Дети с особыми образовательными потребностями. Дети Индиго.
материал по коррекционной педагогике на тему

Лебедева Светлана Анатольевна

 

Ребенок с особыми потребностями в образовании – это новое для современного общества понятие. Детям с особыми образовательными потребностями нужны обходные пути получения тех знаний, которые для нормально развивающихся детей являются обычными. 

Так кто же они - "Дети Индиго" ? Представлены разные, практически полярные, точки зрения на эту проблему.

Надеюсь, что представленная работа будет интересна и педагогам и родителям, так как в ней представлены не только интересные и современные факты, но и рекомендации по воспитанию и обучению "нестандартных" детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дети с особыми образовательными потребностями.

Дети Индиго.

Подготовила:

Лебедева Светлана Анатольевна

Воспитатель 2 категории

МБДОУ детский сад

компенсирующего вида № 93

Московского района

г. Нижнего Новгорода

Содержание

  1. Введение

3

  1. Дети с особыми образовательными потребностями

4

  1. Дети Индиго

8

  1. Заключение

13

  1. Литература

15

  1. Введение

Ребенок с особыми потребностями в образовании – это новое для современного общества понятие.

Появление этого термина свидетельствует о взрослении нашего общества — оно поворачивается лицом ребенку, имеющему особенности развития, будь то ребенок с ограниченными возможностями или просто попавший в тяжелую жизненную ситуацию. 

В настоящее время вытесняется понятие аномального ребенка, ребенка с нарушениями в развитии, ребенка с отклоняющимся развитием. Общество больше не делится на «нормальное» большинство и «ненормальное» меньшинство. 

Границы между нормальным и аномальным ребенком призрачны, ведь без должного внимания ребенок с любыми способностями будет отставать в развитии. К тому же в особых условиях обучения нуждаются не только дети с психическими и физическими нарушениями, но и дети, попавшие под специфические социальные и культурные условия.

Детям с особыми образовательными потребностями нужны обходные пути получения тех знаний, которые для нормально развивающихся детей являются обычными. 

Вот об этом я расскажу в первой части своей работы.

Во второй части работы попытаюсь объяснить феномен «Детей Индиго», представлю разные, практически полярные, точки зрения на эту проблему.

  1. Дети с особыми образовательными потребностями

Новый, еще не устоявшийся термин; возникает, как правило, во всех странах мира при переходе от унитарного общества к открытому гражданскому, когда общество осознаёт потребность отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в психофизическом развитии, новое отношение к ним.

Данный термин призван вытеснить из широкого употребления термины «аномальные дети», «дети с нарушениями в развитии», «дети с отклонениями в развитии» и конкретизирующие их термины (дебил, идиот, даун, спастик, алалик, дизартрик и др.) как термины, указывающие на ненормальность, неполноценность человека.

Подтверждая отказ общества от деления людей на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, нарушений, отклонений от нормы на фиксацию их потребностей в особых условиях и средствах образования, указывает на ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей.

   Термин «дети с особыми образовательными потребностями» используется как в широком социальном, так и в научном контексте. В научном контексте данный термин важен потому, что он ориентирует исследователей на «проницаемость» границ между науками об аномальном и нормальном ребёнке, так как детьми с особыми образовательными потребностями могут быть как дети с психофизическими нарушениями, так и дети, не имеющие таковых. В последнем случае особые образовательные потребности могут быть обусловлены социокультурными факторами.

   Несмотря на то, что данный термин появляется в России позже, чем в США и странах Западной Европы, его введение в обиход отечественной науки нельзя квалифицировать как прямое заимствование западного термина «дети с особыми нуждами» («Children with Special Needs»). Содержание термина «дети с особыми образовательными потребностями» отражает традиционное для отечественной дефектологии понимание ребёнка с нарушениями в развитии как ребёнка, нуждающегося в «обходных путях» достижения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются укоренившимися в культуре способами воспитания и принятыми в обществе способами массового образования.

Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает всех учащихся, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Общепринятый термин «дети с особыми образовательными потребностями» делает ударение на необходимости обеспечения дополнительной поддержки в обучении детей, которые имеют определенные особенности в развитии.

