«Развитие межличностных отношений дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»
методическая разработка (старшая группа) по теме

В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, целью моей работы является: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование межличностных отношений в процессе сюжетно-ролевой игры. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Поэтому я поставила перед собой задачу воспитывать это чувство у детей  и решила использовать для этой цели сюжетно-ролевые игры. С первых моих наблюдений за играми я выяснила, как дети проявляют себя в них. Мои наблюдения помогли мне наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_rabotyyusupova.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие межличностных отношений дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»

Юсупова Татьяна Геннадьевна,

Воспитатель МАДОУ

 «Детский сад №396» г. Перми

  Сюжетно-ролевая игра, является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребности воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в детской психике. Советский педагог В.А.Сухомлинский подчёркивал, что «сюжетно-ролевая игра - это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Цель: Создать условия формирования межличностных отношений у дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.

Задачи:

  1. Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.  
  2. Освоить современные технологии и методы организации игры.
  3. Разработать перспективное планирование и проведение сюжетно-ролевых игр по старшему возрасту.

В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, целью моей работы является: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование межличностных отношений в процессе сюжетно-ролевой игры. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Поэтому я поставила перед собой задачу воспитывать это чувство у детей  и решила использовать для этой цели сюжетно-ролевые игры. С первых моих наблюдений за играми я выяснила, как дети проявляют себя в них. Мои наблюдения помогли мне наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком.

Для реализации данной цели поставила перед собой ряд задач:

1. Провести мониторинг межличностных отношений в группе

2.Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.

3.Освоить современные технологии и методы организации игры.

 4. Разработать перспективное планирование при проведении сюжетно-ролевых игр с   дошкольниками.

На  начальном   этапе освоила современную технологию формирования игровой деятельности, разработанную Н.А.Коротковой и Н.Я.Михайленко, изучила метод комплексного руководства игрой Е.В.Зварыгиной и С.Л.Новосёловой. За основу в своей работе взяла программу «Детство».  

Далее, в начале учебного года мною был проведен первичный мониторинг межличностных отношений дошкольников в подготовительной группе по  двум методикам: социометрия «Два домика»(в модификации Т.Д.Марцинковской),     метод наблюдения .

Данные представлены в таблице:

«Два домика»

наблюдение

Инициативность,

чувствительность к воздействию,

Эмоциональный фон

лидеры

16%

высокая

17%

принятые

35%

средняя

21%

Предпочитаемые

24%

слабая

38%

проблемные

25%

отсутствует

24%

Высокий – 20%, средний – 45%, низкий – 35%.

По данным проведённого мониторинга, я увидела, что проблемных в общении детей в группе 20%,это означает, что в группе есть дети, которых не развиты коммуникативные навыки, они не умеют общаться, им сложно вступить в игру.  Из этого следует, что в группе, нет сплочённости, коллектив не сформирован.  

В коллективе прослеживалась напряжённая обстановка, дети были закрыты для общения. У них не сформированы навыки межличностного общения со сверстниками.  У детей самооценка низкая, а это значит, что они  не уверенны в себе и не доверяют друг другу. Из этого следует, что у детей нет удовлетворённости от общения и нахождения в коллективе. Также проводилось наблюдение для ориентации в реальных детских отношениях.

По результатам наблюдения я увидела, что детей с негативным отношением к сверстникам больше, чем с позитивным. Из этого следовало, что дети в группе неспособны предотвращать конфликт, они постоянно спорили, ссорились друг с другом, они не могли найти подход друг к другу, у них не развита потребность в общении друг с другом, что так же является преградой в развитии межличностных отношений.

Исходя из результатов первичного мониторинга, я разработала коррекционно-развивающий маршрут,  целью которого стало создание условий для  развития межличностных отношений дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.

В своей работе использовала  три принципа организации игры в детском саду:

1.Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, сама играю с детьми.

2.Играю с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастом этапе разворачиваю игру особым способом так, чтобы детям открывался и усваивался новый, более сложный способ её построения.

3.Формирую игровые умения и одновременно ориентирую ребёнка на осуществление игрового действия, на пояснение его смысла партнёром-взрослым и сверстником, на создание психологического комфорта в совместной игре.

Но для начала нужно было:

1.Устранить конфликтные ситуации между сверстниками.

