Главные вкладки

    Игры и игровые упражнения, направленные на развитие внимания и памяти детей с задержкой психического развития.
    методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

    Садикова Елена Алексеевна

    Консультация для родителей "Игры и упражнения на развитие внимания и памяти"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_na_razvitie_vnimaniya_i_pamyati.docx427.41 КБ

    Предварительный просмотр:

             

     

         Внимание и память – процессы теснейшим образом связаны с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Заниматься этим  необходимо не только на занятиях, но и во время некоторых режимных моментов, в играх, упражнениях.

    На прогулке можно поиграть с детьми в игру «Летает – не летает».

    Взрослый  произносит слова, обозначающие предметы или объекты (галка, санки, дверь, синица, самолет, машина  и т.п.). Если они могут летать, ребёнок поднимает руки вверх; если нет – приседает. Более знаком всем вариант данной игры с мячом: если летает – ловим, не летает – не ловим. По такому же принципу проводятся игры по выделению любого обобщающего понятия (овощи, одежда, деревья, транспорт, игрушки, продукты, мебель и т.п.) Задуманное обобщение можно выделять среди других слов хлопками, прыжками, приседаниями и другие действиями. И здесь тоже поможет мяч – игра «Я знаю 5 названий…»

         Взрослый просит детей посмотреть вокруг и назвать всё зеленое (деревянное, металлическое, живое, высокое, толстое, длинное, кирпичное).

    Такое упражнение увеличивает объем внимания и его устойчивость.

         Во время игры детей в кукольном уголке взрослый может подойти, переключить их внимание на какой-то объект (часы, рыбок, попугая) и незаметно спрятать две-три игрушки среднего размера. А затем предложить детям догадаться, чего не хватает в игровом шкафу, на ковре и т.д.

         Полезно проводить хорошо известные игры: «Чего нет?», «Что изменилось?», «Что прибавилось?», «Разложи предметы так, как я скажу» и т.п.

    ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

    НАЙДИ ДВА ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТА

    Ребёнку предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.

    ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ

    Ребёнку предлагается карточка с изображением 4 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти и объяснить свой выбор.

     

    НАЙДИ ОТЛИЧИЯ

    Ребёнку предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.

    ВЫКЛАДЫВАНИЕ УЗОРА ИЗ МОЗАИКИ ИЛИ ИЗ ПАЛОЧЕК

    Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т.п.

    НАНИЗЫВАНИЕ БУСИНОК

    Ребенку предлагается образец или схема нанизывания бус (например, -ОХОХОХО- -ОООХХХООО- -ООХХОХОХХОО-), нитка или проволока, бусинки. Ребенок собирает бусы.

    СРИСОВЫВАНИЕ ПО КЛЕТОЧКАМ

    Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам. Усложнение: ребёнок рисует узор под диктовку: от точки 4 клетки вверх,  1 влево…

    ЛАБИРИНТЫ

    Ребёнку предлагается пройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения пальцем или карандашом.

    НАЗОВИ ПРЕДМЕТ

    Ребенку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.

    СКОЛЬКО ЧЕГО?

    Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на звук "М", "Д", "С", все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы.

    ДОРИСУЙ

    Ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовать их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т.п.

    ЗАЧЕРКНИ

    Ребенку предлагается таблица, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.

    КОРРЕКТОР

    Материал: листы с крупным печатным текстом. Попросите ребенка находить и вычеркивать в тексте какую-нибудь букву (цифру, геометрическую фигуру). Следите, чтобы он двигался по строкам. Фиксируйте качество работы ребенка (время, за которое он просматривает 3-5 строк, количество ошибок), поощряйте его за прогресс.

    ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

    ЧТО ЗВУЧАЛО?

    Ребенку демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов, различные материалов и предметов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало.

    ЧЕТЫРЕ СТИХИИ

    Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: "земля" - руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

    ПОСЛУШАЙ И ВОСПРОИЗВЕДИ

    Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары палочкой по столу.

    ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ

    МОТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

    КТО ЛЕТАЕТ?

    Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает "летает" и изображает, что машет крыльями. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки.

    СЪЕДОБНОЕ - НЕСЪЕДОБНОЕ

    В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

    УХО - НОС

    Ребенок слушает команду: "Ухо" и дотрагивается до уха. "Нос" - дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться.

    ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ

    Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.

    ЧТО ИСЧЕЗЛО?

    На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

    ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

    На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.

    ХУДОЖНИК

    Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.

    ЗАПОМНИ И ВОСПРОИЗВЕДИ

    Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.

    Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).

    Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.

    ВСПОМНИ И ПОКАЖИ

    Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.).

    ЦЕПОЧКА ДЕЙСТВИЙ

    Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пальчиковые игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.

    Теоретические аспекты игры в процессе развития мелкой моторики  у детей с задержкой психического развития....

    Пальчиковые игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.

    Теоретические аспекты игры в процессе развития мелкой моторики  у детей с задержкой психического развития....

    Пальчиковые игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.

    Теоретические аспекты игры в процессе развития мелкой моторики  у детей с задержкой психического развития....

    Родительское собрание на тему: «Специфика обучения и воспитания в коррекционной группе детского сада для детей с задержкой психического развития. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития детей».

    Родительское собрание на тему: "Специфика обучения и воспитания в корекционной группе детского сада для детей с задержкой психического развития. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития у ...

    Интерактивные дидактические игры для развития умственных способностей у детей с задержкой психического развития

    Интерактивная дидактическая игра – это  современный  метод обучения и воспитания, имеющий образовательную, развивающую и воспитывающую функции в  единстве....

    Использование игровых упражнений в коррекции мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития

    ВведениеАктуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррел...