Методические консультации
учебно-методический материал по логопедии на тему

Матвеева Наталья Михайловна

Собранный материал носит  рекомендательный характер, адресован учителям-логопедам, педагогам логопедических групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда.

В последние годы в системе дошкольного образования происходят значительные преобразования, вызванные изменением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий, в первую очередь компьютерных. Это позволяет  с одной стороны повысить эффективность образовательного процесса, с другой – в большей степени применять индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания. (В.П. Беспалько, Ю.Б. Зеленская, О.И. Кукушкина)

Сегодня необходимо отметить увеличение числа детей с нарушениями речи  и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает переутомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, улучшает внимание, предполагает большие возможности в разнообразии предоставляемого учебного материала, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение информационных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе  и становятся неотъемлемой составной частью современной рабочей среды учителей - логопедов. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.  И поэтому, все чаще и чаще поднимается вопрос о проблемах внедрения компьютерных средств обучения в процесс коррекции нарушений и общего развития детей с ОВЗ.

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций. Они позволяют  привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и родителей.   В использовании мультимедийных презентаций учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность,           доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.      Презентационные материалы могут применяться для развития речевого дыхания с использованием звуковых волн различного цвета, автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи нормализации просодических характеристик речи, дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв, развития фонематического восприятия, развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза, усвоения лексических тем, развития навыков словообразования и словоизменения, развития связной речи и познавательных способностей и т.д.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме.  Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. 

Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

Итак, применение учителем – логопедом в коррекционно–образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорит процесс подготовки детей к овладению грамотой, предупредит появление у них вторичных расстройств письменной речи.

Использование игровых возможностей компьютера также  позволяет:

  • Снять негативизм от многократных повторений заданий, особенно речевых.
  • Индивидуализировать процесс коррекционного обучения (меняется содержание, уровень сложности, темп).
  • Освоить приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.
  • Развивать зрительно-двигательную координацию.
  • Активизировать мыслительную деятельность детей.

Преимущества использования информационно-компьютерных технологий:

  • Образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • Моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни;
  • Увеличение объёма предлагаемого для ознакомления материала и возможность мгновенной оценки деятельности;
  • Эффективность усвоения материала: тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности;
  • Открывают новые возможности образования, постоянно поддерживают педагога в состоянии творческого поиска.

Формы работы учителя-логопеда в коррекционном процессе с использованием средств ИКТ условно можно разделить на 4 блока.  

1. Коррекция и развитие речи дошкольников

  • Формирование произношения.
  • Развития фонематического восприятия, фонематического анализа, синтеза и представлений.
  • Овладение элементами грамоты.
  • Формирование лексико-грамматических средств языка.
  • Развитие связной речи.
  • Развитие мелкой и крупной моторики
  • Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, здоровьесберегающие технологии.

2. Мониторинг речевого развития дошкольников

  • Обследование речи дошкольников учителем-логопедом должно быть максимально приближено к привычным и естественным для них видам деятельности (игровой, практической).
  • Совершенно недопустимо, чтобы она носила тестирующий характер, и у детей возникло ощущение, что их оценивают. Следует заранее продумать такие формы и приемы диагностики, которые бы при минимальных затратах времени позволили бы получать достаточно полную и достоверную информацию о состоянии разных сторон развития воспитанников и устанавливать степень их соответствия или несоответствия тем или иным показателям.
  • Например, диагностические задания могут быть предложены одному ребенку или подгруппе (2-3) человека с использование ИК технологий. Так можно использовать программу MS Power Point, с помощью которой создаются тематические слайды для обследования устной речи дошкольников.

3. Организация автоматизированного рабочего места учителя-логопеда 

Автоматизированное рабочее место учителя-логопеда (далее АРМ) это не только как комплект оборудования, с помощью которого учитель-логопед сможет давать занятия, а ещё и как комплекс учебных материалов различного вида, нормативно – правовых, методических материалов и программных средств, позволяющих структурировать и организовывать деятельность учителя-логопеда.
Цель АРМ-а учителя-логопеда — помочь педагогу в проведении занятий, подготовке к занятиям, как в домашних условиях, так и в условиях образовательного учреждения.

Возможные корневые разделы АРМ учителя-логопеда:

  • нормативные документы;
  • организационные документы учителя-логопеда;
  • диагностический материал;
  • тематическое планирование;
  • конспекты подгрупповых занятий;
  • конспекты индивидуальных занятий;
  • материалы для взаимодействия со специалистам;
  • работа с родителями;
  • материалы для консультаций;
  • проектная деятельность;
  • электронное портфолио.

4. Взаимодействие со смежными специалистами и родителями

  • Памятки для родителей по вопросам речевого развития дошкольников
  • Презентации к беседам, лекциям на родительских собраниях, лекториях, педсоветах, конференциях
  • Вебинары, общение через скайп – видео-звонок
  • Сайт образовательного учреждения, отдельные страницы или сайты «советы логопеда»
  • Осуществление взаимодействия между специалистами коррекционно-логопедической службы и администрацией, воспитателями, учителями школы и др. через локальную сеть образовательного учреждения.

