Взаимодействие педагогов и специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Садрутдинова Татьяна Николаевна

Создание ребенку с ОВЗ условий для коррекции имеющихся нарушений через разработанную систему взаимодействия специалистов ДОУ с воспитателями  и    семьей воспитанника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaim_s_spez.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №126»

Взаимодействие педагогов и специалистов

в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ.

                                                                               

                                                                                Садрутдинова Татьяна Николаевна,

                                                                                учитель-дефектолог

                                                                                МДОУ «Детский сад

                                                                                компенсирующего вида №126»

Тема: Взаимодействие педагогов и специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ.

Цель:   Создание ребенку с ОВЗ условий для коррекции имеющихся нарушений через разработанную систему взаимодействия специалистов ДОУ с воспитателями  и    семьей воспитанника.

 Коррекционно-развивающий процесс в  ДОУ реализуется взаимодействием в работе учителя-дефектолога, со всеми участниками образовательного процесса: воспитателей, логопеда, психолога и других специалистов образовательного учреждения. Только при взаимодействии всех сотрудников  возможно достичь желаемый результат.

Особое внимание уделяется МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ специалистов в коррекционно – образовательном пространстве ДОУ, которая разработана в процессе нашей работы и представлена как модель взаимодействия педагогов ДОУ в реализации коррекционных мероприятий. Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов ДОУ в работе с ребенком  (в нашем случае, ребенком с ОВЗ ( ЗПР и НИ). Все специалисты и воспитатели  работают под руководством дефектолога, который  является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы.

Цель работы учителя-дефектолога – компенсация дефекта и адаптация детей с ОВЗ  в социальной, развивающей и  бытовой сферах жизни.

Главная задача  учителя-дефектолога ‒ определить индивидуальный маршрут развития и  воспитания  ребенка, оказать педагогическую, коррекционную и консультативную поддержку педагогам и родителям, воспитывающим детей с ОВЗ.  А в дальнейшем подготовить ребенка к обучению в школе.

Система работы учителя-дефектолога:

1.ДИАГНОСТИРУЕТ:

-УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ,

-ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

-ОПРЕДЕЛЯЕТ УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ, ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. 

Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности. Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы, во главе с методистом дошкольного учреждения. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции.

2.СОСТАВЛЯЕТ:

- ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ,

-ПЛАНЫ СПЕЦИАЛЬНО-ОРГАНИЗОВАННой образов.дея-ти.

- ведет необходимую документацию.

Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т.д.). Здесь нужно учитывать, что учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводит учитель-дефектолог. При этом надо помнить, что воспитатель проводя свои виды занятий, ни в коем случае не является «репетитором», не изучает с детьми материал занятий учителя-дефектолога.

Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

3.РАЗВИВАЕТ:

- ПСИХИЧЕСКИЕ - ПРОЦЕССЫ,

-ФОРМИРУЕТ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ,

-РАСШИРЯЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ,  

-ОБОГАЩАЕТ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС,

-  ОБЕСПЕЧИВАЕТ СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ,

-РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

4.ПРОВОДИТ:

- ПОДГРУППОВЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ДНЯ. 5.КОНСУЛЬТИРУЕТ: 

-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ О ПРИМЕНЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ. ЗНАКОМИТ РОДИТЕЛЕЙ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ДИАГНОСТИКИ, С ПЛАНОМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.

- консультирует воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы, помогает в отборе содержания и методики проведения совместных занятий

6.УЧАСТВУЕТ: 

-В МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ,  

- ЯВЛЯЕТСЯ АКТИВНЫМ ЧЛЕНОМ ПСИХОЛОГО – МЕДИКО –   ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМа,

-конс.пункта,

-проводятся праздники, развлечения, тематические занятия.

В нашем дошкольном учреждении мы разработали свою систему коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Поскольку с детьми, имеющими ОВЗ, эффективность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа проводится в индивидуальной и подгрупповой форме.

 Сетка занятий составлена так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм.

В группе с детьми  ЗПР и НИ работает и учитель-логопед, и также совместно  разрабатываем всю работу на год.

Воспитатели  группы НИ проводят занятия по  ИЗО- деятельность, физической культуре. Они закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают знания, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), в содержание других занятий (изобразительная деятельность, наблюдения за окружающим), а также в режимные моменты.

