Обучение умению составлять описательные загадки на основе сенсорного обследования предметов окружающего мира
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Горобец Светлана Викторовна

Обогащение познания детей с амлиопией и косоглазием через обучение умению составлять описательные загадки на основе сенсорного обследования предметов окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorobets.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Горобец С.В.

г. Копейск

Обогащение познания детей с амлиопией и косоглазием через обучение умению составлять описательные загадки на основе сенсорного обследования предметов окружающего мира

        Введение новых технологий при обучении дошкольников продиктовано изменением современной педагогической ситуации, характеризующейся гуманизацией педагогического процесса, обращением к личности ребенка, отходом от информативно-рецептурного обучения, основанного на повторении, подражании и прослушивании, в процессе которого у ребенка в значительной мере утрачивается  его врожденное исследовательское поведение, теряется способность самостоятельно мыслить, самостоятельно познавать окружающий мир. Перед современными педагогами ставится  главная задача – воспитание творческой, думающей  личности.  И здесь, как одно из эффективных средств развития познания детей выступает описательная загадка. Она становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования предметных представлений, сенсорных эталонов. Использование загадок на занятии усиливает эмоциональную насыщенность, активность детей, их заинтересованность к окружающему, этому в значительной мере способствует предметность, яркость и конкретность образа, что лежат в основе загадки.

        Коррекционно-развивающие возможности описательной загадки многообразны. Наиболее важны из них:

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

- развитие сенсорной сферы;

- воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

- стимуляция умственной активности;

- развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения. 

Обучение детей составлению и отгадыванию загадок требует большого терпения и подготовительной работы. Оно начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении.

        Развитие всех психических процессов дошкольника является основой при отгадывании загадки, а предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, является главным условием, обеспечивающим понимание и правильное отгадывание загадки.

        Поэтому, решение проблемы обогащения ребенка знаниями об окружающей действительности, развития сенсорного восприятия и повышения эмоционального настроя дошкольника происходит путем организации совместной познавательной деятельности с помощью обучения детей с нарушениями зрения умению составлять и отгадывать описательные загадки с использованием схем-алгоритмов.

        Подготовительный этап обучения составлению описательных загадок начинается уже в младшем возрасте, при развитии зрительной реакции на предметы окружающего мира, умении замечать и анализировать основные самые выразительные, самые существенные признаки: форму, цвет, величину предмета. Загадки тем и полезны, что во время их проработки ребенок учится рассматривать предмет, обнаруживать его признаки. Учитывая, что активные действия ребенка на занятии являются неотъемлемой его частью, а мышление дошкольника наглядно-действенное, особое место в работе с детьми играет наглядный, поэтому при составлении описательных загадок в этом возрасте используются по возможности натуральные предметы, например, овощи и фрукты.  В целях развития познавательного интереса, выбрать для описания понравившийся овощ или фрукт предлагается ребенку самостоятельно. Для накопления и совершенствования чувственного опыта детей работа строится таким образом, чтобы у воспитанников складывалось как можно более полное представление о том или ином продукте. Любой овощ или фрукт рассматривается многоаспектно, с опорой на как можно большее количество анализаторов: трогаем его на ощупь, определяя их твердость, вес и фактуру, а в конце занятия обязательно пробуем на вкус.

Описание должно быть полным, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательным, логичным, точным. Детям с нарушениями в развитии, для которых является трудностью актуализация названий качеств и свойств предмета предлагается воспользоваться подсказкой, т.е. схемой-алгоритмом, отражающим описание цвета, величины, формы предмета, вкусовых качеств, места произрастания (в огороде на грядке или  в саду на дереве), описание предмета на ощупь, и называние того, что из этого продукта можно приготовить.

        При разработке схемы-алгоритма описательных загадок важно опираться на естественно-генетический путь усвоения знаний о предмете через сенсорные каналы (зрительное, слуховое, тактильное восприятие). При этом первая часть схемы-алгоритма включает соответствующую символику:

- через символ «глаз» дети учатся вычленять признаки цвета, формы, величины;

- «рот» – вкусовые ощущения;

- «рука» – фактурные признаки предмета;

- для обозначения логических признаков (отнесенности предмета к определенной группе) применяю «знак вопроса».

