Главные вкладки

    Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»
    методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме

    Сваткова Лариса Александровна

     

    Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей.

    1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА"

    2. ИЗ  ОПЫТА  РАБОТЫ  ВОСПИТАТЕЛЯ  ГРУППЫ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ  С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ  «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  И  КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ  РУК – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ  РЕЧИ ДЕТЕЙ  С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ»

    3.ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ  РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КООРДИНАЦИИ РУК И РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ, С ОПОРОЙ НА ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ Н.В. Нищевой.

    Уровень развития координации движений рук и мелкой моторики - один из показателей готовности к школьному обучению, поэтому, чем раньше мы научим работать ребёнка руками, тем быстрее мы добьёмся результатов в развитии речи, и общем интеллектуальном развитие ребёнка, тем быстрее и качественнее подготовим руку к письму.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon melkaya_motorika.doc520.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ

     У  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

    У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет особых нарушений слуха и зрения или поражения центральной нервной системы.

    В чем же причина патологии речи, а также задержки интеллектуального развития детей?

    Родители часто считают, что развитие речи ребёнка зависит от степени речевого общения с ним, конечно, это очень важно. Но обратимся к медицине! Учёные исследовали мозг человека и доказали, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью руки. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны, и, следовательно, тренировка тонких движение пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей и развитие интеллектуальных способностей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то речевое и интеллектуальное развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучали такие крупнейшие учёные, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.

    В ходе развития человеческого общества, движения пальцев рук оказались тесно связаны с речевой функцией.

    Первой формой общения были жесты, которые постепенно стали сочетаться с возгласами и выкриками.

    Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она ещё долгое время была связана жестикуляторной речью.

    Движения пальцев рук постепенно совершенствовались, так как люди выполняли более сложную и тонкую работу. В этой связи, в мозге человека происходило увеличение двигательной проекции кисти руки. Развитие функции руки, речи и интеллекта у людей шло параллельно. У ребёнка развитие идёт примерно в такой же последовательности. Сначала развивается движения пальцев рук, когда они достигают достаточной точности (для определённого возраста), начинается развитие речи ребёнка. Поэтому очень важно с самого рождения ребёнка не только словесно с ним общаться, но и делать массаж как общий, так и массаж кистей рук и пальцев. Необходимо давать ребёнку в руки погремушки, игрушки большие, а затем и мелкие, делать простые упражнения с шариками, палочками, совместное складывание пирамидок, расстёгивание и застегивание крупных пуговиц и молний, также необходимо проводить игры с пальчиками по русским народным потешкам. Не

    надо бояться давать малышам карандаш и краски. Маленькие дети очень любят рисовать пальцами, обмакнув его в краску ( в настоящее время есть краски специально для пальчиков), так как им ещё тяжело овладеть кисточкой.

    Для маленьких детей пальчиковые занятия и игры не должны быть продолжительными и очень важно, чтобы были использованы яркие предметы и игрушки.

    Учёные отметили, что когда человек не находит нужных слов для объяснения, то он часто помогает себе жестами, и наоборот, когда ребёнок, а порой и взрослые сосредоточенно рисуют, пишут, выполняют какую-либо кропотливую работу, непроизвольно высовывают язык. Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

    Уровень развития координации движений рук и мелкой моторики - один из показателей готовности к школьному обучению, поэтому, чем раньше мы научим работать ребёнка руками, тем быстрее мы добьёмся результатов в развитии речи, и общем интеллектуальном развитие ребёнка, тем быстрее и качественнее подготовим руку к письму.

    ИЗ  ОПЫТА  РАБОТЫ  ВОСПИТАТЕЛЯ  ГРУППЫ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ

     С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

     «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  И  КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ  РУК – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ  РЕЧИ

    ДЕТЕЙ  С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ»

    Как увлечь ребёнка работать собственными руками и пальцами? Прежде всего, необходимо показать детям, что при помощи наших рук и пальцев можно показать множество забавных зверюшек, знакомых предметов, рассказать стихи и даже целую сказку. Далее предложить ребёнку самостоятельно выполнить небольшие упражнения руками и пальчиками. Например, показать  «солнышко», «цветочек», «птичку», «зайчика» и т.д., вспомнить или выучить игры - потешки и небольшие стишки - «Сорока - белобока», «Мои пальчики - семья» и т.д. После того,  как дети начинают проявлять интерес к пальчиковым играм, предлагаем им сделать массаж рук. Например,  «Настенька, твои ручки сегодня много трудились, они очень устали, давай мы их пожалеем, погладим, все пальчики устали и большой - дедушка, и указательный - бабушка, и средний - папочка, и безымянный - мамочка, и мизинчик - доченька». Сначала, в течение дня сам педагог делает массаж каждому ребёнку, но со временем дети привыкают и делают его сами, сопровождая маленькими стишками, придуманными или подобранными педагогом. Работу по развитию тонкой моторики рук необходимо проводить в течении всего дня, эту работу можно включить в любой режимный момент, главное, чтобы ребёнку это доставляло радость, удовольствие, чтобы развивало не только руки ребёнка, но и мыслительные процессы. Я предлагаю примерное распределение работы по развитию координации рук и мелкой моторики в течение дня:

    Утро - приём детей:

    -  массаж кистей рук и пальцев;

    • пальчиковая гимнастика и игры;
    • индивидуальная работа с пристёжками,
    • шнуровками, ножницами, клубочками, палочками, крупой, бросовым материалом и т.д.
    • выкладывание из геометрических фигур, мозаики, спичек, пуговиц, ниток и т.д.
    • работа с трафаретами, печатками, шаблонами, штриховками, раскрасками и т.д.

    Утренняя гимнастика:

    • упражнения для развития кистей рук и пальцев;
    • массаж рук;

    -        выполнение «Мудр» (старший возраст) Культурно - гигиенические навыки:

    • закаливание кистей рук, обливая их холодной водой, растирание полотенцем;
    • выполнение забавных фигурок пальцами;
    • заучивание стишков и потешек, используя движение рук и пальцев;
    • «Расскажи стихи руками»

    Занятия:

    • перед занятием и во время физминутки – самомассаж, пальчиковая гимнастика и игры;
    • работа с ножницами, карандашом и ручкой в рабочих тетрадях и альбомах;
    • выполнение руками различных заданий, развивающих тонкую моторику.

    Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки:

    • застегивание и расстегивание пуговиц, молний, крючков и кнопок;
    • шнуровка ботинок, завязывание шнурков;
    • заучивание потешек, пальчиковых игр;
    • индивидуальная работа по развитию тонкой моторики рук — самомассаж, лепка снежков, рисование мелками и палочками, игры с природным материалом;
    • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
    • «Расскажи стихи руками».

    Коррекционная работа и совместная деятельность во 2 половине дня:

    • пальчиковые игры и упражнения;
    • развивающие игры;
    • рисование на крупе;
    • пальчиковая гимнастика и игры;
    • индивидуальная работа с пристёжками,
    • шнуровками, ножницами, клубочками, палочками, крупой, бросовым материалом и т.д.
    • выкладывание из геометрических фигур, мозаики, спичек, пуговиц, ниток и т.д.
    • работа с трафаретами, печатками, шаблонами, штриховками, раскрасками и т.д.
    • выкладывание мозаики, из спичек, пуговиц, геометрических фигур и т.д.
    • работа в изо уголке (рисование, лепка, ручной труд, используя различный материал)
    • работа в индивидуальных графических тетрадях, альбомах, раскрасках и т.д.
    • работа с конструктором различного типа.

    Все эти задания, я обязательно связываю с лексической темой, по которой мы работаем данную неделю. Например, лексическая тема «Посуда» - показываем руками и пальчиками разные виды посуды, лепим и рисуем посуду, отгадываем загадки и учим стихи о посуде, помогая руками, развивающие игры по данной теме и т.д. Выполнение всех заданий сопровождается речью педагога и ребёнка, тем самым ребёнок пополняет свой словарный запас, учится связно говорить, выражать свои мысли. Утром, придя на работу, я стараюсь приготовить каждому ребёнку такие задания, которые ему будут наиболее интересны. Например, девочки с удовольствием занимаются с клубочками и ниточками, любят рисовать на крупе и сортировать её, в старшем возрасте девочки любят играть с бумажными куклами - одевать их, моделировать и раскрашивать им одежду, играть с фантиками, перьями, бусинками и т.д. У мальчиков, другие интересы. В старшем возрасте мальчики любят делать постройки из конструктора, больше всего их интересует мелкий конструктор, из которого можно сделать разную технику. Некоторые мальчики любят играть в шашки и стараются научить других ребят. Так же мальчики с большим интересом раскрашивают различные виды транспорта в раскрасках, знакомясь с новыми видами транспорта, узнавая новую военную технику и спецтехнику. Мальчики средней группы с интересом выкладывают из палочек, геометрических фигур, работают с разрезными картинками, фантиками, играют с мелкими игрушками, шариками, любят заниматься с ключиками, винтиками, шурупами и т.д.