Дети с особенностями психофизического развития разделяются по следующим категориям:

- с нарушениями слуха (глухие, оглохшие, со сниженным слухом);

- с нарушениями зрения (слепые, ослепшие, со сниженным зрением);

- с нарушениями интеллекта (умственно отсталые, с задержкой психического развития);

- с речевыми нарушениями;

- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- со сложной структурой нарушений (умственно отсталые слепые или глухие, слепоглухонемые и др.);

- с эмоционально-волевыми нарушениями и дети с аутизмом.

Логичным и обоснованным может быть принято определение, которое дает французский ученый Г. Лефранко: «Особые потребности – это термин, который используется в отношении лиц, чья социальная, физическая или эмоциональная особенность требует специального внимания и услуг, предоставляется возможность расширить свой потенциал».

Ярким событием для мирового педагогического сообщества является прошедшая под эгидой ЮНЕСКО в 1994 г. в Испании (г. Саламанка) Всемирная конференция по образованию лиц с особами потребностями. В итоге в педагогику введен термин «инклюзия» и провозглашен принцип инклюзивного образования. Сегодня можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ООП в образовательном процессе обычных образовательных учреждений, но в большей мере перестройку системы массового образования и учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения образовательных потребностей всех категорий детей.

Если мы говорим об инклюзивном образовании, то имеем в виду, прежде всего, особые образовательные потребности у детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии.

Инклюзивное образование – это система образовательных услуг, которая базируется на принципе обеспечения основного права детей на образование и права обучаться по месту проживания, что предусматривает обучение в условиях общеобразовательного учебного заведения.

Сторонники этой образовательной системы считают, что таким образом дети будут наилучшим образом подготовлены к реальной жизни. А скептики опасаются, что на педагогов будет розложена слишком большая ответственность за детей с ООП в то время, как сами педагоги не будут иметь соответствующей подготовки и необходимых ресурсов. И это приведет к тому, что детям с особенностями развития будет уделяться гораздо больше внимания, чем обычным детям – а значит общий уровень образования снизится.

Современные научные представления позволяют выделить общие аспекты особых образовательных потребностей разных категорий детей с нарушениями психо-физического развития.

  • Время начала образования – потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребенка. (Так, если нарушение слуха или зрения ребенка выявлено в конце первого месяца его жизни, то немедленно должно начинаться и специальное обучение. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения в развитии, все усилия взрослых направляются исключительно на попытку лечения ребенка, реабилитацию средствами медицины.) 
  • Содержание образования – потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка. (Например, занятия по развитию слухо-зрительного и зрительного восприятия речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, разделы по социально-бытовой ориентировке для слепых, слепоглухих и умственно-отсталых детей, разделы по формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми и др.) 
  • Создание специальных методов и средств обучения – потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств обучения, в более дифференцированном, «пошаговом» обучение, чем этого обычно требует обучение нормально развивающегося ребенка. (Например, использование дактилологии и жестовой речи при обучении глухих, рельефно-точечного шрифта Брайля при обучении слепых, значительно более раннее, чем в норме, обучение глухих детей чтению и письму и т.п.; 
  • В определении границ образовательного пространства – потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения. 
  • В продолжительности образования – потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста. 
  • В определении круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействии – потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей (специальных психологов и педагогов, социальных работников, врачей разных специальностей, нейро- и психофизиологов и др.), во включение родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов. 
  • Особая организация обучения.
  • К таким детям необходимо подходить индивидуально, создавать им особые образовательные среды, например дети с ранним детским аутизмом нуждаются в создании особого структурированного обучения.
  • Необходимо максимально расширить образовательное пространство за пределы специального образовательного учреждения, интегрировать ребенка в общество.
  • Большая продолжительность процесса образования и выход его за пределы школьного возраста.
  •  Согласованное участие разных специалистов: психологов, врачей, социальных работников, преподавателей специальных дисциплин, а также привлечение к процессу воспитания и обучения родителей ребенка.

Дети с нарушениями — это не потерянные для общества люди. При особом образовательном подходе они способны социально адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть счастливыми. Появление термина «ребенок с особыми образовательными потребностями» подчеркивает важность такого подхода.

  1. Дети Индиго

Термин, впервые введённый Нэнси Энн Тэпп, женщиной, считающейся экстрасенсом, в книге «Понимание твоей жизни с помощью цвета» (1982 год). Она заметила, что аура рождающихся детей изменилась и стала темно-синей, цвета индиго (сине-фиолетового). Тогда она сделала предположение, что это совершенно иные дети, дети Индиго - дети Нового Времени. В наше время, по мнению Тэпп, 70 % детей в возрасте до 10 лет и 40 % в возрасте от 15 до 25 являются «индиго».

