Практическое пособие для воспитателей
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Практический материал для воспитателей по темам "Осень", "Весна". Подобраны речевые игры, художественное слово, загадки, перечень литературы для чтения, картин для рассматривания, НОД по художественному творчеству,физминутки, пальчиковая гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx134.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Осень»

Итоговое мероприятие: Выставка поделок из природного материала «Осень золотая»

Словарь:

Существительные: листопад, туча, дождь, грязь, слякоть, листва, сентябрь, октябрь, ноябрь, зонт, грибник, листья, ненастье.

Глаголы: желтеть, краснеть, опадать, кружиться, шелестеть, лить, дуть, вянуть, хмуриться, срывать (листья), пожухнуть, расписать, накрапывать.

Прилагательные: жёлтый, сухой, холодный, мокрый, хмурый, косой, унылый, пасмурный, промозглый, проливной, моросящий, серые (дни), золотая (осень), разноцветный.

Наречия: мокро, сыро, ненастно, пасмурно, дождливо, ветрено, хмуро.

Речевые игры:

* «Угадай слово»

Ветер дует, а ветры …(дуют)

Птица улетает, а птицы …(улетают)

Лист падает, а листья …(падают)

* «Сосчитай листочки»

Один дубовый листочек, два дубовых листочка, … пять дубовых листочков.

Один кленовый листочек...

Один березовый листочек...

* «Какое слово не подходит?»

Дождь, дождливый, подожди, дождевик.

Капля, капать, капелька, накапала.

Осень, осенний, осеннее, синий.

                                                                         

Физминутки.

**

 Мы дорожки подметаем

Листья в кучи собираем

Чтоб гуляя, малыши

Веселились от души!

Ох, устали

Отдохнём

И домой скорей пойдём.

**

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

                            Н.Нищева

- имитация движений

-наклониться, собирают листья

-подскоки на месте

-«обтереть пот со лба»

-присесть

-шаги на месте

-кружатся, расставив руки в стороны

-приседают

-движение руками влево – вправо

-кружатся на носочках

Пальчиковая гимнастика

   Рябиновые бусы

Кисти рябины

Сияют на солнце.

Ветки, качаясь,

Стучатся в оконце.

Ягодки бережно

С кисти снимаю,

Крепкую нитку

В иголку вдеваю.

Ягодку к ягодке я нанижу,

Яркие бусы друзьям покажу.

 

Дождик

Дождик, дождик, поливай.

Будет хлеба каравай.

Будут булки,

Будут сушки,

Будут пряники,

Ватрушки.

- кисти рук расслабить и держать их пальчиками вниз

-изобразить деревья обеими руками и слегка ими покачивать

-изобразить пальчиками окошко

-поочерёдно «срывают» ягодки с каждого пальчика

 -поднять вверх левый указательный -палец – это иголка, а правый указательный палец нитка

 -левой рукой делать «колечки», поочерёдно соединяя указательный палец со всеми остальными, а правым «нанизывать» колечки на «нитку»

 - показывают

 

 -на каждый слог пальцами обеих рук стучать по столу, изображая дождь

 

-указательным пальцем правой руки       -загнуть большой палец на левой руке

-загнуть указательный

-средний

-безымянный

-мизинец

Художественное слово.

Осень в лесу

Осень лесу каждый год

Платит золотом за вход.

Поглядите на осину -

Вся одета в золото,

А сама лепечет:

- Стыну... -

И дрожит от холода.

А береза рада

Желтому наряду:

- Ну и платье!

Что за прелесть! –

Быстро листья разлетелись,

Наступил мороз внезапно.

И березка шепчет:

- Зябну!.. –

Прохудилась и у дуба

Позолоченная шуба.

Спохватился дуб, да поздно

И шумит он:

- Мерзну! Мерзну! -

Обмануло золото -

Не спасло от холода.

А. Гонтарь

Осень

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень:

- Не жалейте лето!

Посмотрите - роща золотом одета!

