Главные вкладки

    Развитие художественных способностей дошкольников в условиях детского сада и семьи.
    статья по коррекционной педагогике на тему

    Мотина Алёна Андреевна

    Дошкольный возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности. В этом возрасте формируются самостоятельность мышления, любознательность и познавательный интерес детей, поэтому именно в этот период большую актуальность приобретает воспитание у детей художественного вкуса, формирование творческих умений и осознание ими чувства прекрасного. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Развитие художественных способностей дошкольников в условиях детского сада и семьи.

    Дошкольный возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности. В этом возрасте формируются самостоятельность мышления, любознательность и познавательный интерес детей, поэтому именно в этот период большую актуальность приобретает воспитание у детей художественного вкуса, формирование творческих умений и осознание ими чувства прекрасного. Среди воспитанников детского сада встречаются дети с ограниченными возможностями здоровья.

    Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Они нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартных требований, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. 

    Любое педагогическое воздействие на детей с ОВЗ должно быть не просто педагогическим, а коррекционно – педагогическим, учитывающим не только характер основного дефекта, но и структуру интеллектуальных нарушений. Детей с ОВЗ характеризует отставание в психическом развитии, наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико – синтетическая деятельность, снижена активность мышления. В связи с  быстрой утомляемостью дети часто не могут завершить начатое дело. У них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а иногда он и вовсе отсутствует. Дошкольники с ОВЗ не умеют слушать инструкцию, им хочется быстрее начать действовать. Однако, приступив к деятельности, они не знают с чего начать. Эти дети эмоционально не устойчивы, у них присутствует частая смена настроения, неуверенность, чувство страха. Все перечисленные нарушения в развитии детей с ОВЗ негативно сказываются на формировании изобразительной деятельности.

    Для развития художественных способностей дошкольников с ОВЗ необходимо применять не только традиционные техники рисования, но и активно использовать в работе нетрадиционные техники и приемы рисования.

    Нетрадиционная техника рисования помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно. 

    Техник нетрадиционного рисования огромное множество. Рисовать можно чем угодно и как угодно, а самое главное открыть это детям, познакомить их с видами техник, дать им почувствовать себя в роли художников, придав веры в себя и собственные силы.

    Часто дети с ОВЗ находятся в возбужденном, нервном состоянии, но стоит ребенку взять лист бумаги и краски, как он меняется, приходит в эмоциональную норму, начинает улыбаться, становится спокойным.

    Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявления индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изображения вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Нетрадиционные техники рисования способствуют развитию мелкой моторики рук, повышают уровень развития зрительно – моторной координации.

    В работе с детьми с ОВЗ можно использовать и многие техники нетрадиционного рисования: рисование пальчиками, рисование ладошкой, рисование тычком, отпечатки листьев, рисование мятой бумагой, рисование сыпучими материалами (соль, песок, крупы), пластилинография (рисование пластилином). Основной материал – пластилин. Рисование пластилином - это необыкновенно мощная техника. Она способствует в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению. Эта технология развивает художественное и пространственное мышление, она достаточно проста. Дети учатся смешивать разные цвета для получения разнообразных оттенков, осваивают прием вливания одного цвета в другой. Данная техника развивает мелкую моторику рук ребенка, развивает детское воображение, фантазию и творческое мышление, побуждает детей к самостоятельности и самодеятельности. Еще одна из нетрадиционных техник рисования – рисование методом тычка. Рисунки получаются объемными, живыми за счет многократных движений кисточки сначала по линии контура предмета, а потом внутри него. Рисование методом тычка стимулирует развитие мелких мышц кисти рук, поэтому детям впоследствии легче овладеть и другими способами рисования.

    В процессе работы с использованием нетрадиционных техник рисования создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Новые материалы, красивые и разные, возможность их выбора помогают не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия и скуки. В работе можно использовать различные материалы и их сочетания, например, различный природный материал для лепки и аппликации, рисование губками, ватными палочками, зубными щетками, необходимо поддерживать инициативу детей и желание экспериментировать, создавать условия для творческого развития. Формирование изобразительных навыков обладает механизмами восстанавливающего и развивающего воздействия на ребенка.

    Развивать художественные способности детей необходимо не только в условиях детского сада, но и в семьях детей. Для этого необходимо активно привлекать родителей к совместному взаимодействию. Знакомить родителей со спецификой работы с нетрадиционными техниками рисования. Опираясь на следующие формы работы с родителями: тренинги с семьёй,  семинары практикумы, мастер-классы, круглые столы, открытые занятия, групповые занятия с детьми и родителями, дни открытых дверей, родительские собрания, анкетирования, индивидуальные беседы, консультационные пункты, фотовыставки, выставки совместных работ родителей и детей.

    Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.      

    Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет ребят, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на пед.совет :"Развитие духовно - нравственного потенциала здоровья дошкольника в условиях детского сада и семьи."

    Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. ...

    Гендерное развитие детей дошкольного возраста.«Воспитание девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей в условиях детского сада и семьи"

    Гендерное развитие детей дошкольного возраста. «Воспитание девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей в условиях детского сада и семьи" Определено содержание и эффективные методы работы ...

    Тема: Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи

    Изучение нормативно- правовые документыИзучение практического опыта по данной темеПовышение качества проведения образовательной деятельности на основе внедрения новых технологий.определение роли взаим...

    Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада и семьи.

    Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, ...

    Консультация на тему: «Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи»

    Каждый человек – это отдельная личность со своими убеждениями, интересами, ценностями. Но живет он не изолированно, а в социуме – в непосредственных взаимоотношениях с другими людьми, опре...

    Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада и семьи.

    Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, ...