Виды ИКТ, используемые в работе учителя-логопеда условно можно разделить на 3 блока.

1. Компьютерные игры

Используемые компьютерные игры в работе логопеда условно можно разделить на несколько подвидов:

  • Программно-методические комплексы, электронные учебники
  • Образовательные, развивающие игры по развитию речи, коррекции речевого развития, подготовке по обучению к грамоте
  • Электронные сборники занимательных игр, направленных на развитие познавательных процессов
  • Мультимедийные энциклопедии

Например:

1. "Учимся говорить правильно” (ООО "Новый Диск”, программа для ЭВМ, 2008).
2. "Баба-Яга учится читать” (Компания "МедиаХауз”, 2003).
3. "Игры для Тигры” (автор Л.Р.Лизунова, г. Пермь, 2004).
4. "Алик. Скоро в школу” ("Руссобит – М”, 2001).
5. "Гарфилд дошкольникам. Основы чтения” ("Руссобит – М”, 2005).
6. "Гарфилд дошкольникам. Основы грамматики и письма” ("Руссобит – М”, 2005).
7. "По воде, земле и воздуху” ("Руссобит – М”, 2004).
8. "Подводное сафари. Обитатели океана” ("МедиаХауз, 2003).
9. "В джунглях” ("МедиаХауз”, 2000).
10. "Силы природы” ("МедиаХауз”, 2002).
11. "Подготовка к школе. Лучшие обучающие игры для дошкольников” (ООО "ИгроМаркет”, 2010).
12. "Букварь. Электронное пособие для предшкольной подготовки и начальной школы” (ЗАО "1С”, 2005).
13. "Незнайкина грамота. Сборник образовательных игр для малышей” ("БУКА Интертейнмент”, 1998).
14. Развивающие игры "Веселые моторы” (Фирма "1С”, 2006).

15. "Азбука – малышка” (ТО "Маски”, 2008).
16. "Маша и Медведь” (подготовка дошкольников к школе) и др.

2. Компьютерные игры с использованием интернета. 

Например:

  • Картинки-раскраски по лексическим темам
  • Онлайн-игра «Раскрась алфавит»
  • Онлайн-игра фонетическая раскраска
  • Онлайн-игры с интерактивным соперником на развитие речи и ВПФ
  • Использование различных порталов и сайтов

3. Мультимедийные презентации (авторские и из ресурсов Интернета)

  • Презентации - картинки;
  • Электронные книжки;
  • Сказки, загадки;
  • Электронные игры по развитию речи и ВПФ;
  • По лексическим темам и ознакомлению с окружающим миром и др.

Нужно помнить, что занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются требования СанПиНа 2.4.1.2660-10 п. 12.21, которые обеспечивают здоровьесбережение ребенка:

Занятия с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг.

После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.

Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут.

При подготовке  к занятию с использованием компьютера для детей с ОВЗ необходимо уделять внимание тому, насколько методически грамотно составлены задания, на графику, четкость, правильность инструкций. Важно, чтобы игры не были перегружены второстепенными элементами, лишними словесными инструкциями, так как это отвлекает внимание детей, приводит к быстрому утомлению. Сюжет игры не должен быть агрессивным, чтобы не повышать тревожность и психическое беспокойство детей. Важно, чтобы задания были понятны ребенку без разъяснений со стороны взрослого, инструкция давалась перед выполнением, время выполнения не ограничивалось, это дает возможность детям без спешки обдумать пути и способы решения. Графика игр должна быть в спокойных тонах, без преобладания ярких, возбуждающих цветов, а музыкальное оформление игр не должно мешать выполнению заданий. Возможность установления уровня сложности для каждого ребенка — бесспорный плюс компьютерной игры.

Хотелось бы еще перечислить некоторые  достоинства компьютерных технологий в сфере специального образования.