                                 

                                   З. Федоровская

  Ветер и листья

Ветер по лесу гулял,

Ветер листики считал.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Ветер по лесу кружил.

Ветер с листьями дружил.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер кружит над тропинкой.

К ночи ветер-ветерок

Рядом с листьями прилег.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой.

И последний лист с осинки

Тихо дремлет на тропинке.

                      Н. Нищева

Золотые паруса

Превращаются леса

В расписные паруса.

Снова осень, снова листья

Без начала, без конца

За рекой и у крыльца.

 Вот они плывут куда-то -

То назад, а то вперёд.

От рассвета до заката

Ветер их на части рвёт.

 Целый день дожди косые

Тянут нити сквозь леса,

Словно чинят расписные,

Золотые паруса..

В. Степанов

Художественная литература

А.Ремизов «Хлебный колос»

М. Пришвин «Листопад», «Лисичкин хлеб»

И. Соколов-Микитов «Листопадничек», «Ноябрь в лесу»

В. Гаршин «Лягушка – путешественница»

В. Блинова «Последний листок»

К. Ушинский «История одной яблоньки», «Осень»

Л. Толстой «Дуб и орешник»

Н. Сладков « Осень на пороге», «Как наступает осень»

Г. Снегирёв «Как птицы и звери к зиме готовятся»

Картины:

И. Левитан «Осенний пейзаж», « В лесу осенью», «Золотая осень»,

                    «Большая  дорога», «Осенний солнечный день»

И. Шишкин «Первый снег»

И. Грабарь «Рябинка»

Г. Мясоедов «Осеннее утро»

Непосредственная образовательная деятельность.

  1. Рисование:

Ветка рябины»

Цель: Закреплять представления о разновидностях деревьев, передавать характерные особенности натуры, сопоставлять рисунок с натурой, добиваясь точности изображения. Упражнять в рисовании акварелью, применять нетрадиционный способ рисования (пальцами) при изображении гроздьев рябины. Закреплять навыки рисования всем ворсом кисти и концом.

Воспитывать умение видеть красоту осенней природы.

Золотой листопад»

Цель: Развивать творческое воображение. Познакомить с нетрадиционным способом изображения: рисование тканью, свёрнутой в трубочку. Развивать зрительное внимание, рассматривать картины: выделять главное в картине – тему, изобразительные средства (колорит, композицию). Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы , формировать эстетические чувства.

Поздняя осень»

Цель: Закреплять умения изменять общее настроение картины с помощью нюансов: применяя нужные оттенки, используя приёмы, которыми они уже владеют; передавать в рисунке цветовые сочетания, характерные для поздней осени. Развивать умение влажного тонирования бумаги акварелью, а так же отпечатывания раскрашенных краской засушенных листьев клёна, дуба, берёзы.

2.Аппликация:

* «Осенний пейзаж»

Цель: Закрепить знания о приметах осени, отображать впечатления от природы, используя разные приёмы (симметричное вырезывание из бумаги, сложенной вдвое, гармошкой, силуэтное вырезывание, обрывание). Побуждать создавать красивую композицию, подбирать цвета.

Осенний букет в вазе»  

Цель: Закреплять умение в симметричном вырезании из бумаги, сложенной в два и более слоёв. Развивать зрительно моторную координацию. Воспитывать художественный вкус.

3. Лепка

* «Грибное лукошко»

Цель: Закрепить названия грибов. Лепить грибы, добиваясь большей точности в передаче формы (углубление изгиба шляпки, утолщение ножки), создавать выразительную композицию (красиво размещать грибы в корзине). Развивать воображение, мелкую моторику, эстетический вкус. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.

4. Ручной труд

* «Ваза для осеннего букета»

Цель: Знать основы дизайнерского искусства: украшать простые вещи, создавая новое; ставить цель в творчестве и выстраивать последовательность действий для её реализации; самостоятельно выбирать средства для создания задуманного изделия. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать усидчивость аккуратность.

                     

Тема: «Зима»

Итоговое мероприятие: Субботник на участке. Постройка снежной крепости и ледяных фигур с  участием  родителей.