Явлению «дети индиго» посвящено большое число книг. Несмотря на широкую известность явления, на сегодняшний день не существует чётких критериев, по которым можно отличить их от остальных детей. Признаки, которые приводятся разными авторами, могут кардинально различаться.

В конце ХХ века особую остроту во всем западном мире приобрела проблема нарастающей школьной дезадаптации. Множество детей оказались неспособны к полноценному усвоению школьной программы ввиду явного нежелания учиться и отсутствия интереса к учебному материалу. Хуже того, школьная неуспеваемость во многих случаях сочетается, а скорее всего, и тесно взаимосвязана с нарушениями поведения, когда ребенок не может соблюдать элементарные требования дисциплины, не признает ничей авторитет, эгоцентрически сосредоточен на собственной персоне, своих фантазиях и прихотях. При этом, однако, бросается в глаза, что эти настораживающие особенности никак не коррелируют с уровнем интеллекта, то есть встречаются как у детей ограниченных и недалеких, так и у весьма одаренных (не говоря уже о детях заурядных, «обычных»). Однако именно дети с высоким интеллектом привлекли внимание общественности, поскольку их школьную неуспеваемость никак нельзя было объяснить недостатком способностей.

Общественный интерес был неожиданно подогрет киносказками про детей-мутантов, наделенных экстрасенсорными способностями, про зачатие земными женщинами потомства инопланетян, призванного то ли извести, то ли улучшить человеческую расу и т.п. Зависть к гонорарам голливудских сценаристов подстегнула воображение сказочников, далеких от «Фабрики грез». В результате почти одновременно появилось несколько конкурирующих сочинений о «звездных» детях (то есть, чуть ли не буквально сошедших со звезд), якобы представляющих собой новую человеческую породу.

Наибольший резонанс вызвало сочинение Ли Кэррола и Джен Тоубер «Дети Индиго», и давшее название этой якобы особой категории детей. Эта книга, увидевшая свет в 1999 году, сразу же стала бестселлером, сказочно обогатила авторов, а это — как в Голливуде, так и в издательском мире — обычно стимулирует сочинение продолжений и парафраз, которые не замедлили появиться. Так что в современной поп-культуре дети индиго стали почти таким же брэндом, как Кинг Конг, Гарри Поттер и хоббиты, породившим целую армию фанатов, легко путающих реальность с грезами. Надо ли говорить, что в нашей стране, где зарубежные научные труды годами безнадежно дожидаются перевода, паранаучное сочинение Кэррола и Тоубер появилось на книжных прилавках с завидной быстротой.

Сочиняя название выдуманному ими феномену, авторы бестселлера опирались на идею своей соотечественницы Нэнси Энн Тэпп, которую разные источники называют то ясновидящей, то психологом, то специалистом по биоэнергетике (для неискушенного обывателя разница, естественно, неуловима). Госпожа Тэпп зарабатывает на жизнь тем, что диагностирует состояние человеческого организма по цветовым оттенкам ауры — светового излучения, о котором известно исключительно со слов тех, кто способен его видеть. По ее наблюдениям, достоверность которых никакими научными методами подтвердить невозможно, существует особая категория детей, чья аура характеризуется насыщенным синим цветом — индиго. Эти дети обладают весьма развитыми способностями (по некоторым свидетельствам, в том числе и экстрасенсорными), а также многими странностями в поведении — они неусидчивы, расторможены, непослушны, легко хамят старшим и самодовольно кичатся своим превосходством над окружающими. Понятно, что их адаптация в социуме, состоящем из дремучих консерваторов, которые не умеют видеть нимб над каждым двоечником, весьма проблематична.

О способностях детей индиго существует множество разнообразных свидетельств — начиная от их удивительного дара сочинять афоризмы в перерывах между сменой подгузников до способности предсказывать будущее и разгонять тучи усилием воли. Чаще всего встречаются указания на их раннее речевое развитие, высокую креативность, легкость в освоении сложных навыков — в частности, компьютерных.

