Чтение произведения Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
план-конспект занятия по художественной литературе

Изикеева Анастасия Александровна

конструкт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_zanyatiya_mamin_s.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт непосредственно образовательной деятельности

Тема: Чтение произведения Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Возрастная группа: старшая группа

Форма совместной деятельности: НОД

Форма организации: групповая

Цель: создать условия для ознакомления детей с произведением Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Задачи: 

 Обучающие:

- Формировать эмоционально-образное восприятие произведения.

- Учить, внимательно слушать литературное произведение.

- Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.

- Формировать способность сопереживать зайке.

Развивающие:

-  Развивать познавательный интерес, активность, мыслительные операции (сравнение, обобщение), логическое мышление, внимание.

 - Развивать коммуникативные навыки;

 - Развивать слуховую память, связную речь.

 Воспитательные: 

  • Воспитывать интерес к художественной литературе.
  • Воспитывать самостоятельность, творческую активность, инициативу.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу высказывать свою точку зрения; проявляет положительные эмоции.

Оборудование: портрет Д. Мамин – Сибиряк, проектор, презентация к произведению, на рефлексию – смайлики.

Предварительная работа: беседы по сказкам – «Колобок», «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций к сказке, дидактические игры, отгадывание загадок.

Информационные источники:ttps://docs.yandex.ru/docs/view?url=yabrowser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruFH9UUmO0EBBe013cx02NE6yhDms_MkRW4YUaF2jWAI0UIgKfs57dZkd8Zye4Jn0SlvCz3w8j22kfwYUGXlIsZpmUZD7OMOZM1Bo8Rgj19imc4alFneBHvPimOYKjoJfAw%3D%3D%3Fsign%3Dity_6tlZIWS7q5DwqXx5hLysezJd5SnrVepoap09t7Y%3D&name=konspekt_zanyatiya_po_oznakomleniyu_s_hudozhestvennoy_literaturoy_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx&nosw=1 

Ход непосредственно образовательной деятельности

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  совместной деятельности

Деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

1 Этап.  Мотивация к деятельности

Цель.

Мотивировать детей на совместную деятельность.

 Дети входят в группу.

 - Давайте с вами встанем в круг.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

-  Ребята, посмотрите друг на друга, и улыбнемся, настроение у нас хорошее.

- Ребята, сегодня мы познакомимся с новым произведением. Но о ком мы будем читать вы должны сказать, послушав загадку.

Прыгун – трусишка:

Хвост – коротышка,

Глазки с косинкой,

Ушки вдоль спинки,

Одежка в два цвета –

На зиму, на лето. (Заяц)

 - Молодцы! Угадали!

 Организует размещение детей в группе, эмоционально включает действие.

 

Загадывает загадку

 

Слушают воспитателя

Сосредотачивают внимание.

Выполняют движения в соответствии со словами

 

Слушают

Отгадывают загадку

Проявляет готовность к действию, принимает живое заинтересованное участие, откликается на эмоции близких людей.

2 Этап.

Поиск, решение задачи, проблемы.

Цель.

Актуализировать знания детей. Выявление «знания-незнания» Стимулирование общения, любознательности детей. Создание ситуации выбора. Поддержание детской инициативы Поиск ответа на вопрос, решения проблемы. 

   - Бывают зайчики маленькие (покажите руками), а бывают зайцы большие (покажите).  Их и называют по-разному: маленьких — зайчик, заинька, заюшка, зайчишка, зайчонок; больших — заяц, зайчище, зайчиха.

— У всех зайцев длинные уши и короткий хвост (показываем ручками).

-Ребята, назовите сказки, в которых одним из персонажей является заяц

- Молодцы!

- Ребята, а какой зайчик по характеру в сказке «Колобок», «Заюшкина избушка»?

-Молодцы!

-Сейчас, пройдите на свои места.

Сегодня мы будем читать «Сказку про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Написал ее Дмитрий Мамин-Сибиряк.

- Вот какая история произошла однажды с зайчиком.

 

  Рассказывает  

Активизирует познавательную деятельность, внимание детей.

 

Задает вопрос

Показывает портрет

Слушаю взрослого

Показывают движения

Отвечают на вопросы, опираясь на собственный опыт.

Садяться, слушают

Умеют слушать взрослого. Активно участвуют в общении с педагогом.

Проявляют интерес к познавательной деятельности.

3.Этап

Работа в группе

Цель: решение

Предстоящей проблемы

 Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, — у зайчика душа в пятки. Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.

— Никого я не боюсь! — крикнул он на весь лес. — Вот не боюсь нисколько, и всё тут!

 Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи — все слушают, как хвастается Заяц — длинные уши, косые глаза, короткий хвост, — слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого.

— Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

— И волка не боюсь, и лисицы, и медведя — никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц!.. Ах, какой смешной! И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли.

— Да что тут долго говорить! — кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. — Ежели мне попадётся волк, так я его сам съем…

— Ах, какой смешной Заяц! Ах, какой он глупый!..

Все видят, что и смешной и глупый, и все смеются.

Кричат зайцы про волка, а волк — тут как тут.

Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: “Вот бы хорошо зайчиком закусить!” — как слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого Волка, поминают. Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться. разыгравшимся зайцам, слышит, как они над ним смеются, а всех больше — хвастун Заяц — косые глаза, длинные уши, короткий хвост.

“Э, брат, погоди, вот тебя-то я и съем!” — подумал серый Волк и начал выглядывать, который заяц хвастается своей храбростью. А зайцы ничего не видят и веселятся пуще прежнего.

Кончилось тем, что хвастун Заяц взобрался на пенёк, уселся на задние лапки и заговорил:

— Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня! Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я… я… я…

Тут язык у хвастуна точно примёрз.

