Театрализованные игры как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа)
В статье говорится о том, как театрализованные игры могут влиять на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Лынова Наталья Викторовна
Театрализованные игры как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.
Одна из актуальных проблем гармоничного развития детей – развитие их образной речи, речевого развития, художественных средств языка. Важным моментом в решении данной проблемы является обогащение речи детей словарным составом, среди которого увеличение количества синонимов, антонимов, обобщающих слов, рост придаточных в сложноподчиненных предложениях. Достижения в речевом развитии детей будут ценными при умении владеть нормами языка: фонетики, лексики, грамматики, а также синтаксисом, владеть связной речью, семантическими языковыми понятиями, образностью и выразительностью.
К.Д. Ушинский – основоположник дошкольного воспитания в книге «Родное слово» особое внимание уделял развитию речи детей дошкольного возраста. Большое внимание уделял К.Д. Ушинский отбору текстов для чтения. Многие статьи и рассказы были написаны им самим. Художественный материал был тщательно подобран: стихотворения, басни, сказки, которые способствовали развитию мышления, воображения, памяти детей, помогали развивать их речь. Образы, которые использовал К. Д. Ушинский в «Родном слове», доступны и понятны детям, способствовали становлению их связной и образной речи.
С.Л. Рубинштейн работе «Основы общей психологии», отмечал, что речь ребенка обладает яркой выразительностью в ситуации непосредственного общения, когда «она непроизвольна, не осознанна, выразительные моменты проявляются в качестве импульсивной эмоциональности».
Исследования психологов В. Запорожца и др. показали, что к старшему дошкольному возрасту у детей появляется осмысленное восприятие действительности, которое проявляется в понимании содержания происходящего, а при чтении художественной литературы и нравственного смысла того или иного произведения.
Т.В. Ахутина, В.В. Давыдова, Н.И. Жинкин, А.М. Леушина, Н.Н. Подьякова, А.И. Полозова, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, Д.Б. Эльконин, и др. обращали внимание на разнообразие форм и методов речевого развития у детей, способствующих непроизвольному влиянию образности речи.
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И. Тихеева и др.).
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности.
Образная речь- речь, насыщенная поэтическими средствами, оживляющими при восприятии ее смысла живые образы, эмоции, наглядные картины. Образная речь богата метафорами, сравнениями, эпитетами, метонимами, афоризмами, гиперболами, символами и т.д. В отличие от образной литературной речи народная речь богата еще и пословицами, поговорками, фразеологизмами, пословицами, загадками. Владение образнойречью делает человека самобытным, характеризует его связь с народом и его историческим прошлым, помогает доходчивее донести мысли до слушателей. Образная речь учителя делает его более привлекательным для детей, более интересным собеседником в общении.
Одним из эффективных методов развития речи у детей является театрализованная игра. Театрализованная игра выступает эффективным средством формирования образной речи, поскольку она способствует активизации детской деятельности, коллективного общения, обогащая тем самым речь, делая ее образной и яркой.
Театрализованная игра имеет нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении. Ребенок в игре отождествляет себя с полюбившимся образом и незаметно для себя как бы присваивает положительные качества персонажа (Л.И. Артемова). Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. За что? Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.Образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Способность игры оказывать разностороннее влияние на детей позволяет формировать опыт нравственного поведения.
В специальных педагогических исследованиях выявлены возможности театрализованной игры в развитии образности речи на основе литературного текста и игровых - ситуаций (Л.И. Артемова, Н.Ф. Губанова, О.С. Ушакова).
К концу пребывания в детском саду у детей, как правило, сформированы все компоненты речи, но ни для кого не секрет, что часто речь детей бедна в плане экспрессивной лексики. Дети правильно строят фразы, согласуют слова в предложении, чисто произносят звуки речи, но их речь не выразительна, изобилует речевыми штампами, они с трудом подбирают эпитеты, сравнения, часто не понимают значение образных выражений, особенно в современном мире, когда СМИ заменяет живое общение. Поэтому очень хочется не лишать наших детей такого богатства как театрализованная деятельность, устное народное творчество- в нем жизнь, мудрость, прошлое и будущее нашего народа! Это ценная кладовая нашей культуры, которая позволит обогатить, расширить речь наших детей их духовную целостность!
Согласна на публикацию статьи в сборнике актуальные проблемы исследования, размещение статьи на официальном сайте колледжа на компакт-диске.
Список использованной литературы:
1.Артемова Л. В.
Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада.—М.: Просвещение, 1991.— 127 с; ил.
2.Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1972. – 280 с.
3.Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 240с.
4.Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. 2-е изд. М.: Между-нар. образоват. и психол. колледж, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/08/picture-560267-1420723850.jpg)
Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста
Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи.Именно в русской народной сказке имеется нали...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/03/picture-679662-1480795465.jpg)
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья из опыта работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Методы, приёмы....
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/21/picture-1145201-1558419519.jpg)
"Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста"
Статья "Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/25/picture-552043-1432581443.jpg)
Театрализованная игра как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах ли- тературных произведений. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные д...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/06/picture-1286831-1604687061.jpg)
Статья на тему :Природоведческая литература как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается понятие развития образной речи детей старшего дошкольного возраста; рассматривается влияние природоведческой литературы на образную речь....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/18/picture-1316091-1613616130.jpg)
Театрализованные игры как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
Выразительность речи является основным компонентом формирования связной речи. Выразительность является качественной характеристикой речи, а также признаком большого уровня самостоятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/09/picture-1114770-1549728439.jpg)
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя на тему: «Средства развития образной речи детей старшего дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад 53 комбинированного вида Индивидуальный план профессионального развития воспитателя на тему: «Сре...