«Влияние игры на развитие речи детей»
консультация по логопедии (старшая группа)
В детском саду ведущая роль принадлежит игровой деятельности. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития». Игровая деятельность обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. В игре формируются психические процессы, начиная от самых простых и заканчивая самыми сложными. Дошкольный возраст - это возраст игры. Дети с удовольствием играют и лучше принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Влияние игры на развитие речи детей»
(консультация для родителей)
В детском саду ведущая роль принадлежит игровой деятельности. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития». Игровая деятельность обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. В игре формируются психические процессы, начиная от самых простых и заканчивая самыми сложными. Дошкольный возраст - это возраст игры. Дети с удовольствием играют и лучше принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму.
Для детей с нарушением речи игровая деятельность сохраняет свое значение. Она является необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Дети с общим недоразвитием речи в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности. Они неуступчивы, интерес к игре у них неустойчив.
Дидактическая игра очень занимательна для детей и содержит в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, самостоятельности и активности их мышления.
Словесная игра требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. В этих играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные задачи: описывать предметы, отгадывать вещи по описанию, по признакам сходства и различия, группировать их по различным свойствам, признакам, самому придумывать рассказы с включением воображения.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. В этом возрасте особенно важны дидактические игры, так как они способствуют подготовке детей к школе, учат правильно формулировать свои мысли, применять ранее полученные знания.
В игре наиболее эффективно осуществляется коррекционное воздействие на речь и личность ребенка. В процессе игровой деятельности исправляется не речевое нарушение само по себе, а восстанавливается речевая деятельность, которая, как совокупность процессов говорения и понимания, является основой коммуникативно-общественной деятельности.
Любая игра ставит цель – обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, высказывать свои суждения, делать умозаключения). При правильной организации игры становятся одним из средств коррекции развития детей с ОНР, так как в условиях игр проходит формирование как отдельных психических функций и их коррекция, так и личности ребенка в целом.
Предлагаем вам игры для развития лексико-грамматического строя речи, благодаря им развивается мыслительная деятельность.
1. Игра «Скажи иначе»
Цель: учить детей подбирать синонимы.
Унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.
Небо серое - темное, холодное, пасмурное.
Высохли цветы - завяли, зачахли.
Корм- пища, еда, продовольствие.
Долгий - продолжительный, длинный, длительный. И т.д.
2. Игра «Посели в домик»
Цель – развитие умения определить слоговую структуру слова.
Педагог вводит «гостей» при помощи загадки или ещё как-то и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обращает внимание детей, что в одном домике – окно из одной створки, а у второго – из двух. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно определить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя створками. Для усложнения игры можно потом пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу.
3. Игра «Наоборот»
Игры на обогащение словарного запаса
Цель: – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).
Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).
4. «Репортер»
Ребёнку дают в руки игрушечный микрофон, и он отвечает на вопросы журналиста. В руках педагога тоже микрофон.
План вопросов:
Что это? (Головной убор …).
Из каких частей состоит?
Какого цвета?
В какое время года носят?
Кто одевает? (мужчины, женщины, дети).
5. «Распутай слова»
Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.
Ход игры: Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится? Предложения для игры:
1. Дымок, идёт, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мёд.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
6. «Зверюшки»
Игры на образование новых слов с помощью суффикса.
Цель игры: образовать новые слова с помощью суффиксов.
Ход игры: Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий.
Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.
7. «Посчитай - ка»
Игры на согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.
Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.
Например: Счет до 5 со словом лиса.
Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис. Можно посчитать зайцев, медведей, ежей и т.д
8. Игры на образование сложных слов.
Цель: учить детей образовывать сложные слова из двух простых слов.
Ход игры: У курицы короткий хвост – она короткохвостая.
У гусыни белая голова – она белоголовая.
У зайца длинные уши – он длинноухий.
У цапли длинные ноги – она длинноногая.
9. «Мой—моя—мое—мои»
Цель:
упражнение в согласовании местоимения с существительным.
1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласуй местоимение с существительным.
Примерный речевой материал:
мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка;
машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита;
ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко;
валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья.
2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.
10.«Подумай и назови».
Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных
Предлагаем детям дать словами правильные определения.
Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).
Примерный речевой материал:
Если на улице очень холодно, то день ...
Если на улице шум, то улица ...
Если человеку сопутствует удача, то человек ...
Если у человека талант, то человек ...
Если весь день идет дождь, то день ...
Если корова приносит людям пользу, то корова ...
Если у человека есть здоровье, то человек ...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/15/picture-434846-1673799624.jpg)
Консультация для родителей на тему: "ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".
Игра явл Игра является основным видом деятельности дошкольника, необходимым условием всестороннего развития личности и интеллекта. Наряду с общим влиянием игры на...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/09/picture-1114589-1549699498.jpg)
Статья на тему: «Влияние игры на развитие речи детей дошкольного возраста»
В данной статье рассказано, что такое игры, как игры связаны с речью. Какие игры лучше использовать для развития речи детей дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/03/picture-776842-1459701626.jpg)
Статья «Влияние игры на развитие речи детей дошкольного возраста»
Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, Игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственном...
Консультация для родителей «ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Консультация для родителей «ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Подготовила: Гогенко С.В. Pоль игры сложно переоценить в развитии детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей «ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Подготовила : Гогенко С.В. Pоль игры сложно переоценить в развитии детей дошкольного возраста.Игра является основным видом деятельности дошкольника, необходимым условием всестороннего...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/23/picture-1126456-1574527503.jpg)
ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Pоль игры сложно переоценить в развитии детей дошкольного возраста. Игра является основным видом деятельност...