Словарь:

Существительные: мороз, холод, снег, лёд, снежинка, снегопад, вьюга, иней, позёмка, метель, стужа, наст, сугроб, пороша, гололёд, декабрь, январь, февраль, буран.

Глаголы: падать, идти, покрывать, ложиться, замерзать, выпадать, заметать, сковывать, виться, кружиться, стыть, леденеть, блестеть, искриться, хрустеть.

Прилагательные: холодный, морозный, искристый, блестящий, липкий, пушистый, лёгкий, стылый, зимний, прозрачный, резкий, трескучий, студёный ,суровый, скользкий.

Наречия: холодно, морозно, зябко, темно, нарядно.

Речевые игры:

*«Какой день, какая погода»

Зимний – зимняя, морозный – морозная, холодный – холодная…

Скажи иначе»

Пурга - вьюга, буран....

Мороз - холод...

Стыть - леденеть...

* «Собери предложение»

Поземка, улица, метет, по.

Окно, мороз, узор, на, нарисовал.

Зима, метель, часто, метут.

Физминутки.

Пришла зима 

Пришла зима.              

Стало холодно.       

Ударили морозы.          

Реки покрылись льдом.            

Снег падал большими пушистыми хлопьями        

На землю,                

На дома,      

На деревья,              

На людей.                            

**

Раз, два, три, четыре, пять                                   Будем зиму мы встречать             

Что зима нам принесла?          

Ветер, снег и холода              

От времени года           

Зависит погода.                                              

                                                 

На горке

Бух! Бух! Бух! Бух!                

Белый снег, как белый пух.      

С горки катимся гурьбой.                  

Я на санках – за тобой.                  

Развалились на снегу      

Ой, я больше не могу!                                                  

 -развести руки в стороны

 -обхватить руками себя за плечи и поёжится

-стукнуть правым кулаком по левой ладони

-вытянуть перед грудью и развести их в разные стороны

-руки поднять вверх, а затем 

зигзагообразными движениями, опустить  вниз

-поставить руки перед грудью и волнообразными движениями   разводить их в разные стороны                                               

 

-соединить руки у себя над головой так, чтобы получилась «крыша»

согнуть руку в локте и поднять её,      

-пальцы растопырить, изобразив ветви дерева

 - положить руки себе на голову

шагают на месте             

руки в сторону             

хлопают в ладоши

грозят указательным пальцем, произнося  слова с назидательной интонацией

на каждое восклицание приседает один ребёнок

выпрыгивают вверх, резко выбросив руки   над собой

бегут друг за другом «паровозиком» по кругу

падают на ковёр, раскинув руки                  расслабляются

           Н. Нищева

Пальчиковая гимнастика

Зимой

Снег пушистый лёг на ветви.          

Побежали во двор дети.           

Лепят бабу под окном,          

Дружно катят снежный ком.  

**

Я мороза не боюсь,              

С ним я крепко подружусь.          

Подойдёт ко мне мороз,          

Тронет руку, тронет нос.                  

Значит, надо не зевать                    

Прыгать, бегать и играть.                    

 -руки согнуть в локтях и высоко поднять, пальцы растопырить

  -указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу

  -изобразить снеговика: сделать «колечки» правой и левой рукой и установить их одно над другим.

- соединить кончики пальцев рук так,  чтобы   получились шарики.

грозят указательным пальцем     

сцепить ладони

пальцы «идут» по столу

трогают руку, нос

хлопают в ладоши

                                                             

Художественное слово.

Зима

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес – что шапкой

 Принакрылся чудной

И заснул под нею

 Крепко, непробудно…

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

                                И.Суриков

Художник

Художник картину

Всю ночь рисовал,

Трудился на совесть,

Покоя не знал.

И вот на окошках

Уже забелели

Высокие сосны,

Пушистые ели.

Потом мы увидели

Там небосвод,

Где звёзды весёлый

Вели хоровод,

Снежинки порхали

Одна за другой —

Так окна мороз

Разукрасил зимой.