2.Научить взаимодействовать с окружающими.

3.Установить доброжелательную обстановку в коллективе.

Для этого использовала:

1.Беседы: «Что такое дружба», «Давай помиримся».    

2.Этюды на выражение движений: «Удивление», «Сердитый дедушка», «Вкусные конфеты».

3.Игры на развитие воображения: «На что похоже», «Герои сказок», «Придумай диалог», «Восхитительные облака».

4.Разыгрывание сказок с помощью различных видов театра: кукол-перчаток;  с элементами драматизации ,  пальчикового театра.

5.Комплексы психогимнастик: «На море», «Бедный котёнок», «Волшебные цветы», «Волк и семеро козлят».

Следующим этапом работы было проведение мероприятий на преодоление нарушений коммуникации у детей группы.

Я использовала коммуникативные игры и упражнения, которые помогают детям научиться общаться друг с другом, получать признание со стороны сверстников, научиться ориентироваться на чувства и переживания сверстников, добиваться совместных результатов в деятельности.

1. На развитие коммуникативных навыков проводила игры : игры - «Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем»; «Дополни диалог»; «Придумай диалог»; «Испорченный телефон»;»Садовник и цветы»; «Снежный ком».

2. На формирование представления детей об эмоциональных состояниях, умение их различать и понимать использовала : Игры: «Нарисуй настроение», занятия-улыбки.

3.На формирование умения добиваться совместных результатов организовывала : игры-драматизации; чтение русских народных сказок; разыгрывание сюжетно-ролевых игр.

Работая по теме,  разработала перспективное планирование сюжетно-ролевой игры «Аэропорт». Организовали с родителями экскурсию в аэропорт. Затем дети делились своими впечатлениями. Читали худ. литературу, рассматривали альбомы: «Аэропорт», «Самолеты», «Работники аэропорта». Показывали детям слайды, фотографии о пермских аэропортах.  С помощью родителей и детей оборудовали игровую среду. Дети изготовили паспорта, билеты для пассажиров, бейджики для работников аэропорта,  меню для стюардесс, деньги, еду из соленого теста. Родители- костюмы, спасательные жилеты,                               чемоданы, пульты управления самолетом. Эти атрибуты быстро привлекли ребят, и они начали разнообразно действовать с ними. Но важно было, чтобы дети научились осуществлять сговор на игру, согласовать свои действия с действиями партнеров, т.е. умели договариваться. Поэтому на данном этапе создавала проблемные ситуации, организовывала обсуждения с детьми возможных вариантов игр. Вместе учились согласовать тему, распределять роли, уступать друг другу, организовать место для игры, договариваться о последовательности игры и действий, согласовывать свои действия с действиями партнеров, выражать эмоциональные отношения к игре и партнерам по игре (улыбка, жесты, мимика). Для решения этих задач использовала  косвенные приёмы руководства: обогащать знания детей в связи с темой возникшей игры; внесение новых игрушек, атрибутов; создание игровой обстановки до начала игры; обогащение социального опыта детей через все виды деятельности; привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игрового поля. Так же использовала прямые приемы руководства: непосредственное включение педагога в игру, принятие на себя второстепенной роли,  участие в сговоре детей, направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос), коллективное обсуждение ролевого поведения детей после игры, индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей).

В конце подготовительной группы дети стали активно взаимодействовать в игре, объединяться в группировки. Ребята стали играть более уверенно, самостоятельно. Если в старшей  группе они с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь все главные роли они принимали на себя. Моя роль – это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Разногласия случались крайне редко, и их они научились улаживать самостоятельно.

Для того чтобы посмотреть изменились ли межличностные отношения детей после проведённых мероприятий, мною  были сделаны предварительные подсчёты по тем же методикам, что и в начале исследования. Данные представлены в таблице:

«Два домика»

наблюдение

Инициативность,

чувствительность к воздействию,

Эмоциональный фон

лидеры

17%

высокая

35%

принятые

36%

средняя

41%

Предпочитаемые

41%

слабая

22%

проблемные

6%

отсутствует

2%                                                  

Высокий – 40%, средний – 50%, низкий – 10%.

Опираясь на данные мониторинга, в подготовительной группе, я сделала вывод: самооценка у детей выросла, а это говорит о том, что дети стали комфортнее ощущать себя в коллективе; у них наблюдается открытость в общении; прослеживается дружелюбная обстановка.

