«Особенности коррекционной предметно-пространственной среды в ДОУ для детей с ОНР».
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Ляхова Валентина Алексеевна

Создание комфортных, благоприятных условий для гармоничного развития ребенка в самостоятельной и  совместной деятельности, которые обеспечат эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, включение в различные формы сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №50 города Ставрополя

Консультация для воспитателей

Тема: «Особенности  коррекционной предметно-пространственной среды в ДОУ для детей с ОНР».

                                                                     Подготовила и провела:

                                                  Ляхова В.А..

г. Ставрополь, 2015

Актуальность: 

                  В  МБДОУ детском  саду №50  широко внедряются в практику инновационные программы, технологии, методики, обеспечивающие максимальное развитие психологических возможностей и личностного потенциала дошкольников с ОНР.

                   Доказано, что на развитие дошкольника с ОНР  большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната и кабинет логопеда.  Нерегламентированная рамками занятий деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная) наиболее продолжительна. Она составляет до 5/6 всего времени пребывания детей в саду.

                   В ходе этой деятельности воспитателями организуются индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности. Поэтому педагоги  нашего детского сада на протяжении всего года   занимаются реорганизацией коррекционной, предметно-развивающей среды и в этом видят практическую и социальную значимость своей работы.

Цель:

Создание комфортных, благоприятных условий для гармоничного развития ребенка в самостоятельной и  совместной деятельности, которые обеспечат эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, включение в различные формы сотрудничества.

Задачи:

  1. Наполнить среду развивающим содержанием, соответствующим «зоне ближайшего развития», в обстановку группы включить кроме предметов, предназначенных детям определенного возраста, приблизительно 15% материалов ориентированных на более старший возраст.
  2. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности  психического развития дошкольников  с ОНР, создавать зоны-уголки активизирующие навыки коммуникативного общения  и социального взаимодействия.
  3.  Следовать принципу полифункциональности, комфортности, безопасности.

Особенности организации среды для детей с ОНР:

  1. Следуем принципу единой лексической темы при наполняемости уголков. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе перспективного планирования логопеда и воспитателя.
  2. Создаем развивающую  среду группы комфортной и безопасной, так как дети с ОНР плохо координированы и моторно неловки.
  3. Стараемся не перегружать уголки оборудованием, так как это затрудняет выбор игр ребенком. Меняем оборудование раз в неделю, согласно лексической теме.
  4. Организуем в групповых помещениях коррекционную  зону, разделенную на уголки «Учимся говорить», «Мое настроение», « Отдыхай-ка».

                   Педагогами ДОУ создана  модель коррекционной предметно-пространственной  среды групповой комнаты, которая  представлена четырьмя зонами: активная, рабочая, спокойная, коррекционная.  Необходимость создания коррекционной зоны возникла в результате работы с детьми нашего сада. Дети с ОНР, а также с вторичными нарушениями нуждаются в  психо-эмоциональной  разгрузке.

Для успешного решения задач по корррекционно-педагогической работе и обучению детей нашими  педагогами соблюдаются следующие условия:

 Взаимодействие команды единомышленников: учителя-логопеда, воспитателей, воспитателя по изобразительной деятельности, музыкального руководителя, воспитателя  по физической культуре, медицинских работников, родителей и детей;

 Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и  личностное развитие ребенка;

 Разработка интегрированного коррекционно-развивающего, календарно-тематического плана, построенного на основе комплексной диагностики.

          Одной из форм работы с нашими дошкольниками, своеобразной активной терапией  является Логоритмика, проводимая учителем - логопедом.  Логоритмические занятия, опирающиеся на связь слова, музыки и движения, способствуют преодолению речевого нарушения путем развития, восприятия и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптации к условиям внешней среды. Элементы логоритмики применяют в работе с детьми учителя-логопеды, воспитатели, учитель-дефектолог, педагог-психолог.