  • Очень важно то, что общаясь с компьютером ребёнок не испытывает таких психологических затруднений, которые возникают при контактах со сверстниками и окружающими взрослыми. Часто ребенок, осознавший наличие у себя определенного нарушения, стесняется его проявления, у него появляется боязнь, что он будет осмеян или не понят, неуверенность в себе, своих способностях в общении, что опять же приводит к очередным неудачам. В такой ситуации роль компьютерного обучения значительно возрастает. За экраном монитора, как правило, у детей не возникает таких проблем, они раскрепощаются, извлекают информацию из речевого общения и не испытывают боязни, учатся доверять собеседнику. Кроме того, компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения и повторять диалог с тем же партнером ребенка необходимое число раз, что в реальной жизни затруднено.
  • Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. В процессе выполнения компьютерных заданий необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться «мышкой». В этот период также важно формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.
  • В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому, становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов.
  •  Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных  результатов и  подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.
  • Важна роль компьютерного обучения и при формировании у детей знаковой функции сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального развития. У дошкольников начинает развиваться понимание того, что есть несколько уровней окружающею нас мира - это и реальные вещи, и картинки, слова, схемы и т. д. Формирование и развитие знаковой функции сознания, развитие вербальной памяти и внимания, словесно-логического мышления создают предпосылки для коррекции лексико-грамматических нарушений и способствуют формированию и развитию языковых средств у детей старшего дошкольного возраста. Одним из преимуществ специализированных компьютерных программ в обучении дошкольников является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий. Ребёнок любого возраста всегда с нетерпением ждёт момента встречи с педагогом за компьютерным столом.
  • Компьютер предоставляет широчайшие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля деятельности. Так, используя программу Audacity 1,3 Beta, у ребёнка появляется возможность услышать себя «со стороны», хотя при первых пробах некоторые ребятишки даже впадают в ступор: отличить свою речь от высказываний других детей из группы для них - невыполнимая задача, постепенно ребята учатся этой сложной операции. Ребята в компьютерной записи выделяют правильно и не очень произнесённые звуки. Это крайне важно, учитывая то, что на этом этапе говорения самоконтроля за собственной речью ещё нет! К преимуществам этой программы можно отнести и то, что появляется возможность обратить внимание даже на незначительные изменения в произношении, порадоваться вместе со взрослыми успехам в преодолении дефектов, узнать голоса друг друга, а родители получают дополнительное подтверждение тому как необходима и полезна ребёнку логопедическая поддержка.
  • Коррекционные компьютерные программы позволяют слить воедино зрительное и слуховое восприятие предмета. К примеру,  специализированная компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры» позволяет визуализировать основные компоненты устной речи в виде доступных для ребенка образов, активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Тигр не только безжизненная картинка, но и четко произносит названия предметов, грациозно движется, обращается к ребенку, реагирует на его успехи.

Очень часто артикуляционную гимнастику мы делаем под просодическое упражнение «Часы». Выполняя при этом основополагающие упражнения «Лошадка», «Индюк»,«Заведи моторчик», «Жук» и многие другие, дети ждут появления кукушки, радуются небольшому отдыху. А под упражнения «Машинка», «Пирамидка», «Дом» Замечательно автоматизируются звуки, как изолированно, так и в слогах и даже в коротких словах, причём всегда многократное повторение речевого материала идёт на ура!

  • Недоразвитие вербальной памяти и нарушения внимания в виде их неустойчивости и низкой концентрации у детей с недоразвитием языковых компонентов речевой системы делают необходимым проведение целенаправленной работы по преодолению этих расстройств. А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка  виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае использование компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Таким образом, применение компьютерных технологий в процессе коррекции недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений речи, а также общего психического развития детей. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным  в обучении, а неотъемлемой частью полного  образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность; способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество

Список литературы.

1. Королёва Н., Петрова С. «Использование новых информационных технологий в образовательном процессе детского сада», ж. «Дошкольное воспитание», 2010, № 6.

2. Лизунова Л. Р. "Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста" Пермь, 2005.

3. Леонова Л. А., Макарова Л. В. "Как подготовить ребенка к общению с компьютером", М. "Вентана -Граф", 2004.

4. Никитина М. "Ребенок за компьютером" М., Эксмо, 2006

 5. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии:

специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры».  Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14, с. 285-287.

6. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации                    обучения. - М. : Педагогика. 1988. - 191 с.

7. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6 

8. Лынская М. И. «Инфрмационные технологии с безречевыми детьми», журнал «Логопед», 2011, № 3.

9. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.

10. Компьютерные программа «Домашний логопед. Учимся говорить правильно». авторы - Г.О. Аствацатурова, Л.Е. Шевченко.
11. Компьютерная программа  «Трудные звуки», автор Скворцова И.В.
12 Компьютерные программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно». авторы - Г.О. Аствацатурова.

13. Денисова Т. «Компьютер в дошкольном учреждении» ж. «Дошкольное воспитание», 2011, № 2.

14.Гаркуша Ю. Ф. Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.



Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных технологий в комплексном подходе преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. 

Пескотерапия в работе логопеда.

В статье обобщен опыт использования нетрадиционных педагогических технологий в работе с детьми с ОНР. Описаны методы и приемы использования нетрадиционных технологий, приведены примеры. Статья предназначена для логопедов, дефектологов и воспитателей.

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам. Над этими работами трудились такие авторы как М.А.Поваляева, М.И.Чистякова, Е.А.Пожиленко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко, Коноваленко С. В., Крупенчук О. И. и другие.

По мнению В.М.Акименко, любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. Это :

  Логопедический массаж. Он бесспорно необходим ребенку с дизартрией. Помимо классического зондового массажа эффективно применять в практике точечный и аппаратный массаж, массаж зубной щеткой.

  Аурикулотерапия – лечебное воздействие на точки ушной раковины.

