Консультация для педагогов Методические рекомендации по формированию у детей с ОНР умения составлять описательные рассказы.
консультация по логопедии по теме

материал для педагогов детских садов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsul_uchrezhdenie.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №26»

Консультация для педагогов

Методические рекомендации по формированию у детей с ОНР умения составлять описательные рассказы.

Подготовила: Козлова Л.А.

Г.Вологда. 2013 г

В МДОУ большое внимание уделяется формированию связной монологической (описательной и повествовательной) речи.

Обучение детей рассказыванию является одним из главных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы. Занятия по  обучению   рассказыванию  влияют на формирование психических процессов и познавательных способностей  детей. Обучение рассказыванию играет важную роль в развитии монологической формы речи.

При проведении занятий по обучению составлению описательных рассказов  стоят следующие основные задачи:

  1. Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
  2. Формирование навыков построения связных монологических высказываний;
  3. Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
  4. Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных  с  формированием устного речевого общения.

Формирование у детей навыков построения связных развёрнутых высказываний в свою очередь включает:

  1. Усвоение норм построения такого высказывания (соблюдение последовательности)
  2. Передача событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершённость каждого фрагмента, соответствие его теме сообщения и др.);
  3. Формирование навыков планирования развёрнутых высказываний; обучение детей выделению основных смысловых звеньев рассказа;
  4. Обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.

Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной специальной педагогике.

Ведущими из них являются:

  1. Принцип опоры на развитие речи в онтогенезе с учётом общих закономерностей формирования различных компонентов речевой системы в период дошкольного детства в норме;
  2. Овладение основными закономерностями  грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений;
  3. Осуществление тесной взаимосвязи в работе над различными сторонами речи - грамматическим строем, словарём, звукопроизношением и др.

Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей. Особое внимание уделяется при этом обучении. Тем видам связных высказываний, которые прежде всего используются в процессе усвоения детьми знаний в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения.

Работа по формированию связной речи детей строится также в соответствии с общедидактическими принципами (систематичность в обучении, учёт возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей; направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности).

    Обучение осуществляется поэтапно и включает  следующие основные виды работы:

         - подготовительные упражнения к описанию предметов;

         - формирование первоначальных навыков самостоятельного описания;

         - описание предметов по основным признакам;

          -обучение развёрнутому описанию предмета (с включением различных признаков-микротем);

          -закрепление навыков описания, в том числе в процессе игровых и предметно-практических действий;

          -подготовку к обучению сравнительному описанию предметов.

На первом подготовительном этапе – 1 период обучения в старшей группе, особое внимание уделяется развитию у детей целенаправленного сенсорного восприятия и элементарного анализа воспринимаемого предмета; формированию установки на использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога; овладению необходимыми лексико-грамматическими средствами. Работа на этом этапе включает: упражнения на узнавание предмета по его описанию; сравнение предметов по существенным признакам; упражнения на составление словосочетаний и предложений с опорой на зрительное и тактильное восприятие предмета. Упражнения проводились с использованием материала рядя лексических тем («Овощи», «Фрукты», «Игрушки» и др.), в соответствии с программой обучения детей старшей возрастной группы.

Узнавание предмета по его описанию проводится в игровой форме с использованием игр-лото, игрушек и муляжей предметов. Например, при работе с лото дети получали карты с изображением предметов той или иной тематической группы. Педагог даёт развёрнутое словесное описание одного из предметов. Дети, у которых на карте лото имелось изображение этого предмета, закрывали его фишкой, а затем отвечали на вопросы, направленные на выделение некоторых отличительных признаков предмета (цвет, форма, величина, характерные особенности строения и др.).

Аналогично проводится работа с пособием «Предмет и изображение» с использованием деревянных моделей предметов. Ребёнок должен соотнести объёмную модель предмета с его графическим изображением на карте. Это способствует развитию внимания, уточнению наглядных представлений о предмете и установлению новых смысловых связей (наглядный образ – словесное обозначение предмета), что в свою очередь важно для расширения словарного запаса.