         В ДОУ применяется инновационный  логотерапевтический  метод БОС (автор Сметанкин А.А.), – уникальный метод для формирования речевого дыхания.
Уникальность данного метода – возможность обучения ребенка саморегуляции. Обратная связь, являющаяся основой данного метода, значительно облегчает процесс обучения физиологическому контролю. Метод БОС – это комплекс процедур, при проведении которых ребенку с помощью технических устройств передается информация о состоянии систем его организма. Цель занятий методом БОС: выработка правильной речи с наименьшими энергетическими затратами. Включив логотерапевтический метод БОС в работу  ДОУ №50 , как часть логопедического занятия,  сократились  сроки в формировании правильного речевого дыхания, которое помогает в постановке и автоматизации звуков, а также достигнуты успехи на пути

Формирования нового, устойчивого стереотипа речи.

                Конечная цель реабилитации ребенка с речевыми нарушениями - это полноценная подготовка к обучению в массовой школе, поэтому неотъемлемой частью работы детского сада является  организация не только образовательного процесса, но и  коррекционной  предметно-пространственной        среды в ДОУ.

              Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.

Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд педагогов.

Ребенок

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:

• четкий режим дня;

• отсутствие родных рядом;

• длительный контакт со сверстниками;

• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;

• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;

• особенности нового пространственно-предметного окружения.

Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями.

Адаптирующегося ребенка отличает:

• преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;

• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;

• утрата навыков самообслуживания;

• нарушение сна;

• снижение аппетита;                                                                                   

• регрессия речи;

• изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;

• снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации).

Родители

Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу), оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем все чаще дают о себе знать следующие проявления:

• в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в первую очередь, как правило, отрицательные);

• начинается «маркетинг в песочнице» (разговоры с гуляющими мамами на детской площадке все время крутятся вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как там?»);

• обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только к культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр.), но и к поведенческим (как общается с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр.);

• в общении с ребенком и друг с другом появляются слова «детский сад» и «воспитательница» (Вот пойдешь в детский сад... Что скажет воспитательница, если увидит такое...).

И вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым условиям жизни.

Адаптирующегося родителя отличает:

• повышенная тревожность;

• обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;

• преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);

• повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);

• многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).

Педагог

Набирая новую группу, каждый педагог (особенно если у него есть опыт работы) знает, что этот процесс никогда не бывает одинаковым. Важно не только узнать и понять каждого ребенка, но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми тоже необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе понимания, уважения и сотрудничества. В общем, педагоги, так же как и другие участники жизни группы детского сада, встают перед неизбежностью адаптационного процесса.

Воспитатель знает, что теоретические знания, накопленные методы и приемы успешной адаптации детей к условиям детского сада не всегда срабатывают по отношению к новому ребенку и его родителям. А значит, впереди напряженный, всегда связанный с поиском этап работы, название которому - адаптация.

Адаптирующегося педагога отличает:

• чувство внутреннего напряжения, которое приводит к быстрой физической и психологической утомляемости;

• повышенная эмоциональность.

Сколько это будет длиться?! Или когда наступит конец адаптации?

Выделяют три степени адаптации:

• легкую (15-30 дней);

• среднюю (30-60 дней);

• тяжелую (от 2 до 6 месяцев).

По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию.

Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:

• при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;

• ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;

• малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;

• ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;

• восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;

• нормализуется сон как в детском саду, так и дома;

• восстанавливается аппетит.

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.

Чего нельзя делать ни в коем случае

  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
  • Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
  • Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Способы уменьшить стресс ребенка.

  • необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.

  • в первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.

  • каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.

  • Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

  • В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.

  • Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.

Рекомендуется:

  • как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.

  • когда ребенок начинает весело говорить о садике, пересказывать события случившиеся за день - верный знак того, что он освоился.

            Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному.  Но привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на РМО музыкальных руководителей на тему: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ.»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования....

Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования.  Поэтому музыкаль...

Выступление на РМО музыкальных руководителей на тему: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ.»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования....