Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей, имеющих нарушения речи в системе коррекционно-логопедической работы
статья по коррекционной педагогике на тему

Егорова Ольга Александровна

Материал интересен для педагогов-психологов, учителей-логопедов и для дефектологов. В данной статье освещаются цель, задачи и принципы создания единого коррекционного пространства для детей с ОВЗ, а также направления и этапы психолого-медико-педагогического сопровождения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx47.94 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей, имеющих нарушения речи в системе коррекционно-логопедической работы

Комплексное сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания медико-психолого-педагогической помощи детям. Это обусловлено, прежде всего, тем, что речевой дефект, каков бы он ни был, носит многосторонний характер. Это подтверждается психолого-педагогическими  (Л.С. Выготский,  Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский,   С.А. Миронова,   Л.Ф. Спирова,   Т.Б. Филичева  и др.), психолингвистическими  (В.К. Воробьёва,  В.А. Ковшиков,  Р.И. Лалаева и др.) и медико-педагогическими (О.Н. Исаев, В.В. Ковалёв и др.) исследованиями.

С каждым годом возрастает число детей, имеющих системные речевые нарушения. Контингент групп компенсирующей направленности в ОУ составляют, в основном, дети с общим недоразвитием речи I, II и III уровня.

Клинико-психолого-педагогические исследования показали, что неполноценная речевая деятельность негативно отражается на формировании сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы (наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения).

Своевременное преодоление речевых нарушений имеет большое значение для общего психического развития ребёнка, что и объясняет повышенный исследовательский интерес к вопросам их профилактики и коррекции.

Многоуровневость структуры дефекта, наличие неречевой и речевой симптоматики предполагает разнонаправленное  воздействие на личность  ребенка с речевой патологией, осуществляемое в комплексе коррекционных мероприятий.

В связи с этим возникает необходимость комплексного подхода к  медико-психолого-педагогическому сопровождению детей с речевыми нарушениями, что подразумевает направления организационно-управленческой и коррекционно-педагогической деятельности, решение вопросов методического обеспечения, включающего учебно-тематический и перспективный планы; разработку и систематизацию практического материала, которым могли бы пользоваться педагоги ОУ в осуществлении коррекционной работы.

Цель психолого-медико-педагогического сопровождения: создание единого коррекционного пространства, способствующего устранению речевых нарушений, развитию психических и мыслительных процессов, коммуникативной деятельности обучающихся.

Задачи сопровождения:

- профилактика возникновения проблем развития   ребёнка;

- помощь (содействие) ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения,  

  социализации;

- развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.

Для решения поставленных задач определены следующие принципы:

1. Основные принципы сопровождения:

- “Всегда на стороне ребенка”. Специалист системы сопровождения всегда находится на стороне интересов ребенка, он призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

- Непрерывность. Ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.

- Системность.

- Мультидисциплинарность и комплексный подход. Принцип требует согласованной работы «команды» специалистов, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.

- Рекомендательный характер. Все решения специалистов системы сопровождения могут носить только рекомендательный характер. Ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями или лицами, их заменяющими, педагогами, близким окружением.

2. Общедидактические принципы:

- доступность;

- сознательность;

- наглядность;

- индивидуальный подход;

- дифференцированный подход и др.,

3. Основные принципы логопедии:

- системность, комплексность развития;

- рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами      психического развития;

- деятельностный подход;

- онтогенетический принцип;

- принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта;

- поиск обходных путей и опора на сохранные анализаторы.

Деятельность службы ПМП сопровождения направлена на обеспечение двух согласованных процессов:

- индивидуальное сопровождение детей;

- системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.

На практике служба сопровождения начинает специальную работу с ребенком в следующих случаях:

- выявление проблем в ходе массовой диагностики;

- обращение родителей за консультациями;

- обращение педагогов, администрации ОУ;

- обращение самого ребенка по поводу проблем;

- обращения специалистов других социальных служб.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение выступает как комплексная технология. Весь коллектив сотрудников участвует в реализации программы сопровождения. Работая как одна “команда”, каждый участник психолого-медико-педагогического сопровождения выполняет четко определенные цели и задачи в своем направлении работы.

Тесное взаимодействие всех участников коррекционного процесса необходимо не только с целью диагностики, профилактики   речевых и психических нарушений, но и с целью разработки новых технологий интегрированного подхода к содержанию коррекционно-развивающей  деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

Одной из форм тесного сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога является проведение интегрированной непосредственно-образовательной деятельности (НОД), способствующей гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы, повысить эффективность в работе и получить стабильные результаты.

Работа по психолого-медико-педагогическому сопровождению осуществляется в 3-х направлениях:

  1.  непосредственно коррекционно-развивающая работа, формами организации которой выступают индивидуальные и подгрупповые занятия.
  2. Совместная деятельность специалистов и педагогов

Основные формы организации:

        - курсы повышения квалификации;

- совместное планирование работы по развитию и коррекции речи воспитанников;

- интегрированные занятия;

- анализ результатов работы;

- семинары-практикумы;

        - практические занятия;

        - индивидуальные консультации.

3. Консультативная помощь родителям по вопросам коррекционно-развивающей работы осуществляется в форме:

- ознакомления с результатами диагностики состояния речи воспитанников;

- планирование совместной работы по коррекции речевых нарушений;

- подгрупповых и индивидуальных консультаций;

- открытых занятий;

- оформления информационных стендов;

- индивидуальных тетрадей связи.

Этапы психолого-медико-педагогического сопровождения

1 этап – диагностический 

Целью данного этапа является осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения.