                          Аркадий Мельников

Загадка

В какое время года,

В погожие деньки,

Ребята лёд залили

И стали на коньки?

А кто-то с горки едет,

Аж захватило дух

И снег кружит за санками

Как лёгкий белый пух.

И лепят бабу снежную,

Ведь знают, что пришла

В нарядном белом платье,

Красавица ... (зима).

Эдит Сницарук

Мороз

Ах, как напугал всех вечерний прогноз,

Что в ночь ожидается сильный мороз.

Мне хочется очень увидеть его,

Наверно, ужаснее нет ничего.

И вот я не сплю, я в окошко гляжу,

Я, не шелохнувшись, полночи сижу.

Вдруг вижу, что кто-то, невидимый мне,

Рисует красивый узор на окне.

Один лишь загадочной кисточки взмах-

Цветы появились, деревья, дома.

Волшебные птицы красы неземной

И звери как будто с планеты чужой.

Выходит, не зря я полночи не спал,

Выходит, не зря я его поджидал,

Он вовсе  не страшный, он добрый, мороз.

Пожалуй, не буду я слушать прогноз.

                                             Татьяна Г.

Загадки

**

Дел у меня немало:

Я белым одеялом

Всю землю укрываю

Белю поля, дома

Зовут меня….. зима

**

Я катаюсь на  нём

До вечерней поры,

Но ленивый мой конь

Возит только с горы

                                  Санки

**

Прозрачен как стекло,

А не вставишь в окно.

                                       Лёд

**        

Пушистый ковёр

Не руками ткан,

Не шелками шит,

На солнышке серебром

Блестит

                                     Снег

**

Белая птица

Над землёю мчится.

Воет, летает,

Пути заметает.

                                      Вьюга

**

Бегут по дорожке

Доски да ноги.

                                        Лыжи

Художественная литература

М. Пришвин «Рассказы о природе»

Н. Носов «На горке»

К. Ушинский «Зима», «Четыре желания», «Проказы старухи зимы»

В. Одоевский «Мороз Иванович»

Н. Сладков «Декабрь», «Январь», «Февраль», «Суд над декабрём»

В. Бианки «Под снегом на лугу», «Месяц белых троп»

Л. Толстой «Заяц»

р. н. сказка «Два Мороза»

И. Анденко «Птичья столовая»

В Сутеев «Снежный зайчик»

К. Чолиева «Деревья спят»

Е. Явецкий «Зима – рукодельница»

С. Козлов «Зимняя сказка»

Н. Калинина «Про снежный колобок»

Г. Скребицкий «На лесной полянке»

Картины:

А. Саврасов «Зима»

И. Шишкин «Лес зимой», «Зима»

Б. Кустодиев «Масленица»

А. Куинджи «Солнечные пятна на инее»

Непосредственная образовательная деятельность.

1. Рисование:

* «Белая берёза под моим окном» (с натуры)

Цель: закреплять умения выделять особенности изображения русской берёзы зимой (без листьев; ствол, ветви, тонкие веточки). Применять разные изобразительные средства для создания образа, развивать навыки рисования с натуры, умение располагать изображение на листе бумаги. Воспитывать любовь к родному краю.

* «Спящий зимний лес»

Цель: продолжать развивать творческие способности, познакомить с нетрадиционным способом изображения: монотипией пейзажной. Совершенствовать координированность мелкой моторики. Воспитывать умение видеть, замечать прекрасное в повседневной жизни, рассматривать картины, выделяя главное в них – тему, изобразительные средства (колорит, композиция).

* «Морозные узоры» (по мотивам кружевоплетения)

Цель: закреплять умение детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения, применяя разные декоративные элементы ( точка, круг, завиток, листок, трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелками, сетка). Совершенствовать технику рисования концом кисти. Развивать точность движения кисти, глазомер, воображение. Воспитывать желание любоваться красотой своего рисунка.