  Су-Джок терапия обосновывается взаимовлиянием отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, ладони и стопы с телом человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.

Японская методика пальцевого массажа – массаж большого пальца повышает активность мозга. Если дети при речи волнуются и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение. Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа. В нее вошли: растирание подушечек пальцев, массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс», массаж грецкими орехами, массаж шестигранными карандашами, массаж «четками».

В коррекционной педагогике получили широкое распространение нетрадиционные методы коррекционного воздействия: фито, арома, хромо и др. виды терапий.

Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. К этим методам относятся

  Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании.

  Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.

  Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

  Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.

  Литотерапия - терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.

  Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.

  Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

Поиграйте в песок вместе с ребенком. Положите ладони на песок и расскажите ему о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он чувствует. Сделайте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройдитесь» по песку каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.

Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проэктивные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

Игры с песком

   развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

   снимают мышечную напряжённость;

   помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

   развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

   стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

   позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

   преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

   развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;

   совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

   способствуют расширению словарного запаса;

   помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

  позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

   способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

   помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Играть в песок можно не только на улице – можно устроить мини-песочницу дома, в детском  саду, в логопедическом кабинете.

Общие условия организации песочной терапии. 

В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы мы рекомендуем использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.

Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.

Теперь ее можно на одну треть или наполовину заполнить чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.

Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин:

  люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных,) позы должны быть как динамические, так и статические;

  наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

   летающие животные (дикие, домашние, доисторические);

   обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);

   жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);

   домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

   деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

   объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);

   транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);

   объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);

 объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);

   аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);

   естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);

   фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;

   злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).

Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.

Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.

Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко: 

Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!
 

Примеры некоторых упражнений. 

 Игра «Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевна)
- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

  Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

  Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

  Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

  Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

  «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

  Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

  Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

  Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

  Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.

  Выложить фишками геометрическую фигуру.

  Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.

  Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

  Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").

  Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

  Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д..

  Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

  Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

  При изучении темы "Ударение" обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке "Волшебную палочку", он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.

  Тема "Деление слов на слоги" осваивается с помощью игры "Построй ступеньки". На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами – трехсложные.

  Игра "Мой город". Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

  Игра «Чей это след?» На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни. от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть малыш, попробует отгадать, где чей отпечаток?

  Песочная аппликация. Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.

  Игра «Археология». Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.

  Игра «Дорожки из песка». Покажите ребёнку. как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).

  Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребёнку будет проще их запомнить.

  Игра «Назови звук» (Н.В.Дурова) Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.

  Игра «Найди друга» (Н.В.Дурова) Педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям.
- Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка).
- Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. - кит - [к'] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к'] – братцы.
Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.)

  Упражнение «Песочный дождик» (Н.Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.

  Игра «Кто это был?» (Р.Г.Голубева) Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.

  Игра «Какой звук  лишний?» 
- А сейчас животные поиграют в игру «Кто лишний?». Давайте вспомним, какие звуки издают животные? (Дети повторяют звуки.)
- А теперь я буду называть звуки (смотри игру «Кто это был?»), а те животные, звуки которых я не назову, должны будут спрятаться в песок:
- р, л, д, ж, с, т, к, м, ш (ф)
- д, в, р, с, ш, н, ж, л, х (м)
- ч, т, л, д, ш, в, ж, к (р)
- з, ш, к, п, л, д, б, с, в (ж).

  Игра «Эхо». Педагог произносит слоги, а дети повторяют их по очереди, при этом за каждое правильно выполненное повторение ребёнку предлагается взять любую игрушку для последующей игры в песке.
- та-ка-па
- па-ка-та
- ка-на-па
- га-ба-да
- па-ба-па
- по-бо-по
- пу-бу-пу
- пы-бы-пы
- та-да-та
- да-та-да
- ла-га-ка
- га-ка-га
С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки: один ребёнок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.

  Игра «Какой отличается?» (Р.Г.Голубева) Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.

  Упражнение "Песочный ветер" (дыхательное). Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, "задувая его в песок", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

  Упражнение "Необыкновенные следы". 
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

Закончить игры с песком можно тоже стихами:

В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!
 

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
- у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
- обучающиеся чувствуют себя более успешными;
- на занятиях нет места монотонности и скуке.

Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? Для специалиста действуют три правила.

  1. Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения.
  2. Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.
  3. Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Обучение детей творческому рассказыванию.

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое, по данным психологов, предполагает значительную аналитико-синтетическую деятельность мозга.

Возможность составлять полноценные творческие рассказы возникает у ребенка только в старшем дошкольном возрасте. В этот период запас знаний и сведений об окружающей действительности, могущий стать содержанием словесного творчества дошкольника, существенно возрастает. Фонетическая и грамматическая стороны языка и речи оказываются, в основном, сформированными.

Помимо речевой готовности к словесному творчеству, в возрасте 5-6 лет у дошкольника формируются определенные психологические предпосылки: возрастают активность, интеллектуальность и внутренняя опосредованность внимания (по Р.С.Немову); произвольность и образность памяти; логика и понятийность мышления; управляемость воображения и др. Перечисленные психические процессы не только служат базой для порождения полноценного творческого рассказа, но и в ходе его составления сами заметно совершенствуются.

