Игры и игровые упражнения, направленные на улучшение социальной адаптации детей с проблемами в речевом развитии.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Кудреватова Ольга Викторовна

В сообщении рассказывается об играх и игровых упражнения, направленных на улучшение социальной адаптации детей с проблемами в речевом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialna_adaptatsiya_2.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Социальная адаптация (от лат. adapto - приспособляю и socium - общество) - активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, существующих в обществе. Проблема социальной адаптации личности является одной из наиболее сложных.  Трудности социальной адаптации зачастую связаны с расстройствами в речевой сфере.

Дошкольный возраст имеет важное значение для формирования процесса социальной адаптации человека. Когда ребенок приходит в дошкольное учреждение, в качестве адаптирующего фактора выступает уже не только семья, но и коллектив сверстников, который является простейшей моделью реализации конечной цели адаптации - интеграции в общество. В этот момент коллектив становится центральным звеном связи между личностью и обществом. В процессе общения со сверстниками происходит накопление социального опыта, являющегося основой социально-психологической адаптации.

Обеспечение социальной адаптации развивающейся личности, ее вхождения в социум находится в тесной взаимосвязи с процессом общения и взаимодействия. Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

 Присущая детям с нарушениями речи  несформированность речевой деятельности, проявляющаяся в трудностях накопления языковых знаков или объединения их в процессе речевого высказывания, порождает специфические черты речевого поведения - неумение устанавливать контакт с собеседником, снижение речевой активности и т. д.   Наблюдаемое у детей с нарушениями речи неумение инициировать диалог, привлекать внимание собеседника, поддерживать речевой контакт, начать и закончить коммуникацию как некое речевое событие затрудняет их вхождение в социальную среду.

Исследование Ю.Ф. Гаркуши и В.В. Коржевиной  особенностей общения старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) со взрослыми показало, что у большинства детей преобладает ситуативно-деловая форма общения. Такие дети выбирают в первую очередь общение, выступающее на фоне совместной со взрослыми игровой деятельности. Небольшему числу детей присуща внеситуативно-познавательная форма общения. Она связана с чтением взрослыми книги, во время которого дети задают вопросы. Однако после прочтения дети с трудом отвечают на поставленные вопросы о прочитанном, испытывают большие трудности при его пересказе. К внеситуативно-личностному общению интереса не обнаруживают.

Бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания препятствуют осуществлению полноценного общения у детей с нарушениями речи. Следствие этих трудностей - неразвитость форм коммуникации, особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.

O.A. Слинько  изучала особенности развития личности и формирование межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи. Она выявила, что отношения между детьми в группе не всегда складываются как положительные. Это обусловлено тем, что выделяются дети с несдержанностью, излишней импульсивностью, и это, в свою очередь, часто приводит к возникновению конфликтов. Однако в группе также можно наблюдать детей, которые проводят в одиночестве большую часть времени.

О.С. Павловой  было установлено, что среди «непринятых и «изолированных» чаще всего оказываются дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами, находятся в состоянии неуспеха во всех видах детской деятельности.

Обращает на себя внимание также невысокий уровень развития игровой деятельности дошкольников с ОНР: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность. Часто дети  вообще не могут занять себя каким-либо делом, что говорит о недостаточной сформированности у них навыков совместной деятельности.

Самосознание - специфическая сфера познавательной деятельности человека, результат познания, направленного на изучение самого себя.

Очень важной для формирования личности ребенка с ОНР является проблема осознания своего дефекта.

Самооценка и уровень притязаний оказывают большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности ребенка и его поведения в целом. У детей с ОНР обычно заниженная самооценка, о чем свидетельствуют их нерешительность, малообщительность, недоверчивость, молчаливость, скованность в движениях. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность, заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, однако при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними.

Указанные особенности в развитии детей с нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы по коррекции и развитию всех компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности в целях оптимальной и эффективной адаптации детей с выраженными нарушениями речи к условиям и требованиям социума.

Главное направление игр и упражнений:

1. Создать благоприятный эмоциональный фон, максимально спокойную и доброжелательную атмосферу для свободного общения и игры;

2. Формировать доверительные, теплые, искренние отношения между детьми и взрослыми;

3.Формировать навыки общения, свободного и открытого проявления эмоций и чувств;  

4.Учить различать основные эмоции и состояния, вырабатывать умение регулировать настроение;

5. Вызывать у детей множество приятных эмоций, чувство общности со своими сверстниками;

6.Способствовать повышению самооценки ребенка и снижения тревожности.

Игра «Хоровод друзей».