    Занимаясь на первый взгляд простыми, но очень важными делами, дети не только развивают свои пальчики, пополняют словарный запас, но и получают новую информацию об окружающих предметах: материале, из которого они сделаны, его свойствах и качествах, назначении, как можно использовать и т.д., развивают память и внимание, логическое мышление и фантазию, т.е. развивают свой интеллект, у детей появляется первый жизненный опыт.

    Я хочу Вам предложить перспективное планирование для всех возрастных групп детского сада по развитию координации рук и развитию мелкой моторики, с опорой на лексические темы. Планирование включает в себя следующие разделы:

    1. Занятия по ИЗО, так как эти занятия наиболее способствуют развитию мелкой моторики, а так же развивают основные психические процессы, такие как фантазия и воображение, зрительное внимание и т.д., воспитывают усидчивость, чувство коллективизма, прививают уважение и любовь к труду.

    2.        Пальчиковые игры и гимнастика, выполнение руками и пальцами
    забавных фигурок, заучивание стихов при помощи рук и пальцев.

    В этом разделе игры и задания направлены, прежде всего, на развитие зрительной и слуховой памяти, воображения и логического внимания, а помогают в этом руки и пальчики. В нашей группе имеется картотека пальчиковой гимнастики, пальчиковых игр, подборка стихов по лексическим темам - «Расскажи стихи руками», многие из этих стихов придумали сами. Дети очень любят запоминать стихи, помогая пальчиками и руками. Наши дети в старшей группе не только сами овладели этим способом, запоминания стихов, но и научили своих родителей и друзей. С большим удовольствием дети показывают при помощи рук окружающие предметы и забавных зверюшек. Так как эта работа ведётся регулярно, дети к концу года самостоятельно придумывают различные комбинации.

    1. Совместная и индивидуальная деятельность детей и педагога. В этом разделе я предлагаю примерный перечень заданий, игр, которые дети могут проделать как самостоятельно, так и вместе с педагогом.
    2. Совместная деятельность детей и родителей.

    В четвёртом разделе я предлагаю задания, рекомендуемые для выполнения родителям и детям в выходной день, для закрепления изученной темы. Выполнения этих заданий помогают отложить домашние дела и уделить внимание своему ребёнку, пообщаться с ним, увидеть его успехи и сложности в развитии. Эта работа помогает более тесно сплотить семью, развить не только ребёнка, но и родителей, так как родители порой открывают свои таланты.

    ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ  РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КООРДИНАЦИИ РУК И РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С ДЕТЬМИ 3 – 4 ЛЕТ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ,

    С ОПОРОЙ НА ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ Н.В. Нищевой

    Лексическая тема.

    Совместная деятельность педагога с детьми по изо деятельности.

    Пальчиковые игры и гимнастика, изображение руками и пальцами забавных фигурок, «Расскажи стихи руками».

    Совместная и индивидуальная деятельность детей

    и педагога.

    Совместная деятельность детей и родителей дома.

    1 квартал

    октябрь

    1 неделя

     «Семья»

    2 неделя

    3 неделя

    «Игрушки»

    4 неделя

    «Части тела и лица»

    ноябрь

    1 неделя

    «Туалетные принадлежности»

    2 неделя

    3 неделя

    «Одежда»

    4 неделя

    «Обувь»

    2 квартал

    декабрь

    1 неделя

    «Обувь»

    2 неделя

    3 неделя

    «Мебель»

    4 неделя

    «Новый год. Ёлка»

    январь

    3 неделя

    «Продукты питания»

    4 неделя

    «Посуда»

    февраль

    1 неделя

    «Посуда»

    2неделя

    3 неделя

    «Домашние птицы»

    4 неделя

    «Домашние

    животные»

    3 квартал март

    1 неделя

    «Мамин праздник»

    2 неделя

    «Домашние

     животные»

    3 неделя «Транспорт»

    апрель  1неделя

    2 неделя

    «Дикие животные»

    3 неделя

    4 неделя

    «Транспорт»

    май

    1 неделя

    «Игры с водой»

    2неделя

    «Цветы»

    Рисование

    «Вкусные оладушки» Аппликация

    «Бусы для мамы»

    Рисование

    «Колобок на

    окошке»

    Лепка

    «Шустрые мячики»

    Рисование

    «Мои ладошки» Аппликация «Весёлые и грустные лица»

    Рисование

    «Моя расчёска» Аппликация

    «Подарки Мойдодыра»

    Рисование

    «Украсим юбочку» Аппликация «Полосатый шарфик»

    Рисование пальчиками

    «Следочки»

     Лепка на пластине

    «Красивый сапожок»

    Аппликация коллаж

    «Детская обувь»

    Рисование

    «Кровати для трёх

    медведей»

    Конструирование

    «Комната для пупсиков»

    Рисование

    «Ёлочка» Аппликация

    «Нарядная ёлочка»

    Рисование

    «Яблочки»

    Аппликация «Огурчики, помидорчики»

    Рисование пальчиками

    «Украсим чайный сервиз»

    Лепка

     «Тарелочки для трех медведей»

    Аппликация коллаж

    «Какую ты знаешь посуду?»

    Рисование

    «Высокий и низкий заборчик»

    Лепка

     «Цыплята»

    Рисование тычком

    «Кошка»

    Лепка коллектив.

     «Котята с клубочками»

    Рисование

    «Цветы для мамы» Аппликация из ниток

    «Роза»

    Рисование тычком

    «Смешной щенок» Лепка

    «Мисочка для щенка»

    Рисование

    «Дорога с

    пешеходным

    переходом»

    Рисование

    «Ёжик» Лепка

    «Зайчик»

     

    Рисование по обводке

    «Легковой автомобиль»  Конструирование

    «Гараж для машин»

    Рисование

    «Дождик босиком по земле прошел» Аппликация

    «Зонтик»

    Рисование тычком

    «Дунь на одуванчик» Лепка, с использованием макаронных изделий

    «Бабочки прилетели»

       

    Пальчиковая гимнастика «Семья»

    Массаж - «бассейн» с фасолью.

    Пальчиковая гимнастика «Мы игрушки собирали»

    Сортировка игрушек.

    Массаж - «бассейн» с мелкими игрушками.

    Пальчиковая гимнастика «Водичка — водичка»

    Массаж - «бассейн» с мелкими мячиками.

     Пальчиковая гимнастика «Умывалочка»

    Массаж - «бассейн» с мочалками.

    Пальчиковая гимнастика рисование пальчиками на крупе, в воздухе.

    Массаж - «бассейн» с жёсткими тканями.

    Пальчиковая гимнастика «Ножки по дорожке»

     Массаж - «бассейн» с камешками.

    Пальчиковая гимнастика «Ножки по дорожке»

     Массаж - «бассейн» с крупами.

    Пальчиковая гимнастика «Постучи пальчиками» Массаж — прокатывание шариков в ладошках.

    Пальчиковая гимнастика «Ёлочка – иголочка»

    Массаж при помощи ёлочной мишуры.

    Пальчиковая гимнастика «Нажимаем пальчиками»

    Массаж – «бассейн» с тестом.

    Пальчиковая гимнастика «Переставь посуду»

    Массаж – «бассейн» с крупами.

    Массаж смятой бумагой разного вида.

    Пальчиковая гимнастика «Птички клюют»

    Массаж, с использованием природного материала.

    Покажи руками  курочку, гуся и т.д.

    Пальчиковая гимнастика

    «Домик для животных»

    Массаж - «бассейн» с шерстяными нитками.

    «Покажи кошечку»

    Пальчиковая гимнастика «Цветочки распускаются» Массаж - «бассейн» с пуговицами.

    Пальчиковая гимнастика , «Домик для животных»

     Массаж - «бассейн» с камешками.