Негативного отношения к сверстникам уже нет, а вот показатель позитивного отношения увеличился. Таким образом, у детей появилось желание привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, появилось желание и готовность ребёнка воспринять действия сверстника и откликнуться на его предложение. Также дети научились замечать пожелание и настроение сверстника. В целом можно сказать, что у детей стали складываться благоприятные межличностные отношения между сверстниками, группа перешла на более высокий показатель и в детском коллективе сложилась более дружелюбная обстановка. Дети стали общаться друг с другом, не выбирая какую-то определённую группу сверстников и уже самостоятельно, могли организовать коллективные игры.

Сравнивая результаты мониторинга до и после проведения развивающих мероприятий,  можно сделать вывод о том, что у детей сформировались благоприятные межличностные отношения со  сверстниками

Таким образом, методические рекомендации, составленные на основе бесед, этюдов на выражение различных движений, мимике и жестов; игр на воображение; психогимнастик; разыгрывание различных сказок, организации сюжетно-ролевых игр  были результативны и эффективны.

С помощью создания правильных условий для организации сюжетно-ролевых игр  дети стали очень дружной группой, они стали сами разрешать конфликтные ситуации, научились договариваться друг с другом. Сформировались положительные межличностные отношения в группе сверстников.

Заключение:

Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте достаточно сложны и многоплановы и представляют целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. Межличностные отношения дошкольников очень сложны, противоречивы, нередко с трудом интерпретируются. Они не лежат на поверхности (подобно ролевым и деловым) и лишь частично проявляются в общении и поведении детей, требуя специальных методик для обнаружения.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, будь это сюжетно-ролевая, театрализованная, драматизация, а общение становится ее частью и условием.

В этом возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате, которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта.

Данные литературного обзора, результаты, полученные в ходе исследования, а так же опыт работы с детьми в условиях детского дошкольного учреждения комбинированного вида позволяют сделать следующие выводы:

1. Дети, участвующие в игровой деятельности, грамотно организованной воспитателем в условиях группы,  стали более открыты в общении.

2. Межличностные отношения между сверстниками имеют положительную динамику.

3. Сюжетно-ролевая игра сближает детей, делая их коммуникабельными.


Список используемой литературы

 

1.Смоленцева А.А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием». Москва, «Просвещение», 1987.

3.Бойченко Н.А. « Сюжетно ролевые игры дошкольников», Киев «Радянская школа», 1982г.

5.Швайко Г.С. «Игры и игровых упражнения для развития речи», Москва, «Просвещение», 1983 г.

6.Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре», Москва, «Просвещение», 1982 г.

7.Козлова А.В. «Работа ДОУ с семьей», Москва «Творческий центр», 2005 г.

8. Программа «Детство»

9.Изгаршева В.М. «Игрушки и пособия для детского сада», Москва, «Просвещение», 1987г.

10.Журнал «Дошкольное воспитание», 4/2002г.

11.Лямина Г.М. «Воспитание детей в старшей группе детского сада», Москва, «Просвещение», 1984 г.

12.Логинова В.И. «Дошкольная педагогика», Москва, «Просвещение», 1988 г.

13.Венгер Л.А., Мухина В.С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство и отрочество», М.: Просвещение, 1988г.

14. Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», М.: Народное образование, 1958г.

15.Журнал «Дошкольное воспитание», 8/2008 г.

16.Журнал «Дошкольное воспитание», 4/2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социокультурной компетенции дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.

      Пребывание детей в дошкольном образовательном учреждении создает благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию социокультурной  компетентност...

Развитие социокультурной компетенции дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.

      Пребывание детей в дошкольном образовательном учреждении создает благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию социокультурной  компетентност...

Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно – ролевой игры».

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития реб...

Мастер - класс для педагогов ДОУ по теме: «Формирование межличностных взаимоотношений дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»

          Цель:Повышение педагогической компетенции воспитателей в    формировании положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со с...

"ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ"

Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В сюжетно-ролевых играх заклады...

План по самообразованию на 2020-2021 г. Тема: «Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».

Игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, а так же игра выступает как важное средство воспитания, а еще лучше этот процесс проходит в сюжетно-ролевой игре....