущественным средством формирования образной речи, так как в сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сказка, как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста».
Аннотация: В дошкольном возрасте огромное значение в развитии ребенка играет становление образной речи, т.е. умение правильно использовать выразительные средства как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства. Такой жанр литературного произведения как сказка является могущественным средством формирования образной речи, так как в сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние н а ребенка.
Ключевые слова: развитие речи, образная речь, дети, сказка, средства выразительности.
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. По мнению В.И. Логиновой, огромное значение в развитие ребенка играет становление образной речи. Образная речь старшего дошкольника – это умение правильно использовать такие средства выразительности как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства.
В старшем дошкольном возрасте у детей развивается осмысление восприятия, проявляющееся в понимание содержания и нравственного смысла произведения, в особенности выделять и замечать средства художественной выразительности, т. е. у детей развивается понимание образной стороны речи. Именно в старшем дошкольном возрасте дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и оценить некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание [1].
Исследование О. С. Ушаковой, показали, что дети старшего дошкольного возраста в результате целенаправленного педагогического воздействия могут не только понимать, но и использовать в собственном высказывании такие выразительные средства как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы [3].
В старшем дошкольном возрасте дети способны глубоко прочувствовать художественный текст, осмыслить содержание литературного произведения, так же способны выделить особенности художественной формы, выражающей содержание. Благодаря этому, образная речь будет иметь большое значение в развитие детей дошкольного возраста. По мнению исследователей, в развитии образной речи детей дошкольного возраста большим потенциалом будет обладать сказка. Сказка доступна пониманию ребенка старшего дошкольного возраста и является могущественным средством формирования образности речи [1, 2, 5].
Сказка – это элемент устного народного творчества. Она оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Дети легко воспринимают сказки. Сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы. Через нее детям становится ближе и понятнее то , что им труднее всего постигнуть: внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям и природе. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события сказок, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героев, но и мотивы поступков, чувства. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания формы. Усложняется понимание литературного героя, осознается некоторые особенности формы произведения. Умение воспринимать сказку, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста. Сказка, является доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, обладает огромным потенциалом для формирования образности речи. Именно в сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Это форма устного народного творчества легко воспринимается детьми. На основе сказки у детей развивается словарный запас, образное мышление, воображение, появляются положительные или отрицательные эмоции, к произведениям [5].
В своей работе по ознакомлению дошкольников с такими литературным жанром как сказка, я использую следующие педагогические приемы:
- Первое знакомство со сказкой, выразительное чтение, рассказывание сказки с элементами драматизации, прослушивание детьми аудиозаписи. Выразительное чтение сказки способствовало созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогло вызвать желание ребенка вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Е.И. Тихеева отмечает, что читая сказку, педагог учит детей замечать художественную форму, выражающую содержание [4]. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка.
- Беседа по содержанию сказки. Благодаря беседе у детей активизируется воображение. Вопросы беседы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказок.
- В словарной работе использовалась нетрадиционная форма работы такая как «Словесные зарисовки», где детям предлагали вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей, им были заданы вопросы, помогающие ребенку, уточнить смысл тех или иных малознакомых или вовсе незнакомых ему слов.
- Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. При таком чтении ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнение, эпитеты и другие средства выразительности. Дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказывают описание природы, поступки героев, которые им особенно запомнились.
- Демонстрация иллюстраций с изображением героев сказки. Прием помогал ребенку понять содержание текста. С помощью этого приема приучали детей вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма и даже характера.
- Игры – драматизации. Игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания литературных текстов. Дети занимались изготовление кукол, были не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля. Кукольный театр помогал ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев. Драматизация является одним из наиболее эффективных методов развития образной речи. Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребенок проникается «гармонией слова». Ребенок связывает слово с действием, с образом.
- Иллюстрирование. Предметно-схематические изображения в рисунках основного содержания литературного текста. Дети рисуют запомнившегося героя, понравившейся сюжет. Такая работа способствовала развитию не только, литературного вкуса, любви к чтению, но и творческих способностей, фантазии, воображения.
Таким образом, сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком, является эффективным средством развития образности речи детей старшего дошкольного возраста.
Литература
- Гриценко, З. А. Детская литература: методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студентов факультета дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений / З. А. Гриценко. -М.: Изд. центр «Академия», 2004.
- Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада/Под редакцией В.И. Логиновой/-М., 1992.
- Развитие речи и творчества дошкольников под ред. О.С. Ушаковой – М.:, 2009.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 1972. - 280 с.
- Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста – Харьков: Фолио, 1997. – 464.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста
Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи.Именно в русской народной сказке имеется нали...
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья из опыта работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Методы, приёмы....
"Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста"
Статья "Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста"...
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье раскрываются средства выразительности в русских народных сказках....
Театрализованные игры как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.
В статье говорится о том, как театрализованные игры могут влиять на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста....
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя на тему: «Средства развития образной речи детей старшего дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад 53 комбинированного вида Индивидуальный план профессионального развития воспитателя на тему: «Сре...
Сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста
Данный материал затрагивает тему сказки как средства развития образной речи детей старшего дошкольного возраста....