Воспитатели детских садов нередко избегают занятий по обучению детей творческому рассказыванию. Это объясняется тем, что методической литературы и пособий по данной проблеме явно недостаточно, и дети-дошкольники, сталкиваясь в детском саду преимущественно с репродуктивными формами связной речи (пересказывание текстов, заучивание стихов и рассказов неохотно отрываются от образца взрослого, не стремятся без должной мотивации проявлять инициативу и самостоятельность.)

Однако навык творческого рассказывания для будущих школьников крайне важен. На нем будут строиться ответы учеников у доски, их рассуждения, доказательства, написание сочинений, изложений и пр. Совершенствование в процессе составления творческих рассказов детского воображения позитивно отразится на познавательной деятельности и личностных качествах ребенка. Ведь почти вся человеческая духовная и материальная культура является продуктом творческого воображения. Благодаря воображению, человек планирует свою деятельность, творит, познает необъятный окружающий мир.

Умение составлять такие рассказы самостоятельно, соблюдая при этом все необходимые нормы (грамотность, структуру, целостность и пр.) есть, по определению А.М.Леушиной, «высшее достижение речевого развития дошкольника». При составлении рассказа речь ребенка должна быть содержательной, развернутой, логичной, последовательной, связной, грамотной, лексически точной, фонетически четкой.

10 видов творческого рассказывания (перечислены в порядке возрастания сложности):


1) составление рассказа с добавление последующих событий
2) составление рассказа с заменой объекта
3) составление рассказа с заменой действующего лица
4) составление рассказа с добавление предшествующих событий
5) составление рассказа с добавление последующих  и  предшествующих событий
6) составление рассказа с добавлением объекта
7) составление рассказа с добавлением действующего лица
8) составление рассказа с добавлением действующих лиц и объектов
9) составление рассказа с изменением результата действия
10) составление рассказа со сменой времени действия

Развить навык творческого рассказывания поможет пособие Ткаченко Т.А. "Обучение детей творческому рассказыванию по картинам", которое могут использовать как родители, так и педагоги. Пособие состоит введения, пояснительной записки (как работать с пособием), картинного материала для обучения детей творческому рассказыванию, примеров творческих рассказов.

Описание: 203.jpg

Обучение творческому рассказыванию детей с ОНР

Формирование навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи   представляет значительные сложности.

Старшие дошкольники с  ОНР испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательного развития выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания (составление небольшого рассказа на заданную тему) подменяется пересказом знакомого детям текста.

Это определяет необходимость проведения систематической работы со старшими дошкольниками с ОНР,  направленной на формирование у них навыков рассказывания с элементами творчества.

Руководствуясь желанием глубже изучить проблему формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР на занятиях по обучению творческому рассказыванию и пути ее решения, я определила основные направления  работы.

 Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Изучение литературы

Результат

Октябрь

Развитие общего внимания и понимания речи. Составление предложений из 3 слов. Понятие «слово» и «предложение».

Родительское собрание «Особенности речевого развития детей с ОНР и ФФН. Задачи первого периода обучения»

 

Совместное планирование работы, составление сетки занятий на новый учебный год.

Глухов В.П.Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР»

Дети умеют составлять трехсловные предложения.

У них сформированы понятия «слово» и «предложение»

Ноябрь

Пересказ короткого рассказа с использованием опорных картинок на магнитной доске

Консультации «Роль игровых упражнений в развитии связной монологической речи детей»

 

Развитие творческих способностей на музыкальных занятиях.

Изучение периодической литературы

Дети пересказывают рассказ с опорой на картинки

Январь

Составление рассказа по аналогии

Посещение инд. логопедических занятий по (желанию или приглашению логопеда) Рекомендации «Как научить ребёнка пересказывать текст»

Консультации «Система подготовительных упражнений, направленная на формирование навыков рассказывания с элементами творчества»

Изучение опыта работы логопедов по данной теме.

Дети умеют составлять рассказ по аналогии

Февраль

Придумывание продолжения и завершения рассказа.

Консультация «Некоторые вопросы организации обучения ребёнка рассказыванию с элементами творчества в семье»

 

Консультация «Проведение различных видов творческих занятий во 2 половине дня»

Селиверстов В.И.Гриншпун Б.М.«Развитие коммуникатив- ных умений и навыков  у дошкольников в процессе лог.работы над связной речью»

Дети умеют составлять продолжение и завершение рассказа.

Март

Составление творческого рассказа по опорным словам на предложенную тему.

Родительское собрание «Задачи III периода обучения детей с ОНР и ФФН. Итоги II полугодия.

 

Подготовка и драматизация сказки к празднику 8 марта.

Изучение периодической литературы по теме.

Дети умеют составлять рассказ по опорным словам  на предложенную тему

Апрель

Составление рассказа по картине с проблемным сюжетом.

