Индивидуальный план профессионального развития воспитателя на тему: «Средства развития образной речи детей старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал (старшая группа)

Рузанова Ольга Михайловна

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад 53 комбинированного вида

 

 

 

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя  

на тему: «Средства развития образной речи детей старшего дошкольного возраста»

2021-2022 учебный год

 

 

 

Воспитатель: Рузанова Ольга Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д. Ликино 2021

 

 

Цель Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам развития образной речи детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы

Задачи

- изучить методику развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

-  развивать  образную  речь дошкольников с помощью литературных произведений

  - ознакомить детей с художественными произведениями,  фольклорным жанром;

- показать основные приемы развития образной речи;

- показать особенности восприятия и развития образной речи дошкольников на основе художественных произведений;

 

  • повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи детей дошкольного возраста

Предполагаемый    результат

Для педагога:

Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры, проблемные и игровые ситуации, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.

Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.

Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.

Для воспитанников:

-Обогатить речь детей;

-развить умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи;

-грамотно строить предложения.

Актуальность

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Проблема развития образности речи детей дошкольного возраста в наше время является достаточно актуальной среди вопросов дошкольного образования, она ведет к развитию словесного творчества детей, что является решением важнейшей педагогической задачи – развитие гармоничной всесторонне развитой личности. И возникает необходимость воспитания у детей интереса к языковому богатству, желания использовать в своей речи разнообразные выразительные языковые средства с первых лет жизни.

В работе с детьми важно создать систему комплексной работы по речевому развитию в образовательной деятельности, и реализовать эффективные игровые технологии речевого развития детей в разных видах детской деятельности. В настоящее время в практике работы педагогов дошкольного образования используются различные технологии, направленные на развитие речи дошкольника. Предлагаем вниманию педагогам дошкольных образовательных учреждений опыт работы по применению в системе технологий речевого развития по обучению образной речи детей дошкольного возраста в режиме всего дня образовательной деятельности, направленные на развитие, как умственных способностей, так и на создание творческого продукта в речевой деятельности детей.

Огромную роль в формировании образной речи ребенка играют выразительные средства языка, средства художественной литературы и устного народного творчества.

Большой любовью пользуется у детей сказка. Как средство воздействия на ребенка, она обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Являясь произведением народного искусства, сказка несет в себе богатый духовный заряд, со словом связан целый мир образов, перенося ребенка в волшебные события, заставляет его переживать вместе с героями, что способствует развитию воображения и чувств.

Пословицы и поговорки- особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя опыт многочисленных поколений. Выразительность пословиц и поговорок, умение образно описать предмет и творчески использовать слово является весьма важным фактором в формировании образной речи детей старшего дошкольного возраста.

Загадывание и отгадывание загадок – своеобразная проверка способности детей старшего дошкольного возраста мыслить образами, мыслить поэтически.

Однако в настоящее время воспитатели не в полной мере используют возможности фольклора в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста.

Стремление детей старшего дошкольного возраста привлечь к себе внимание собеседника выражается в попытках сделать свою речь выразительной, экспрессивной. В этом возрасте может не только

пользоваться речевыми интонационными средствами, но и способен освоить типичные для языка средства выразительности, такие как эпитет, сравнение, метафора. Однако процесс формирования образной речи дошкольников не может быть механическим – это совместная работа ума и чувств, и требует педагогической поддержки.

 

Перспективный план

Сентябрь

 Подбор и изучение литературы по теме сообразования.

Октябрь

Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Пересказ рассказов

«Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова;

«Пушок» Г. Скребицкого. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;

Консультация для родителей на тему:Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Ноябрь

Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

Сказкотерапиии «Зайка – зазнайка», «Непослушный Ваня». Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Декабрь

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

(О. С. Ушакова). Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматически-ми, влияющими на развитие речи детей.

Январь

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.

Февраль

Работа с загадками. Составление загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Март

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок». Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.

Апрель

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».

Конкурс чтецов.

Май

Открытый просмотр ООД для родителей на тему «Книга сказок». Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным) ; воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. ООД для родителей.

Список литературы:

Бугреева М. Н. Воспитание внимания и интереса к слову - одно из условий обучения родному языку // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 2. – 26с.

Гербова В. В. Рассказывание по восприятию. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста:    

 Зимина И. К. Народная сказка в системе воспитания

дошкольников//Дошкольное воспитание. - 2005

Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста:

Стаценко Р. А. Методика ознакомления детей с художественным словом. Дошкольное воспитание. – 2010.– №7.- 97с.

Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М. -  2011.- 312с.

