Об организации коррекционного сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада компенсирующего вида.
методическая разработка по теме

Овчинникова Татьяна Викторовна

 

Из опыта работы заведующего муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением детским садом компенсирующего вида № 465 городского округа Самара Овчинниковой Татьяны Викторовны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Об организации коррекционного сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада компенсирующего вида.

Из опыта работы заведующего муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением детским садом компенсирующего вида № 465 городского округа Самара Овчинниковой Татьяны Викторовны.

  Детский сад компенсирующего вида № 465 городского округа Самара на протяжении 14 лет работает с дошкольниками, которые  действительно имеют тяжелые нарушения речи. В нашем учреждении редко встретишь ребенка с 3 уровнем речевого недоразвития, в основном это дети с 1,2 уровнем и разнообразной клиникой: ринолалия (дети, уже перенесшие все показанные операции,  и которые готовятся к очередным операционным вмешательствам), дети с дизартрией, моторной, сенсорной и сенсомоторной алалией.

  Специалисты нашего детского сада знакомы с вопросами модернизации системы специального образования в Российской Федерации, достижениями и перспективами ее развития. Мы знаем, что рассматриваются и внедряются в практическую деятельность вопросы интеграции, инклюзивного образования. Стойким же  убеждением педагогов нашего дошкольного учреждения является то, что нельзя разрушать систему специальных коррекционных учреждений,  где собраны уникальные специалисты и базы для исследовательской , новаторской работы. Дети в течение светового дня находятся под пристальным вниманием педагогов, им создается специальная речевая среда.  Есть дети, которым без нашего детского сада  не обойтись, об этом говорят не только специалисты, но и родители. У нас есть множество примеров, когда дети с тяжелыми нарушениями речи получили негативный опыт воспитания в массовом детском саду, и нашей задачей стало помочь им обрести новый позитивный  опыт.

  Каждый год анализ  итогов  комплектования групп  показывает, что 85-87% детей имеют вторично задержку психического развития. Сталкиваемся с разнообразием проблем: генетические нарушения, отклонения в психомоторном развитии, расстройства эмоционально-волевой сферы. Дети без проблем, помимо речевых нарушений, - это редкое явление, их практически в нашем ДОУ нет.

  Перед коллективом ставится задача – помогать каждому ребенку двигаться собственным путем, но готовить его к массовой школе. Коррекционное сопровождение детей в ДОУ осуществляют учителя-логопеды все с высшей квалификационной категорией, педагог по логоритмике, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатели, медицинская служба.

Требованием к воспитателю  логопедической группы детского сада является  среднее специальное или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсовой подготовки по основам теории и практики логопедии. Повышение эффективности кадрового обеспечения всегда на контроле у администрации. В настоящее время в городе Самара каждое дошкольное учреждение может обеспечить курсовую подготовку для  всех педагогов. Формирование высокопрофессионального коллектива специалистов-единомышленников всегда стоит у заведующего ДОУ на первом плане. У нас четкий и ясный принцип подбора сотрудников: мы все должны друг друга понимать, поддерживать, любить, то есть делать так, как это происходит в хорошей семье.  Надо принимать ребенка, радоваться вместе с ним, проживать его жизнь в течение дня в детском саду.

  Педагог выстраивает путь ребенка, руководствуясь его индивидуальными особенностями, обращая внимание на биологический и психологический возраст , то есть на психофизическое развитие.

  Педагоги вооружены знаниями о том, что есть особенности в работе с детьми, имеющими гидроцефальный синдром,  синдром  неустойчивого внутричерепного давления, все осложнения энцефалопатий.  Дошкольники могут быть крикливыми, не подчиняются любому дисциплинарному требованию , плохо засыпают.  Встречаются дети с плохим аппетитом, если насильно кормить- может появиться рвота и так далее. Обязательный совет родителям от педагогов  о том, что процесс это чисто медицинский, купируется медиками, поэтому надо обращаться к неврологу.  Педагоги ищут с родителями свои пути – пляшите, играйте, читайте, но кормить ребенка надо, хотя нельзя заставлять  есть то, что  не хочет категорически.  Трудно ребенку находиться в скоплении детей – отведи ребенка в спальную комнату, создай ему там уголок для игры.  Воспитываем детей так: ему много можно, нельзя только то, что вредно. Перестрадай, но не наказывай ребенка, найди другой способ, чтобы он мог понять неправоту своего поступка.  Педагоги должны быть очень внимательными, знать тип высшей нервной деятельности воспитанника,  предвидеть, к чему приведут наши требования. Например, ребенок занят игрой, а воспитатель говорит; «Иди мыть руки, иди ешь, убери игрушки» -  и т.д. Сангвиник не среагирует сразу, а холерик побежит бегом. Не надо ругать ребенка за неисполнение, лучше скажи: «Ты меня обидел, сделал плохо».  Не показывайте злость, слабость, раздражение.  Есть дети, которым надо показать поощрение и наказание. Посадил ребенка на стульчик и сказал, ты будешь сидеть столько, пока стрелочка на часах не дойдет до цифры 2, а потом можешь попросить прощение.

