Распространение опыта работы над проектом «Социализация ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада»
проект (старшая группа)

Чичваркина Лорэна Эдуардовна

Описание проекта:

Тематика  Разнообразие и включенность детей в детские сообщества (инклюзия ребенка с ОВЗ)

Название проекта  «Социализация ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада»

Целевая группа  Дети 5-7 лет и ребенок 5 лет с ОВЗ (ТНР)

Проект «Социализация детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада», был разработан, как модель организации коррекционной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с детьми ОВЗ.

Основная цель проекта – выявление и обоснование комплекса организационных условий, определяющих успешность социализации детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении.

Основная деятельность в рамках проекта направлена на решение следующих задач:

 1. Обеспечить благоприятную разнообразную социальную среду для ребенка с ОВЗ.

2. Дать воспитателям специальные знания по логопедии и научить использовать их в повседневной жизни группы.

3. Вынести часть занятий учителя-логопеда за пределы логопункта, проводить коррекционную работу в среде детей разного возраста.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Распространение опыта работы над проектом

«Социализация ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада» для воспитателей

Описание проекта:

Тематика

Разнообразие и включенность детей в детские сообщества (инклюзия ребенка с ОВЗ)

Название проекта

«Социализация ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада»

Целевая группа

Дети 5-7 лет и ребенок 5 лет с ОВЗ (ТНР)

Постановка проблемы

В сентябре по завершению логопедического обследования 1 воспитанник детского сада был направлен на районную ПМПК, где получил статус ребенок с ОВЗ. В условиях логопункта ДОУ возникла необходимость оказания логопедической помощи такому ребенку, который находятся в группе вместе с нормально развивающимися детьми. Опыта организации такой работы еще не было. Поэтому был разработан проект «Социализация детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада». У дошкольника с тяжелым речевым нарушением взаимодействие с социальной средой затруднено, так как его устная речь характеризуется строгим ограничением активного словаря, стойкими аграмматизмами, несформированностью навыков связного высказывания, тяжёлыми нарушениями общий разборчивости речи. А согласно взглядам Л.С. Выготского, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Воспитанник испытывает сложности в установлении контактов со сверстниками, это проявляется в том, что ребенок некомфортно чувствует себя в коллективе, непопулярен, не умеет правильно разрешать конфликтные ситуации, стесняется своего дефекта и испытывает комплексы. Таким образом, возникла необходимость создать коррекционно-развивающую среду, которая станет фактором успешного формирования социальных форм поведения, взаимодействия с окружающими и преодоления трудностей социализации детей с тяжелыми нарушениями речи.

Содержание проекта

Проект «Социализация детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада», был разработан, как модель организации коррекционной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с детьми ОВЗ.

Основная цель проекта – выявление и обоснование комплекса организационных условий, определяющих успешность социализации детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении.

Основная деятельность в рамках проекта направлена на решение следующих задач:

 1. Обеспечить благоприятную разнообразную социальную среду для ребенка с ОВЗ.

2. Дать воспитателям специальные знания по логопедии и научить использовать их в повседневной жизни группы.

3. Вынести часть занятий учителя-логопеда за пределы логопункта, проводить коррекционную работу в среде детей разного возраста.