    «Покажи как лает собачка»

    Пальчиковая гимнастика «Прокати колесо»

    Массаж - «бассейн» с мелкими игрушками.

    Пальчиковая гимнастика «Пальчики зверюшки»

     Массаж - «бассейн» с природным материалом. «Покажи зайку, мишку и т.д»

    Пальчиковая гимнастика «Круглые колёсики»

    Массаж, смятой упаковочной бумагой, маленькими мячиками.

    Пальчиковая гимнастика «Дождик капает»

    Массаж – игры с водой.

    Игры с песком.

     

    Пальчиковая гимнастика «Покажи цветочек»

    Массаж – «бассейн», с использованием природного материала. Игры с песком.

    Складывание матрёшек, разрезных картинок Вкладыши «Семья». Пристёжки, шнуровки, игры с пуговицами и бусинками.

    Складывание пирамидок, разрезных картинок Вкладыши, пристёжки, шнуровки. Сортировка мелких игрушек.

    Складывание матрёшек, разрезных картинок. Вкладыши «Семья». Рисование на крупе. Пристёжки, шнуровка.

    Разрезные картинки Вкладыши, пристёжки, шнуровки. Выкладывание из палочек и полосок.

    Складывание матрёшек, разрезных картинок Вкладыши «Одежда». Пристёжки, шнуровки, игры с пуговицами.

    Вкладыши «Обувь». Пристёжки, шнуровки, игры с детскими ботиночками. Выкладывание картинок из готовых форм и геометрических фигур. Игры - «Печатки», «Следочки»

    Складывание разрезных картинок, пазлов. Выкладывание из палочек, конструктора и геометрических фигур.

    Изготовление новогодних украшений. Трафарет «Новый год»

     Игры с мишурой и ватой.

    Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой  игре (булочки, хлеб, баранки и т.д.) Игры с природным материалом.

    Складывание разрезных картинок.

    Выкладывание по размеру, цвету, форме из готовых форм.

    Лепка и украшение посуды.

    Сортировка посуды по видам.

    Складывание разрезных картинок.

    Выкладывание из мозаики, пуговиц, бусинок и перьев.

    Рисование на крупе, лепка животных. Конструирование домиков для животных. Разрезные картинки.

    Лепка из солёного теста. Выкладывание цветов из мозаики, макаронных изделий. Игры с нитками и пуговицами.

    Выкладывание из геометрических фигур, бросового материала. Игры с мелкими фигурками животных.

    Складывание машинок из конструктора, разрезных картинок.

    Вкладыши «Транспорт». Игры с машинками.

    Разрезные картинки. Сортировка животных. Лепка лесных зверей, используя природный материал.

    Складывание разрезных картинок.

    Работа со строительным материалом, обыгрывание построек. Прикручивание винтиков и гаечек.

    Игры с водой и песком. Рисование на песке. Разрезные картинки. Выкладывание предложенного  сюжета из картинок на панно.

    Лепка на пластине. Разрезные картинки, пазлы.

    Выкладывание из природного и бросового материала.

    Фото коллаж

    «Наша дружная семья»

    Аппликация «Моя любимая игрушка»

    Рисование

    «Цветочек из ладошек»

    Лепка

    «Весёлая зубная щётка» (с личиком)

    Аппликация, рисование «Одежда для детей»

    Аппликация коллаж

    «Обувной магазин»

    Лепка

    «Красивые тапочки»

    Ручной труд из бросового материала «Обеденный стол»

    Ручной труд

    «Новогодний букет»

    Лепка из солёного теста для сюжетно – ролевой  игры «Мои любимые продукты»

    Рисование

    «Украсим тарелочку» (бумажная одноразовая)

    Аппликация из мятой бумаги

    «Курица с цыплятами» «Встречаем зимушку — зиму»

    Рисование

    «Домик для собачки»»

     

    Изготовление подарка

    «Пирожки для бабушки»

    Ручной труд «Животные в вашей семье»»

    Ручной труд из мелкого

    конструктора

    «Самолёт»

    Аппликация коллажа

    «Кто живёт в лесу?»

    Рисование «Машина везёт груз»

    Ручной труд «Озеро»

    Аппликация  из фантиков, макаронных изделий и т.д.

    «Бабочки летают»

    ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ  РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КООРДИНАЦИИ РУК И РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С ДЕТЬМИ 4 – 5 ЛЕТ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ,

    С ОПОРОЙ НА ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ Н.В. Нищевой

    Лексическая тема.

    Совместная деятельность педагога с детьми по изо деятельности.

    Пальчиковые игры и гимнастика, изображение руками и пальцами забавных фигурок, «Расскажи стихи руками».

    Совместная и индивидуальная деятельность детей

    и педагога.

    Совместная деятельность детей и родителей дома.

    1 квартал

    октябрь

    1 неделя

     «Огород»

    2неделя

    «Сад. Фрукты»

    3 неделя

    «Лес. Грибы и лесные ягоды»

    4 неделя

    «Игрушки»

    ноябрь

    1 неделя

    «Одежда»

    2неделя

    «Обувь»

    3 неделя

    «Квартира. Мебель»

    4 неделя

    «Кухня. Посуда»

    2 квартал

    декабрь

    1 неделя

    «Зима»

    2неделя

    «Зимующие птицы»

    3 неделя

    «Комнатные растения»

    4 неделя

    «Новогодний праздник»

    январь

    2 неделя

    «Домашние птицы»

    3неделя

    «Домашние животные»

    4 неделя

    «Дикие животные и их детёныши»

    февраль

    1 неделя

    «Профессии. Продавец»

    2неделя

    «Профессии. Почтальон»

    3 неделя

    «Транспорт»

    4 неделя

    «Профессии на транспорте»

    3 квартал

    март

    1 неделя

    «Весна»

    2неделя

    «Мамин праздник. Профессии наших мам»

    3 неделя

    «Рыбки в аквариуме»

    4 неделя

    «Цветущие комнатные растения»

    апрель

    1 неделя

    «Дикие животные весной»

    2неделя

    «Домашние животные»

    3 неделя

    «Птицы прилетели»

    4 неделя

    «Правила дорожного движения»

    май

    1 неделя

    «Первые весенние цветы»

    2неделя

    «Наш город»

    Рисование

    «Богатый урожай»

    Лепка

    «Морковка большая и маленькая»

    Рисование

    «Отгадай и нарисуй»

    Аппликация

    «Фрукты на тарелочке»

    Рисование

    « Грибы для ёжика»

    Конструирование из природных материалов

    «Ёжик собирает грибы»

    Рисование по трафарету

    «Весёлые матрёшки»

    Аппликация

    Коллаж «Магазин игрушек»

    Рисование по трафарету

     «Платье для кукол» - девочки;

    «Рубашка для клоуна» - мальчики

    Аппликация, используя самоклейку

    «Украсим шарфик»

    Рисование, используя шаблоны

    «Весёлые следочки»

    Лепка на пластине

    «Волшебный сапожок»

    Рисование

    «Мой шкаф с игрушками»

    Конструирование

    «Спальня для трёх медведей»

    Рисование по трафарету

    Коллаж «Кухня моей мамы»

    Лепка коллективная

    «Чайный сервиз»

    Рисование тычком

    «Зимний лес»

    Аппликация обрывом бумаги

    «Падает снежок»

    Лепка из теста,

    рисование — раскрашивание

    «Снегири прилетели»

    Рисование

    «Щучий хвост»

    Аппликация

    «Фикус»

    Рисование

    «Ёлочные игрушки»

    Конструирование из бумаги

    «Новогодние гирлянды»

    Рисование

    (ладошка)

    «Курочка»

    Аппликация (крупа)                 

    «Весёлые цыплята»

    Рисование тычком   коллективное

    «Кошка с котятами»

    Аппликация коллективная

    «В деревне»

    (наклеивание готовых фигурок домашних животных)

    Рисование тычком коллективное

    «Зайчиха и зайчата»

    Лепка коллективная по сказке «Три медведя»

    Рисование

    «Кусочек сыры»

    Лепка из солёного теста для с/р игры

    «Магазин»

    «Пирожки и булочки»

    Рисование

    «Праздничная посылка»

    Аппликация

    «Открытка для папы»

    Рисование

    «Летят самолёты»

    Аппликация

    «Грузовик»

    Рисование

    «Нагрузили грузовик» (песком, кирпичом и т.д.)