Результаты работы:

- уточнение логопедического заключения, неврологического диагноза,  

  уровня развития психических процессов

- составление речевого профиля класса,

- рекомендации по медикаментозному лечению,

- составление графика медицинских процедур,

- проведение заседания психолого-медико-педагогического консилиума    

  по итогам адаптации,

-  родительские собрания по итогам адаптации и диагностики,

- индивидуальное консультирование родителей, педагогов по итогам

   обследования.

Формы отчетности: медицинские карты, речевые карты, карты сенсорного развития, таблицы и графики, карты динамики развития ребенка, методические рекомендации, справки, карта адаптации к школьному обучению.

2 этап – проектирование

Его цель – сбор необходимой информации о путях и методах решения проблемы, составление или корректировка плана коррекционного обучения, развития и воспитания с учетом результатов проведенной диагностики, доведение этой информации до участников сопровождения, создание положительной мотивации у ребенка к коррекционному воздействию.

Инструментарий проектирования: программы, планы, технологии логопедической и психологической работы по устранению речевых нарушений, план работы психолого-медико-педагогического консилиума, методические рекомендации, портфолио педагогов, психологические тесты.

Результаты работы:

- Составление плана логопедической работы по итогам обследования речи.

- Корректировка коррекционно-воспитательного планирования, плана

  занятий по сенсорному развитию.

- Тематическое планирование по работы педагога.

- Планирование профилактических медицинских мероприятий.

- Комплектование групп для занятий с логопедом и психологом.

 прогнозирование предполагаемых результатов.

- Консультирование педагогов по использованию технологий

  коррекционно-логопедической работы и психологического  

  сопровождения.

Формы отчетности: планы специалистов, педагогов, расписание логопедических и коррекционных занятий, рекомендации, схемы-графики по итогам психологического тестирования.

3 этап - деятельностный 

Цель этапа – обеспечение коррекционного обучения, развития, социализации в соответствии с программами и планами, рекомендованными специалистами и коррекционными педагогами каждому ребенку, развитие познавательных интересов, активизация познавательной деятельности; выявление учащихся с трудностями обучения и оказание им дополнительной помощи.

Инструментарий: портфолио учащихся, тетради связи, логопедические тетради, тетради по учебным предметам, картотеки игр и упражнений, методическое обеспечение учебного, психологического и логопедического процесса, информационное обеспечение компьютерными программами по развитию психических процессов, логопедическими тренажерами типа “Дельфа-142”, “Учись говорить правильно”, “Игры для тигры” и т.д.

Результаты работы:

- Организация и проведение логопедических занятий в соответствии с планом в рамках коррекционно-развивающей программы.
- Обеспечение медицинского сопровождения.

- Индивидуальное и групповое консультирование педагогов, родителей специалистами.

-  Проведение открытых, занятий, тренингов, семинаров для родителей и педагогов.

-  Выявление учащихся с трудностями в обучении, в поведении, с нарушениями мотивации; дополнительное обследование их специалистами.

-  Проведение психолого-медико-педагогического консилиума по результатам диагностики учащихся, испытывающих трудности обучения и развития, выработка рекомендаций

- Представление учеников с проблемами обучения на районную психолого-медико-педагогическую комиссию с целью уточнения образовательного маршрута.

Формы отчетности: планы или конспекты занятий, открытые занятия для педагогов, открытые занятия для родителей, заключения психолого-медико-педагогического консилиума, характеристики, презентации, результаты тестирования в виде таблиц, графиков и схем.

На деятельностном этапе сопровождения осуществляется коррекционно-логопедическая работа по авторским и адаптированным программам на логопедических занятиях, на коррекционных занятиях в сенсорной комнате, на занятиях по ритмике, логоритмике, куклотерапии. Такие занятия формируют и развивают коммуникативные навыки у детей с нарушениями речи, коррегируют моторные, психические, речевые функции, активизируют творческий потенциал детей, развитие эмоционально-личностной сферы улучшают адаптацию детей в новых условиях обучения.

Технология “интегрированное обучение” способствует объединению специалистов сопровождения, реализации поставленных задач коррекции и развития в более короткий срок. Практика проведения интегрированных уроков и занятий активно используется в системе коррекционного воздействия.

4 этап – рефлексивный

Цель данного этапа: подведение итогов сопровождения, анализ результатов коррекции и развития, определение уровня результативности.

Инструментарий: материалы итогового тестирования, таблицы, графики.

Результаты работы:

- Итоговая диагностика специалистами.

- Анализ результатов деятельности специалистов.

- Проведение психолого-медико-педагогического консилиума по  

  результатам коррекционного обучения.

- Рекомендации по выбору образовательного маршрута.

- Рекомендации по наблюдению у невролога и логопеда.

- Индивидуальное консультирование родителей специалистами.

Главной формой отчетности сопровождения считается диагностическая карта развития ребенка, включающая индивидуальную программу сопровождения.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение позволяет защитить права ребенка, обеспечить его физическую и психологическую безопасность, педагогическую поддержку и содействие в преодолении проблем развития.

Эффективность сопровождения определяется не только по частным данным психологической, педагогической, медицинской диагностики, но и по более общим показателям:

- удовлетворенность ребенка и родителей результатом работы;

- тенденция к формированию позитивной, адекватной Я-концепции;

- успешность в овладении адекватными возрасту и особенностям

  ребенка видами речевой деятельности.

Концептуальной основой психолого-медико-педагогического сопровождения является педагогика успеха, которая предполагает обеспечение условий для развития, самореализации и социализации личности ребенка посредством создания ситуации успеха, в которых максимально раскрываются возможности каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи "

Доклад на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи "...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий по обследованию детей с нарушениями слуха (соавторство)

Методические рекомендации разработаны для использования руководителями и специалистами психолого-медико-педагогических комиссий для оптимизации работы по созданию специальных условий для получения обу...

Тема самообразования: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи»

Тема самообразования: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи»...

Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.  В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей до...