2.Аппликация:

* «Какой это мастер на стёкла нанёс и листья, и травы, и заросли роз» (аппликация- мозаика, выполнена методом обрывания)

Цель: развивать навыки  выполнения аппликации методом обрывания; умение совмещать обрывание с вырезыванием для получения красивого изображения. Развивать навыки гармоничного размещения деталей композиции на листе бумаги. Развивать творческую фантазию и воображение детей.

* «Забавные снеговики» (в шарфиках и шапочках)

Цель: закреплять умения детей пользоваться разными материалами при выполнении аппликации. Формировать навыки работы с ножницами, умение вырезать круглые формы, создавать объёмные детали. Воспитывать аккуратность в работе, интерес к художественному творчеству.

* «Красивые снежинки»

Цель: развивать навыки выполнения аппликации методом вырезания из бумаги сложенной симметрично. Развивать творческое воображение, фантазию. Воспитывать умение видеть красоту природы, аккуратность при работе с ножницами.

3. Лепка:

* «Зимние деревья»

Цель: Развивать навыки лепки барельефа – изображения из пластилина на плоской пластине. Закрепить знания о строении дерева и о жизни растений зимой. Совершенствовать навыки размазывания пластилина по пластине для создания общего фона композиции, навыки создания выпуклого изображения из пластилина. Совершенствовать приём примазывания для скрепления частей изображения. Воспитывать аккуратность в работе, интерес к художественному творчеству.

* «Лыжная прогулка», «Мы гуляем на участке» (коллективная)

Цель: Продолжать лепить фигуру человека из валика, путём надрезания стекой и моделирования пропорциональных частей тела. Показать возможность передачи движения лепной фигурки путём небольшого изменения положения рук, ног… Развивать чувство формы и композиции. Побуждать создавать общую композицию, умение договариваться. Воспитывать аккуратность в работе, интерес к художественному творчеству.

4. Ручной труд:

 «Снеговик- почтовик» (по сказке В. Сутеева «Ёлка»)

Цель: Закреплять умения использовать в своей работе разные материалы (вата, поролон, синтепон, пенопласт), скреплять детали разными способами. Побуждать дополнять изображение снега, выполнять его в технике мятой бумаги, проявлять творчество при оформлении своей композиции.

Тема «Весна»

 Итоговое мероприятие: Выставка рисунков «Весна пришла – весне дорогу»

Словарь:

Существительные: проталины, сосулька, оттепель, капель, половодье, подснежник, ручей, грязь, почка, март, апрель, май.

Глаголы: бежать, журчать, греть, звенеть, пробиваться, лопаться, набухать, грохотать, таять, светить, щебетать, распускаться.

Прилагательные: весенний, тёплый, прохладный, нежный, прозрачный, звонкий, тонкий, яркий, клейкий.

Наречия: тепло, сыро, светло, ярко, звонко, солнечно, красиво.

Речевые игры:

*«Сосчитай до пяти» 

Одна длинная сосулька, две длинные сосульки.....пять длинных сосулек.

Одна маленькая проталина, две маленькие проталины…. Пять маленьких проталин.

* «Подбери как можно больше слов – действий»

Солнце – греет, светит, освещает, пригревает, всходит, садится.

Снег – тает, темнеет, сверкает…

* «Исправь предложения»

Пригрел солнце, и сосулька начал таять.

Капли лететь вниз и сливаться в лужу.

                       

                         

       

Физминутки.

**

Мы дружно улыбаемся:

Красна, красна, красна!

Пришла к нам раскрасавица:

Весна, весна, весна.

Ты, солнышко лучистое,

Тепло своё разлей!

Скорей просторы льдистые

Согрей, согрей, согрей!

На веточках душистые

Ты почки распусти

с ласточками быстрыми

Лети, лети, лети!

         Будем мы весну встречать

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мы весну встречать

Весна – красна, иди скорей,

Землю солнцем обогрей!

