Использование кубиков Никитина «Сложи узор» в работе учителя - дефектолога
статья по коррекционной педагогике на тему

Виеру Наталья Сергеевна

Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. У детей с ЗПР отмечаются трудности в формировании зрительного и слухового  восприятия, недоразвитии внимания (неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость), памяти (произвольность и объем запоминания); отставание в развитии мыслительных процессов (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование) и речи.

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Поэтому задача учителя – дефектолога по развитию высших психических функций у детей с ЗПР решается через игру. Ярким представителем таких игр являются кубики Никитина «Сложи узор». Кубики Никитина - широко известная развивающая игра.

Интеллектуальная игра Никитина - замечательный двигатель в развитии ребенка.  По результатам проведенных занятий можно сделать вывод о том, что у детей развивается связная речь; способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности; повышается устойчивость и концентрация внимания; развивается слуховое и зрительное восприятие (ребенок узнает известные ему предметы в незнакомом ракурсе), скорость восприятия; повышается активный словарный запас и уровень знаний об окружающем мире; дети овладевают умением ориентироваться в пространстве.

Данная статья отражает один из вариантов использования кубиков Никитина и имеет практическую значимость.

Ключевые слова: дети с ЗПР; кубики Никитина «Сложи узор»; восприятие; внимание; память; мышление; развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_kubikov_nikitina_slozhi_uzor.docx877.92 КБ

Предварительный просмотр:

Виеру Наталья Сергеевна

г. Архангельск. МБДОУ Детский сад № 183

vieru1010@rambler.ru

 

Использование кубиков Никитина «Сложи узор»

в работе учителя - дефектолога

Психическое развитие ребенка — сложный, генетически обусловленный процесс последовательного созревания высших психических функций (ВПФ), реализующийся под влиянием различных факторов внешней среды.

Одной из главных задач в работе учителя – дефектолога является развитие и коррекция внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия, мышления, речи. Для решения этой задачи активно используются кубики Никитина «Сложи узор» и альбом заданий «Чудо - кубики» Семеновой Н.Г.

Материальное воплощение игры представляет собой набор из шестнадцати кубиков размером 3х3х3см. Кубики раскрашены в четыре цвета – синий, красный, белый и желтый. Некоторые грани кубиков закрашены полностью одним цветом, на некоторых граница цветов идет по диагонали грани. Из кубиков складывают картинки. Для этого их можно укладывать на плоскую поверхность, можно ставить друг на друга в несколько рядов, или даже складывать из них сложные трехмерные фигуры.

Работа начинается с самых простых узоров: выложить дорожку, башню из кубиков одного цвета; выложить дорожку, башню, чередуя цвета;

C:\Users\user\Desktop\20150605_124400.jpg

           

   C:\Users\user\Desktop\kubiki_nikitina1.jpg

На этом этапе работы развивается зрительное восприятие; повышается концентрация внимания; развивается зрительная память, мыслительные процессы: анализ и синтез. Дети закрепляют знания о цвете; учатся сравнивать предметы по длине, ширине, высоте; учатся соотносить схему узора и сам узор.

 Например, жираф построил высокую башню, а зебра низкую. У волка дорожка короче, чем у гуся, а у гуся длиннее; Далее можно задание усложнить, выложить не по образцу, а по памяти. C:\Users\user\Desktop\20150605_124510_001.jpg

Ребята учатся составлять предложения/рассказ по картинкам.

 Например,  Вороненок, ежонок  и лисенок участвовали в соревновании по бегу. Каждый из них пытался пробежать лучше другого. К финишу первым прибежал вороненок, вторым – лисенок, а третьим – ежонок. Друзья были награждены медалями. Сначала рассказ составляется детьми по наводящим вопросам педагога, далее ребята самостоятельно составляют рассказ. На примере такого задания отрабатываются навыки порядкового счета; умение ориентироваться в пространстве: справа от лисенка находится ежонок, а слева – вороненок; умение называть детенышей животных и птиц.C:\Users\user\Desktop\6010_400_1.jpg

Как только ребенок без труда выполняет данные узоры, то можно переходить на следующий уровень, более сложный, используя кубики, грани которых имеют 2 цвета. По образцу выкладывают домики, заборчики, цветы, новогодние гирлянды, елочки. Такой уровень наиболее сложный для детей с задержкой психического развития (ЗПР), поэтому отводится большее количество времени.

C:\Users\user\Desktop\20150605_124845.jpg

C:\Users\user\Desktop\20150605_124720.jpg

   C:\Users\user\Desktop\20150605_124809.jpg                2-3 лет блоки дьенеша для самых маленьких

На этом уровне так же отрабатывается умение ориентироваться в пространстве; развиваются мыслительные операции; зрительное восприятие внимание; повышается устойчивость и концентрация внимания; память. Дети составляют рассказы по картинкам. На одном занятии берется 1- 2 задания, первое, как правило, легче, а второе более сложное.

Далее после усвоения всего вышеизложенного материала, дети приступают к выполнению еще более сложного задания на развитие мыслительных операций, например, «Составь коврик», «Построй горку», «Собери цифру», «Собери букву».

 Детям предлагается составить из кубиков правую часть ковра, симметричную левой. C:\Users\user\Desktop\20150605_124958.jpg

 C:\Users\user\Desktop\20150605_125105.jpg

     Как только дети справляются, схему узора можно усложнить, используя кубики с двумя цветами на грани.

На занятиях ОО «Познавательное развитие» и «Развитие речи» дети учатся не только сравнивать предметы, множества и величины; счету и пересчету предметов; выделять звуки из ряда других звуков, они должны знать цифры и буквы. На индивидуальных и подгрупповых занятиях ребята выкладывают из кубиков цифры и буквы. Что позволяет закреплять графический образ числа и звука.

Сложи узор. Методика 
Никитина. Развивающие игры

Сложи узор. Методика 
Никитина. Развивающие игры

В течение учебного года происходит пополнение карточек – схем.

Работа с использованием кубиков Никитина «Сложи узор» дает положительные результаты в развитии высших психических функций. У ребят наблюдается положительная динамика в развитии зрительного восприятия и внимания, памяти, мыслительных операций (анализ, синтез), а так же дети лучше ориентируются в пространстве. Как правило, с первых занятий игра притягивает внимание ребенка, увлекает его. Он с нетерпением ждет следующих занятий.

Литература:

  1. Семенова Н.Г. Альбом заданий «Чудо - кубики». ООО Корвет
  2. http://mama.neolove.ru/early_childhood_education/method_nikitin/posobie_nikitinyx_slozhi_uzor.html 
  3. http://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2013/08/12/chto-takoe-zpr

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядный материал для занятий. Кубики Никитина "Сложи узор"

Как известно,кубики "Сложи узор" — одно из самых известных пособий Никитина, мы очень часто используем на занятиях или,как сейчас принято, в совместной организованной деятельности с детьми....

планирование подгрупповых игр-заняний с детьми средней группы по блокам Дьеныша и кубикам Никитина "Сложи узор;

Перспективное планирование на учебный год диактическиз развивающих авторских игр с иллюстрацциями....

Игра -презентация для детей старшего дошкольного возраста по кубикам Никитина " СЛОЖИ УЗОР"(загадки и отгадки )

Что такое кубики НикитинаЗнаменитый педагог Борис Никитин при создании своих уникальных интеллектуальных задач для детей придерживался принципа, что до правил игры ребенок должен додуматься сам. Среди...

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе Тема :"Зимушка-Зима" (кубики Никитина "Сложи узор")

Конспект совместной деятельности создает условия для формирования связной речи посредством интеграции речевой и логико - конструктивной деятельности детей....