«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
статья по коррекционной педагогике на тему

материал может использоваться  педагогами  и специалистами для работы с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo_slyadnevoy_o.a.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

 Использование здоровьесберегающих технологий

в коррекционно-развивающей работе  с детьми  с ОНР

Дошкольный возраст – благоприятный период оздоровления, он является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка, особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.   Поэтому, при организации работы с детьми необходимо планировать и осуществлять разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, которые в настоящее время получили название  «здоровьесберегающие технологии».

Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка, педагога и родителей.

         Исходя из выше сказанного, актуальность данной темы заключается в том, что использование в работе с детьми с ОНР здоровьесберегающих технологий позволяет предотвращать  формирование  переутомления, снимать стрессы,  сохраняя  и  восстанавливая психическое и эмоциональное равновесие детей, а так же  создавать условия для эффективного решения   проблем в развитии и воспитании, поведении и социальной адаптации воспитанников.

Цель работы:  создание условий для сохранения, укрепления здоровья  детей с ОНР посредством здоровьесберегающих технологий.

 Задачи проекта:

  • воспитывать культуру здоровья,
  • создавать  условия для формирования  мотивации   здорового образа жизни;
  • учить  детей использовать полученные  на занятиях знания  и умения в повседневной жизни.

 Участники проекта: учитель-дефектолог, воспитатель, дети, родители.

Срок реализации проекта: 1 год

Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии детей с ОНР осуществляю на основе личностно-ориентированного подхода, с учётом диагноза и индивидуальных особенностей каждого ребёнка, а также опираясь на следующие принципы  которые представлены на экране:

  • Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у детей глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
  • Принцип активности – предполагает у учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
  • Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.
  • Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
  • Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.
  • Принцип непрерывности выражает закономерности построения  оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

Для реализации проекта работы осуществляла в три этапе: подготовительный, основной и итоговый.

(Слайд) I этап – Подготовительный

На первом этапе были определены задачи и содержание работы для всех участников проекта (они представлены на экране)

Задачи

Содержание деятельности

1. Создание условий для развития речи  детей с ОНР.

2.Повысить уровень компетентности педагогов и родителей по данному вопросу.

3.Вызвать заинтересованность родителей и педагогов к данной проблеме и подготовить их к сотрудничеству;

4.Определить уровень развития    детей с ОНР.

Организационно-диагностическая работа:

1.Анализ состояния коррекционно-развивающего процесса по данной проблеме;  определение цели и задач работы над темой.

2. Изучение   методических разработок  и исследований педагогов и учёных, освещающих опыт работы по данной теме.  

3.Разработка игр и пособий для развития речи детей с ОНР  

6.Составление перспективного плана по развитию речи в работе с детьми с ОНР

Работа с родителями и педагогами:

1.Анкетирование педагогов и родителей с целью выяснения их заинтересованности к данной проблеме и подготовка к сотрудничеству;

2.Подбор консультаций  по данной теме.

3.Привлечение  родителей к изготовлению игр, пособий и наглядного материала, используемого в работе по данной теме.  

Работа с детьми:

1. Изучение  уровня  речевого  развития   детей с ОНР

Исходя из полученных данных в ходе анкетирования педагогов и родителей, а так же обследования детей  были определены:

- (слайд)  виды здоровьесберегающих технологий, используемых в работе в зависимости от диагноза и индивидуальных возможностей детей.

- разработана система здоровьесберегающих игр и упражнений,  

- создана предметно-развивающая среда в кабинете.

II – этап  основной.

цель:   реализация здоровьесберегающих технологий в работе   с детьми и запланированных мероприятий с родителями в соответствии с перспективным планом работы.

         Для реализации поставленной цели на втором этапе работы  использовала следующие здоровьесберегающие технологии, которые  можно представить по следующим направлениям:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы,  подвижные и спортивные игры,  релаксация,  пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз,  дыхательная гимнастика,  игровая оздоровительная гимнастика  
  • Технологии обучения здоровому образу жизни: утренняя гимнастика,  физкультурные занятия, серия игровых занятий «Азбука здоровья», самомассаж, активный отдых.  
  • Коррекционные технологии: артикуляционная гимнастика, психогимнастика, технология музыкального воздействия.  

О наиболее приемлемых  технологиях, которые используются мною в работе с детьми с ОВЗ   я вам сейчас расскажу.

  1. (фото на слайде) Дыхательные упражнения. Использую в работе со всеми детьми.  В ходе таких упражнений у детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Кроме этого дыхательные упражнения  способствуют формированию и развитию правильного дыхания и правильной воздушной струи, что  является важным аспектом в развитии  речи детей с ОВЗ. 

         На слайде представлены фотографии, демонстрирующие примеры дыхательных упражнений, которые использую в работе с детьми («Футбол»; «Ветряная мельница»; «Снегопад»; «Листопад»; «Кораблик», «Шторм в стакане», «Воздушный шарик», «Насос»)

       В ходе упражнений  использую разнообразное оборудование и наглядный материал (мыльные пузыри, легкие шары и вертушки, всевозможные легкие картинки-снежинки, листочки, бабочки, снежки из ваты и т.д.)  

