Главные вкладки

    Статья «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
    статья на тему

    Макеева Светлана Анатольевна

    В статье рассматривается  понятие инклюзивного образования в контексте Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования . Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Обозначены основные направления работы педагогического   коллектива в инклюзивной группе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_inklyuz.docx24.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

    «Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Они обязаны обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования».

     (Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов  Правило 6).

     «Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом» (Дэвид Бланкет).

    Совместное (инклюзивное) образование признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и эффективное.

    Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним их приоритетов государственной образовательной политики России.

    В России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом  детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.

    В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

    Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах («Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и т. д.).

    На сегодняшний день инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

    В законопроекте «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 02.06.1999года, устанавливается возможность получения образования детей – инвалидов в массовой школе, а в докладе Государственного Совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе» (2001г.) подчеркивается: «дети, имеющие проблемы со здоровьем, должны обеспечиваться государством медикопсихологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства и только в исключительных случаях – в специальных школах - интернатах».

    Каждый ребенок имеет право получать качественное образование со здоровыми сверстниками. Именно в обычной образовательной сфере дети с особыми образовательными потребностями смогут получить, помимо учебной информации, возможность полной жизни в обществе, т.е. социализироваться. Эти проблемы в современных образовательных учреждениях  решает инклюзивное образование

    Согласно закону об образовании инклюзивное образование – это  обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом  разнообразия особых  образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2 п.27 ФЗ  №273 «Об образовании»).

    Оно предусматривает совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.

    Инклюзивное образование предполагает:

    - обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном,  а в обычном учебном заведении. При этом они должны получать специализированную помощь;

    -  вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям;

    - удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.

    Инклюзивное образование базируется на восьми принципах: 

    1.   Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

    2.   Каждый человек способен чувствовать и думать.

    3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

    4.  Все люди нуждаются друг в друге.

    5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

    6.   Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

    7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

    8.   Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

    Необходимость внедрения такого вида обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в дошкольном образовательном учреждении делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

    С 1 января 2014 года был введен в действие в Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155). 

    В нем говорится о выравнивании  стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

    Положения  ФГОС предназначены  обеспечить возможность инклюзии детей в дошкольном учреждении и  инклюзивного обучения.

    В Федеральном Государственном стандарте образования предусмотрена программа коррекционной работы, которая должна быть направлена на обеспечение недостатков в физическом и психическом развитии и оказание детям помощи в освоении основной образовательной программы.

    В ФГОС ДО учтены особые образовательные потребности отдельных категорий детей.  

    В основных принципах дошкольного образования, прописанных в ФГОС можно выделить некоторые, которые необходимо учитывать в первую очередь при разработке образовательной программы дошкольного учреждения, в котором  находятся дети с ОВЗ.

    - полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

    - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

    - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

    - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

    - возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) (п.1.4 ФГОС).

    В цели стандарта входит обеспечение государством равенства возможностей каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, а так же   обеспечение государственныхο гарантий уровня и качества образования на основе обязательных требований к условиям реализации ООП, их структуре и результатам освоения.

    Задачами ФГОС ДО в отношении детей с ОВЗ можно считать:  

    - охрану и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе эмоционального благополучия);

    - обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

    - создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

    -  обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

    -  формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

     Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

    Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на: обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей (п. 2.11.2 ФГОС).

    Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (п.3.2.2ФГОС).

    Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.

    При работе в группах для детей с ограниченными возможностям здоровья в Организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих детям необходимую помощь. Рекомендуется предусматривать должности соответствующих педагогических работников для каждой Группы для детей с ограниченными возможностями здоровья (п.3.4.3 ФГОС).

    При организации инклюзивного образования:

    при включении в Группу детей с ограниченными возможностям здоровья к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей. Рекомендуется привлекать соответствующих педагогических работников для каждой Группы, в которой организовано инклюзивное образование;

    при включении в Группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию (п.3.4.4 ФГОС).

    Рассмотрев Федеральный Государственный Стандарт Дошкольного Образования при разработке Основной образовательной программы дошкольного учреждения и рабочих программ групп можно выделить  основные направления работы педагогического коллектива в инклюзивной группе: диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка; комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы; разработка и реализация конкретных этапов овладения образовательной программой всеми детьми группы, в том числе овладение индивидуальной образовательной программой ребенком с ОВЗ; разработка каждым специалистом календарных и тематических планов коррекционно-развивающей работы;  планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы; организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы; мониторинг инклюзивного образовательного процесса, создание специальных условий.

     Под специальными условиями понимаются: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий; обеспечение доступа в здание ДОО и другие условия без которых невозможно или затруднено освоение Программ обучающимися с ОВЗ. Специальные условия должны быть внесены в индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида  (из письма МОиН РФ от 28.02.2014 08-249 «Комментарии к ФГОС ДО»).

    Организация инклюзивного образования строится на принципах: индивидуального подхода; поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации); социального взаимодействия; междисциплинарного подхода ; вариативности в организации процессов обучения и воспитания; партнерского взаимодействия с семьей; динамического развития образовательной модели детского сада

    При правильной организации инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение, направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

     Все участники воспитательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ограниченными возможностями здоровья, несмотря на имеющиеся у них нарушения.

    Дети – это будущие члены общества, и если сегодня для них будет обычным общение с детьми с ОВЗ, то в будущем мы будем воспринимать людей с проблемами в развитии, как полноценных членов общества.

    Список литературы:

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования:  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г.   № 1155

     2. Инклюзивное образование,  http://www.deti.rian.ru/grani

    3. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / сост. Л.В. Голубева, Волгоград: Учитель, 2011 

    4.Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19-20 июня 2008 года. – СПб: Изд-во РПГУ им. А.И.Герцена, 2008

    5. С.В.Алехина «Инклюзивное образование в России» (электронный ресурс)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Доступное, качественное дошкольное образование в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

    С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только дост...

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: новые перспективы» Секция «Дети в музее»

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ   ЧТЕНИЯ«Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования:новые перспективы»Секция «Дети в музее»...

    Семейное воспитание и дошкольное образование в контексте реализации ФГОС дошкольного образования

    Семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта м...

    Статья "Использование здоровьесберегающих приёмов Су-джок терапии в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ" в сборнике "Реализация ФГОС дошкольного образования как условие повышения качества дошкольного образования" 07 июня 2018г.

    Одной из главных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому деятельность педагогов направлена на то, чтобы дети...

    Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

    Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

    Выступление на региональной научно - практической конференции "Реализация ФГОС дошкольного образования как условия повышения качества дошкольного образования"

    Вы задумывались, что чаще всего родителей интересуют оценки их детей в школе по математике? Большинство взрослых считают, что этот школьный предмет самый важный. Если оценки хорошие, учеба удалас...