ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ
статья по коррекционной педагогике на тему

Ткаченко Галина Витальевна

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_igry_na_razvitie_rechi_detey.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

№ 3 (10) 2014

ВЕСТНИК ПЕДАГОГА ИСКУССТВ

ИЗДАЕТСЯ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ

«ДАВЫДОВСКИЙ» (ТДФ)

САЙТ ТФД: www.TDF.ucoz.com

Москва 2014

Ткаченко Г.В. «ВЛИЯНИЕ ИГРЫ  НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ» ,стр. 41

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Дошкольное детство – это первая ступень подготовки детей к обучению в школе, участию в жизни общества. Как известно, для учения в школе, в частности, для овладения письмом и грамотой ребёнок должен иметь определённый словарный запас. Обладать грамотной речью и правильно произносить звуки.

Наш детский сад – это дошкольное учреждение, в котором проводится логопедическая работа по устранению у детей различных нарушений речи.

Практика работы показывает, что из всего комплекса работы над формированием речи ребёнка, ведущее место принадлежит игре. Особенно сюжетно – ролевой.

Многие дети, поступившие в детский сад в сентябре, имели отклонения в речевом развитии. В течение определённого времени наблюдали за их речевым общением в процессе различной деятельности. В результате наблюдения выяснили, что словарный запас детей беден. Ими допускаются грамматические ошибки: путают падежные формы, не согласуют существительные с глаголом, прилагательные и числительные, опускают предлоги.

Наблюдая за играми детей, обнаружили, что слабое речевое развитие многих детей не позволяло им принимать активное участие в играх. Отдельные дети не имели навыков самостоятельной игры, не знали, как играть с той или иной игрушкой, наблюдалось тяготение к механическим игрушкам, что доказывает бедность запаса самостоятельных действий с предметом. Обращали внимание на то, как ведут себя дети во время игр. Большинство ребят  малообщительны, мешал речевой барьер в общении. Не могли словами выразить просьбу. Многие дети возбудимы, неуравновешенны, суетливы, отсутствует произвольное внимание. Всё это позволяло выделить основную задачу – развивать игровую активность детей, использовать игру как главное средство речевого общения и тем самым способствовать развитию речи.

В дальнейшем мы разделили детей на две группы: 1 группа это дети, которые играют по указанию взрослого, могут высказаться по ходу игры; 2 группа это дети, которые очень редко участвуют в играх, проявляя при этом речевую пассивность.

Совместно с психологом добивались, чтобы дети приобретали навыки совместной самостоятельной игры, умели активно развивать сюжет игры, высказывались по ходу игры, проявляя речевую активность. Наметили занятия и наблюдения, которые способствуют обогащению знаний детей об окружающей действительности и которые они отражают в играх, например, знакомство с трудом взрослых (почтальона, продавца, шофёра). Обращали внимание на понятные детям действия (шофёр управляет автомобилем, ухаживает за машиной, продавец взвешивает, отпускает товар, почтальон разносит письма, газеты).

Использовали речевые игры и упражнения: «Кому что нужно для работы», «Для чего нужна эта вещь?», «Не ошибись», и т. д. Так же использовали серии дидактических игр, для закрепления обобщающих понятий: «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «За покупками в магазин», «Назови три предмета», «Кто больше назовёт».

Работа над произнесением и культурой речи, правильным построением предложений, использованием предложений разного типа (простых и сложных) не замыкалась работой с детьми по картинкам, лото, а продолжалась в игре. При этом соблюдался принцип последовательности: от игр с готовым сюжетом - содержанием к играм самостоятельным.

Приведём пример: игра «Автобус». Воспитатель и дети намечают ход игры. Вместе строят из стульчиков автобус. Воспитатель – водитель. Дети – пассажиры. Воспитатель объявляет остановки, называя магазины: «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Мебель», «Посуда» и т. д..  На остановке выходит  ребёнок, который может сказать, что можно купить в магазине. Проиграв несколько вариантов с воспитателем, дети, затем, играют самостоятельно, используя в игре знания о телефоне. Сами стали строить автобус «автобус», договариваться друг с другом, решать какие предметы и игрушки могут им понадобиться, кто какие роли будет выполнять, придумывали разные названия остановок (магазин, парикмахерская, поликлиника, детский сад, почта). Они звонили в магазин, уточняли, есть ли нужный товар. В зоопарк, спрашивая, работает ли он. В поликлинику, вызывая врача.

Для организации различных игр постарались создать постарались создать все условия, при этом учитывали возможности наших детей. Для себя чётко определили, как и когда закреплять знания детей, полученные на занятиях. В основном это была вторая половина дня на прогулке.