    Конструирование из бумаги

    «Автобус»

    Рисование

    «Весенне дерево»

    Лепка на пластине

    «Цветок для мамочки»

    Рисование

    «Цветы для мамы»

    Аппликация

    «Ветка мимозы»

    (нитки, вата)

    Рисование

    «Золотая рыбка»

    Аппликация, с использованием самоклейки

    «Волшебная рыбка»

    Рисование

    «Ванька мокрый»

    Аппликация

    Коллаж «Цветущие растения»

    Рисование

    «Кто просыпается весной» (ёжик, медведь)

    Аппликация (крупа)

    «Хитрая лиса»

    Рисование

    «Весёлый поросёнок»

    Лепка

    «Козлёночек»

    Рисование

    «Скворечник»

    Лепка из солёного теста

    «Птички в гнёздышках»

    Рисование

    «Светофор для дяди Стёпы»

    Конструирование из бумаги

    «Светофор»

    Рисование тычком

    «Одуванчики на лугу»

    Аппликация «Тюльпаны»

    Рисование на крупе

    «Строим дом»

    Аппликация

    «Наш детский сад»

       

       

    Пальчиковая  гимнастика «Огород».

    «Покажи руками овощи» - форма, размер овощей.

    Пальчиковая гимнастика «Апельсин».

    «Покажи фрукты руками» - форма, размер.

     Пальчиковая гимнастика

    «Собираем мы грибы».

    Показать дерево, грибы, корни, листики и т.д.

    Пальчиковая гимнастика

    «В магазине».

    «Забавные зверюшки руками».

    Пальчиковая гимнастика

    «Алёнка».

     Массаж, используя ткань разного качества, разный бросовый материал.

    Пальчиковая гимнастика

    «Пальчики бежали по дорожке»

    Пальчиковая гимнастика

    «Много мебели в квартире»

    Изображение предметов мебели руками.

    Рисование пальцами в воздухе.

    Пальчиковая гимнастика

    «У мамы на кухне...»

    Показать руками размер и форму разной посуды.

    Рисование пальцами в воздухе.

    Расскажи стихи руками

    «Первый снег»

    Массаж, используя поролоновую губку.

    Лепка снежков.

    Пальчиковая гимнастика

    «Птичка».

    Изобразить руками разных птиц и их повадки.

    Массаж, с использованием круп (гороха, риса, перловки)

    Изобразить руками части растения — бутон, цветок, корень, листья.

     Рисование пальцами в воздухе.

     «Расскажи стихи руками» - заучивание стихов к новогоднему  празднику.

    Пальчиковая гимнастика

    «Уточка».

    Изображение руками птиц.

    Массаж с использованием крупы.

    Пальчиковая гимнастика

    «Идёт коза рогатая...»

    Показ руками забавных зверюшек.

    «Расскажи стихи руками» - заучивание стихов о домашних животных.

     Имитация пальцами, руками и телом повадок и внешних особенностей животных и их детёнышей.

    Пальчиковые игры, используя различные упаковочные материалы.

    Пальчиковая гимнастика

    «Почтальон»

    «Печатание» на клавиатуре.

    Выполнение знакомых упражнений для пальцев.

    Пальчиковая гимнастика

    «Много транспорта мы знаем»

    «Расскажи стихи руками» -

    заучивание стихов о транспорте, к 23 февраля.

    Пальчиковая гимнастика

    «Ладошка — гармошка»

    Загибание пальцев при перечислении транспорта.

    Пальчиковая гимнастика

    «Кап, кап, кап...»

    «Расскажи стихи руками» -

    заучивание стихов о весне.

    Изображение руками и пальцами весенних явлений природы.

    Пальчиковая гимнастика

    «Моя семья»

    «Цветы  для мамы» - изображение при помощи рук и пальцев.

    Массаж пальчиков при помощи камешков.

    Пальчиковая гимнастика «Рыбки плавают в воде»

    «Забавные рыбки» - изображение при помощи рук и пальцев.

    Пальчиковая гимнастика

    «Моя семья»

    Изображение руками и пальцами частей комнатных растений.  

    Пальчиковая гимнастика

    «Пальчик по лесу ходил»

    Загибание пальцев при перечислении зверей.

    Изображение внешних особенностей зверей и их повадок  (руками и пальцами)

    Пальчиковая гимнастика

    «Кошки — мышки»

    Изображение внешних особенностей домашних животных и их повадок (руками и пальцами)

    Пальчиковые игры

    «Прилетели журавли»

    Показать руками: гнездо,

    части тела птиц, их повадки.

    Пальчиковая гимнастика

    «Красный, жёлтый, зелёный»

    «Расскажи стихи руками» - заучивание стих.«Переход»

    Пальчиковая гимнастика

    «Цветочек»

    Показ руками частей цветка.

    «Расскажи стихи руками» - заучивание стихотворения

    «Мать - и — мачеха»

    Изображение руками    деревьев, речек.  

    Рисование пальцем в воздухе  различных построек: дома, машины и т.д.

    Раскраски, обводки, пристёжки.

    Выкладывание овощей из ниток, мозаики.

    Обводки, рисование.

    «Соедини по точкам».

    Получение фруктового сока (отжимание руками)

     Шнуровки.

    Поделки из природного материала.

    Рисование на крупе. Обводки и раскрашивание.

    Игры с мелкими игрушками, конструктором.

    Вкладыши.

    Шаблоны одежды, раскраски.

    Выкладывание из пуговиц, ниток, лоскутков.

    Нанизывание бусинок.

    Пристёжки.

    Шнуровка ботиночек для малышей.

    Пристёжки ,застежки для обуви.

    Застёгивание молний.

    Обводки и раскраски.

    Складывание предметов мебели из разрезных картинок.

    Выкладывание мебели из палочек и геометрических фигур.

    Складывание посуды из разрезных картинок.

    Обводки, шаблоны и раскраски.

    Сортировка крупы.

    Сервировка стола.

    Рисование снежинок разными способами.

    Игры со снежинками.

    Выкладывание зимних картинок на фланелеграфе.

    Выкладывание птиц из геометрических фигур.

    Складывание разрезных картинок «Зимующие птицы»

    Обводки и раскраски.

    «Соедини по точкам»

    Посадка лука.

    Раскраски. Рисование кашпо для растений.

    Изготовление украшений к Новому году, подарков для родителей.

    Рисование по трафарету, раскраски.

    Складывание разрезных картинок.

    Выкладывание из геометрических фигур,

    готовых форм.

    Работа с трафаретами,

    раскраски.

    Лепка животных, рисование на крупе,

    раскраски.

    Складывание зверюшек из деталей.

    Складывание разрезных картинок, кубиков.

    Выкладывание из геометрических фигур,

    мозаики.

    Рисование по трафаретам, обводкам, раскрашивание.

    Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Магазин»

    Сортировка крупы.

    Игры с фантиками.

    Изготовление открыток и конвертов.

    Сортировка праздничных открыток.

    Складывание разрезных открыток.

    Складывание разрезных открыток.

    Прокатывание колёсиков.

    Конструирование из конструктора типа «Лего» разных машинок.

    Выкладывание транспорта из мозаики, палочек, геометрических фигур.

    Поделки из крупного строительного материала.

    Складывание разрезных картинок, кубиков.

    Выкладывание на фланелеграфе весенних

    картинок.

    Раскраски, зарисовки.

    Изготовление цветочков для мамы разными способами. Рисование цветов, воздушных шаров. Выкладывание из мозаики, пуговиц, ленточек.

    Выкладывание рыбок из бросового материала, мозаики, геометрических фигур. Выкладывание на фланелеграфе «Аквариум»

    Складывание разрезных картинок, кубиков.

    Выкладывание на фланелеграфе из частей комнатных растений.

    Пальчиковый театр

    «Теремок»

    Выкладывание зверей из геометрических фигур.

    Изготовление поделок из природного материала.

     Игра «Скотный двор»

    Складывание кубиков и разрезных картинок.

    Работа с трафаретами и шаблонами, раскраски.

    Выкладывание птиц из бросового и природного материала, геометрических фигур.

    Игры с перьями, пуговицами и нитками.

    Постройка города и обыгрывание с использованием мелких машинок и дорожных знаков. Складывание разрезных картинок.