Проект реализуется в формате организации системы индивидуальных и подгрупповых коррекционно - развивающих занятий с использованием речевых игр для обогащения активного и пассивного словаря, логоритмики, артикуляционных и мимических упражнений для формирования правильного звукопроизношения и построению слоговой структуры. Педагогическое сопровождение осуществляется учителем-логопедом и воспитателями группы, которую посещает ребенок с тяжелым речевым нарушением. Воспитатели понимают, что ребенку с ОВЗ трудно реализовать себя и почувствовать значимым в какой-то сфере деятельности. Эти знания учитываются при организации сюжетно-ролевых игр, театрализованной деятельности. Такие виды деятельности являются прекрасным средством развития коммуникативных способностей детей с нарушением речи. Инновационность проекта заключается в объединении коррекционно-развивающей работы с ребенком, имеющим тяжелые нарушения речи, с ведущей ролевой деятельностью ребёнка (детей) - партнера. А так же в интегрированном взаимодействии детей разного возраста, что помогает избежать однотипности форм коррекционной работы. Важность такой работы заключается в построении общения с ребенком таким образом, чтобы оно приносило удовольствие и вызывало желание общаться, и на первый план выступает игра – как основной вид детской деятельности. Деятельность в рамках проекта рассчитана на два учебных года. Коррекционно-развивающие занятия в группе детей проводятся 1 раз в неделю.

Рефлексивный  комментарий педагога
Результаты вашей деятельности

Опыт моей работы был представлен на муниципальный конкурс "Марафон педагогических открытий" и получил высокую оценку коллег и членов жюри. Возможность использовать различные формы работы в детском саду создает условия для проявления творческого профессионального потенциала меня, как учителя-логопеда, молодого специалиста. Совместная работа воспитателей и учителя-логопеда дает положительные результаты. Постоянное внимание к формированию речи ребенка в повседневной жизни повышает речевую активность. Возросший интерес к речи других детей мотивирует собственную речь ребенка с тяжелыми нарушениями речи. Снижаются коммуникативные барьеры и, как следствие, повышается социальная активность ребёнка с ОВЗ. Ребенок учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других; приобретает опыт общения с большим количеством говорящих людей разного возраста; учится ориентироваться в ближайшем окружении; соблюдать правила поведения.

На конец учебного года по сравнению с началом у детей снизился уровень конфликтности в группе, чувства враждебности в игровых ситуациях, повысилась благоприятная атмосфера. В коррекционно-развивающем процессе наблюдается положительная динамика, по результатам логопедического мониторинга у воспитанника первого уровня общего недоразвития речи повысился на 2 уровень. У ребенка с ТНР исчезла неуверенность, агрессивность, замкнутость, выработались положительные черты характера (уверенность в себе и своих силах, самоуважение, доброта, симпатия и сочувствие к сверстникам), ему стало легче общаться, он понимает чувства других и старается выразить свои.

Дальнейшее развитие проекта

В будущей своей профессиональной деятельности продолжу использовать форму работы с ребенком с ОВЗ при взаимодействии с детьми разного возраста и сотрудничестве с воспитателями. Потому, что считаю, жесткая регламентация работы учителя-логопеда приведет к формальности в работе, не позволит в полной мере учитывать психофизические особенности каждого ребенка, поспособствует сдерживанию процессов социализации ребенка и ограничит инициативу и творческий подход к решению коррекционных, организационно-методических задач учителя-логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об организации коррекционного сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада компенсирующего вида.

Из опыта работы заведующего муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением детским садом компенсирующего вида № 465 городского округа Самара Овчинниковой Татьяны Викторовны....

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Обобщение опыта "СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ ПО УСТРАНЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА"

Данная работа посвящена изучению и своевременной коррекции фонетико-фонематического недоразвитии речи у детей дошкольного возраста. Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать...

Сотрудничество с семьей в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, как условие успешной работы по образовательной области «Речевое развитие»

Данная статья раскрывает основы взаисодействия всех участников образовательных отношений в работе с детьми с тяжелвми нарушениями речи....

Работа учителя-логопеда с детьми с тяжелым нарушениями речи в условиях введения и реализации ФГОС ДО (Формирование экспрессивного словаря в играх-экспериментах)

Сегодняшний день, наше государство и общество требует, чтобы ребенок вырос здоровым, крепким, творческим, думающим, инициативным, с активной жизненной позицией, с умением самостоятельно решать поставл...

Модель продуктивного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС ДОО

В статье раскрыты способы взаимодействия воспитателей дошкольного учреждения с семьями детей с тяжелыми нарушениями речи...