Под музыку дети водят хоровод, танцуют, веселятся и радуются.

Игра «Давайте познакомимся». (слайд)

Дети по кругу называют свое имя и спрашивают, как зовут другого ребенка: «Меня зовут Даша, а тебя? Меня - Данил, очень приятно».

Игра «ласковое имя».

Подобрать  ласковые варианты своего имени. (Например: Настя: Настенька, Настюша)

Игра «Приветствие».

Игра с мячом. Передача мяча по кругу со словами приветствия и ласковым называнием имени ребенка. «Здравствуй, Сашенька! Я рада тебя видеть», «Здравствуй, Дашенька!», «Хорошо, что ты пришла сегодня в детский сад!»

Игра «Кто позвал тебя, узнай, мое имя отгадай».(слайд)

Дети сидят на стульях. Один ребенок выходит в центр, встает спиной ко всем и закрывает глаза. Взрослый вызывает ребенка, он подходит к ребенку, который стоит с закрытыми глазами и называет его имя. Ребенок открывает глаза и  угадывает того, кто его позвал.

Игра «Предложи дружбу кому-нибудь из ребят». (слайд)

Улыбнись, подойди к тому ребенку, с которым тебе  хотелось бы подружиться, и скажи: «Давай сейчас мы будем дружить». Обрадуйся.

Игра «Зеркальце».(слайд)

•        Посмотри в зеркальце.

•        Улыбнись.

•        Нахмурься.

•        Погрусти.

•        Удивись.

•        Рассердись.

•        Разозлись.

•        Напугай.

•        Обидься.

•        Обрадуйся.

•        Развеселись.

Игра «Кто позвал тебя, узнай, мои чувства отгадай».

Дети сидят на стульях. Один ребенок выходит в центр, встает спиной ко всем и закрывает глаза. Взрослый вызывает ребенка, дает ему картинку с эмоциональным состояние. Он подходит к ребенку, который стоит с закрытыми глазами и называет его имя. Ребенок открывает глаза и  угадывает того, кто его позвал, определяет настроение ребенка, который позвал его.

Упражнение «Передай настроение другому». (слайд)

Можно ли передать, изменить настроение?

Волшебная палочка прикасается к одному из детей и говорит о настроении. Ребенок передает голосом это настроение другому по кругу. (Радость, грусть, испуг, интерес, страх, гнев.) Негативное настроение меняется  на позитивное, например, испуг - на уверенность, грусть - на радость и др.

Игра «Добрые слова на прощание». (слайд)

Дети встают в круг, берутся за руки и произносят такие слова:

В детском садике своем

Очень дружно мы живем.

Мы веселые друзья,

Ты и я, ты и я!

(Дотрагиваются к другим детям, стоящим в кругу.)

Игра «Пирамида прощания». (слайд)

Дети по очереди говорят слова-прощания (до свидания, пока, прощайте,  всего хорошего и т. д), складывая при этом свои ладони, друг на дружку по очереди, получается пирамида из ладошек.

Игра «Телефон». (слайд)

Расскажи о своем настроении родным и друзьям. Дети садятся удобно, закрывают глаза, прислушиваются к себе и своему состоянию. По кругу передают телефон, по которому они сообщают мамам о своем настроении.

Игра «Узнай настроение зверей». (слайд)

На стульчиках сидят игрушки-животные, рядом с каждой игрушкой лежит картинка, на которой отражено эмоциональное состояние (грусть, обида, печаль, испуг).

Назови и покажи его эмоцию. Можно ли изменить настроение?

Упражнение «За что меня любит мама».

Дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама.

Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил то, что сказали бы другие. При затруднении дети могут ему помочь.

После этого нужно обсудить с детьми, приятно ли им было, что другие дети запомнили эту информацию. Дети обычно сами делают вывод, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.

На первых порах дети, чтобы показаться значимыми, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме, любят маленькую сестренку... Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.

Игра «Что мне нравится во мне, что мне нравится в тебе». (слайд)

Целы способствовать повышению самооценки и развитию коммуникативных навыков.

Дети смотрят в зеркала и говорят: «Мне нравятся мои глаза...»

Дети смотрят друг на друга и говорят: «Мне нравится твоя улыбка..

Игра «Разговор зверей».

Называние животных, сидящих на стульях.

Как общаются животные? Какие звуки произносят? Произнесите звуки ласково, нежно, тихо. А вот подкрадывается хищник. Животные зарычали строже. Они пугают хищника. Уходи от нас прочь. Как изменились лица животных? Какие злобные стали. Испугались хищники, убежали. Тише. Еще тише. Ласковее. Тишина.