    Изготовление цветов — оригами.

    Рисование цветов. Выкладывание из мозаики, пуговиц, ниток.

    Шнуровки, пристёжки.

    Выкладывание разных зданий из геометрических фигур.

    Постройки из крупного строительного материала.

    Игры с камешками.

    Лепка овощей

    «Мои любимые овощи»

    Работа с трафаретами (обводка и раскрашивание)

     по теме «Мой любимый фрукт»

    Изготовление поделок из природного материала

    «Дары осени»

    Аппликация

    «Любимая игрушка»

    Ручной труд

    «Украсим платье для принцессы» - девочки.

    «Одежда для короля» - мальчики.

    Работа в индивидуальных альбомах «Обведи и раскрась»

    Изготовление предметов мебели из бросового материала

    «Мебель в моей квартире»

    Лепка посуды

    «Кухонная посуда»

    Изготовление зимнего букета.

    Изготовление кормушек разного вида и составление рассказа о необходимости заботиться о птицах.

    Рисование

    «Наш самый красивый цветок»

    Изготовление украшений для группы и раздевалки.

    Изготовление домашних птиц из бросового материала.

    Рисование  

    «Отгадай загадку и нарисуй отгадку»

    Лепка из солёного теста

    и раскрашивание

    «Мама с детёнышами»

    Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре

    «Магазин»

    Аппликация

    «Подарок для папы, дедушки, брата»

    Изготовление  разного вида транспорта из мелкого конструктора и составление рассказа о своей работе.

    Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой  игре

    «Транспорт»

    Рисование

    «Деревья просыпаются»

    Аппликация

    «Подарок для мамы - мы сделаем вместе с папой»

    Аппликация

    «Рыбки плавают в аквариуме»

    Рисование

    «Кашпо для комнатных растений»

    Работа в индивидуальных альбомах по теме «Дикие животные весной» - обводки и раскрашивание.

    Изготовление поделок из бумаги — оригами

    «Кошка», «Собачка»

    Лепка

    «Перелётные птицы»

    Изготовление светофора из бросового материала.

    Изготовление цветов из гофрированной бумаги.

    Рисование

    «Мой дом»

    ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ  РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КООРДИНАЦИИ РУК И РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С ДЕТЬМИ 5 – 6 ЛЕТ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ,

    С ОПОРОЙ НА ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ Н.В. Нищевой

    Лексическая тема.

    Совместная деятельность педагога с детьми по изо деятельности.

    Пальчиковые игры и гимнастика, изображение руками и пальцами забавных фигурок, «Расскажи стихи руками»

    Совместная и индивидуальная деятельность детей

    и педагога.

    Совместная деятельность детей и родителей дома.

    1 квартал

    октябрь

    1 неделя

     «Осень»

    2неделя

    «Овощи. Огород»

    3 неделя

    «Фрукты. Сад »

    4 неделя

    «Лес. Грибы,

     ягоды »

    ноябрь

    1 неделя

    «Одежда»

    2неделя

    «Обувь»

    3 неделя

    «Игрушки»

    4 неделя

    «Посуда»

    2 квартал

    декабрь

    1 неделя

    «Зима. Зимующие птицы»

    2неделя

    «Домашние животные зимой»

    3 неделя

    «Дикие животные зимой »

    4 неделя

    «Новый год»

    январь

    2неделя

    «Мебель,

    части мебели»

    3 неделя

    «Грузовой и пассажирский транспорт»

    4 неделя

    «Профессии на транспорте»

    февраль

    1 неделя

    «Детский сад. Профессии, трудовые действия»

    2неделя

    «Ателье. Швея. Закройщица. Трудовые действия»

    3 неделя

    «Стройка. Профессии на стройке. Трудовые действия»

    4 неделя

    «Наша Армия»

    3 квартал

    март

    1 неделя

    «Весна. Приметы весны. Прилёт птиц»

    2неделя

    «Комнатные растения»

    3 неделя

    «Речные, озёрные и аквариумные рыбы »

    4 неделя

    «Наш город»

    апрель

    1 неделя

    «Откуда пришёл хлеб?»

    2неделя

    «Космос»

    3 неделя

    «Весенние сельскохозяйственные работы »

    4 неделя

    «Почта»

    май

    1 неделя

    «Правила дорожного движения»

    2неделя

    «Насекомые. Полевые цветы»

    Рисование

    «Осеннее дерево»

    (листья тычком)

    Аппликация из природного материала

    «Осеннее дерево» - мальчики;

    «Букет цветов» - девочки.

    Рисование

    книжки — малышки

    «Загадки и отгадки»

    Лепка

    «Корзинка с овощами»

    Лепка из солёного теста

    Рисование - раскрашивание

    «Фрукты»

    Рисование

    «В лес по ягоды, грибы»

    Ручной труд из природного материала

    «Дары леса»

    Рисование

    «Журнал мод»

    Аппликация из ткани

    «Украсим одежду»

    Рисование

    «Туфли для золушки» - девочки;

    «Сапоги — скороходы» мальчики

    Аппликация

    коллаж 

    «Обувь»

    Лепка

    Рисование - роспись

    «Дымковская кукла»

    Рисование коллективное

    «Роспись сервиза»

    Лепка из сдобного теста

    «Печенье к чаю»

    Рисование (восковые мелки, тычком)

    Аппликация (обрыв бумаги)

    «Ели в снегу»

    Рисование тычком

    «Пудель»

    Аппликация (крупа)

    «Наши любимцы»

    Рисование книжки — малышки

    «Кто как зимует»

    Лепка коллективная

    «Звери в лесу»

    Рисование

    «Пригласительная открытка»

    Ручной труд (полоски бумаги)

    «Новогодние фонарики»  

    Рисование

    «Отгадай загадку и нарисуй»

    Конструирование из строительного и бросового материала

    «Моя комната»

    Рисование

    «Машины на нашей улице»

    Аппликация

    «Весёлый поезд»

    Рисование

    «Кому, что нужно»

    (предметы трудовой деятельности)

    Лепка

    «Груз для машины»

    Рисование

    коллаж  «Детский сад»

    Лепка «Моя любимая игрушка в детском саду»

    Рисование

    «Мы модельеры»

    Ручной труд

    «Знакомство с иглой. Работа с тканью»

    Рисование

    «На стройке»

    Аппликация

    «Мы строим дом»

    (блочный)

    Рисование

    «Военная техника»

    Ручной труд (крупа)

    «Парусник»

    Рисование

    «Первые проталины»

    Лепка из пластилина, с использованием перьев и бросового материала  

    «Птичка в гнезде»

    Рисование

    «Аспарагус»

    Аппликация, с использованием   бархатной самоклейки

    «Фиалка»

    Рисование

    Аппликация

    «Аквариум»

    Рисование

    «Моя улица»

    Конструирование из строительного и бросового материала  «Дома и здания  нашего микрорайона»

    Рисование

    коллаж

    «Как хлеб растёт»

    Лепка из солёного

    теста

    «Испекли мы каравай»

    Рисование

    «Летим в космос»

    Аппликация

    «Космос»

    Рисование

    «Как мы растим рассаду»

    Лепка

    «Что можно вырастить из рассады»

    Рисование

    «Что можно послать по почте»

    Аппликация

    «Поздравительная открытка ко дню рождения»

    Рисование

    «Знаки дорожного движения»

    Аппликация

    коллаж

    «Внимание — дорога»

    Рисование

    «Первые цветы»

    Аппликация

    «Бабочки на лугу»

    (фантики)

     

    Пальчиковая гимнастика

    «Стоит тополёк»

    «Покажи руками» - деревья, части дерева; назвать и показать отличия разных пород.

    «Расскажи стихи руками» - заучивание стихотворения

    «Осинка»

    Пальчиковая гимнастика

    «Хозяйка с базара пришла»

    «Покажи руками» - отобразить форму, размер, особенности овощей. Самомассаж ладоней

    «Тёрка»

    Пальчиковая гимнастика

    «Яблоня»

    Загадывание загадок, используя движение рук и пальцев.

    Пальчиковая гимнастика

    «Ягодка для пальчика»

    Массаж рук и пальцев, используя природный материал.

    «Покажи руками» - корзинка,

    дерево, грибочки.

    Пальчиковая гимнастика

    «Моя семья»

    Дифференциация одежды:

    пальцы правой руки — летняя одежда, левой — тёплая, меховая и т.д.

