Консультация на тему: «Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи»
консультация на тему

Воробьева Людмила Викторовна

Каждый человек – это отдельная личность со своими убеждениями, интересами, ценностями. Но живет он не изолированно, а в социуме – в непосредственных взаимоотношениях с другими людьми, определяющихся, в свою очередь, едиными условиями жизни, морально-нравственными нормами и культурными традициями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

 «Обогащение социального опыта дошкольников в условиях               детского сада и семьи»    

 Подготовила: воспитатель: Воробьева Л.В.

Каждый человек – это отдельная личность со своими убеждениями, интересами, ценностями. Но живет он не изолированно, а в социуме – в непосредственных взаимоотношениях с другими людьми, определяющихся, в свою очередь, едиными условиями жизни, морально-нравственными нормами и культурными традициями.

 Социализация ребенка начинается с первых дней его жизни и реализуется через общение с родителями. Мамино прикосновение, слово, её улыбка учат малыша доверять окружающему миру, усваивать элементарные правила поведения. В дальнейшем в этот процесс вовлекаются другие члены семьи, посторонние взрослые и сверстники. К году ребенок овладевает такими необходимыми социальными умениями, как: устанавливать зрительный контакт, открыто выражать эмоции, просить чужую игрушку, делиться своей, здороваться, прощаться и другое.

Дети в саду получают основы общения

Дети получают основы общения в детском саду

 Роль детского сада в социальном развитии дошкольника

 К двум годам в жизни ребенка наступает новый этап, обусловленный важным событием – он начинает ходить в детский сад.

Дошкольное общеобразовательное учреждение (ДОУ) – один из важнейших институтов социализации. Если до этого процесс социального развития ребенка проходил в большей степени ситуационно и стихийно, то в стенах ДОУ он становится целенаправленным и планомерным.

Цель социального развития ребенка в дошкольном учреждении – сформировать полноценную личность, обладающую опытом взаимодействия с другими членами общества в рамках приемлемых норм и правил поведения.

 Реализуется через задачи:

Дать ребенку необходимые знания: познакомить с допустимыми правилами поведения в дошкольном учреждении и группе;

 Научить ребенка вести себя в соответствии с общепринятыми нормами;

Помочь ребенку самоопределиться в рамках данного социума;

Помочь ребенку приобрести положительный опыт взаимодействия в саду с детьми и взрослыми

Поставленные задачи выполняются следующим образом: Создаются благоприятные условия для вовлечения дошкольника в социальное взаимодействие;

 Применяются специальные методы и приемы работы:        

- наблюдение;  

– анкетирование;

 – беседа,

 -разъяснение;

 – приучение,

   -тренировка;

– индивидуальная коррекционная работа;

– создание воспитывающих ситуаций;

– эмоциональное воздействие, поощрение

Основные направления и виды работы по социальному развитию в дошкольном учреждении

Детский сад дает возможность для социализации ребенка как в процессе его повседневного общения и взаимодействия с педагогами и сверстниками, так и в рамках специально организованных занятий посредством специфических методов, форм и видов работ:

Вовлечение в социально полезную деятельность (трудотерапия). Слушание музыкальных произведений (музыкотерапия). Рисование, рассматривание иллюстраций и репродукций картин (арт-терапия).

 Чтение педагогической литературы (сказки, детские стихи, рассказы).

 Сюжетно-ролевые игры

 Утренник в саду – выступление

 Утренник в саду — один из видов арт-терапии

Арт-терапия – эффективный метод формирования у дошкольника мировоззрения, социального самоопределения, адекватной самооценки. Используется, в первую очередь, на диагностическом этапе: по детскому рисунку можно определить психологический климат в семье, асоциальные и антисоциальные тенденции. Например, изображение преступника или полицейского является признаком отклонения в социальном развитии ребенка. На дальнейшем этапе посредством изобразительной деятельности дошкольник избавляется от скрытых негативных факторов, повышает самооценку, разрешает внутриличностные и межличностные конфликты.

 Работа педагога заключается в следующем: Создание доверительной и психологически комфортной обстановки для проведения занятия.

 Анализ детских работ (все исправления вносятся только на словах и в корректной форме).

Постановка перед ребенком посильных для выполнения задач, оказание необходимой помощи.

 Организация выставок детских работ в саду

 К данным занятиям для повышения их эффективности можно привлекать родителей.

 Совместная арт-терапия поможет наладить межличностные отношения и решить имеющиеся или назревающие проблемы в семье.

Сказкотерапия в социальном развитии – метод психологического воздействия на ребенка посредством чтения и анализа сказок. Уникальность и эффективность данного метода обусловлены яркими запоминающимися персонажами, наглядными примерами моделей поведения героев.

 В сказке прослеживается тесная связь социального и морально-нравственного: четкое разграничение добра и зла, что хорошо и что плохо, как можно поступать и как нельзя. Примерный список сказок для дошкольного чтения: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Два жадных медвежонка», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Кукушка», «Айога», «Крылатый, мохнатый, масляный» (в обработке А.Толстого), «Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и волк», «Двенадцать месяцев» (в обработке С.Маршака), «Гадкий утёнок» Г.Х.Андерсен. Сюжетно-ролевая игра – один из основных и наиболее значимых инструментов осуществления социального развития дошкольников. По сути своей – это моделирование общественных взаимоотношений, в которых есть участники, совершающие конкретные совместные действия в рамках установленных правил для достижения определенных целей. Этот уникальный вид деятельности дает возможность ребенку получить положительный опыт социального взаимодействия в двух плоскостях: между участниками игры и между её персонажами. Играя, дошкольник: Овладевает нормами социального поведения и навыками общения. Учится выходить из той или иной жизненной ситуации (смоделированной в игровой форме). Реализует свою потребность в самоопределении в рамках детского общества. Повышает уровень самооценки. Систематическая сюжетно-ролевая игровая деятельность в ДОУ – залог успешной социализации ребенка в школе и в дальнейшей взрослой жизни. Примерная тематика игр: «На приеме у врача», «Едем в автобусе», «Идем в гости», «Дочки-матери», «В парикмахерской», «В магазине» и другое. Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в реализации социального развития ребенка Для повышения эффективности процесса социального развития дошкольника необходима слаженная работа детского сада и семьи на основе взаимного доверия.