«День открытых дверей»- посещение родителями фронтальных логопедических занятий.

 

Совместная подготовка и проведение «Дня открытых дверей»

Анализ изученной литературы

Дети умеют составлять рассказ по картине с проблемным сюжетом.

Май

Творческое рассказывание на заданную тему.

Диагностика.

Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностики.

Анализ диагностики, подведение итогов работы, выводы.

Анализ изученной литературы, выводы и рекомендации.

Дети владеют навыками творческого рассказывания на заданную тему

        Коррекционное обучение предполагает тесную взаимосвязь в работе всех педагогов. В работу включаются следующие подготовительные упражнения, проводимые логопедом совместно с воспитателем.

 

  1. Лексические упражнения:
  • Подбор определений, эпитетов, сравнений для словесной характеристики предметов;
  • Подбор к слову, обозначающему предмет, соответствующих ему наименований действия и наоборот;
  • Подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы и их свойства, различные действия;
  • Подбор родственных слов, вариативных по значению.

 

    2.Лексико-грамматические  упражнения:

  •  Дополнение предложений нужным по смыслу словом;
  • Составление предложений по данным словам.

 

3.Упражнения для развития «поэтического слуха», например, подбор рифмующихся слов к незаконченной стихотворной фразе.

   

     4.Игры-упражнения:

  •  На узнавание предмета по его описанию (на основе сопоставления и анализа перечисленных признаков);
  • На отгадывание загадок об игрушках, различных предметах, животных и др. коллективное придумывание загадок по аналогии.

        Во второй половине дня воспитателем используются по рекомендации логопеда следующие виды работ:

  • Игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения;
  • Упражнения в моделировании пересказываемого сюжета (с помощью картинного панно, наглядной схемы);
  • Рисование на тему пересказываемого произведения с последующим составлением рассказов по выполненным рисункам;
  • Игра-упражнение «Узнай, что это?» (узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам);
  • Составление описания предмета по собственному рисунку;
  • Использование игровых ситуаций при составлении описательных рассказов.

 

     В занятия по обучению рассказыванию по картинкам включаются следующие виды творческих заданий:

  • Придумывание названий к картинке или серии картин, а также к каждому фрагменту-эпизоду;
  • Игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания картины («Кто самый внимательный?», «Кто лучше запомнил?» и др.);
  • Упражнение в составлении предложений по данному слову с опорой на картинку;
  • Разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использованием пантомимы и др.);
  • Придумывание продолжения к действию, изображенному на картинке (серии картин);
  • Восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картин;
  • Игра-упражнение «Угадай-ка!»: дети восстанавливают содержание изображенного фрагмента картинки, закрытого экраном.

 

В структуру занятий по обучению составления рассказа на заданную тему рекомендуется включать:

  • Беседу-обсуждение предложенной темы (активизация и уточнение имеющихся у детей представлений, связанных с темой рассказа);
  • Коллективное составление плана будущего рассказа;
  • «направляющие» указания к составлению рассказов (дети должны определить место, время действия, основных персонажей; дается установка, как можно начать рассказ и т.д.);
  • Обсуждение и анализ детских рассказов (по аудиозаписи или видеофильму);
  • «домашние задания»: пересказать родителям составленный на занятии рассказ, придумать другие рассказы на эту же тему.

      

 

 Анализ и оценка творческого рассказа.

На всех этапах обучения обращается внимание на такой вид работы, как анализ и обсуждение детских высказываний. При этом отмечаются следующие качества рассказов: полнота и последовательность передачи содержания, смысловое соответствие, удачное использование средств образной выразительности, проявление элементов фантазии. В ходе коллективного обсуждения дети (по замечаниям педагога) вносят дополнения, указывают на допущенные ошибки – в оформлении отдельных высказываний, употреблении слов и словообразований. В результате создаются дополнительные возможности для упражнений на подбор лексем, правильное употребление словоформ и построение предложений.

        В процессе обучения связной речи уделяется внимание использованию просодических средств оформления высказываний (интонационное выделение фраз, слов, несущих основную смысловую нагрузку; смысловые паузы и т.д.). Это способствует эмоциональной передаче детьми текста рассказа, применению средств образной выразительности – эпитетов, сравнений, уменьшительно-ласкательных названий предметов и др. Поощряется использование в речевых высказываниях средств экспрессивно-оценочного характера.

     Для ребенка очень важны такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого. Но мягкость оценок не исключает разумной требовательности взрослого. Она мобилизует ребенка, заставляет его активно перестраиваться, стимулирует поиск наилучших замыслов и речевых средств.

В тех случаях,  когда взрослый избегает проявлений несогласия с ребенком и одобряет любые его высказывания, речевое и умственное развитие малыша блокируется.

Однако нежелательна и другая крайность: излишняя критичность, особенно при оценке замысла ребенка. Взрослому не следует сразу же отвергать образы, придуманные ребенком. В таких случаях появляется опасность сковать творчество, фантазию ребенка большим количеством запретов.