    Пальчиковая гимнастика

    «Пальчики играют в футбол»

    Перечисление обуви, с использованием пальцев

    правая рука — обувь для девочек, левая — для мальчиков.

    Пальчиковая гимнастика

    «Покажи игрушки»

    Массаж пальцев и кистей рук, с использованием мелких игрушек.

     «Покажи руками» - разные виды посуды.

    Массаж кистей рук и пальцев, с использованием скалки.

    Пальчиковая гимнастика

    «Воробьи»

    «Расскажи стихи руками» - «Пирог»

    Игры со снегом.

    Пальчиковая гимнастика

    «Бурёнушка»

    «Покажи руками» - особенности внешнего вида, повадки своих питомцев.

    Пальчиковая гимнастика

    «Сидит белка»

    «Покажи руками» - зайка, волк, лиса.

    Самомассаж «Бежали ножки по дорожке»

    Пальчиковая гимнастика

    «На ёлке»

    «Покажи руками» - ёлочные игрушки.

    Самомассаж, с использованием смятой бумаги, ваты и поролона.

    «Покажи руками» - предметы мебели, части мебели.

    Самомассаж, с использованием строительного материала.

    Пальчиковая гимнастика

    «Замок»  

    Самомассаж «Маленькие, да удаленькие», с использованием мелких машинок.

    Выкладывание палочек, перечисляя виды транспорта и кто на нём работает.

    Самомассаж, с использованием бросового материала.

    Пальчиковая гимнастика

    «Наша группа»

    «Покажи руками» - трудовые  действия сотрудников детского сада.

    Пальчиковая гимнастика

    «Напёрсток»

    Имитация работы с иглой, ножницами.

    Самомассаж, с использованием пуговиц.

    Пальчиковая гимнастика

    «Пальчики строители»

    «Расскажи стихи руками» -

    «Каменщик»

    Самомассаж - «Пила»,

    «Клещи»

    Пальчиковая гимнастика

    «Пальчики - солдатики идут на парад»

    «Расскажи стихи руками» - «Бравые солдаты»

    Пальчиковая гимнастика

    «Скок — поскок»

    Имитация руками действий птиц.

    Самомассаж,  с использованием природного материала.

    Пальчиковая гимнастика

    «Капли»

    Показать разные части растений с отличиями друг от друга.

    «Расскажи стихи руками» - «Кактусы»

    Пальчиковая гимнастика

    «Рыбка»

    Имитация руками действий рыб, показать их особенности строения.

    Пальчиковая гимнастика

    «Дом и ворота»

    Самомассаж, с использованием мелкого строителя.

     Пальчиковая гимнастика

    «Каша»

    Самомассаж, с использованием различных круп.

    Пальчиковая гимнастика

    «На ракете звуковой»

     Загадывание загадок, с использованием движения рук и пальцев.

    Пальчиковая гимнастика

    «Теремок»

    Самомассаж - «Тесто»

    Имитация работы сельскохозяйственных инструментов.

    Пальчиковая гимнастика

    «Всё на почте есть друзья...»

    Самомассаж, с использованием упаковочного  материала.

    Печатание на клавиатуре.

    Регулировка руками.

    Рисование пальцем в воздухе

    дорожных знаков.

    «Расскажи стихи руками» -

    «Машины»

    Пальчиковая гимнастика

    «Пчелиный улей»

     Загадывание загадок, с использованием движения рук и пальцев.

    Работа с природным материалом: поделки, выкладывания, нанизывание плодов на проволоку.

    Выкладывание осенних сюжетов на фланелеграфе.

    Зарисовки после прогулки.

    Приготовление винегрета.

    Обводки, раскраски, штриховки.

    Подготовка к празднику

    осени.

    Приготовление фруктового салата.

    Лепка, вырезание фруктов.

    Раскраски, обводки.

    Поделки из природного материала. Рисование на крупе.

    Сортировка плодов деревьев и кустарников.

    Выкладывание из ниток.

    Игра «Оденем куклу»

    Украшение одежды.

    Игры с нитками, пуговицами, аксессуарами.

    Шнуровки, завязывание шнурков на бантик.

    Разрезные картинки.

    Рисование обуви (придумывание моделей)

    Выкладывание из ниток, крупы и т.д.

    Выкладывание мозаики, пазлов, из палочек.

    Роспись дымковской куклы.

    Рисование резинками.

    Лепка посуды и её украшение.

    Изготовление посуды из бросового материала (скорлупы,  плодов, фантиков и т.д.)

    Выкладывание птиц из геометрических фигур,

    мозаики, ниток.

    Вырезывание снежинок.

    Рисование на крупе.

    Работа с лабиринтами, планами. Обводки, штриховки, раскраски, пазлы.

    Игры с мелкими игрушками «На ферме»

    Рисование через кальку и копирку.

    Лепка из разного материала. Игры с мелкими игрушками

    «Зоопарк»

    Подготовка украшений для группы и детского сада. Работа с обводками, раскрасками,  штриховками. Выкладывание зимних картинок на панно.

    Рисование через кальку, раскрашивание.

    Выкладывание из палочек, геометрических фигур, ниток.

    Работа с планами.

    Изготовление поделок из мелкого конструктора, бросового материала.

    Зарисовка поделок.

    Выкладывание из палочек и геом. Фигур.

    Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Автобус» Игры с мелкими машинками. Работа с планами и картами.

    Раскраски и штриховки.

    Стирка кукольного белья, уборка в игровых уголках.

    Изготовление украшений для группы.

    Работа в уголке рукоделий: нанизывание бусинок, пуговиц, завязывание ленточек и бантиков и т.д

    Выкладывание мозаики, из бросового материала.

    Игры в конструктивном уголке: конструирование,

    обыгрывание построек.

    Выкладывание из геометрических фигур, ниток, бросового материала.

    Складывание поделок из бумаги: самолёт, лодка,

    пароход и т.д.

    Рисование на крупе.

    Выкладывание на панно

    весенних сюжетов.

    Пазлы, разрезные картинки.

    Рисование через копирку и кальку, раскраски.

    Изготовление птиц из бросового материала.

    Сортировка открыток с видами комнатных и садовых растений.

    Рисование  на крупе,

    Разрезные  картинки,

    выкладывание из ниток,

    бантиков и т.д.

    Выкладывание из ракушек, скорлупы,

    ниток и т.д.

    Рисование рыбок, морского дна.

     Постройки из конструкторов разного вида и обыгрывание построек. Рисование сказочных замков.

    Работа с планами и лабиринтами.

    Приготовление печенья.

    Игры с колосками, с песком и землёй.

    Раскраски. Выкладывание на панно сюжетов по теме.

     

    Выкладывание из геометрических фигур,

    постройки  космических кораблей.

    Обводки,  раскраски.

    Раскрашивание техники, моделирование техники.

    Изготовление поделок из природного материала.

    Изготовление   атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Почта» Придумывание рисунка для поздравительных открыток

    Упаковка меленьких подарочков.

    Игры с мелкими машинками.

    Моделирование машинок.

    Придумывание дорожных знаков и их изготовление.

    Изготовление насекомых из бросового материала.

    Выкладывание мозаики.

    Рисование резинками.

    Оригами — цветы, птицы, звери.

                                                                                                                 

    Изготовление осеннего букета

    «Золотая осень»

    Приготовление овощного салата.

    Приготовление фруктового салата.

    Изготовление украшений для мамы «Рябиновые бусы»

    «Кленовый веночек» и т.д.

    Аппликация

    «Моделирование одежды»

    Ручной труд

    «Ботиночки со шнуровкой»

    (шнуровка, завязывание на бантик)

    Рисование

    «Народные узоры»

    Рисование

    «Роспись бумажной тарелочки»

                   

    Изготовление кормушек, используя разный материал.

    Рисование

    «Ваши четвероногие друзья»

    Изготовление поделки

    «Кто как зимует»

    (сюжет)

    Выставка

    «Ура! Скоро Новый год!»

    Изготовление мебели из бросового материала для сюжетно - ролевых игр.

    Изготовление транспорта из картона и бумаги.

    Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

    Рисование

    «Мой детский сад»

    Ручной труд

    «Игольница»

     

     

    Аппликация

    коллаж «Строительная техника»

    Изготовление поделок

    «Наша Армия сильна»

    Ручной труд:

    оригами

    «Птицы»

    Рисование восковыми мелками

    «Домашние растения»

    Ручной труд

    «Волшебные рыбки»

    (бросовый материал)

    Рисование

    «Достопримечательности нашего города»

    Приготовление пирожков.

    Ручной труд

    «Космические корабли»

    Аппликация

    коллаж

    «Сельскохозяйственная

    техника»

    Изготовление почтового ящика или посылки для сюжетно-ролевых   игр.

    Изготовление дорожных знаков.

    Аппликация,

    рисование

    «Скоро лето»

    ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ  РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КООРДИНАЦИИ РУК И РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С ДЕТЬМИ 6 – 7 ЛЕТ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ,

    С ОПОРОЙ НА ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ  Н.В. Нищевой

    Лексическая тема.

    Совместная деятельность педагога с детьми по изо деятельности.

    Пальчиковые игры и гимнастика, изображение руками и пальцами забавных фигурок, «Расскажи стихи руками»

    Совместная и индивидуальная деятельность детей

    и педагога.

    Совместная деятельность детей и родителей дома.

    1 квартал

    октябрь

    1 неделя

    «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах»

    2неделя

    «Фрукты. Труд взрослых в садах»

    3 неделя

    «Грибы, ягоды. Сбор грибов»

    4 неделя

    «Перелётные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка к отлёту»

    ноябрь

    1 неделя

    «Поздняя осень»

    2неделя

    «Домашние животные и их детёныши. Содержание домашних животных осенью»

    3 неделя

    «Дикие животные и их детёныши. Подготовка животных к зиме»

    4 неделя

    «Осенняя одежда, обувь, головные уборы. Материалы, из которых они сделаны»

    2 квартал

    декабрь

    1 неделя

    «Зима. Зимние месяца. Зимующие птицы. Дикие животные зимой»

    2неделя

    «Мебель. Назначение мебели, части предметов мебели, материалы»

    3 неделя

    «Посуда. Виды посуды, материалы»

    4 неделя

    «Новый год» 

    январь

    3 неделя

    «Транспорт. Виды транспорта, профессии на транспорте, трудовые действия»

    4 неделя

    «Профессии. Трудовые действия»

    февраль

    1 неделя

    «Инструменты»

    2неделя

    «Животный мир жарких стран, их повадки, детёныши»

    3 неделя

    «Комнатные растения, размножение и уход за ними»

    4 неделя

    «Животный мир морей и океанов. Речные и аквариумные рыбы»

    3 квартал

    март

    1 неделя

    «Ранняя весна. Весенние месяца. Мамин праздник» 

    2неделя

    «Наша Родина Россия. Столица Родины - Москва»

    3 неделя

    «Родной город»

    апрель

    1 неделя

    «Книжкина неделя»

    2неделя

    «Перелёт птицы весной»

    3 неделя

    «Скоро в школу. Школьные принадлежности»

    4 неделя

    «Растения и животные весной»

    май

    1 неделя

    «Первые весенние цветы»

    2неделя

    «Поздняя весна»

    Ленка из солёного теста

    «Овощной магазин»

    Рисование

    «Овощной прилавок»

    (акварель и восковые мелки)

    Рисование

    «Фруктовый сад»

    Аппликация, с использованием ниток и крупы

    «Наливные  яблочки»

    Рисование книжки

    «Ягоды, растущие в наших лесах»

    Ручной труд из природного материала

    «Грибной лес»

    Рисование по сказке

    «Серая шейка»

    Лепка из солёного теста

    «Лебединое озеро»

    Рисование

    «Деревья поздней осенью»

    (разные породы деревьев)

    Ручной труд из природного материала

    «Осенние мотивы»

    Рисование

    «Кошка с котятами»

    (тычком)

    Аппликация из полосок

    «Кот и мыши»

    Рисование

    «Весёлые медвежата»

    Лепка

    «Дикие животные, обитающие в наших лесах»

    Рисование

    «Для любимой мамы»

    «Что носит мой папа»

    (по выбору)

    Аппликация

    коллаж

    «Что мы носим осенью»

    Рисование

    «Вот и зима пришла»

    Аппликация

    «Зима» (крупа, самоклейка, макарон-ные изделия)

    Рисование

    «Я — дизайнер»

    Ручной труд из бросового материала

    «Мебель»

    Лепка

    «Гжельский сервиз»

    Рисование

    «Роспись гжельского сервиза»

    Рисование

    «Приглашение на ёлку»

    Лепка из солёного теста

    «Новогодний подсвечник»

    Рисование

    «Машина будущего»

    Аппликация

    «Машины разные бывают»

    Рисование

    «Строительная техника»

    Ручной труд

    «Аптечка доктора Айболита»

    Рисование книжки

    «Инструменты бывают разные»

    Аппликация

    коллаж

    «Умелые руки»

    Рисование по трафарету

    «Зоопарк»

    Лепка

    «Кого я видел в зоопарке»

    Рисование с натуры

    «Традесканция»

    Аппликация

    коллаж

    «Что нужно для растений»

    Рисование

    «Дельфины в море»

    Лепка на пластине

    «Морское дно»

    Рисование

    «Ветка мимозы»

    Ручной труд

    «Подарок для мамы»

    Рисование

    Часы на Спасской башне»

    Аппликация

    коллаж

    «Символы России»

    Рисование

    «Въездные ворота»

    Ручной труд

    «Фонтан «Солнце»

    Рисование по сказке

    «Конёк - горбунок»

    Ручной труд

    «Книжки - малышки»

    Рисование

    «Скворцы прилетели»

    Лепка

    «Ласточка»

    Рисование

    «Ранец для школы»

    Аппликация

    коллаж

    «Что нам нужно в школе»

    Рисование

    «Первые листочки»

    Аппликация из мятой бумаги»

    «Одуванчики»

    Рисование

    «Фиалочки для мамочки»

    Лепка на пластине

    «Первые цветы»

    Рисование

     «Куст сирени»

    Аппликация, с использованием фантиков, крупы,  бархатной самоклейки и т.д.

    «На лугу»

       

    Пальчиковая гимнастика

    «Созрели овощи на грядках»»

    Определение овощей на ощупь.

    Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи твёрдых овощей.

    Пальчиковая гимнастика

    «Раз, два, три, четыре, пять -

    будем фрукты собирать»

    Определение фруктов  на ощупь. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи косточек от фруктов.

    Пальчиковая гимнастика

    «Поищу на грядке я»

    «Грибы»

    Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи природного материала.

    Пальчиковая гимнастика

    «Эта птичка — соловей...»

    Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи верёвочек.

    Изображение руками разных частей тела птиц.

    Пальчиковая гимнастика

    «Если листья пожелтели»

    Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи шишек.

    «Расскажи стихи руками» -

    «Первый снег»

    Пальчиковая гимнастика

    «Я в деревне отдыхаю»

    Определение на ощупь маленьких фигурок животных.

    Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи тактильных дощечек.

    Пальчиковая гимнастика

    «Есть у каждого свой дом»

    Определение на ощупь маленьких фигурок животных.

    Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи природного материала.

    Пальчиковая гимнастика

    «Раз, два, три, четыре, пять — будем вещи мы стирать»

    Определение на ощупь различных материалов.

    Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи тактильных дощечек.

    Пальчиковая гимнастика

    «Ветер холодный пригнал облака»

    Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи круп (перловки, риса, гречи)

    Пальчиковая гимнастика

    «Эту мебель надо знать»

    Определение на ощупь предметов из разных материалов. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи тактильных дощечек.

    Пальчиковая гимнастика

    «Мы с мамой в магазине посуду покупали» Определение на ощупь детской посуды, её материала.

    Пальчиковая гимнастика

    «Раз, два, три, четыре, пять -будем ёлку украшать»

    Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи новогодней мишуры.

    Пальчиковая гимнастика

    «Ракеты летают, плывут корабли»

    Определение на ощупь маленьких машинок.

    Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи колёсиков от машин.

    Пальчиковая гимнастика

    «Повар»

    Определение на ощупь различных предметов.

    «Покажи руками» - трудовые действия разных профессий.

    Пальчиковая гимнастика

    «Молоток, рубанок, шило»

    Определение на ощупь различных игрушечных инструментов.

    Пальчиковая гимнастика

    «Если в жаркую страну, я случайно попаду»

    Определение на ощупь маленьких фигурок животных.