 Совместная работа родителей и детей :

"Создание родового дерева" Совместная работа родителей и детей  хороший метод социального воспитания В рамках данного взаимодействия предусмотрено следующее:

 Совместная помощь ребенку, в период адаптации к дошкольному учреждению: соблюдение единых режимных моментов, создание максимально благоприятной психологической обстановки в семье. Индивидуальная работа с родителями ребенка, имеющего сложности в успешном овладении нормами общественного поведения. В трудных педагогических случаях – привлечение к данной работе психолога. Оформление стендов с полезной информацией: рекомендованный список детской и педагогической литературы, тематика сюжетно-ролевых игр и совместной творческой деятельности в семье. Привлечение родителей к участию в досуговых мероприятиях: викторины, игры, эстафеты, утренники. Организация получения активной обратной связи. Умение жить в обществе – одно из важнейших составляющих полноценной, гармонично развитой личности. Дошкольное учреждение имеет уникальную возможность осуществлять как естественный, так и специально организованный процесс социального развития своих воспитанников. Посредством занятий, с использованием педагогических методов и видов работ у ребенка формируется модель положительного и продуктивного взаимодействия с другими членами общества, сформировавшегося в условиях детского сада. Успешное овладение данной моделью в дошкольном возрасте — залог будущей интересной, яркой и счастливой жизни ребенка.

 Формы и методы взаимодействия с родителями:

При выборе форм работы с родителями рекомендуется учитывать следующее:В работе с родителями можно выделить следующие группы задач: – психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования; – изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка. В свою очередь, первая группа задач делится на две подгруппы: 1. Задачи информативного плана. 2. Задачи обучающего плана. В зависимости от цели при решении данных задач используются методы:  индивидуальное или групповое консультирование;  просмотр родителями занятий и режимных моментов;  привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности. Для того, чтобы заслужить доверие родителей, педагог может организовать свое взаимодействие с ними следующим образом (В.А. Петровский):

 1-й этап – «Трансляция родителям положительного образа ребенка».

2-й этап – «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли бы получить в семье».

 3-й этап – «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка»

4-й этап – «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Для решения второй группы задач используются следующие метод: Данные методы направлены на изучение семьи и установление контактов с ее членами. Они как нельзя лучше подходят для реализации положений новой философии взаимодействия педагогов с родителями.

 Формы работы с семьей: Презентация дошкольного учреждения Цель: познакомить родителей с дошкольным учреждением, показать все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.

 Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей

 Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

 Педагогический совет с участием родителей Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

 Посещение семьи Цель: выяснить общие условия семейного воспитания.

Педагогические беседы с родителями Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания.

 Тематические консультации

 Групповые собрания родителей

 «Круглый стол» с родителями Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

 Конференции с родителями – в занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их.

 Общие собрания родителей – на собрании обсуждаются общие организационные вопросы всего дошкольного учреждения.

 Наглядная пропаганда

 Важная форма взаимодействия детского сада и семьи – совместная деятельность педагогов и родителей и детей, которая не только развивает отношения педагогов и родителей, родителей и детей, но и содействует развитию отношений между семьями воспитанников.

Вечер музыки и поэзии – средство объединения детей и взрослых в контексте искусства.

«Семейная гостиная» - это форма свободного общения семей воспитанников и педагогов.

 День семьи – особая дата в календаре, акцентирующая внимание общества на здоровой, полноценной, нравственной сильной семье.

Праздники в детском саду – это день, объединяющий семьи воспитанников, педагогов.

 Проектная деятельность педагогов, детей и родителей позволяет создавать новые формы общности педагогов и родителей, решая различные проблемы воспитания ребенка как в семье, так и в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи

Изучение нормативно- правовые документыИзучение практического опыта по данной темеПовышение качества проведения образовательной деятельности на основе внедрения новых технологий.определение роли взаим...

План по самообразованию " Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи "

Тема: " Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи "План по самообразованию  Выполнила: воспитатель МБДОУ №13 «Вишенка»Данилова А.М....

РМО «Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи» (из опыта работы)

Сегодня ребенок поставлен в ситуацию многочисленных связей, бесконечного потока информации. В связи с этим определяется одна из главных задач образовательного учреждения — воспитывать члена общ...

План самообразования 2022 - 2023г. Тема: «Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи»

План самообразования Тема: «Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи» ...

Индивидуальный план профессионального развития по теме: «Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи» на 2019 -2023 учебные года

Условия и истоки успешной социализации личности кроятся в детском возрасте, когда особую актуальность приобретают тесное сотрудничество семьи и детского сада, их взаимодополняемость для эффективного п...

Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи

Детский сад – место, где ребёнок приобретает социальный опыт, столь важный для успешной дальнейшей жизни в обществе. Безусловно, воспитание в семье оказывает существенное влияние на то, каким вы...