Вначале дали детям простые сюжетные игрушки бытового назначения – посуда мебель, одежда, овощи, фрукты, т. к. с этими предметами дети познакомились на занятиях. Так в средней группе возникли сюжетно-ролевые игры: «семья», «детский сад», «магазины – овощной, мебельный, игрушек», «пароход», «парикмахер», «автобус».

На первых этапах принимали непосредственное участие сами воспитатели в играх детей, сначала выполняя главные, а потом второстепенные роли. Причём к одному и тому же сюжету возвращались не один раз, тем самым обеспечивали возможность детям закреплять обобщающие понятия и проявлять некоторую самостоятельность в развитии сюжета.

Например: «магазин – овощи». В овощном магазине продавались  лук, морковь, огурцы, свёкла, картофель. Воспитатель в роли продавца учила детей вежливо здороваться, покупая, произносить слово «пожалуйста», называть нужные им овощи.

В игре воспитатель уточняла названия овощей, обобщала понятие «овощи». Играя в другой раз, воспитатель обратила внимание на то что дети покупают больше всего только морковь и что на прилавке её уже не осталось. Воспитатель подошла к прилавку, поздоровалась и спросила: «Что, в магазине нет других овощей, только морковь?». Дети стали покупать и другие овощи. Воспитатель сказала, что если  товар закончился или его недостаточно, то овощи можно привезти в магазин ещё и рассказала,  как и откуда.

Таким образом, участвуя в игре, воспитатель направляла действия детей советом, вопросом, непосредственно показом, побуждала их к высказываниям. Игровые ситуации способствовали словесному общению. Игра проходит успешно если к ней подготовлены дети, если воспитатель хорошо представляет ход игры. Правила, действия, свою роль в данной игре. И главное, если он знает какие воспитательные задачи будет решать в процессе игры.

В результате у детей значительно расширился словарь, обогатились представления об окружающей действительности, что способствовало развитию сюжета игры.

Дети второй подгруппы постепенно стали проявлять интерес к игровой деятельности. Они начали играть более активно, выделяя любимые игрушки, игры В коллективных играх стали действовать совместно и более согласованно, осмысленно выполнять правила игры, требования воспитателя. Игровые действия стали сопровождаться речью. Дети учились пользоваться не только отдельными словами, но и распространёнными предложениями. Углублялся их интерес к игре, расширялся словарь.

По совету воспитателя и психолога, родители организуют дома уголки для игр где ребёнок готовит обед, лечит куклу, ремонтирует машину в гараже, летит на самолёте и т. д. Роль взрослого в том чтобы вызвать ребёнка на разговор по поводу совершаемых действий закрепляя правильную речь.

Побуждали детей, чтобы они самостоятельно договаривались друг с другом, какие игрушки и предметы им понадобятся , с кем будут играть, то есть преследовали цель упражнять детей в речевом  общении ,в умении грамматически правильно строить предложения, уточнять их представления об окружающем.

В результате целенаправленной работы с детьми мы добились хороших результатов. И хотя дети ещё не могут составить плана игры с небольшим количеством действующих лиц, но при соответствующей подготовке к игре, в процессе самой игры, дети научились самостоятельно выражать свои мысли, действия, правильно их обозначать в слове.

Предстоит дальнейшая работа по формированию речевых форм, обобщения в процессе игр так, что бы дети перешли от вопросно-ответной речи к умению вести монологи, использовать в творческих играх речевой материал любой сложности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

Игра явл        Игра является основным видом деятельности дошкольника, необходимым  условием всестороннего развития личности и интеллекта. Наряду с общим влиянием игры на...

Статья на тему: «Влияние игры на развитие речи детей дошкольного возраста»

В данной статье рассказано, что такое игры, как игры связаны с речью. Какие игры лучше использовать для развития речи детей дошкольников....

Статья «Влияние игры на развитие речи детей дошкольного возраста»

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, Игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственном...

Консультация для родителей «ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Консультация для родителей «ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Подготовила: Гогенко С.В. Pоль игры сложно переоценить в развитии детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей «ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Подготовила : Гогенко С.В.  Pоль игры сложно переоценить в развитии детей дошкольного возраста.Игра является основным видом деятельности дошкольника, необходимым  условием всестороннего...

«Влияние игры на развитие речи детей»

В детском саду ведущая роль принадлежит игровой деятельности. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельнос...

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА     Pоль игры сложно переоценить в развитии детей дошкольного возраста.  Игра является основным видом деятельност...