Одним из средств осуществления взаимосвязи специалистов являются задания учителя-дефектолога воспитателю. Задания соответствуют плану-программе работы группы и имеют следующие составляющие: речевые пятиминутки, подвижные игры и упражнения, рекомендации по индивидуальной работе с детьми, а также список литературы, рекомендуемый для чтения детям. Еженедельные задания даются дефектологом, начиная с четвёртой недели сентября, когда завершено обследование детей, проведена диагностика, утверждён план коррекционной работы группы.

 Взаимодействие учителя-дефектолога с музыкальным руководителем.

Музыка позволяет создавать яркие образы. Детей нужно научить вслушиваться, сравнивать и оценивать доступные их пониманию музыкальные образы. Именно поэтому я строю свою работу в тесной взаимосвязи с музыкальным руководителем.

Учителем-дефектологом  разработан перспективный план работы с музыкальным руководителем. Вместе обсуждаем лексические темы на месяц, обсуждаем наиболее приемлемые игры и упражнения, которые используем на занятиях. Музыкальный руководитель помогает мне в подборе рекомендаций для родителей, касающихся развития музыкального слуха, чувства ритма и т.д.

 Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические  занятия.

 Мы  привлекая внимание к жестам, осанке, позе, мимике, учим дошкольников сопереживать чувствам и мыслям, выраженным в музыкальных произведениях.

Взаимодействие учителя-дефектолога с педагогом-психологом.

Важную роль в организации коррекционно-воспитательного процесса оказывает педагог-психолог.

Совместно планируется индивидуальная работа с детьми и педагог-психолог дает рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе. Участвуют в организации и проведении различных праздничных мероприятий. Педагог-психолог оказывает необходимую психологическую профессиональную помощь педагогам с целью предупреждения у них эмоционального выгорания. Оказывает помощь педагогам в виде: консультаций, семинаров, анкетирования, оформлении наглядного материала. Принимает непосредственное участие в родительских собраниях.

Взаимодействие с родителями.

Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-дефектолог и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

Взаимодействие с социальными партнёрами. В феврале 2014 года в нашей стране произошло замечательное событие, Россия принимала у себя олимпийские игры! Конечно, наш детский сад, как и вся страна не мог пройти мимо этого события. Наши педагоги знакомили ребят с зимними видами спорта и историей олимпийских игр. Заинтересовывали детей следить за олимпийским движением, в частности за маршрутом олимпийского огня. В день открытия олимпиады в Сочи к нам в гости пришел долгожданный гость - факелоносец олимпийского огня в Саратове Бычков Максим. Он рассказал ребятам об участии в эстафете, о важности спорта в нашей жизни. Задавал вопросы ребятам, какие зимние виды спорта они знают и любят. Так же он принес и олимпийский факел который ребята не только смогли увидеть но и подержать в руках. Мы благодарим нашего факелоносца за добрые эмоции которые получили наши ребята в тот день! 

Наш детский сад тесно дружит с библиотекой №9 Октябрьского района. Так же иногда к нам в гости приходит Библиотека для детей и юношества им. А.С. Пушкина. Наши ребята узнают очень  много интересного и познавательного.

Вывод:  Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие педагогов и специалистов в сохранении психического и физического здоровья детей»

В презентации рассказывается о здоровьесберегающих технологиях....

Интеграция образовательных областей и взаимодействие педагогов и специалистов. Развлечение «В гости к игрушкам». Образовательная область « Музыка» - 2014

Интеграция образовательных областей и взаимодействие педагогов и специалистов в рамках тематической недели «Моя мама». Развлечение «В гости к игрушкам». Образовательная область « Музыка»...

"Интеграция деятельности специалистов в коррекционно-образовательном пространстве дошкольной образовательной организации".

В статье  раскрыто одно из важных условий коррекционо -развивающего сопровождения детей с ОВЗ (нарушения речи) -   взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательно...

"Взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ"

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями  является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, эт...

Методическая разработка на тему: "Взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ"

В настоящее время наиболее распространенная форма оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии – воспитание и обучение их в дошкольных образовательных учреж...

Круглый стол для педагогов на тему: «Взаимодействие педагогов и специалистов в ходе коррекционной работы»

Круглый стол: «Взаимодействие педагогов и специалистов в ходе коррекционной работы»...

Взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ

Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие н...