Упражнения в отгадывании загадок, включающих ритмизованные (стихотворные) описания предметов, проводятся с использованием как натуральных предметов и игрушек, так и игровых пособий – лото, электровикторин и др. После отгадывания загадок дети поочерёдно отвечают на вопросы, связанные с выделением признаков предмета, о котором говорилось в загадке.

При проведении упражнений на сравнение предметов предварительно уточняются понятия формы, цвета, и других отличительных признаков. Вначале дети упражнялись в сравнении однотипных предметов, отличающихся каким-либо одним признаком (например мячи, пирамидки разного цвета, но одинаковой величины); затем сравнивались предметы, относящиеся к одной тематической группе. В дальнейшем переходим к сравнению предметов различных групп, но имеющих 1-2 общих признака (мяч – арбуз – помидор). Такие упражнения способствуют развитию зрительного и слухового восприятия, внимания к понятийной стороне речи и подготавливают детей к самостоятельному описанию предметов.

Последующее обучение (2-3 периоды) предусматривает переход от составления детьми (с помощью педагога) описания простого предмета к более самостоятельным и развёрнутым высказываниям (описание по вопросам, по плану-схеме; без предваряющего плана, с опорой только на образец).

Для описания по вопросам подбираются предметы и игрушки с ярко выраженными, легко определяемыми при восприятии признаками (мяч, арбуз, морковь, лимон и др.). Первоначально такие описания состоят из 4-5 фраз и включают определение (называние) предмета, перечисление его основных внешних признаков (форма, цвет, величина) и некоторых отличительных свойств. Составление описания по вопросам предваряется образцом, который даёт педагог. Например: «Это лимон. Лимон жёлтого цвета. По форме лимон овальный. На ощупь он твёрдый. На вкус лимон кислый». Такой образец даёт детям обобщённое представление в форме высказывания-описания и ориентирует их на развёрнутые фразовые ответы. При затруднениях в составлении ответов используется приём дополнения предложения, начатого педагогом, с последующим повторением ребёнком всей фразы. Описание предмета, составленное 1-2 детьми по вопросам, затем целиком повторялось педагогом.

После проведения серии таких занятий дети переходят к описанию предметов по предваряющему плану. При этом последовательно используется наглядный и речевой материал как ранее пройденный, так и других лексических тем. Дети усваивают определённую схему высказывания; у них формируется представления об основных структурных частях текста-описания. Использование их на занятиях заметно облегчает составление описательных рассказов, делает их четкими, связными и последовательными. Большое значение надо уделять выбору мотивации. Мотив речевой деятельности должен соответствовать возрасту и интересам детей, от этого во многом зависит ее результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект :« Развитие у детей среднего дошкольного возраста умения составлять описательные рассказы о предметах и повествовательные рассказы из личного опыта»

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современно дошкольном воспитании как общая проблема воспитания...

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у детей с ОНР умения работать по словесной инструкции».

Воспитатель должен определить, в какой мере дети способны выполнять общие инструкции. Это можно легко проверить на заданиях типа: «Кружки», «Словесные диктанты», «Графиче...

Консультация для родителей «Учим детей составлять описательный рассказ по мнемотаблице»

Материал для ознакомления родителей  с возможностями приемов мнемотехники....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По теме: развитие умения составлять описательный рассказ по картине В.М. Каратая «Зима в городе» у детей старшей группы дошкольного возраста

занятие проводится с применением ИКТ-технологий. Воспитанники выполняя задания педагога и используя картину на экране, учаться составлять описательные рассказы по ней....

Система работы по формированию умений составлять описательные монологи посредством метода моделирования у детей старшего дошкольного возраста

Развитие связной монологической речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности  ребенка. Име...

Как научить ребенка составлять описательные рассказы по картинкам и мнемосхемам (консультация для педагогов)

Умение составлять рассказ по картинке развивает языковые навыки. Когда ребенок  рассказывает историю по картинке, он учится использовать разнообразную лексику, правильно строить  предложения...