Исправлять малыша следует только при нелепом, пустом фантазировании.

Ошибочные слова в высказывании ребенка взрослому не следует повторять или обсуждать. Их необходимо заменить правильными в собственной речи, а затем предложить ребенку повторить измененную фразу целиком.

В ходе целенаправленного и систематичного обучения у детей формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: адекватности содержания, последовательности изложения, отражении причинно-следственной взаимосвязи событий. Дети осваивают языковые средства  и речевые навыки, на основе которых возможно построение развернутых высказываний, максимально приближаются к тому уровню монологической связной речи, который необходим для овладения знаниями в период начального обучения в школе.

         

Рекомендации родителям в обучении детей, имеющих речевую патологию, творческому рассказыванию.

      Данная работа является сложной и одновременно нужной, для развития связной речи детей.  После того, как логопедом неоднократно проведены логопедические занятия по обучению творческого рассказывания детей и он убедился, что все дети усвоили эту тему, понимают задания предлагаемые педагогом, необходимо, чтобы родители закрепили дома с детьми все изученное (конечно же, постепенно, «от простого к сложному» давая им знания).

Родителям необходимо объяснить значимость данной работы, предложить задания и упражнения, способствующие закреплению изученного, с разъяснением правил и требований  игры:

- «Кто что делает?», «Кому что нужно?» (применительно к лексическим темам, которые изучались в группе).

- «Скажи по-другому», «Подбери родное слово» (о родственных словах и   антонимах)

- «Расскажи о предмете» (составление словесной характеристики предметов).

- «Подставь пропущенное слово» (по тексту).

- «Узнай, что это?» (узнавание предмета по указанным его деталям.)

- «Кто лучше запомнил?»

В процессе игры одновременно совершенствуются навыки ведения диалога и реализуются элементы собственного творчества детей в рассказывании.

Можно выполнить родителям с детьми и следующие задания:

- отгадывание загадок об игрушках, различных предметах, животных и др.;

- выполнить рисунки к предметам и явлениям (совместно с родителями);

- выполнение рисунка на тему пересказываемого произведения;

- придумать название к картинке или к серии картинок;

- придумать рассказ на заданную тему (с опорой на образец начала рассказа, вспомогательные вопросы).

Родителям, работая с детьми, над заданиями  необходимо следить за своей речью и речью детей.

Важно разъяснить родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.


Итак, проводимая работа, педагогами и родителями совместно, поможет детям овладеть данным видом речевой деятельности, так как без этого им будет сложно усваивать основы наук в школе.

«Как обучать детей с ОНР творческому рассказыванию в условиях детского  сада и семьи»
(консультация для воспитателей)