    Пальчиковая гимнастика

    «Я знаю пять названий комнатных растений»

    Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи песка.

    «Покажи руками» - части растений.

    Пальчиковая гимнастика

    «Акула»

    Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи ракушек.

    «Расскажи стихи руками» - «Подводная страна»

    Пальчиковая гимнастика

    «Снова солнце в небе улыбнётся» Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи крупы (греча, рис)

    Пальчиковая гимнастика

    «Город — это улицы, проспекты и дома»

    Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи тактильных дощечек.

    Пальчиковая гимнастика

    «Люблю по городу гулять»

    Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи бросового материала.

    Пальчиковая гимнастика

    «Я знаю пять названий... (сказок)»

    Определение на ощупь маленьких сказочных героев.

    Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи смятой бумаги.

    Пальчиковая гимнастика

    «Из дальних стран...»

    Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи бросового материала.

    Пальчиковая гимнастика

    «Я за лето подрасту »

    Определение на ощупь письменных принадлежностей.

    Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи карандашей.

    Пальчиковая гимнастика

    «Весна»

    Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи природного материала.

    «Покажи руками» - забавные зверюшки.

    Пальчиковая гимнастика

    «Мы цветочки посчитаем»

    Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи смятой бумаги.

    «Расскажи стихи руками» - «Фиалка»

    Пальчиковая гимнастика

    «Раз, два, три, четыре, пять -

    насекомых надо знать »

    Определение на ощупь бросового материала.

    Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи крупы.

    Приготовление овощного салата.

    Вырезывание картинок овощей для коллажа.

    Обводки, штриховки, раскраски.

    Сортировка овощей.

    Рисование на крупе.

    Приготовление фруктового салата.

    Вырезывание картинок  фруктов для коллажа.

    Обводки, штриховки, раскраски.

    Рисование на крупе.

    Нанизывание рябины на проволоку — бусы, браслеты.

    Лепка грибов.

    Обводки, штриховки, раскраски.

    Выкладывание из геометрических форм.

    Изготовление птиц из природного и бросового материала.

    Раскраски, обводки и штриховки. Рисование пальцами. Выкладывание нитками, полосками.

    Вырезывание картинок  для коллажа «Символы осени»

    Обводки, штриховки, раскраски.

    Сортировка природного материала.

    Поделки из шишек и желудей.

    Вырезывание картинок домашних животных и выкладывание на панно сюжетной картинки.

    Обводки, штриховки, раскраски.

    Рисование на крупе.

    Лепка домашних любимцев.

    Вырезывание картинок диких животных и выкладывание на панно сюжетной картинки. Обводки, штриховки, раскраски. Выкладывание животных из пуговиц и ниток.

    Вырезывание одежды из журналов мод.

    Работа с тканью и иголкой.

    Обводки, штриховки, раскраски.

    Нанизывание бусинок на проволоку, нитки.

    Шнуровки.

    Вырезывание зимних картинок и выкладывание на панно сюжетной картинки.

    Изготовление снежков из ваты.

    Обводки, штриховки, раскраски.

    Рисование резинкой.

    Конструирование, используя различный строительный и бросовый материал.

    Вырезывание картинок  различной посуды и сортировка её по видам.

    Обводки, штриховки, раскраски.

    Вырезывание снежинок.

    Изготовление украшений для группы и дома.

    Игры с ватой, поролоном.

    Пальчиковый театр - «Новогодний сюрприз»

    Вырезывание картинок различных видов транспорта и выкладывание на панно сюжетной картинки.

    Обводки, штриховки, раскраски. Шнуровки.

    Обводки, штриховки, раскраски.

    Рисование на крупе, резинками.

    Изготовление поделок из бросового  материала.

    Обводки, штриховки, раскраски.

    Закручивание шурупов,

    забивание гвоздей и т.д.

    Изготовление поделок.

    Вырезывание картинок  животных жарких стран и выкладывание на панно сюжетной картинки. Обводки, штриховки, раскраски. Рисование на крупе.

    Вырезывание картинок комнатных растений для коллажа.

    Рисование на крупе.

    Лепка и выкладывание из семян на пластине.

    Изготовление поделок из бросового материала

    Обводки, штриховки, раскраски. Рисование на крупе. Выкладывание из ракушек, ниток и круп.

    Изготовление подарков для мам и бабушек.

    Рисование на крупе.

    Бусы из макаронных изделий.

    Вырезывание картинок

    с видами Москвы и выкладывание их на панно.

    Раскраски.

    Изготовление альбома

    «Наша страна»

    Конструирование с опорой на образцы дворцов Ломоносова.

    Раскраски.

    Починка книжек.

    Рисование на крупе.

    Изготовление театров для фланелеграфа.

    Пальчиковый театр.

    Вырезывание картинок перелётных птиц для коллажа.

    Раскраски. Рисование на крупе. Лепка птиц.

    Выкладывание из   ниток, полосок, крупы, пуговиц, палочек букв и цифр.

    Шаблоны, обводки, штриховки, раскраски.

    Рисование резинками.

    Сортировка школьных принадлежностей.

    Вырезывание весенних картинок и выкладывание на панно сюжетной картинки.

    Рисование на крупе.

    Лепка животных.

    Пальчиковый театр.

    Изготовление цветов — оригами.

    Выкладывание цветов из ниток, семян и плодов.

    Рисование на ткани.

    Посадка цветов на клумбах.

    Обводки, штриховки, раскраски.

    Рисование на крупе.

    Изготовление поделок из фантиков, бусинок и ниток.

    Пальчиковый театр.

    Аппликация

    коллаж

    «Овощи»

    Рисование с натуры

    «Фрукты в вазе»

    Изготовление композиций из природного материала

    «Осень — ты прекрасна»

    Аппликация, с использованием перьев, мятой бумаги, поролона

    «Перелётные птицы»

    Рисование

    «Унылая пора...»

    Ручной труд

    поделки из природного и бросового материала

    «Мама с детками»

    Аппликация

    «Кто как готовится к зиме»

    Аппликация или рисование коллажа

    «Ателье»

    Лепка

    «Встречаем зимушку — зиму»

    Аппликация

    «Моя комната»

    Лепка

    «Кухонная утварь»

    Ручной труд

    «Нарядные ёлочки»

    Ручной труд из бросового материала,

    мелкого конструктора

    «Транспорт»

    Аппликация

    коллажа

    «Предметы, помогающие людям в труде»

    Ручной труд

    «Мастерим вместе с папой»

    Рисование

    «Я видел в зоопарке...»

    Ручной труд из природного и бросового материала

    «Комнатное растение»

    Рисование

    «Океанариум»

    Аппликация вместе с папой

    «Цветы для мамы»

    Книжка — альбом

    «Путешествие по нашей стране»

    Ручной труд,  с использованием бросового материала

    «Фонтаны Петродвор-ца», «Парк и дворцы Ораниенбаума»

    Аппликация

    «Герои моей любимой сказки»

    Ручной труд,  с использованием бросового материала

    «Прилетели лебеди»

    Рисование или аппликация коллажа

    «Буквы, цифры, слова и примеры»

    Рисование

    «Всё вокруг оживает и птицы поют»

    Ручной труд,  с использованием бросового материала

    (ткани, пластилина, бутылок, и т.д.)

    «Цветы в вазе»

    Рисование

    «Моя семья  на прогулке»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи" (консультация для воспитателей общеразвивающих групп)

       Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки....

    Из опыта работы воспитателя подготовительной группы Гуть Натальи Викторовны по теме: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через художественно - конструктивную деятельность"

    Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой м...

    План самообразования воспитателя старшей группы «Развитие мелкой моторики и координации движения рук по средствам пластилиновой живописи»

    Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие “пластилинография” имеет два смысловых...

    Развитие мелкой моторики рук с элементами литотерапии, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

    Зачем нужно развивать мелкую моторику?У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что...

    Развитие мелкой моторики рук с элементами литотерапии, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

    Зачем нужно развивать мелкую моторику?У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что...

    Методическая разработка логопедического занятия в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Зимняя сказка»

    Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Зимняя сказка»...

    Методическая разработка: Конспект НОД в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Яблоня»

    Цель: формировать у детей познавательный интерес к изучаемой теме.Задачи:познавательные:- развивать мотивацию к обучению;коррекционно-развивающие: -  развивать произвольное внимание;- активизиров...