  Педагоги четко усвоили, что дети не должны бояться заданий, с которыми не могут справиться.  Осуществляя индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку,  все участники коррекционной работы  находят правильный методический  прием, необходимый дидактический и лингвистический материал,  чтобы ребенок почувствовал свою состоятельность.  Мы не сравниваем детей между собой, у нас нет явно лучших и худших. Учим детей с пониманием относиться к трудностям своим и чужим: сегодня не получилось, а завтра получится .

  На каждом педагогическом совете, семинаре мы решаем педагогические ситуации, которые возникают в группах, ищем пути решения, так у нас появилась копилка методических советов выхода из трудных ситуаций.

 Неотъемлемой частью всех занятий стала релаксация, ребенок должен почувствовать себя хорошо, комфортно. У напряженного ребенка нельзя вызвать никакой речи. Нужная атмосфера создается с помощью различных приемов, но особенно успешно расслабление достигается во время игр с песком ,водой, при работе с сухим бассейном.  Традиционно используем музыку. Она прекрасно стимулирует и уточняет слуховое восприятие, развивает мелодику речи. Есть наблюдения, когда блокада речи прорывается с помощью музыки. В методическом багаже педагогов есть подбор аудиозаписей с вариантами использования  при различных речевых нарушениях.

  Учителя-логопеды проанализировали свои наблюдения  при проведении  коррекционной работы с детьми,    иногда им приходится отступать от классических прием постановки звуков или коррекции той или иной речевой функции. Если такие методы недостаточно эффективны, то логопед идет за ребенком, не соблюдая строгой последовательности. Мастерство логопеда, знание особенностей каждого воспитанника  позволяют находить свои методические находки, которые впоследствии   используются наряду с классическими  методами  логопедической науки

 Важной составной частью коррекционной работы с детьми является привлечение родителей в единый коррекционный процесс. Без повышения родительской мотивации в отношении сотрудничества с детским садом трудно добиться положительных результатов.  Все дети несут на себе проблемы своих родителей. Мы понимаем, что не можем изменить родителей, да и не ставим перед собой такую задачу. Однако, стремимся  помочь  взрослым  понять и принять своих детей. Мы увидели, что особая роль в достижении взаимопонимания принадлежит праздникам, где дети показывают свои умения. На каждом праздничном мероприятии ребенок демонстрирует, чему он научился. Зная, что его ребенку на празднике отведена определенная роль, родители готовы сделать костюм, помочь украсить зал. Наряду с этим используем индивидуальные консультации, проводим интервьюирование, анкетирование. К сожалению, зачастую родители потребительски относятся  к нам. Считают, что  воспитание, коррекция, обучение их детей – это обязанность детского сада. Поэтому в организации совместной деятельности ДОУ и родителей предстоит большая работа.

  В детском саду №465 работают не волшебники, но весь коллектив ДОУ старается сделать  все возможное, чтобы выпускник   ДОУ пошел учиться в массовую школу, был адекватен и востребован в социуме, и мы имеем положительный опыт в коррекции детей с тяжелыми нарушениями речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ЗНАЧЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИК РИСОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА..

Использование нетрадиционной техники рисования в коррекционной работе с детьми с ОНР в логопедическомдетском саду....

Использование элементов информационно-компьютерных технологий с дошкольниками, имеющими задержку психического развития в условиях детского сада компенсирующего вида.

Использование компьютерных технологий в дошкольном образовании, с детьми имеющими задержку психического развития...

Распространение опыта работы над проектом «Социализация ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада»

Описание проекта:Тематика  Разнообразие и включенность детей в детские сообщества (инклюзия ребенка с ОВЗ)Название проекта  «Социализация ребенка с тяжелыми нарушениями речи ...

Основы мультипликации и анимации в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи, в условиях детского сада компенсирующего вида

Методическая разработка «Основы мультипликации и анимации в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи, в условиях детского сада компенсирующего вида. Предложенный материал будет интерес...

Основы мультипликации и анимации в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи, в условиях детского сада компенсирующего вида

В связи с введением ФГОС ДО в системе дошкольного образования произошли большие изменения в образовательном процессе. А реформирование дошкольного образования предъявляет новые требования к дошкольной...

Основы мультипликации и анимации в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи, в условиях детского сада компенсирующего вида.

Реформирование  дошкольного образования предъявляет новые требования к дошкольной образовательной организации, целью которой является более полное удовлетворение запросов родителей и интересов де...