Модель продуктивного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС ДОО
статья по логопедии

Зуева Эльмира Мухаметовна

В статье раскрыты способы взаимодействия воспитателей дошкольного учреждения с семьями детей с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №308 «Звездочка» г. Челябинска

Статья на тему:

«Модель продуктивного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с тяжелыми нарушениями речи

в условиях ФГОС ДО»

        Выполнила:

        воспитатель высшей

квалификационной категории

        Ахметова Э.М.

г. Челябинск, 2021г

Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»:

детский сад, семья, общественность».

В. А. Сухомлинский

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка и, в дальнейшем, его успешное обучение в школе. Это вызывает необходимость совершенствования традиционных приёмов и методов, поиска новых  научно обоснованных путей развития речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Безусловно, эффективность преодоления речевых нарушений дошкольников зависит от комплексного подхода к решению общих задач и создания единого педагогического пространства всеми специалистами ДОО и семьи.

Большой проблемой в реализации основных направлений работы с детьми с ТНР являются осуществление конкретного взаимодействия воспитателя, родителей и учителя – логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Но без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности всего образовательного процесса.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей, в которой реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, определяющая  уровень речевого и умственного развития ребенка. Под ней мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.

В век современных технологий взрослые очень мало уделяют внимания своим детям в плане общения. Снижается уровень бытовой культуры, происходит обеднение речи.  Все чаще наблюдаются нарушения в речи детей: недостаточно развит словарь, страдает связная речь (диалогическая и монологическая, нарушен фонематический слух, звуковая культура речи, присутствуют затруднения в понимании на слух текстов различных жанров детской литературы.

Причинами снижения уровня речевого развития детей, как отмечают современные авторы: Г. Н. Доронова, М. А. Поваляева, Н. А. Гордова, Л. Г. Голубева и др. Т. В. Короткова, являются:

- ухудшение здоровья детей;

- неблагополучное социальное окружение ребёнка;

- пассивность и неосведомлённость родителей в данной области;

- большое количество времени пассивного пребывания ребёнка у экранов телевизора и компьютера.

Является очевидным, что качество работы по речевому развитию детей, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. Прежде всего, стоит отметить необходимость поиска новых форм работы с родителями, так как традиционные формы взаимодействия с родителями не дают ожидаемого результата.

Современная модель взаимодействия ДОУ с семьёй основана на формировании межличностного общения, в результате которого у родителей формируется осознанное отношение к своим взглядам и установкам по воспитанию детей. Родители должны стать активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

В настоящее время большое значение придается привлечению родителей к процессу развития познания и речи своего ребенка. Показано, что при соответствующей подготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна как для ребенка, так и для самих родителей.

Одной из форм работы с родителями, направленной на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, являются родительские собрания о том,  какую роль занимают родители в процессе развития речи, какие проблемы интересуют их, пути решения этих проблем.

 Одной из проблем является отсутствие опыта и незнание элементарных упражнений на развитие речевого аппарата. Мы разработали практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определенных звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.

В приемной нашей группы оформлен  уголок логопеда по речевому развитию. Первой информацией размещенной на нем стала консультация «Ознакомление с особенностями речевого развития детей определенного возраста». В дальнейшем мы планируем размещать информацию, интересующую родителей. Родители получают рекомендации: книги, которые следует читать детям разного дошкольного возраста; стихи, пословицы, считалки, скороговорки для заучивания с детьми дома, загадки. Также в уголке мы размещаем информацию по познавательно – речевому развитию детей в рамках непосредственной образовательной деятельности, режимных моментах в течение недели.

Следующая форма работы с родителями – дни открытых дверей. В эти дни родители получают возможность увидеть непосредственно-образовательную деятельность воспитателя с детьми, в процессе которой мы показываем, чем и как следует заниматься с ребенком, как использовать практический материал дома во время игр.