Пусть тает снег

Исчезнет лёд

А птичка песенку споёт

Скорей набухнут почки

И вырастут листочки

  дети водят хоровод

  хлопают в ладоши

  водят хоровод

  хлопают в ладоши

 делают круговые движения руками

 хлопают в ладоши

 ладони рук складывают вместе

 ладони рук раскрывают

 машут руками

 разбегаются в стороны

-шагают на месте

-хлопают в ладоши

-руки перед грудью, а затем  волнообразными движениями разводят их    в стороны

-руки перед грудью, а затем разводят в стороны

-машут руками, как крыльями

-сжимают кулаки и поднимают руки  вверх, согнув их в локтях

-разжимают кулачки, изображая ладонями листья

Пальчиковая гимнастика.

Весна в природе.

(соединяем пальцы в колечки)

Тает (1 – 2) снег (1 – 3),

Уходит (1 – 4) лёд (1 – 5),

И (1 – 5) на речке (1 – 4) – ледоход (1 – 3,  1 – 2).

Скоро (1 – 2) к нам (1 – 3) придёт (1 – 4) апрель (1 – 5) –

С крыш (1 – 5) опять (1 – 4) польёт (1 – 3) капель (1 – 2)

Первоцветы.

После снежной пустоты   

Распускаются цветы.      

Как давно не видел ты       

Этой хрупкой красоты!                     

развести руки в стороны ладонями вниз.

кисть вверх, пальцы раскрыть.

то же самое другой рукой.

дунуть на обе руки и распрямить пальцы,   ладони вверх.

Художественное слово.

**

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

…Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнёзд понавьют, – посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари!

                                  И. Никитин

Март

 

То мороз,

 То лужи голубые,

 То метель,

 То солнечные дни.

 На пригорках

 Пятна снеговые

 Прячутся от солнышка

 В тени.

 Над землёй-

 Гусиная цепочка,

 На земле —

 Проснулся ручеёк,

 И зиме показывает почка

 Озорной, зелёный язычок.

                                            В. Орлов

В апрельском лесу

 

Хорошо в лесу в апреле:

 Пахнет лиственною прелью,

 Птицы разные поют,

 На деревьях гнёзда вьют;

 На полянах медуница

 Выйти к солнышку стремится,

 Между травами сморчки

 Поднимают колпачки;

 Набухают веток почки,

 Пробиваются листочки,

 Начинают муравью

 Поправлять дворцы свои.

                                                Г.Ладонщиков

Рассеянная зима

 

Ещё кругом стоят

 Деревья голые,

 А с крыши капли

 Капают весёлые.

 Зима куда-то

 Убежала в панике

 И очень плохо

 Закрутила краники.

 На полянке, у тропинки

 Пробиваются травинки.

 С бугорка ручей бежит.

 А под ёлкой снег лежит.      

                                         Б. Заходер

      Весенние месяцы

 

У весны весёлый старт -

 На пороге стоит Март.

 Весело звенит капель -

 К нам уже спешит Апрель.

 Май их быстро догоняет,

 Всех цветами он встречает.

 Света, радости полны

 Все три месяца весны.

                                        Елена Эрато

Если снег повсюду тает

 

Если снег повсюду тает,

 День становится длинней,

 Если все зазеленело

 И в полях звенит ручей,

 Если стал теплее ветер,

 Если птицам не до сна,

 Если солнце ярче светит,

 Значит, к нам пришла весна.

                                                      Е.Карганова

Загадки

**

Белое одеяло

Всю землю одевало.

Весною солнце припекло,

Одеяло потекло.          

                                                           снег

**

Зимнее стекло

Весною потекло.                             лёд

**

На дереве в лукошке

Подрастают крошки          

птенцы в  гнезде

**

На горе лежал снежком,

А с горы бежал бегом.

В поле весело журчал

Влился в речку –

Замолчал.                                      ручей

**

Меня не растили,

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей.         снеговик

**

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?                      весной

**

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт –

Заплачет она и умрёт.                      

                                                 сосулька

**

Пробивается росток,

Удивительный цветок.

Из-под снега вырастает,

Солнце глянет – расцветает.          