Таким образом, дыхательные упражнения   способствуют созданию положительных эмоции, развитию правильного речевого дыхания и общему оздоровлению организма.  

  1. (фото на слайде)  Пальчиковые игры и упражнения, систематически использую в работе с детьми (особенно в работе с детьми с ДЦП), так как они  оказывают стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что благоприятно отражается на развитии речи детей.  Пальчиковая гимнастика  усиливает согласованную деятельность речевых зон, способствует развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания. В ходе выполнения игр использую разнообразный материал: игрушки, шнуровки, тесемки, массажные шарики, пирамидки, матрешки, мозаику, пособия по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замки разной величины, сухой бассейн с крупой, спички, счетные палочки. В ходе проведения пальчиковых игр применяю разнообразные стихотворные строки, чистоговорки, считалки, рифмовки.  Для детей с Синдромом Дауна  при подборке пальчиковых игр и упражнений, в которых соединяются слова и жесты,  материал должен носить повторяющийся характер, что особенно благотворно влияет на развитие речи.

Таким образом, пальчиковая гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами и проводится в любой удобный отрезок времени.

 

  1. В своей работе успешно   использую су-джок терапию, которая  обладает высокой эффективностью, безопасностью и простотой.   Использование су-жок массажеров, в комплекте с металлическими 

кольцами. Принцип этой терапиии следующий:

  • Ребёнок кладёт массажёр между ладонями, делает круговые движения, одновременно проговаривая стихотворение.
  • Дети поочерёдно надевают массажные кольца на каждый пальчик, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, сначала на правой затем левой руке.
  • Выполняет указанные действия или инструкции взрослого.

Применение такой технологии способствует повышению физической  и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком.

4. По такому же принципу использую кинезиологические упражнения, которые особенно рекомендованы детям с ДЦП и СДВГ. Итак, целью занятий кинезотерапии по развитию мышц рук является:

-развитие межполушарного взаимодействия, которое является основой развития интеллекта а также развития речи у детей  с ДЦП и СДВГ. Обеспечивают снятие синкенезий и мышечных зажимов, активизируют процесс обучения.

«Кулак-ребро-ладонь»   Лягушка(кулак), хочет(ребро),в пруд(ладонь)

                                          Лягушке            ,скучно            , тут                      

«Колечко»              Пальцы мы соединяем, и колечко получаем.

  1. Наиболее благоприятной, доступной и интересной технологией в работе с детьми  с ОВЗ является «Сказкотерапия», так как она:

-  снижает уровень тревоги, агрессивности, помогает отдохнуть от стресса,  восстановить силы.  

- создаёт коммуникативную направленность речевых высказываний;

- развивает речевую активность детей.

- подходит детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

   Интерес детей вызывает использование разнообразного материала: игрушек, изображающих сказочных героев, стихов, загадок, кукольного театра, аудиозаписи (музыки, сказок, звуков природы), сказочных атрибутов (волшебное перышко, шляпы, волшебная палочка и т.д.)

Важным шагом к решению поставленных  задач является взаимодействие с семьёй. Для проведения работы по повышению знаний родителей по вопросу влияния здоровьесберегающих технологий на развитие детей с ОНР  было  разработано перспективное планирование,  в котором отразилась система мероприятий по взаимодействию с семьёй по данной проблеме.

        

 В работе с родителями использовала следующие формы работы:

  1. Беседа, анкетирование, тестирование: коллективные и индивидуальные.
  2. Консультации: коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования
  3. Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов» и семинаров практикумов.

Построенная таким образом работа помогает привлечь родителей к данной проблеме, повысить их компетентность по вопросу использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми и сделать их активными помощниками для реализации поставленных задач и получении положительных результатов коррекционно-развивающей работы.         

III этап - итоговый

Цель: обобщение и оценка результатов, анализ работы и  прогнозирование дальнейшей деятельности.

Результаты работы для меня (учителя-дефектолога):

  • сформирована нормативно-правовая базы по вопросам оздоровления дошкольников с ОВЗ;
  • внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;

Результаты работы с детьми:

  • формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своем здоровье;
  • улучшение соматических показателей здоровья дошкольников
  • Улучшение эмоционального состояния, что является основой для положительной социализации и развития детей.
  • Повышение уровня развития внимания, памяти и речи.

Результаты работы с родителями:

  • повышение компетентности родителей по данному вопросу;
  • активное сотрудничество с педагогом в вопросах оздоровления детей.

Таким образом, использование в работе здоровьесберегающих технологии   повышает результативность коррекционно-развивающей работы, способствуют пробуждению интереса к занятиям, умению понимать словесные инструкции, развитию  речи, внимания, памяти, усидчивости,  формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка повышает - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

  Используемая литература:

  1. Баенская Е.Р. Помощь  в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: 2 изд.  М., 2009
  2. Баряева Л.Б.,  Вечканина И.Г., Зарин А.П.  Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб,  2001
  3. БеловаТ.В., Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: Астрель 2008
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по  сказкотерапии.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии.
  6. Катаева  П.П. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей  дошкольного возраста. – М.1977
  7. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата:  Учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М.,  2001
  8. Педагогические системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Ставрополь 2011