В младшем дошкольном возрасте при описании загадки целесообразно использовать первые четыре параметра алгоритма, поскольку в этом возрасте у детей уже, как правило, сформированы представления о цвете, величине, иногда вкусе предметов, причем эти качества являются функционально значимыми (лимон только желтый и кислый, огурец – зеленый). В старшем возрасте предлагается более полное описание признаков, поэтому к ним добавляю место произрастания овоща или фрукта,  блюда, которые можно приготовить из этого продукта и описание предмета на ощупь. Для описания используются изображения овощей и фруктов (цветное, силуэтное, контурное).  В подготовительной к школе группе при составлении и описании загадки использую соревновательный момент ("Кто точнее (быстрее, полнее) составит и опишет загаданный продукт"). На заключительном этапе каждый ребенок составляет и описывает свой овощ или фрукт, а остальные отгадывают.

        Описательная загадка – это краткое описание предмета, его свойств и качеств, без называния самого предмета, что и является самым трудным для ребенка. Поэтому, чтобы малыш не называл самого предмета, вводится условное обозначение в виде пустого окошка, на котором появляется изображение загаданного предмета после описания всех качеств и свойств.

        При обучении составлению описательной загадки с помощью условных обозначений, используются следующие приемы:

- деление овощей и фруктов по одному из признаков, выбор соответствующего условного обозначения;

- выкладывание условного обозначения и подбор соответствующего ему овоща и фрукта;

- показ предмета и выбор соответствующего ему условного обозначения по каждому из признаков;

- показ предмета и условного обозначения по каждому признаку, определение и исправление ошибки;

- показ двух предметов и условных обозначений к одному из них, определение детьми, какой предмет спрятан в загадке;

- выкладывание условных обозначений, помощь исправление ошибок у другого ребенка;

- выкладывание условных обозначений к загаданному ребенком предмету;

- отгадывание описательной загадки, зарисовывание отгадки. Очень интересно и полезно дошкольникам зарисовать составленную загадку и нарисовать отгадку. Ведь при этом они еще раз вспоминают и прорисовывают каждое свойств и качеств овоща и фрукта, развивают зрительно-моторную координацию и память.

Простота, лаконичность и ясность условных обозначений делают обучение доступным, запоминаемым и используемым детьми.

Чем ниже острота зрения ребенка, уровень актуального развития ребенка, ведущие к пассивности восприятия окружающих предметов и снижению познавательной активности, чем меньше возраст ребенка, тем выше эмоциональный фон занятия – это важная составляющая успеха обучения!

В настоящее время, когда идет поиск новых путей воспитания и обучения детей дошкольного возраста, ставятся вопросы изменения формы и содержания обучения. Систематическая работа по обучению детей с амблиопией и косоглазием составлению описательных загадок является средством совершенствования предметного восприятия, развития его полноты, дифференцированности, и вооружения детей эффективным способом восприятия предметов окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение описательной загадки на основе сенсорного обследования предмета

Формирование у дошкольников умения сочинять описательную загадку на основе сенсорного обследования предмета по технологии Сомковой О.Н....

Консультация для воспитателей ДОУ «Обучение детей составлению описательных рассказов на основе схем-моделей Т.А.Ткаченко»

Одна из основных задач массовых дошкольных учреждений – обучение связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли.   Однако, при обучении детей с общим недоразвитием реч...

"Формирование представлений детей о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира"

Доклад на педсовет из опыта ракботы по сенсорному развитию в первой младшей группе....

педагогический проект :« Развитие у детей среднего дошкольного возраста умения составлять описательные рассказы о предметах и повествовательные рассказы из личного опыта»

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современно дошкольном воспитании как общая проблема воспитания...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По теме: развитие умения составлять описательный рассказ по картине В.М. Каратая «Зима в городе» у детей старшей группы дошкольного возраста

занятие проводится с применением ИКТ-технологий. Воспитанники выполняя задания педагога и используя картину на экране, учаться составлять описательные рассказы по ней....

Система работы по формированию умений составлять описательные монологи посредством метода моделирования у детей старшего дошкольного возраста

Развитие связной монологической речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности  ребенка. Име...