Что же касается очевидных поведенческих проблем, то «консервативными» специалистами они диагностируются как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (АDHS). Синдром подлежит медикаментозному лечению, которое, с одной стороны, отчасти устраняет буйную расторможенность, но, с другой стороны, приводит к утрате детьми индиго своих исключительных способностей и превращению их в обычных людей. В силу этого «прогрессивными специалистами» провозглашается необходимость отказа от медикаментозного лечения, а также создания исключительным детям особых условий для их развития на благо общества.

Каковы же основные характеристики детей индиго, которые выделяют заморские авторы?

По мнению Кэррола и Тоубер, отличительные особенности этих детей таковы. Они:

  • не сомневаются в своей значимости (в связи с этим часто ведут себя высокомерно), иногда сообщают родителям, «кто они есть»;
  • не имеют абсолютных авторитетов;
  • не считают нужным объяснять свои поступки и признают только свободу выбора;
  • вообще не делают некоторых вещей, например не выносят стояния в очереди;
  • теряются, когда подавляют их творческую мысль, пытаясь «втиснуть» в консервативные рамки;
  • часто видят свой (лучший) способ сделать что-то, но их далеко не всегда понимают, думают, что это нарушение правил, нежелание жить «как положено»;
  • если им в руки рано «попался» компьютер, в 3–4 года они понимают его так, как не могут и иные взрослые в 60 лет (такая ранняя компьютеризация часто приводит к тому, что индиго душевно становятся холоднее — в поступках руководствуясь больше головой, чем сердцем);
  • иногда кажутся некоммуникабельными, особенно если рядом нет им подобных, могут замыкаться в себе, чувствуя, что их никто не понимает;
    не реагируют на замечания, обвинения в нарушении дисциплины;
    не стесняются, давая понять, в чем испытывают нужду;
  • часто это дети, которым поставлен диагноз: гиперактивность, связанная с дефицитом внимания.

Иными словами, перед нами портрет одаренного ребенка с недостаточной произвольностью поведения, испытывающего трудности в социальной адаптации, в частности школьной. Не о том ли российские психологи писали за много лет до появления заморского бестселлера? То, что ребенок может превосходить интеллектуальными способностями своих родителей, — никакая не сенсация. То, что многие дети не умеют и не желают держать себя в руках, не признают авторитетов, а у взрослых нет на них управы, — тоже. И зачем красить эту банальность в темно-синие тона?

Впрочем, почему бы и нет? Вполне рыночный способ приукрашивания вечной родительской иллюзии об исключительности собственных детей. Ведь для любого родителя его дети — особенные. А если еще объяснить их хамские манеры и нежелание читать учебник их особой цивилизационной миссией, становится совсем тепло на душе. Мой ребенок — высокодуховная сущность и имеет свою собственную жизненную программу. Это посланец Творца, пришедший с небес на землю с серьезнейшими намерениями. Соседка, не читавшая книгу, право слово, обзавидуется. Ну надо же, у нее ребенок как ребенок, а мой — индиго.

Что же касается педагогических рекомендаций по обращению с темно-синими мутантами, то их вопиющая банальность просто поражает. Вот цитата из вышеназванного бестселлера:

  • давайте ребенку свободу выбора;
  • откажитесь от приказного тона;
  • не противодействуйте;
  • выполняйте обещания;
  • никогда не унижайте;
  • чаще проявляйте свою любовь;
  • если есть необходимость сделать «внушение», сделайте это один на один;
  • обсуждайте с ребенком его плохое поведение, убедитесь, что он правильно все понял;
  • ни в коем случае не оскорбляйте его;
  • не применяйте физические меры наказания;
  • если вы что-то хотите от ребенка, добивайтесь этого без упрашиваний или истерик, формулируйте свои распоряжения в виде просьб;
  • не забывайте хвалить их, но только за реальные заслуги.

«Быть строгим, но справедливым — главное условие воспитания детей индиго».

Обращаться с детьми индиго нужно уважительно по рекомендации авторов книги. А ведь дело не в цвете ауры ребенка. Каждый ребенок достоин уважительного отношения  к себе. «Не унижайте», а разве ребенок с другим цветом ауры достоин унижения?

Внимания и любви достоин любой ребенок!

Только зачем для этого изобретать целую теорию? Впрочем, сказать новое слово в науке всегда было труднее, чем просто придумать новое слово…

Такого мнения придерживаются многие современные ученые, психологи, педагоги. Но в противовес этому мнению существует и другое.