Основная задача ДОУ по речевому развитию дошкольников – это объяснить родителям, какую роль они выполняют в процессе развития речи ребёнка. Мы составили рекомендации родителям, как правильно организовать деятельность по познавательно – речевому  развитию  ребенка в семье:

рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями своего детства;

рассказывать о своей работе;

показывать детям различные предметы, используемые в хозяйстве, рассказывать об их свойствах;

рассматривать и наблюдать с ребенком различные объекты и явления природы в разные времена года;

ходить с детьми на экскурсии;

объяснять ребенку требования, связанные с его безопасностью;

собственными действиями и поступками демонстрировать бережное отношение к животным, к представителям животного мира, другим людям;

заучивать с ребенком стихотворения и т.д.

В своей работе мы проводим и совместные досуги. Эта форма работы помогает установить теплые неформальные отношения между воспитателями и родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми, способствует повышению педагогической культуры родителей и обогащению словаря детей. К совместным досугам относят:

Утренники к праздникам;

ярмарки;

спортивные мероприятия и другие.

Очередной формой взаимодействия стали и индивидуальные встречи с родителями (их мы выстраиваем в процессе личностно-ориентированного общения с каждой семьей в течение всего года);  тематические консультации по разным направлениям познавательно-речевого развития ребенка;  анкетирование родителей, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьей.

Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.

Приемы, используемые педагогами  при формировании познавательно-речевого развития с дошкольниками традиционны:

• Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

• Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.

• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

  •  Игры.

Сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации,  строительно-конструктивные,   дидактические игры, игры-эксперименты  расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога, способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь. Они занимают особенно важное место в этой работе, так как они имеют возможность научить видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы  и добиваться результата.

 Познавательно – речевое развитие ребёнка без активного участия родителей невозможно. Первые слова, предложения он слышит и произносит в семье. К сожалению, не все родители уделяют достаточно внимания речевому развитию ребёнка. Семья и детский сад имеют свои функции и не заменят друг друга, но могут плодотворно взаимодействовать в вопросах познания и речи детей.

Не секрет, что современные родители и дети большую часть своего времени проводят на просторах Интернета. Виртуальные формы работы являются экономией времени как родителей воспитанников, так и педагогов. Отсутствие свободного времени для многих родителей является препятствием для сотрудничества с детским садом, поэтому использование ресурсов сети интернет (социальная сеть Вконтакте, приложения WhatsApp и Viber) позволяет педагогам быть всегда на связи с родителями.

Эффективной формой взаимодействия «педагог-родитель-ребенок» стала проектная деятельность. Она предполагает активное сотрудничество детей и взрослых, способствует развитию творчества в разных видах познавательно-речевой деятельности, обеспечивает современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Участвуя в разработке и реализации проекта, родители становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса и начинают осознавать свою роль в нем. Темы и содержание проектов определяются  совместно с педагогами и родителями на основе определения актуальных задач развития детей конкретной группы, детских интересов.

В заключении хотелось подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института для развития ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт взаимодействия с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "УМК как необходимое условие реализации образовательной программы ДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях введения ФГОС ДО:

УМК, используемый в образовательной деятельности. учителем- логопедом.УМК, используемый в образовательной деятельности воспитателем.Специализированные и развивающие компьютерные программы, используемы...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯ ЛОГОПУНКТА

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯ ЛОГОПУНКТА...

Статья "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС ДО"

В статье дается краткое описание компилятивной программы по ФЭМП для детей с тяжелыми нарушениями речи, указаны принципы формирования и значимые для разработки характеристики, особенности  органи...

Распространение опыта работы над проектом «Социализация ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада»

Описание проекта:Тематика  Разнообразие и включенность детей в детские сообщества (инклюзия ребенка с ОВЗ)Название проекта  «Социализация ребенка с тяжелыми нарушениями речи ...

ПАМЯТКА "Изучение семьи ребенка с тяжелыми нарушениями речи"

Проективно-игровая методика определения социального статуса и самочувствия семьи и ребенка с тяжелыми нарушениями речи....

«ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» "Проект "Чудо-дерево"

laquo;ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»«Только вместе с родителями, общими у...