Игра «Театр зверей». (слайд)

Репетиция: «Превращение в домашних животных (кошку, собаку)». «Помурлычем, как кошки. Кошки разговаривают с котятами. Как они мурлычут? Ласково, тихо. А вот к котятам подкрадывается хищник. Мамы-кошки зарычали строже. Они пугают хищника. Уходи от моих котят. Как изменились лица кошек? Какие злобные стали. Испугались хищники, убежали. Тише. Громче. Ласковее». Выступление в театре: «Отгадай, кто я?»

Вариант 1. Один ребенок на сцене показывает движением животного, остальные отгадывают.

Игра «Комплименты».

Учить детей видеть красивое в другом и говорить приятные слова-комплименты.

Дети становятся в круг, выбирается ведущий. Он встает в середину круга и закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу, приговаривая:

Раз, два, три, четыре, пять,

 Постарайся угадать,

 Кто тебя сейчас похвалит,

 Комплимент тебе подарит.

С последним словом дети останавливаются, взрослый дотрагивается рукой до одного из них. Ребенок произносит похвалу, а водящий должен угадать, кто произнес комплимент. В этой игре важно, чтобы дети не повторялись и употребляли разные варианты одобрения.

Игра «Передай мяч».

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч соседу, не уронив его.

Можно усложнить игру: попросить детей играть с закрытыми глазам.

Упражнение «Предновогоднее настроение Снежинки». (слайд)

Волшебная снежинка передает всем ребятам свое настроение (радостное, веселое, светлое, волшебное). Она обещает полететь и рассказать Деду Морозу о настроении ребят и подарках, которые они он него ждут.

Упражнение «Я радуюсь, когда...».

- В одном грустном королевстве жила-была грустная принцесса, звали ее Несмеяна. А как вы думаете, почему она была грустная? Она не знала, что такое РАДОСТЬ. Давайте ей расскажем, что такое Радость. Подумайте хорошенько и закончите предложение «Я радуюсь, когда ...» (взрослый должен записать высказывания детей, а затем поместить их как информацию в раздевалке для родителей).

-        Поняла Несмеяна, что такое Радость, посмотрите, какое лицо  стало у нее (меняется с грустного на веселое).

Игра «Зайки и слоники».

-        Сначала мы с вами будем зайцами-трусишками. Скажите, что делает заяц, когда чувствует опасность. Правильно, дрожит, покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся.

-        Покажите, что делают зайцы, если слышат шаги человека. (Дети разбегаются по группе и прячутся.)

-        А что делают зайцы, когда видят волка?..

Таким образом педагог играет с детьми в течение нескольких минут.

-        А теперь мы станем большими слонами. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. (Дети показывают.)

-        А что делает слон, когда видит человека? Он боится его?

-        Нет, он дружит с ним. Когда он видит человека, он спокойно продолжает свой путь.

Дети в течение нескольких минут показывают большого смелого слона. После проведения игры они садятся в круг и обсуждают, кем им больше всего нравится быть и почему.

Использование игр и игровых упражнений положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкальную); отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игры и игровые упражнения помогли детям успокоится, развить коммуникативные способности. Дети стали общаться друг с другом.

Литература.

  1. Д. В. Володько Коррекционно-развивающие занятия по социальной адаптации детей дошкольного возраста. Минск, 2010г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения, направленных на развитие речи детей в семье

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико.К сожалению, современная семья переживает кризис, и поэтому многие дети испыт...

Презентация "Социальная адаптация детей с проблемами развития"

В презентацию вошли материалы об особенностях развития детей с ОВЗ, задачах, условиях для  обеспечения максимально-возможной социальной адаптации в рамках ограниченных возможностей здоровья....

Игры и игровые упражнения, направленные на развитие речи детей 3-4 лет

Дошкольный возраст — особый период в жизни ребёнка. Именно в этот период малыш получает необходимую ему информацию в основной деятельности — в игре...

Игры и игровые упражнения, направленные на развитие внимания и памяти детей с задержкой психического развития.

Консультация для родителей "Игры и упражнения на развитие внимания и памяти"...

Игры и игровые упражнения, направленные на развитие речи детей в семье

Игры и игровые упражнения, направленные на развитие речи детей в семье...

Статья " Музыкально-театрализованная деятельность как средство улучшения социальной адаптации детей с ОВЗ в условиях Гостевой группы"

   В основу работы Гостевых групп положен механизм временной интеграции, при котором часть воспитанников компенсирующих групп с ОВЗ с оптимальной степенью готовности приходят в ...