Считается, что в последние годы стали рождаться на свет дети, совершенно не похожие на обычных мальчиков и девочек. Их странность проявляется уже в первые месяцы жизни. Врачей поражают совершенно взрослые глаза младенцев. В отличие от других новорожденных, которые не могут сфокусировать взгляд, эти дети смотрят в упор и не по-детски пристально. Чем взрослее они становятся, тем с большей силой и упрямством изменяется их модель поведения по сравнению с «нормальными» сверстниками.

«Новых» детей, невозможно оторвать от занятия, которое их действительно интересует. Трудности их не охлаждают, а, наоборот, добавляют азарта, и они делают головокружительные успехи, продвигаясь к цели с огромной скоростью! Они усидчивы и сосредоточены до тех пор, пока не удовлетворят своего любопытства. Как тут не вспомнить Эйнштейна, считавшегося в первых классах умственно отсталым.

В России их называют «детьми нового тысячелетия» или «детьми Света». Во Франции прозвали «тефлоновыми», поскольку к ним «не прилипают» общепринятые стереотипы поведения. В Англии их называют киборгами, потому что в своих поступках руководствуются больше головой, чем сердцем. В возрасте трех-четырех лет такие малыши понимают компьютер так, как не могут иные взрослые. Это технологически ориентированные дети, и, значит, можно предположить, что развитие технологии в ближайшие десять лет дойдет до такого уровня, о котором мы не смели даже мечтать. Эти дети откроют людям дверь в иной мир, в котором человечество достигнет того состояния, когда не надо будет трудиться руками, а только головой.

Ученые все чаще говорят о том, что человечество стоит на пороге какого-то качественного скачка. В прошлом веке некоторый скачок произошел: значительно удлинилась жизнь и работоспособный возраст человека, увеличился рост, появилась акселерация. Сейчас пришло время качественных изменений, и, возможно, дети индиго - это и есть новый путь человечества, о котором уже не раз писали фантасты. Технический прогресс сменится биологическим. Причем новая раса может стать многочисленной достаточно скоро. Ведь еще лет 30 назад о подобном феномене и не слышали, а сегодня в ауре 70 младенцев из 100 преобладает необычный цвет, и ученые предполагают, что в обозримом будущем 90 процентов всех новорожденных будут иметь в ауре ультрамариновый цвет, а значит, обладать особыми способностями (к телепатии, экстрасенсорике, научному творчеству).

Говорят, что появление поколения индиго не случайно. По некоторым теориям, в самые драматические моменты истории, когда, казалось бы, катастрофа неизбежна, на Земле начинает зарождаться новая цивилизация. И дети индиго - ее представители.

  1. Заключение

Сегодня на всё происходящее в обществе в сильнейшей степени влияет мощное развитие средств массовой информации. Каждый редкий, уникальный случай становится общим достоянием. Включаются факторы общественного сознания, которые мгновенно усиливают вторичный эффект, и уникальность воспринимается почти как правило. Все матери начинают присматриваться к своим детям, отыскивая в них необычные качества, поднимающие ребёнка в ранг гениальности. В принципе, плохого в этом ничего нет, каждый ребёнок заслуживает того, чтобы к нему относились как к гению, если такое отношение не выходит за разумные, здоровые пределы. Всё происходит в строгом соответствии с законами массовой коммуникации: у нас на бессознательном уровне возникает вера в то, что события развиваются именно так, как их трактуют газеты и телевидение. Не сомнение, не проверенное знание, а вера — это ранг идеи. Точно по Гегелю: «Человечество, открыв идею свободы, стало свободным». Идея «детей-индиго», овладевая массами, творит «детей-индиго». И можно быть уверенным, что маленький ребёнок, услышав о себе подобное предположение, будет выкладываться изо всех сил, чтобы подтвердить, что он такой и есть. И если линия поведения родителей по отношению к нему избрана неверно, он будет культивировать в себе психопатические отклонения, которые раньше социально пресекались. На всех этапах развития у детей есть масса девиантных, неправильных вариантов поведения, которые могут только усиливаться. Когда он живёт с сознанием своей избранности, то ему море по колено. Остальные люди — объекты, люди-вещи, среди вещей жить намного легче, чем среди людей. Кстати, равнодушие к критическим замечаниям в них воспитывают сами же родители.

Психологам хорошо известно, что люди, лишённые эмпатии — способности сочувствовать и сопереживать окружающим, категоричные и не считающиеся с чужим мнением, проявляют высокие аналитические способности, хорошо говорят и свободно мыслят. А причина в том, что, когда разговаривает человек нормальный, он непременно ещё думает о том, как бы своими словами и поступками не причинить вреда собеседнику. Его психическая энергия распределяются между мыслью о себе и мыслью о другом человеке. У того, кого не заботят другие люди, она вся тратится только на самого себя. На первый взгляд такая личность находится в более выгодном положении по отношению к обычным, «нормальным» людям. Но дело в том, что реализовать свои преимущества он может только в обществе, которое имеет массу возможностей рано или поздно отплатить той же монетой.

В отношении того, что родители, полагающие своих детей представителями генерации «индиго», пытаются воспитывать их по особым методикам, объединяясь в клубы и сообщества, отдельно от других детей, то это гораздо лучше, чем воспитание по Снежневскому (психиатр, который очень часто ставил трудным детям диагноз «шизофрения»). Огромное количество потенциально здоровых людей оказывались шизофрениками. Поэтому пусть лучше эти дети будут «индиго», чем шизофрениками. Тогда общество, по крайней мере, будет воспринимать ребёнка как странную личность, а не как безнадёжно больного.

Когда-то психолог Владимир Леви, написавший книжку «Нестандартный ребёнок», сказал: «Все дети нестандартны. Так и нужно их воспринимать».

Это особо ценная позиция для родителей, и психолог обязан её поддерживать. Но воспитывающий родитель обязан научить ребёнка слышать другие точки зрения, потому что, когда он выйдет в социальную действительность, эмоциональная глухота может быть чревата серьёзными психическими травмами.

А вообще – пусть родители думают, что у них нестандартные дети, «дети-индиго». Но чтобы дети при этом были уверены, что у них — нестандартные родители. И тогда всё будет нормально.

  1. Литература

  1. А. Бобылев. Люди Индиго — кто они? // «Губернія». 6 января 2007 г.
  2. С. Кузина. Дети индиго уже живут среди нас? // «Комсомольская правда» 1 мая 2008 г.
  3. Ли Кэрролл, Дж. Тоубер. Дети Индиго-2: Праздник цвета индиго/Перев. с англ. — М: ООО Издательство «София», 2009. — 288с. 
  4. А. Смирнов. Индиго — это краска, а не дети. /http://transhumanism-russia.ru/content/view/539/110/
  5. С. Степанов. Фантазии в темно-синих тонах // Газета «Школьный психолог», № 2, 2006.
  6. http://alldef.ru/ru/articles/almanah-5/rebenok-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostjami
  7. http://vitaportal.ru/razvitie-rebenka/rebenok-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami.html
  8. http://www.psyoffice.ru/6-1013-deti-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostjami.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.

Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках  деятельности Консилиума образоват...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей» на тему «Прогулка в лес»

Конспект образовательной деятельностив подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей»на тему «Прогулка в лес»...

Конкурс "Ярмарка педагогических идей" (для методкабинета) Технологии включения детей с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство ДОУ.

В ноябре 2017 г. в МДОУ Детский сад №11 «Золотой петушок» г. Ртищево Саратовской области» был проведён краткосрочный практико – ориентированный логопедический проект "Сост...

Технологии включения детей с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство ДОУ. (Презентация).

В ходе проекта использовалась интеграционная технология, т. е. присутствовало сочетание нескольких коррекционных направлений: дети слушали сказку, объяснение педагога, видели фотографии своего города,...

Тарасова Т.А. Занятия физическими упражнениями в дошкольном образовательном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями.

это привычное пТарасова Т.А. Занятия физическими упражнениями в дошкольном образовательном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями.оложение тела при стоянии, ходьбе и сидени...

ВНЕДРЕНИЕ В ДОШКОЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «БОС – ЗДОРОВЬЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

   Сегодня в дошкольных образовательных организациях (далее ДОО) уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые представлены как приоритетные в Федеральных госуда...

Справка участника апробации электронных образовательных курсов для детей с нарушением слуха на базе ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска», январь 2020 г.

Справка участника апробации электронных образовательных курсов для детей с нарушением слуха на базе ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»...