                                           подснежник

Художественная литература

Н. Сладков.  "Весенние радости"

Э. Шим. "Солнечная капля"

Г. Скребицкий." На лесной полянке", "Весна", "Счастливый жучок".

В. Бианки. "Голубые лягушк"

С. Воронин. "Весной"

И. Соколов – Микитов. "Весна-красна"

Г. Балл. "Новичок на прогулке"

Ушинский. "Четыре желания"

Е. Чарушин. "Воробей"

Картины:

А. Саврасов «Ранняя весна. Оттепель», «Распутица»

С. Генрих «Весна»

И Левитан «Весна. Большая вода», «Март»

С. Виноградов «Весна»

Непосредственная образовательная деятельность.

1. Рисование:

* «Мимоза» (гуашь)

Цель: закреплять  умение создавать образ цветущей мимозы нетрадиционным способом («тычком», спичкой), использовать цвета,  не смешивая краски. Развивать воображение, творческие способности. Воспитывать аккуратность, усидчивость.

* «Весна шагает по дворам» (по замыслу).

Цель: Развивать умение  задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца. Продолжать изображать предметы, объекты с помощью знакомых  приёмов рисования. Воспитывать желание изображать красоту природы, любоваться своим рисунком.

2.Аппликация:

* «Подснежники – Снегурочкины слёзки»

Цель: расширять кругозор о первоцветах. Уметь работать с ножницами, вырезать детали из бумаги, сложенной гармошкой;  располагать на всём листе бумаги. Воспитывать аккуратность, умение видеть прекрасное.

* «Весенний букет» (мимозы)

Цель: упражнять детей в наклеивании комочков из бумаги; делать мелкие боковые надрезы для вырезывания листочков. Совершенствовать умения симметричному вырезыванию. Развивать воображение, мелкую моторику пальцев. Воспитывать аккуратность при работе с клеем.

3. Лепка

* «Плывут, плывут кораблики»

Цель: развивать навыки выполнения композиции из пластилина на плоской поверхности, размазывания пластилина по плоской поверхности для создания фона композиции; делать узор с помощью подручных средств (маленькая скалка, колпачки, штампы).

* Лепка из теста «Жаворонки»

Цель: познакомить с традициями русского народа. Закрепить навыки работы с тестом: умение раскатать, вырезать нужную фигуру, украсить. Воспитывать творческую фантазию, самостоятельность, умение работать в коллективе.

4.Конструирование

* из бумаги с элементами аппликации «Кораблик в весеннем ручейке».

Цель: развивать наблюдательность, интерес к окружающему, умение складывать бумагу в разных направлениях, используя словесную инструкцию и показ. Закреплять умение подбирать нужные цвета и качество бумаги. Развивать творческие способности и мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры народов мира (практическое пособие для воспитателей)

Материал преднозначен для ознакомление дошкольников с подвижными играми разных народов. Цель данного пособия: через ознакомление с подвижными играми, способствовать формированию толерантного отношения...

Экспериментально - опытническая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Практическое пособие для воспитателей.

"Эксперименты — это интересно" Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объек...

«Подвижные игры народов Крайнего Севера» - практическое пособие для воспитателей и инструкторов по физической культуре.

Материал предназначен для воспитателей и инструкторов по физической культуре. Подвижные игры народов Крайнего Севера не только развивают необходимые физические качества – ловкость, силу, выносливость,...

Практическое пособие для воспитателей по использованию мультфильмов в работе с дошкольниками.

Добрые мультфильмы имеют огромное воспитательное значение. Они  учат малыша дружить и сочувствовать, помогать товарищам и защищать слабого, быть щедрым и великодушным, любить родителей и бабушку ...

Практическое пособие для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками»

13.11.2018года на педагогическом совете мною было представлено практическое  пособие по здоровьесберегающим технологиям с соответствующими инструкциями для работы с детьми дошкольного возраста, к...

Практическое пособие для воспитателей по организации и руководству сюжетно-ролевой игрой.

В таблице содержатся прямые и косвенные приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой в группах разного возраста....