Гиперактивный ребенок
консультация по коррекционной педагогике на тему

Лейман Оксана Николаевна

Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon giperaktivnye_deti.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК

  1. Портрет гиперактивного ребенка.

 

Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым.

Малыш, встает на ножки, сразу бежать, с тех пор торопится, опережая сам себя. Он весь как будто на шарнирах. Особенно непослушные руки, они все трогают, хватают, ломают, дергают, бросают. А ноги?  У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба», его ноги  целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Но, стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему?», «зачем?». А если и задает, то забывает выслушивать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть нарушение координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает, тело его в царапинах и шишках, но тем не менее он снова набивает те же «шишки», не делая вывод из предыдущего опыта. У такого малыша инстинкт самосохранения как будто совсем нет. Неусидчивость, рассеянность, невнимательность, негативизм -  характерные черты его поведения. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет себя агрессивно. Обычно он самый шумный, в центре драки, кутерьмы, так, где баловство, проказы. Такой малыш с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания. Самооценка у него чаще всего заниженная. Малыш не знает что такое расслабление, успокаивается, только когда спит. Но днем его не уложить, спит лишь только ночью, но очень беспокойно. В общественных местах такой ребенок сразу привлекает к себе внимание окружающих, потому что пытается все трогать руками, везде залезть, что-то схватить, совершенно не слушается взрослых. Родителям гипперактивных детей приходится несладко с самого рождения малыша. С таким малышом постоянно приходится быть рядом, следить за каждым его движением.

  1. Причины гиперактивности.

В течении нескольких десятилетий и в нашей стране и за рубежом проводились биохимические обследования работы мозга таких детей, в результате которых было выявлено снижение метаболической активности в лобной и средней долях головного мозга, то есть в тех областях, которые ответственные за контроль поведения. Таким образом, не следует обвинять ребенка в отсутствии желания или волевых усилий ( «может, но не хочет!»), необходимо понять, что проблемы связанные с его обучением и воспитанием, являются результатом изменений биохимической активности мозговых структур(«хочет, старается, но не может!»)

На сегодняшний день количество таких детей растет с каждым годом.  

Среди причин возникновения выделяют три основных:

    а) генетические (наследственная предрасположенность );

    б) биологические ( органическое поражение головного мозга во время    беременности, родовые травмы).

    в) социально психологические ( микроклимат в семье, алкоголизм родителей, проживания, неправильная линия воспитания).

 Так же выделяют три варианта течения СНВГ в зависимости от преобладающих признаков:

  1. Синдром гиперактивности без дефицита внимания.
  2. Синдром дефицита внимания без гиперактивности
  3. Синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивнсоть (наиболее распространенный вариант)

Кроме того, выделяют простую и сложную форму заболевания. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикание, нарушение сна.  

  1. Как определить, является ли Ваш ребенок гиперактивным.

Гиперактивность (СДВГ)- медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Мы же можем заметить особенности поведения, определенные симптомы и обратится к врачу – невропатологу, психологу- за консультацией, а затем с ними помогать ребенку. Если диагноз «гиперактивность» поставлен достаточно рано и родители и педагоги выполняют рекомендации специалистов, к школе симптомы сходят на нет. Но, к сожалению, многие родители обращаются за помощью, когда ребенок уже посещает школу и, начались проблемы с учебой. Резко ухудшается общее состояние и поведение ребенка, теряется интерес к учебе, не усваивается программа, появляется неадекватное поведение.

Чтобы определить есть ли у Вашего ребенка особенности, характерные для детей с гиперактивностью, ознакомьтесь с критериями, по которым она определяется.

  При невнимательности.

  • отличается нарушением устойчивости внимания ( не может долго сосредоточится на интересном занятии);
  • слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение;
  • с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;
  • имеет трудности в организации ( игры, занятия);
  • часто теряет вещи;
  • избегает скучных задач и таких, которые требуют умственных усилий;
  • часто бывает забывчив;

   

 Сверхактивность

  • ерзает, не может усидеть на месте;
  • проявляет беспокойство (барабанит пальцами, постоянно двигается, даже сидя)
  • мало спит даже в младенчестве;
  • находится в постоянном движении ( с «мотором»);
  • говорлив;

Импульсивность

  • отвечает до того как его спросят;
  • не способен дождаться очереди;
  • часто вмешивается прерывает разговор;
  • резкие смены настроения;
  • не может отложить вознаграждение ( сразу и сейчас);
  • не подчиняется правилам поведения  (игра);
  • имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен на других нет).

  Если в возрасте 7 лет проявляются 6 из перечисленных моментов, требуется консультация специалистов. Важно не перепутать проявление гиперактивности с различными заболеваниями, а также с темпераментом холерика.

                                   

  1. Как помочь гиперактивному ребенку.

