Межличностные отношения дошкольников и младших школьников
материал по коррекционной педагогике на тему

Киселева Валерия Анатольевна

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности его отношения к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Межличностные отношения детей дошкольного

и младшего школьного возраста

(материал подготовила Киселева В.А.)

    

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности его отношения к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно.

Очень важно вовремя определить проблемные формы межличностных отношений, чтобы помочь ребенку преодолеть их. Такая помощь должна основываться на понимании  причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Причины могут быть разные.

В данной материале речь будет идти о психологических особенностях детей с проблемами в отношениях со сверстниками.

Итак, каковы наиболее типичные психологические причины, приводящие к конфликтным отношениям ребенка со сверстниками? Среди них:

- повышенная агрессивность, обидчивость, застенчивость и демонстративность.

Повышенная агрессивность

Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. В основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность: для привлечения внимания сверстников; для достижения конкретной цели – нужного предмета или ведущей роли в игре, лидирующей позиции и др. При достижении желанной цели их агрессивные действия прекращаются.

         Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия сохраняется и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.

Как выглядят агрессивные действия таких детей, не имеющие какой -либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому? Например, мальчик толкает девочку в бассейн и смеется над ее слезами, или девочка прячет тапочки своей подруги и с удовольствием наблюдает за ее переживаниями. Физическая боль или унижение сверстника вызывает у этих детей удовлетворение, агрессия выступает при этом как самоцель. Чувство вины или раскаяния при этом совершенно отсутствует. На упреки и осуждения взрослых они отвечают: «Ну и что! И пусть ему больно! Что хочу, то и делаю».

Каковы причины этой повышенной агрессивности? Эти дети явно сомневаются в положительном отношении со стороны сверстников, такому ребенку кажется, что его не ценят, не видят его достоинств; он имеет предвзятое мнение о том, что другие относятся к нему пренебрежительно. И как результат такого искаженного мировосприятия – другой ребенок выступает для них как противник, как препятствие, которое нужно устранить путем подавления, унижения и т.д. И как следствие, для таких детей недоступно сочувствие, сопереживание другому. В  других людях такой ребенок видит, прежде всего, себя и отношение к себе. Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяет такому ребенку увидеть другого.

Можно ли что-то сделать, чтобы преодолеть эти тенденции?

В дошкольном возрасте еще не поздно предпринять такие попытки. Работа должна быть направлена не только на безопасный выход агрессии, повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков и игровой деятельности, но и на формирование способности видеть и понимать других.

Обидчивые дети  

Среди всех проблемных форм межличностных отношений особое место занимает такое тяжелое переживание, как обида на других. Феномен обиды во всей своей полноте начинает проявляться после 5 лет, что связано с появлением в этом возрасте потребности в признании и уважении.

Агрессивные реакции не являются специфичными для обиды. Для проявления обиды характерна подчеркнутая демонстрация своей обиженности. Обиженный всем своим поведением показывает обидчику, что он виноват и ему следует просить прощения или как-то исправиться. Он отворачивается, перестает разговаривать, демонстративно показывает свои страдания

Критерий, по которому следует различать обиду как закономерную и неизбежную реакцию человека (когда реально присутствует сознательное отвержение человеком партнера по общению, его игнорирование или неуважительное отношение), и повышенную, болезненную обидчивость как устойчивую и деструктивную черту личности – это неадекватный источник обиды. Неадекватным для проявления обиды является повод, когда в реальности партнер не демонстрирует неуважения или отвержения другого. В этом случае человек реагирует не на реальное отношение другого, а на то, что он сам воспринимает и приписывает окружающим.

На какие ситуации возникает болезненная реакция таких детей? Например, когда хвалят или восхищаются работой другого. Восхищение работой другого оказывается для обидчивого ребенка  столь невыносимым, что он вообще дальше ничего не хочет делать. Может проявлять сильные отрицательные эмоции: подавленность, беспомощность, он может даже заплакать. Обидчивые дети воспринимают успехи других как собственное унижение и игнорирование себя, а потому переживают и демонстрируют обиду. При этом обвинение других и оправдание себя является для них самостоятельной задачей, более важной и привлекательной, чем разрешение конфликта. В отличие от них дети, не склонные к обиде, в большинстве случаев предлагают либо агрессивное, либо конструктивное решение проблемы.

Итак, в основе повышенной обидчивости лежит напряженно-болезненное отношение ребенка к себе и оценке себя. Ему необходимо непрерывное подтверждение собственной ценности, значимости, любимости, причем не только от значимых людей.

Застенчивые дети 

Среди трудностей межличностных отношений такие как: проблема познакомиться с новыми людьми, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, скованность в присутствии других  и пр. Причинами этих психологических особенностей могут быть излишняя строгость родителей, недостаточное внимание к личности ребенка, слабая эмоциональная поддержка, приводящие к формированию ощущения своей малоценности, обостренному восприятию оценки. 

Застенчивый ребенок с одной стороны доброжелательно относится к другим, а с другой – не решается проявлять себя, так как сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых.

Но в ситуациях, когда ребенок перестает ждать оценки окружающих, он становится таким же общительным, как и его незастенчивые ровесники.

Демонстративные дети

Активны в общении, но не испытывают реального интереса к партнеру по межличностным отношениям.  Стремятся обесценить достижения другого.  («Я рисую лучше, это совсем некрасивый рисунок»). Говорят только о себе, используют все средства привлечения внимания к себе. Если отношения с группой не складываются, применяют негативную тактику поведения: проявляют агрессию, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры.

Не насыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков.

Некоторые другие психологические и непсихологические причины

Трудности в межличностных отношениях могут также вызываться различными отрицательными чертами личности и характера, например это может быть жадность, хвастовство, высокомерие, ябедничество, грубость, назойливость, лживость, завистливость, подлость и т.д.

Ребенок может иметь трудности в м.о. также по причинам внешних особенностей и дефектов, медлительности; либо если у него комплекс неполноценности - если это есть в его Я-концепции (то есть в представлении о себе), то это притягивает «агрессоров»; либо если ребенок очень инаковый, очень сильно отличающийся от других,- в этом случае ему могут объявить бойкот, даже при отсутствии отрицательных черт (как было с главной героиней известного фильма «Чучело»).

Литература:

1. Лисина М.И. Общение детей с взрослыми и сверстниками.

2.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка.

3.Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра с песком как средство самовыражения и формирование межличностных отношений дошкольника».

В статье раскрывается влияние песочной терапии на развитие эмоциональной сферы дошкольника, включает задачи и формы организации.....

Межличностные отношения дошкольников

Описание нашей работы по морально нравственному воспитанию дошкольников...

Влияние межличностных отношений дошкольника на его социализацию.

ключевые слова: игра. межличностные отношения, методики, социометрия.   Работа для педагогов , как именно межличностные отношения влияют на социализацию дошкольников. Какие методики можно примени...

"Методики диагностики межличностных отношений дошкольников"

В презентации описаны разные методики диагностики межличностных отношений. Предложенные методики помогут воспитателю выявить причины возникновения конфликтов, устанавливать доброжелательные отношения ...

«Развитие межличностных отношений дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»

В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, целью моей работы является: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование меж...

Развитие межличностных отношений дошкольников в условиях игровой деятельности

Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с другими людьми рождают наиболее ос...

Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения дошкольников

: Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитате...