« Пути реализации компетентностного подхода в образовании»
статья по коррекционной педагогике на тему

Иванова Ольга Михайловна

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ С РОДИТЕЛИМИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olga_mihaylovna.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г.Саяногорск  детский сад комбинированного вида №° 20 «Дельфин»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ С РОДИТЕЛИМИ

« Пути реализации компетентностного  подхода в образовании»

Автор: воспитатель

Иванова Ольга Михайловна

Саяногорск 2015г

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: « Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но за частую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием  ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями и по этой причине.

Лишь только психологическая и педагогическая компетентность помогает создать единое пространство в развитие ребенка современных родителей.

 Информационно – аналитическое.

Изучение семьи, выяснение образовательных потребностей родителей.

Установление контакта с ее членами для эффективного согласования воспитательных  воздействий на ребенка . Начинаю работу с анкетирования

« Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных,  анализирую уровень компетентности родителей , на основе результатов составляю план работы. Вырабатываю тактику общения с родителем вообщем  и индивидуально, учитывая индивидуальные особенности семьи.

Затем, разрабатываются критерии, которые называются «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций ; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовки и провидении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее можно выделить для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам  совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволяет выделить  три группы родителей.

Родители – лидеры.  Они инициативны, умеют и с удовольствием участвуют  в воспитательном – образовательном процессе.

Родители – исполнители. Принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители – критические наблюдатели. Желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Аналитическая работа дала мне возможность более эффективно проводить совместные мероприятия с учетом дифференцированного подхода, к привлечению родителей в их проведении.

В нашем детском саду созданы все условия организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра ) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение  семьи на всех этапах дошкольного детства, вовлекает родителей быть  активными участниками воспитательного  и образовательного процессов.

Исходя из цели всего учреждения, я сформулировала свои так:

  • Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  • Установление доверительных и партнерских отношений  с родителями.
  • Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:

  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  • Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

С целью я использовала активные формы и методы работы с родителями :

- посещение семей воспитанников на дому;

- общие и групповые родительские собрания;

- консультации;

- занятие с участием родителей;

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

- совместные экскурсии;

- Дни общения;

- Дни добрых дел;

- Дни открытых дверей;

- участие родителей в подготовке и провидении праздников, досугов;

- совместное создание предметно – развивающей среды;

- утренние приветствия;

- работа с родительским комитетом группы;

- беседы с детьми и родителями;

- семинар – практикум;

- родительские гостиные.

В результате повысился уровень воспитательно – образовательной деятельности родителей, что способствовало  развитию их творческой инициативы.  

К собранию я готовлю выставку детских работ, фотостенды, использую фотографии из семейных альбомов, жизни группы. Стараюсь донести до родителей победы их малышей, которые не оставляют их равнодушными. Благодарю родителей, которые активно помогают в воспитании и развитие  своих детей.

Важное значение в работе с родителями имеет наглядная информация, и оформление :

- родительских уголков,

- папки – передвижки «Здоровейка», « По Совету всему свету»,

- библиотека – передвижка,

- фотомонтажи « Из жизни группы», «Мы - друзья природы», «В кругу семьи»,

- копилка Добрых дел.

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Периодически использую рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Носики – курносики», «Выростай – ка», «Это интересно», «Поиграем», «Обратите внимание», в которых помещаю практические материалы, дающие возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть дома.

Досуговое направление в работе с родителями оказалась самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняет тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть из нутрии проблемы своего ребенка, трудности  во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В группе проведены:

- праздники «День матери», «А ну – ка, бабушки», «День рождения»,

- «Все профессии нужны, все профессии важны»,

- спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни»,

- празднование дней рождения (ежемесячно),

- совместные походы «В мир прекрасного» Целью общих мероприятий является – укрепить взаимоотношение детей и родителей посредством включения в совместную деятельность. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».

Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.

Воспитание и развитие ребенка невозможно без участие родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей и главное моими союзниками в воспитании образовательного процесса.

Родители проявляют искренний интерес к жизни группы, умеют выражать восхищение результатами детской деятельности, поддерживать своего ребенка.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умение стать профессиональным помощником в семье.

В результате проделанной работы, использование различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого – педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.

Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном взаимодействии с родителями принесла отрадные результаты.

Продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни . Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Список литературы.

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. общаться с ребенком. Как? М.:ЧеРо,2000.
  2. Гордон Т.Е. повышение родительской эффективности. Екатеринбург, 1997.
  3. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Метод.руководство для работников ДОУ/ Т.Н. Доронова и др. М.: Лака – Пресс, 2001.
  4. Корчак Я. Как любить детей. М., 1973.
  5. Лютова Е.Е., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными, аутичными детьми. СПБ.: Изд – во «Речь»; ТЦ «Сфера», 2002.
  6. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь,2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути реализации духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовании.

Сейчас в нашей стране много говорят о духовно-нравственном возрождении Росссии. В школах вводятся дополнительные уроки по духовному воспитанию. Много говорят и об духовности в дошкольном образов...

Семинар для педагогов «Ключевые компетенции проектирования нового качества дошкольного образования на пути реализации ФГОС ДО» в форме проведения «проблемного диалога» и «системного оператора ТРИЗ»

Тема семинара достаточно объемная и актуальная на сегодняшний день, включает три семинарских занятия для педагогов. Первое, позволяет подвести педагогов к понятию компетентности и способствует мотивац...

Реализация программы поликультурного образования: успехи, проблемы, пути развития

Презентация "Реализация программы поликультурного образования:успехи, проблемы,пути развития"...

Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно- духовного.

Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственн...

Реализация образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

     Сложившаяся в последнее время стандартизация образовательных систем во всем мире затронула и нашу страну. В Российской Федерации стандартизация системы образования проводитс...

методических разработок «Диссеминация передового педагогического опыта по реализации ФГОС дошкольного образования» Номинация №1 «Инновационные практика реализации ФГОС ДО» Полифункциональное пособие «Зоопарк» Разработал: Воспитатель первой катего

АннотацияПолифункционального пособия «Зоопарк» выполнено в качестве настольной игры, и рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения для организации НОД, театрализованных,...

Курсы повышения квалификации "Дошкольное образование и специфика реализации программ дошкольного образования во взаимосвязи с обновленными ФГОС -21 начального и общего образования.

ООО "Межреспубликанский институт повышения квалификации и переподготовки кадров по программе дополнительного профессионального образования."...