- Установить причину, проконсультироваться со специалистами.

  Часто в анамнезе такого ребенка есть родовая травма, и ему ставится диагоноз: ММД (минимальная мозговая дисфункция).

- Если врач-невропатолог назначает курс лекарств, массажа, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации.

- Сообщать педагогам, о проблемах ребенка, чтобы они учитывали особенности поведения, дозировали нагрузку (врач).

 - Всегда убирайте опасные предметы с поля зрения малыша (острые, бьющиеся предметы, лекарства, бытовую химию и др.).

 - Вокруг ребенка должна быть спокойная обстановка.

 - С таким ребенком необходимо общаться мягко, спокойно, т.к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» как положительными, так и отрицательными эмоциями.

 - Не превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребенком, чтобы он был таким, как другие сверстники.

 - Не допускайте перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей.

 Обязательно дневной отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки должны сменятся спокойными играми, прием пищи в одно и тоже время.

 - Старайтесь делать меньше замечаний, лучше отвлеките ребенка, Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту.

 -Чаще хвалите за то, что получается. Хвалите не слишком эмоционально во избежание перевозбуждения.

 - Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. Разговаривая с ребенком, смотрите ему в глаза.

- Не заставляйте ребенка долгое время спокойно сидеть. Если Вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку. Малыш может встать походить, задать вопрос.

Следите за ним, если вопросов становится слишком много и не по теме, ребенок ушел в другой угол комнаты, значит - он устал.

 - Приобщайте ребенка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии.

 - Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет сосредоточиться легкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения или другого занятия.

- Гиперактивный ребенок - «особый», является очень чувствительным, он остро реагирует на замечание, запреты, интонацию. Иногда ему кажется, что его совсем не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании.

- Нужно помнить, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит, Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без отрицательных эмоций и комплексов.

Чтобы помощь гиперактивным детям была эффективной, лучше браться за нее «всем миром». Это значит, что каждый специалист, работающий с ребенком, может внести свой вклад. Так, невропатолог назначит медикаментозную  поддержку, воспитатели и педагоги могут позаботиться о том, чтобы адаптировать предъявляемые требования под возможности ребенка, применять правильные методы в поощрении и пересечении каких-то поведенческих проявлений. Но помимо вышеперечисленного у ребенка необходимо тренировать навыки управления своим вниманием и поведением.  Именно в этом лучше всего может помочь игра.

Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально и только потом постепенно вводить его в групповые игры, так как индивидуальные особенности таких детей, мешают им сосредоточиться на том, что предлагает взрослый, если рядом есть сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и его неумение придерживаться правилам групповой игры могут провоцировать конфликты среди играющих детей.

В коррекционной работе игры должны быть подобраны в следующих направлениях:

- игры на развитие внимания;

- игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);

- игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);

- игры, способствующие закреплению умения общаться.

       

Педагог-психолог                                           О.Н.Лейман.

ЙОГОВСКАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

  1. Дети ходят по кругу друг за другом и гудят, как паровозики.
  2. Останавливаются, встают в круг.  
  3. «Заводят будильник» - сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения у солнечного сплетения.
  4. «Будильник зазвонил»: З-з-з. Мы его остановим – дети слегка ударяют ладошкой по голове.
  5. «Лепят личико» - проводят руками по краю лица.
  6. « Лепят волосики» - нажимают подушечками пальцев на корни волос.
  7. « Лепят бровки» - проводят кончиками пальцев пол бровям.
  8. « Лепят глазки» - трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз, Моргают глазами.
  9. «Лепят носик» - проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.
  10. «Лепят ушки» - пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.
  11. « Лепят подбородок» - поглаживают подбородок.
  12. « Рисуют носиком солнышко» - крутят головой, рисуют носиком лучики – выполняют соответствующие движения.
  13. Произносят хором: « Я хороший, добрый, красивый», гладят себя по голове.

Рекомендации для педагогов или правила работы

 с гиперактивными детьми  

  1. В  своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи, Это помогает укрепить уверенность в собственных силах.

  1. Снизите требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

  1. Используйте тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

  1. Избегайте повторения «нет» и «нельзя».

  1. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

  1. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог, его завершить.

  1. Для подкрепления устных инструкций, используйте зрительную стимуляцию.

  1. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).

  1. Поддерживайте четкий распорядок дня.

  1. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

  1. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность.

  1. Помните о том, что присущая детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивность, хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

              Педагог – психолог                                 О.Н. Лейман

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и  педагогам гиперактивного ребенка.   Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА» «КАК ПОМОЧЬ ГИПЕР...

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и  педагогам гиперактивного ребенка.   Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

Гиперактивность. Гиперактивный ребенок.

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следс...

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком».

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком»....

Советы родителям гиперактивного ребенка. Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия.

Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же ...

Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный?

Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но, если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же...