«Влияние игры на развитие речи детей»
консультация по логопедии (старшая группа)

Бохан Оксана Алексеевна

В детском саду ведущая роль принадлежит игровой деятельности. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития». Игровая деятельность обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. В игре формируются психические процессы, начиная от самых простых и заканчивая самыми сложными. Дошкольный возраст - это возраст игры. Дети с удовольствием играют и лучше принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_igry_na_razvitie_rechi_detey.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Влияние игры на развитие речи детей»

(консультация для родителей)

  

             В детском саду ведущая роль принадлежит игровой деятельности. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития». Игровая деятельность обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. В игре формируются психические процессы, начиная от самых простых и заканчивая самыми сложными. Дошкольный возраст - это возраст игры. Дети с удовольствием играют и лучше принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму.  

           Для детей с нарушением речи игровая деятельность сохраняет свое значение. Она является необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.  Дети с общим недоразвитием речи в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности. Они неуступчивы, интерес к игре у них неустойчив.

         Дидактическая игра очень занимательна для детей и содержит в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, самостоятельности и активности их мышления.

     Словесная игра требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. В этих играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные задачи: описывать предметы, отгадывать вещи по описанию, по признакам сходства и различия, группировать их по различным свойствам, признакам, самому придумывать рассказы с включением воображения.

       В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. В этом возрасте особенно важны дидактические игры, так как они способствуют подготовке детей к школе, учат правильно формулировать свои мысли, применять ранее полученные знания.

      В игре наиболее эффективно осуществляется коррекционное воздействие на речь и личность ребенка. В процессе игровой деятельности исправляется не речевое нарушение само по себе, а восстанавливается речевая деятельность, которая, как совокупность процессов говорения и понимания, является основой коммуникативно-общественной деятельности.

       Любая игра ставит цель – обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, высказывать свои суждения, делать умозаключения). При правильной организации игры становятся одним из средств коррекции развития детей с ОНР, так как в условиях игр проходит формирование как отдельных психических функций и их коррекция, так и личности ребенка в целом.

Предлагаем вам игры для развития лексико-грамматического строя речи, благодаря им развивается мыслительная деятельность.

1. Игра «Скажи иначе»

 Цель: учить детей подбирать синонимы.
Унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.
Небо серое - темное, холодное, пасмурное.
Высохли цветы - завяли, зачахли.
Корм- пища, еда, продовольствие.
Долгий - продолжительный, длинный, длительный. И т.д.

2. Игра «Посели в домик»
Цель – развитие умения определить слоговую структуру слова.
Педагог вводит «гостей» при помощи загадки или ещё как-то и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обращает внимание детей, что в одном домике – окно из одной створки, а у второго – из двух. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно определить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя створками. Для усложнения игры можно потом пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу.

3. Игра «Наоборот»
Игры на обогащение словарного запаса
Цель: – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).
Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).

4. «Репортер»
Ребёнку дают в руки игрушечный микрофон, и он отвечает на вопросы журналиста. В руках педагога тоже микрофон.
План вопросов:
Что это? (Головной убор …).
Из каких частей состоит?
Какого цвета?
В какое время года носят?
Кто одевает? (мужчины, женщины, дети).

5. «Распутай слова»
Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.
Ход игры: Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?   Предложения для игры:
1. Дымок, идёт, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мёд.
3. Стоят, вазе, цветы, в.

 6. «Зверюшки»
Игры на образование новых слов с помощью суффикса.
Цель игры: образовать новые слова с помощью суффиксов.
Ход игры: Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий.
Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.
7. «Посчитай - ка»
Игры на согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.
Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.
Например: Счет до 5 со словом лиса.
Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис. Можно посчитать зайцев, медведей, ежей и т.д

8. Игры на образование сложных слов.
Цель: учить детей образовывать сложные слова из двух простых слов.
Ход игры: У курицы короткий хвост – она короткохвостая.
У гусыни белая голова – она белоголовая.
У зайца длинные уши – он длинноухий.
У цапли длинные ноги – она длинноногая.

9.    «Мой—моя—мое—мои»
Цель:
упражнение в согласовании местоимения с существительным.
1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласуй местоимение с существительным.
Примерный речевой материал:
мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка;
машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита;
ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко;
валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья.
2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.
10.«Подумай и назови».
Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных
Предлагаем детям дать словами правильные определения.
Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).
Примерный речевой материал:
Если на улице очень холодно, то день ...
Если на улице шум, то улица ...
Если человеку сопутствует удача, то человек ...
Если у человека талант, то человек ...
Если весь день идет дождь, то день ...
Если корова приносит людям пользу, то корова ...
Если у человека есть здоровье, то человек ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ...

Консультация для родителей на тему: "ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

Игра явл        Игра является основным видом деятельности дошкольника, необходимым  условием всестороннего развития личности и интеллекта. Наряду с общим влиянием игры на...

Статья на тему: «Влияние игры на развитие речи детей дошкольного возраста»

В данной статье рассказано, что такое игры, как игры связаны с речью. Какие игры лучше использовать для развития речи детей дошкольников....

Статья «Влияние игры на развитие речи детей дошкольного возраста»

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, Игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственном...

Консультация для родителей «ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Консультация для родителей «ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Подготовила: Гогенко С.В. Pоль игры сложно переоценить в развитии детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей «ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Подготовила : Гогенко С.В.  Pоль игры сложно переоценить в развитии детей дошкольного возраста.Игра является основным видом деятельности дошкольника, необходимым  условием всестороннего...

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА     Pоль игры сложно переоценить в развитии детей дошкольного возраста.  Игра является основным видом деятельност...