Щелованов Н. М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Знание, 2009. – 32с.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад 53 комбинированного вида

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя  

на тему: «Средства развития образной речи детей старшего дошкольного возраста»

2021-2022 учебный год

Воспитатель: Рузанова Ольга Михайловна

Д.Ликино 2021

Цель Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам развития образной речи детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы

Задачи

- изучить методику развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

-  развивать  образную  речь дошкольников с помощью литературных произведений

  - ознакомить детей с художественными произведениями,  фольклорным жанром;

- показать основные приемы развития образной речи;

- показать особенности восприятия и развития образной речи дошкольников на основе художественных произведений;

  • повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи детей дошкольного возраста

Предполагаемый    результат

Для педагога:

Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры, проблемные и игровые ситуации, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.

Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.

Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.

Для воспитанников:

-Обогатить речь детей;

-развить умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи;

-грамотно строить предложения.

Актуальность

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Проблема развития образности речи детей дошкольного возраста в наше время является достаточно актуальной среди вопросов дошкольного образования, она ведет к развитию словесного творчества детей, что является решением важнейшей педагогической задачи – развитие гармоничной всесторонне развитой личности. И возникает необходимость воспитания у детей интереса к языковому богатству, желания использовать в своей речи разнообразные выразительные языковые средства с первых лет жизни.

В работе с детьми важно создать систему комплексной работы по речевому развитию в образовательной деятельности, и реализовать эффективные игровые технологии речевого развития детей в разных видах детской деятельности. В настоящее время в практике работы педагогов дошкольного образования используются различные технологии, направленные на развитие речи дошкольника. Предлагаем вниманию педагогам дошкольных образовательных учреждений опыт работы по применению в системе технологий речевого развития по обучению образной речи детей дошкольного возраста в режиме всего дня образовательной деятельности, направленные на развитие, как умственных способностей, так и на создание творческого продукта в речевой деятельности детей.

Огромную роль в формировании образной речи ребенка играют выразительные средства языка, средства художественной литературы и устного народного творчества.

Большой любовью пользуется у детей сказка. Как средство воздействия на ребенка, она обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Являясь произведением народного искусства, сказка несет в себе богатый духовный заряд, со словом связан целый мир образов, перенося ребенка в волшебные события, заставляет его переживать вместе с героями, что способствует развитию воображения и чувств.

Пословицы и поговорки- особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя опыт многочисленных поколений. Выразительность пословиц и поговорок, умение образно описать предмет и творчески использовать слово является весьма важным фактором в формировании образной речи детей старшего дошкольного возраста.

Загадывание и отгадывание загадок – своеобразная проверка способности детей старшего дошкольного возраста мыслить образами, мыслить поэтически.

Однако в настоящее время воспитатели не в полной мере используют возможности фольклора в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста.

Стремление детей старшего дошкольного возраста привлечь к себе внимание собеседника выражается в попытках сделать свою речь выразительной, экспрессивной. В этом возрасте может не только

пользоваться речевыми интонационными средствами, но и способен освоить типичные для языка средства выразительности, такие как эпитет, сравнение, метафора. Однако процесс формирования образной речи дошкольников не может быть механическим – это совместная работа ума и чувств, и требует педагогической поддержки.

Перспективный план

Сентябрь

 Подбор и изучение литературы по теме сообразования.

Октябрь

Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Пересказ рассказов

«Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова;

«Пушок» Г. Скребицкого. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;

Консультация для родителей на тему:Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Ноябрь

Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

Сказкотерапиии «Зайка – зазнайка», «Непослушный Ваня». Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Декабрь

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

(О. С. Ушакова). Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматически-ми, влияющими на развитие речи детей.

Январь

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.

Февраль

Работа с загадками. Составление загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Март

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок». Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.

Апрель

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».

Конкурс чтецов.

Май

Открытый просмотр ООД для родителей на тему «Книга сказок». Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным) ; воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. ООД для родителей.

Список литературы:

Бугреева М. Н. Воспитание внимания и интереса к слову - одно из условий обучения родному языку // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 2. – 26с.

Гербова В. В. Рассказывание по восприятию. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста:    

 Зимина И. К. Народная сказка в системе воспитания

дошкольников//Дошкольное воспитание. - 2005

Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста:

Стаценко Р. А. Методика ознакомления детей с художественным словом. Дошкольное воспитание. – 2010.– №7.- 97с.

Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М. -  2011.- 312с.

Щелованов Н. М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Знание, 2009. – 32с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи.Именно в русской народной сказке имеется нали...

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья из опыта работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Методы, приёмы....

Индивидуальный план развития профессиональной компетентности «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Актуальностью данной темы является то, что лэпбук - это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта, тематической недели или предмета исследования.Цель:  1. Изучение нов...

"Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста"

Статья  "Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста"...

Театрализованные игры как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.

В статье говорится о том, как театрализованные игры могут влиять на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста....

Статья на тему :Природоведческая литература как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие развития образной речи детей старшего дошкольного возраста; рассматривается влияние природоведческой литературы на образную речь....

«Сказка, как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте огромное значение в развитии ребенка  играет становление  образной речи, т.е. умение правильно использовать  выразительные средства  как метафора, сравнение, ...