Заяц увидел глядевшего на него Волка. Другие не видели, а он видел и не смел дохнуть.

Дальше случилась совсем необыкновенная вещь.

Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страху упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся ещё раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.

Долго бежал несчастный Зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил.

Ему всё казалось, что Волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами.

Наконец совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.

А Волк в это время бежал в другую сторону. Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил.

И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный…

Долго не могли прийти в себя остальные зайцы. Кто удрал в кусты, кто спрятался за пенёк, кто завалился в ямку.

Наконец надоело всем прятаться, и начали понемногу выглядывать кто похрабрее.

— А ловко напугал Волка наш Заяц! — решили все. — Если бы не он, так не уйти бы нам живыми… Да где же он, наш бесстрашный Заяц?..

Начали искать.

Ходили, ходили, нет нигде храброго Зайца. Уж не съел ли его другой волк? Наконец таки нашли: лежит в ямке под кустиком и еле жив от страха.

— Молодец, косой! — закричали все зайцы в один голос. — Ай да косой!.. Ловко ты напугал старого Волка. Спасибо, брат! А мы думали, что ты хвастаешь.

Храбрый Заяц сразу приободрился. Вылез из своей ямки, встряхнулся, прищурил глаза и проговорил:

— А вы бы как думали! Эх вы, трусы…

 С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что действительно никого не боится.

Физминутка «Зайка»

— Зайцы бывают не только трусливые и храбрые, но и грустные, и веселые. Веселые зайцы могут нас посмешить и любят потанцевать.

Встаем возле своих стульчиков.

Зайка, зайка попляши

Ну-ка, серый попляши

Ручками похлопай,

Ножками потопай

И немножко покружись

Всем нам низко поклонись.

Беседа по прочитанной сказке

 - Понравилась вам сказка? О ком сказка?

-Какой был заяц в начале сказки?

 -Что потом произошло?

- А  правда заяц был храбрым?

 - Расскажите, как случилось, что все зайцы поверили в храбрость зайца.

Упражнение «Скажи по-другому»- («душа в пятки ушла»; «задал стрекоча»; «задрать нос»).

- Ребята, давайте составим предложения с этими выражениями.

-«задрать нос»

Например:

-Маша задрала нос, когда самая первая справилась с заданием.

Упражнение «На что похоже?»

-Ребята, сейчас один из вас изобразит мимикой и жестами сначала  хвастливого зайца, затем перепуганного, а остальные дети - разгадывать.

 

Читает сказку

Задает вопросы

 Активизирует познавательную деятельность детей. Уточняет ответы

Воспитатель на доске выкладывает все три варианта ответа.

предоставляет возможность для сотрудничества с детьми; советует, поддерживает.

Внимательно слушают сказку

Выполняют упражнения в соответствии с текстом

Отвечают на поставленный вопрос

Рассматривают иллюстрации

Умеют слушать взрослого и сверстника.

Активно участвуют в общении с педагогом.

Проявляют интерес к познавательной деятельности.

хорошо выражает свои мысли; начатое дело доводит до конца; умеет наблюдать,  

4 Этап.

Результат деятельности и рефлексия.

Цель.

Подвести детей к осознанию своей деятельности, самооценке её результатов.

- Ребята, что мы сегодня делали на занятии? Отвечаем полным ответом.

- А как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились?

- Кто написал это прекрасную сказку?

-Кто главный герой?

- А что еще делали?

- Молодцы!

Рефлексия:

- Вы сегодня отлично работали на занятии. Выберите себе смайлик – настроения.

-Какое у вас сегодня было настроение на занятии.

Задает вопросы.

Выслушивает ответы всех детей.

Побуждает ребят к анализу деятельности.

Отвечают на вопросы.

Рассуждают.

Активно участвуют в диалоге.

Высказывают свое мнение.

Осуществляют анализ.

Умеют делиться с воспитателем и другими детьми своими впечатлениями.

5 Этап.

Открытость

Цель: продолжение работы вне занятия

А зайчик приготовил вам подарок – это раскраски сказочного зайчика!

С помощью этого зайчика вы можете дома рассказать сказку, которую мы сегодня с вами прочитали вашим родителям.

Обсуждает с детьми продолжение работы в разных формах самостоятельной и совместной деятельности.

Соглашаются с воспитателем.

Проявляют заинтересованность. Выражает искреннее восхищение, подводит итоги.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе Тема: Иллюстрации к сказке Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца Длинные уши, косые глаза и короткий хвост»

Рисование иллюстраций  к сказке Д.Мамина-Сибиряка  «Сказка  про храброго зайца Длинные уши, косые глаза и короткий хвост»...

Презентация к занятию по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе "Сказка про храброго зайца-длинные уши-косые глаза-короткий хвост"

Презентация к занятию по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе "Сказка про храброго зайца-длинные уши-косые глаза-короткий хвост"...

Речевое развитие. Занятие - чтение художественной литературы. Тема "Чтение произведения Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост"

Речевое развитие. Занятие - чтение художественной литературы. Тема "Чтение произведения Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Храброго зайца – длинные уши,  косые глаза, короткий ...

Конспект НОД аппликации по сказке Д.Н. Мамин - Сибиряка «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Задачи:Познание: Познакомить с изготовлением поделок и учить выполнять их по словесной инструкции педагога. Учить управлять своей деятельностью, самостоятельно организовывать работу, выполнять разнооб...

«Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Конструкт непосредственно образовательной деятельности с детьми 6 года жизни по речевому развитию с элементами конструирования...

Технологическая карта НОД по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста:«Чтение произведения Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»

Цель: Познакомить детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять, почему автор так уважительно называет комара.Задачи: - содействовать формированию умения понимать содержание авторского лите...