Консультация для родителей «Учим детей составлять описательный рассказ по мнемотаблице»
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Елена Викторовна Козлова

Материал для ознакомления родителей  с возможностями приемов мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_opisatelnyy_rasskaz.docx230.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Учим детей составлять описательный рассказ по  мнемотаблице»

    Одна из основных задач по развитию речи детей дошкольного возраста – обучение связной речи, умению чётко, последовательно излагать свои мысли. Это необходимо  для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

   Связная речь – это развёрнутые высказывания, которые позволяют человеку последовательно изложить свои мысли, сделав их понятными для других людей.

При составлении различных по сложности высказываний, усиливается роль и значение самостоятельного оформления сюжета и подбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка, т.к. отсутствуют готовые авторские формы.  Это требует более высокого уровня интеллектуального и речевого развития, т.е. сформированности лексико-грамматического строя, более интенсивной познавательной деятельности, совершенствования всех познавательных процессов, а, следовательно, усиленной и углубленной предварительной работы, подготавливающей речевую и интеллектуальную базу для составления рассказов.

Самым сложным видом рассказывания является описательный рассказ,  он вызывает наибольшие затруднения у дошкольников.

Особенности описательного рассказа:

- в отличие от повествовательного рассказа, описательный рассказ не имеет сюжета;

- в описательном рассказе отсутствует временная последовательность, тогда как в повествовательном - события передаются в определенной временной последовательности;

-речь более образная, с большим количеством признаков предметов (прилагательных) и признаков действий (наречий);

   Эффективным методом по обучению детей составлению описательных рассказов, является рассказ с опорой на мнемотаблицу. Использование планов - схем способствует совершенствованию связной речи и облегчает обучение детей составлению описательных и сравнительных рассказов.

 Факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

1.Один из таких факторов - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки и производимые с ними действия.

2.В качестве второго вспомогательного фактора является план высказывания (схема), где есть все конкретные элементы высказывания. Важно также, что каждое звено высказывания последовательно сменяется другим.

              https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/s/Sd6gtJhDMuEKbcFxOyZ345malqIYTBrP8vX1nj0o7w/slide-12.jpg

 Примерная структура описательного рассказа:

- название предмета или явления, описываемого в рассказе;

- характерные признаки предмета или явления (внешние и внутренние);

- назначение предмета или явления и как с ним взаимодействовать;

- какую пользу приносит;

- отношение к данному предмету или явлению.

 Структура плана, вытекающая из структуры рассказа:

 1. Кто это или что это?

2. Внешний вид (форма, цвет, размер, материал….).

3. Характерные признаки предмета или явления.

4. Назначение (где используется, какую приносит пользу…).

5. Отношение к описываемому предмету или явлению.

Закрепить с детьми полученные ими навыки в детском саду по составлению описательных рассказов вы можете дома, по дороге домой, в детский сад, используя уже не сами схемы, а игры, основанные на них.

Подготовила воспитатель Козлова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Обучение детей составлению описательных рассказов по системному оператору"

Систематизация объектов рукотворного мира осуществляется с помощью таблицы,которая носит название системный оператор.Модель системный оператор-это 9 экранов,которая зарисовывается на листе ватмана,мел...

Мастер – класс «Как правильно учить детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице».

Мастер – класс  «Как правильно учить детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице».Мнемотаблицы для составления описательных рассказов для детей старшего и подготовительного возраста.Це...

Консультация для воспитателей "Обучение детей составлению описательных рассказов с помощью схем", 2020

Слово, опирающееся на ясные  и чёткие представления, обогащает ребёнка знаниями, развивает фонематические способности, помогает развитию мышления, памяти, внимания....

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов дошкольного образования НА ТЕМУ: «Как правильно учить детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице»

Целевые ориентиры: - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание; - сохранение и воспроизведение информации; - развитие речи. Задачи: - развитие памяти; - логического...

Консультация для родителей Учим детей пересказывать рассказы"

ПЕРЕСКАЗ - это связное выразительное творческое воспроизведение литературного образца в устной речи, один из видов монологической речи.Это сложный умственный навык, который формируется постепенно...

Консультация для родителей "Учим детей составлять рассказы по картинкам"

Придумывание рассказа — очень трудная задача для малыша, поэтому на первых порах ему требуется помощь взрослых....