Система работы по восприятию с художественной литературы в условиях детского сада компенсирующего вида.
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

ФОМИНЫХ ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

Одна из проблем неуспеваемости в школе неумение детьми воспринимать информацию, только потому , что не умеют слушать.

Чтобы избежать подобного, необходимо в детском саду проводить систематизированную работу по приобщению ребёнка к книжной культуре. Воспитывать внимательного и вдумчивого слушателя, умеющего принять нужную информацию, переработать её, способного отстоять своё мнение. Только такой воспитанник способен без проблем решать ученические задачи.

На сегодняшний день, в связи внедрением ФГОС, мы встали перед необходимостью изменения подхода к организации процесса приобщения дошкольников к художественной литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы с детьми по восприятию художественной литературы в условиях детского сада компенсирующего вида.

В современном обществе уделяется серьёзное внимание проблеме приобщения детей к чтению художественной  литературы. Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи, мышления. Именно поэтому в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования такой вид деятельности как Восприятие художественной литературы и фольклора рассматривается в качестве одного из ведущих показателей обеспечивающих развитие личности и одного из ведущих показателей готовности ребенка к обучению в школе.

 Актуальность  данной проблемы определяется реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования. Поэтому была определена цель моей творческой работы :

Выявить особенности работы по восприятию художественной литературы в условиях детского сада компенсирующего вида.

Цель реализуется посредством следующих задач:

  • Уточнить формы работы по восприятию художественной литературы
  • Выявить интеграцию восприятия художественной литературы с другими видами деятельности
  • Оформить опыт применения, ожидаемые результаты.

Чтение художественной литературы выступает как одна из форм совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми. В отличие от других видов деятельности - продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой –она не может быть продолжена дошкольниками самостоятельно и перейти в их свободную деятельность в силу того, что они в большинстве своём не умеют свободно читать и зависят от партнёра – взрослого.

Чтение - условное понятие по отношению к детям дошкольного  возраста. Дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности. Поэтому важными моментами деятельности взрослого является :

  1. формирование круга детского чтения;
  2. организация процесса чтения.

Чтобы подобрать художественные произведения для чтения, увлечь ими и заинтересовать и, в то же время, не упустить важного в развитии, воспитателю необходимы некоторые опоры. Такой опорой является разработанный перспективный план . План разрабатывается на месяц.

Работа по организации процесса чтения предполагает три этапа:

  1. Работа с текстом до чтения.

Цель - развитие такого важнейшего читательского умения, как предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача взрослого - вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу. Дети от взрослого узнают имя автора, название книги, листают, рассматривают книгу, задают вопросы взрослому, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

Педагог предлагает прочитать текст, проверить возникшие предположения.

2.Работа с текстом во время чтения.

  Цель-понимание текста и создание его читательской интерпретации.

Главная задача взрослого  - обеспечить восприятие текста.

Дошкольники слушают чтение взрослого в режиме диалога с автором, комментированного чтения. Словарная работа  ( объяснение и уточнение значений слов) ведётся в основном по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и  интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне  его.

3.Работа с текстом после чтения.

    Цель - корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

Главная задача взрослого – обеспечить углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия. Педагог ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Рассказ взрослого о писателе и беседа с детьми о его личности. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Выполнение заданий усиливающих эмоциональное смысловое восприятие текста.

Восприятие художественной литературы интегрируется со всеми видами детской деятельности. Наиболее актуальны взаимосвязи:

  1. По задачам и содержанию педагогической работы с коммуникативной, познавательно-исследовательской деятельностью.

Восприятие художественной литературы- коммуникативная деятельность:

Обогащение содержания общения обсуждением прослушанных текстов, знакомства с лучшими образцами литературного языка, развитие образности детской речи средствами ознакомления с языковой выразительностью художественных произведений, практическое усвоение правил построения разных видов текстов, обогащение словаря.

Восприятие художественной литературы- познавательно-исследовательская деятельность.

Формирование целостной картины мира, развитие интеллектуальных и личностных качеств, расширение кругозора, развитие умения мыслить, анализировать, сопоставлять, развитие познавательных интересов .

  1. По средствам организации и оптимизации образовательного процесса  с продуктивной, музыкальной деятельностью.

Восприятие художественной литературы – продуктивная деятельность.

Использование средств  продуктивных видов деятельности для обогащения  и закрепления результатов восприятия художественных произведений.

Восприятие художественной литературы - музыкальная деятельность.

Использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений.

Полноценная работа по данному виду деятельности необходима в качестве важнейшего средства развития детей. Решение основных задач психолого-педагогической работы будет возможным, если педагог сможет добиться самого главного – сформирует у детей интерес к художественной литературе, который будет содействовать активному отношению маленьких читателей к тому, что они читают.

В результате работы выпускник дошкольного учреждения должен:

  • Слушать и слышать художественный текст;
  • Эмоционально активно реагировать на содержание литературных произведений, сопереживать, сочувствовать литературным героям;
  • Слушать чтение, рассказ воспитателя вместе с группой сверстников;
  • Запоминать отдельные слова, выражения я из текста;
  • Выражать своё отношение к прочитанному,  услышанному,
  • Узнавать и называть некоторые литературные жанры.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об организации коррекционного сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада компенсирующего вида.

Из опыта работы заведующего муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением детским садом компенсирующего вида № 465 городского округа Самара Овчинниковой Татьяны Викторовны....

Статья ЗНАЧЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИК РИСОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА..

Использование нетрадиционной техники рисования в коррекционной работе с детьми с ОНР в логопедическомдетском саду....

Способы организации и содержание работы с родителями в условиях детского сада компенсирующего вида.

Работа учителя логопеда с родителями и нетрадиционная форма рботы с родителями....

Основы мультипликации и анимации в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи, в условиях детского сада компенсирующего вида

Методическая разработка «Основы мультипликации и анимации в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи, в условиях детского сада компенсирующего вида. Предложенный материал будет интерес...

Основы мультипликации и анимации в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи, в условиях детского сада компенсирующего вида

В связи с введением ФГОС ДО в системе дошкольного образования произошли большие изменения в образовательном процессе. А реформирование дошкольного образования предъявляет новые требования к дошкольной...

Основы мультипликации и анимации в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи, в условиях детского сада компенсирующего вида.

Реформирование  дошкольного образования предъявляет новые требования к дошкольной образовательной организации, целью которой является более полное удовлетворение запросов родителей и интересов де...