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками с ОНР относится формирование у них связной устной речи. Дополнительные трудности в овладении связной речью определены наличием у детей с ОНР вторичных отклонений в развитии психических процессов восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Овладение связными формами высказывания сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства. Обучая ребенка рассказыванию, т.е. изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко и словопроизношения. Иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка – лексическую, грамматическую, фонетическую.
Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету – сложный этап работы по формированию связной монологической речи. Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию является вопрос о выборе сюжетов. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумать рассказ, сказку, если он соответствует опыту ребёнка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстетические чувства, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности.
В самом начале обучения целесообразно применение речевого образца, по аналогии с которым дети смогут увереннее придумывать рассказы по предложенному сюжету. Рекомендуется также использовать прием совместных действий. Непосредственное участие педагога помогает ребенку лучше справиться с творческим заданием. Педагог начинает раскрывать тему, дети продолжают и заканчивают. Рассказ педагога служит речевым образцом, которого они придерживаются в процессе работы. Прием совместных действий на занятиях творческому рассказыванию следует сочетать с вопросами, указаниями, объяснениями.
Работая над сюжетом «Как Полина потеряла и нашла варежку», педагог начинает рассказ, а затем переключает детей на продолжение рассказа, опираясь на план, которого надо придерживаться.
Разнообразными приемами педагог активизирует детскую память, воображение, добивается, чтобы дети по предложенному сюжету составляли содержательные и эмоционально выразительные рассказы.
В начале занятия педагог должен заинтересовать детей новым сюжетом, проводя беседу. Вопросы помогают живее, конкретнее представить воображаемые действия, о которых им предстоит рассказывать.
Чтобы закрепить в детской памяти план рассказа, целесообразно предложить кому-либо из детей повторить основные его моменты. А в дальнейшем, при анализе и оценке каждого выступления, педагогу нужно обращать внимание на то, в какой степени рассказчик придерживался плана и сумел ли достаточно обстоятельно раскрыть замысел. Когда дошкольники научатся работать на основе готового плана, можно привлечь их самих к обдумыванию последовательности изложения творческого рассказа.
Дети старшего возраста способны учиться составлять рассказы, как по плану, так и с опорой на тему, без предварительной обработки.
А в подготовительной группе дети могут строить свои рассказы при опоре на образ главного героя. Наряду с применением вопросов и указаний педагог дает характеристику герою повествования. Рассказ воспитателя захватывает воображение детей, как бы приближает к ним героя. Дети узнают много интересного, вникают в его нравственный облик. Их усилия будут направлены на раскрытие характера героя, их опыт рассказывания обогатится новым подходом к решению творческой речевой задачи.
Дети нередко затрудняются начать рассказ, подолгу молчат, копируют друг друга. Поэтому воспитателю следует упражнять детей в умении строить начало рассказа. После того, как дети познакомятся с сюжетом и планом рассказа, педагог побуждает их к обдумыванию начала повествования. Дети упражняются, приобретая необходимые навыки. Взрослый одобряет лучшие варианты и сам показывает, как достигается содержательное, динамичное начало рассказа.
Эффективным методическим приемом является такой прием, как указания. Например, расскажи подробно; обдумай весь рассказ; придумай начало рассказа; лучше подумай, как закончить рассказ.
При обучении творческому рассказыванию с помощью различных приемов интенсивно активизируется словарь детей. Педагог привлекает внимание дошкольников к тем точным и выразительным словам, которые они могут использовать в своем повествовании. С этой целью, на протяжении всего занятия, воспитатель вводит в свою речь намеченный ранее словарный материал.
Речевой образец побуждает детей произносить нужные словосочетания и фразы, и воспитанники стараются ввести их в свой рассказ.
Задача педагога – учить детей рассказывать выразительно, образно, эмоционально, умно используя доступные художественные приемы. Педагог учит придумывать слова-определения, слова-действия и использовать их в своем творчестве.
Большая часть занятия отводится детским рассказам, причем педагог уделяет внимание тем, кто говорит и тем, кто слушает. Личным примером учит слушать рассказы внимательно, заинтересованно: выражает одобрение улыбкой, кивком головы; не прерывает без основания рассказчика; приходит на помощь, если ребенок затрудняется.
Существенной частью занятия является анализ и оценка детских рассказов.
Анализировать и оценивать рассказы лучше сразу, как он будет закончен. Именно в этом случае оценка будет конкретной: впечатления свежие, слушатели удерживают в памяти весь рассказ. Наиболее развернуто и обстоятельно следует анализировать первые ответы, так как очередные рассказчики учтут сделанные выводы и более успешно и уверенно справятся с заданием. В каждом рассказе нужно найти положительные моменты, поощрять даже самые маленькие удачи рассказчика. Можно спросить, чье выступление больше понравилось? Почему было интересно слушать Данила? Что запомнилось в Андрюшином рассказе? Своими вопросами воспитатель обращает внимание на речь рассказчика, её точность и выразительность, умение следить за правильным произношением звуков.
На занятиях по творческому рассказыванию дети учатся придумывать сказки. Доступным и очень интересным для дошкольников оказывается придумывание сказок об игрушках, животных (медвежатах, зайчатах). Детям можно предложить следующие сказочные сюжеты: «Как подружились зайчонок и ежонок», «Дюймовочка в гостях у ребят», «Как медвежонок научился говорить «спасибо».
Придумывание сказок желательно сопровождать демонстрацией игрушек. Это активизирует мышление, воображение, речевую деятельность ребенка, создает возможность реализовать влияние художественно-образной наглядности в работе по развитию словесного творчества детей.
Занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в составе обучения связной выразительной речи детей старшего дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности. А также взаимодействию детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников. Поэтому очень актуально приглашать родителей на занятия по обучению творческому рассказыванию, где родитель может оценить знания и умения своего ребенка. С помощью рекомендаций воспитателя поработать над недостатками, тем самым помочь ребенку овладеть навыками связной речи. Желательно поручать родителям задания: придумать вместе с ребенком конец или начало рассказа; описать характер придуманного героя; нарисовать персонажей сказки, придуманной на занятии. Поиграть с детьми в словесные игры: «Кто больше придумает ласковых слов или слов-определений», «Ответь на вопросы «что делает?», «кто делает?» и другие.
Использование консультаций дает положительные результаты в работе. Они не должны быть формальными, а по возможности интересными, привлекающими родителей к проблеме развития творческого рассказывания. Такие, как «Придумаем сказку», «Сюжеты для составления творческих рассказов», «Угадай героя сказки» и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая консультация "Детская одаренность"

Методическая консультация для родителей " Детская одаренность"...

Методическая консультация для воспитателей «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая...

Методическая консультация по теме: «Влияние дидактических игр на развитие речи у детей дошкольного возраста»

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обуч...

Методическая консультация для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ

Методическая консультация для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ...

Методические консультации для родителей

Методические консультации для родителей...

Методическая консультация для воспитателей «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Воспитатель: Шашкова Светлана Григорьевна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин

Методическая консультация для воспитателей «Познавательно-речевое развитие дошкольников»Воспитатель: Шашкова Светлана ГригорьевнаМАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин...